Ни для кого не секрет, что почти весь российский бизнес непрозрачен. Но что об этом говорить? Не придумало еще наше государство стимулирующих механизмов, чтоб «все вышли из сумрака». Зато сколько чудесных сюрпризов ждет сотрудников компетентных органов, когда они приподнимают завесу тайны... Месяца два назад вся страна узнала о том, что компетентные органы наконец поняли: заявленные несколько сот тысяч мобильных телефонов, официально ввезенных в Россию, — это далеко не все количество, которое тут продается.

И тут такое началось... Понятно, что первым делом опечатали склады оптовиков. Как же без этого? После чего одни эксперты стали объяснять народу, что теперь телефоны подорожают, а другие описывали схемы контрабандного завоза трубок в нашу страну. Тем временем некоторые крупные продавцы телефонов, раньше, кстати, не замеченные в формировании ассортимента исключительно на основе «белых» поставок, заявили, что подлые импортеры их «кинули» наглым образом, поэтому теперь все телефоны они будут ввозить сами. И ведь действительно начали. Но несмотря на уверения, что «мы возим телефоны вагонами», дешеветь трубки не стали. А таможенные склады «трясут» до сих пор.

Скандальчик получился громкий, но не единственный в своем роде. Любая отрасль отечественной экономики, связанная с импортом, либо прошла, либо пройдет через это в ближайшее время. И казалось бы, при чем тут ИТ? Тем более, что время от времени бдительные органы устраивают проверки и склады дистрибьюторов периодически опечатывают. Но это — либо плановая деятельность компетентных органов, либо работа «по дружескому совету».

Сложно судить, подсказал ли кто-то таможенникам посмотреть внимательней на рынок сотовых телефонов. Но, по сути, совет тут и не нужен. Достаточно сравнить данные сотовых компаний о динамике подключения новых абонентов (а они, как назло, у основных операторов проходят международный аудит) и число ввезенных телефонов. Неувязочка получается. Плохо, когда есть «прозрачный» флагман отрасли. Это надо учитывать.

На ИТ-рынке все немного проще. Данные аналитиков о продажах «к делу не пришьешь»: зачастую они достаточно размыты. А вот суммировать объемы, поставленные в рамках тендеров, — можно. Сейчас проверяют продавцов сотовых телефонов, но сколько среди них ИТ-компаний? А что если проверить «белизну» поставки, например, мониторов? Какие могут быть последствия?

Известно, что сейчас региональные компании нередко озабочены тем, как «обелить» свой бизнес. За советом они идут к «старшим товарищам» — дистрибьюторам. Но всегда ли они могут помочь регионам?

Посмотрим на ситуацию с другой стороны. Крупный розничный продавец сотовых телефонов, чей объем реализации в этом году, возможно, сопоставим с совокупным оборотом «Эльдорадо», перешел на прямые закупки. Что ж, «жираф большой»... Но ведь его ассортимент — это не только сотовые телефоны, но и многочисленные потребительские цифровые устройства, которые многие ИТ-компании считали исконно своим товаром. И этот пример не единственный, ему готовы последовать еще несколько крупных сетей салонов сотовой связи. В результате некоторые дистрибьюторы могут потерять крупных клиентов, а реселлерам стоит ждать усиления ценовой конкуренции.

Версия для печати (без изображений)