Игровая приставка как центр «цифрового дома»

В условиях, когда Nintendo и Sony вынуждены обращаться к сторонним разработчикам игр для своих новых консолей, Microsoft оказывается в наиболее благоприятном положении. Компания сама создает игровое ПО и, кроме того, в течение трех лет активно сотрудничала с издателями и разработчиками, подготавливая почву для выпуска новых игр. На момент анонса как минимум шесть разработчиков, включая Microsoft, объявили о разработке более чем 12 новых игр для Xbox 360.

Наконец, в октябре Microsoft объявила о том, что выпустит новое ПО, которое сделает ее ИП центром цифровых развлечений в домах пользователей. Это ПО будет выпущено как обновление ОС Windows Media Center Edition, обеспечивая возможность воспроизведения музыки, просмотра телепрограмм, видео, фотографий, хранимых и загружаемых на ПК Media Center, через Xbox 360 на телевизор или любое другое цифровое устройство бытовой электроники. Для этого Microsoft выпустит консоли Xbox 360 со встроенной технологией Media Center Extender.

Таким образом, расширяя функциональность новой консоли и связывая ее технологически с недавно появившимися на рынке ПК Media Center, Microsoft намерена увеличить продажи обоих видов продукции. Это позволит компании успешнее отражать натиск конкурентов. «Наша стратегия весьма проста. Мы хотим создать среду на базе Windows, что позволит потребителям переносить цифровой контент на любое устройство, которое так или иначе связано с ПК с данной ОС. И мы используем для этого Xbox 360, роль которого в нашем понимании меняется. В предыдущей версии консоли мы не могли реализовать возможности трехмерной графики, навигации и пользовательского интерфейса, существующие в Media Center. С появлением Xbox 360 это стало возможным», — сказал Брэд Брукс, старший директор одного из подразделений Microsoft.

Кроме того, корпорация планирует предоставить пользователям Xbox 360 и ПК Media Center возможности для загрузки оплаченного цифрового контента, для чего заключает соглашения со многими поставщиками контента в США. В частности, объявлено о взаимодействии с MTV, VH1, AOL Radio и Nagravision, которая сможет поставлять «ТВ по запросу», и поставщиками интерактивных игр Game xStream и Discover Games. А компания Akimbo Service, например, предлагает более 5 тыс. программ BBC, National Geographic и Discovery. Более того, Microsoft прекратила судебную тяжбу с сетевым поставщиком музыки RealNetworks и согласилась выплатить последней 460 млн. долл. в счет урегулирования спора и предоставить еще 301 млн. долл. для поддержки музыкальных и игровых проектов этого поставщика контента.

Правда, у Sony не меньше претензий на то, чтобы сделать свою ИП PlayStation 3 центром «цифрового дома». Ведь производитель не зря встроил в эту консоль шесть портов USB 2.0, три сетевых адаптера Ethernet, адаптеры беспроводной связи WiFi и Bluetooth 2.0. Все это, по мнению ее создателей, позволит превратить PlayStation 3 в центр «цифрового дома» и без проблем для пользователей соединять с ней другие цифровые устройства (включая компьютеры).

Кто будет первым?

Microsoft не скрывает своих намерений опередить конкурентов и захватить рынок ИП нового поколения. И чтобы удовлетворить ожидаемый всплеск потребительского спроса на Xbox 360, корпорация наряду с основным производителем — канадской компанией Celestica — заключила в августе соглашения еще с двумя поставщиками электронной аппаратуры: сингапурской Flextronics International и тайваньской Wistron, которые начали выпускать новую игровую консоль.

Microsoft также объявила о начале программы лицензирования для третьих фирм, которые смогут изготавливать дополнительные аксессуары для Xbox 360 — игровые клавиатуры, джойстики и др. Причем Microsoft признала, что в свою ИП она встроила модуль, который будет разблокировать систему только при подключении к ней продукции лояльных производителей.

В Северной Америке приставка Xbox 360 появится на прилавках магазинов 22 ноября, в Европе — 2 декабря и в Японии — 10 декабря. На американский рынок будут поставляться две модели этих приставок — базовая Xbox 360 core system (цена 300 долл.) и расширенная Premium Xbox 360 (цена 400 долл.). В комплектацию последней включены наушники, пульт дистанционного управления, жесткий диск емкостью 20 Гбайт для хранения игр, музыки и контента, загружаемого из сети Microsoft Xbox Live, и билет члена этой сети. Все эти аксессуары пользователи могут приобрести отдельно как дополнения к базовой системе.

В Британии базовая версия Xbox 360 будет продаваться за 378 долл., а в континентальной Европе — за 368 долл.; цены на версию с дополнительными принадлежностями составят соответственно 504 и 491 долл. При этом цены на игры для Xbox 360, выпускаемые Microsoft Game Studios, будут на том же уровне, что и для ранее выпускавшейся Xbox 1, а игры других издателей могут продаваться по ценам от 49 до 59 долл.

Sony, по-видимому, испытывала определенные трудности с выводом на рынок PlayStation 3, для которой процессоры Cell начали выпускаться лишь в этом году. Кроме того, перед анонсом новой консоли производителю нужно создать библиотеку новых игр, которые смогут привлечь пользователей своими возможностями. И хотя тестовые системы уже поставляются многочисленным разработчикам игр, к которым примкнули все ведущие издательства Запада и Востока, продажи PlayStation 3, по признанию руководителей Sony, начнутся, скорее всего, не раньше весны 2006 г. Еще более неопределенной выглядит ситуация со сроками вывода на рынок Nintendo Revolution.

Такой временной разрыв, несомненно, на руку Microsoft, которая попытается отвоевать значительную часть рынка стационарных ИП. По оценкам аналитика IDC Шелли Олхэв, к концу 2006 г. компания сможет продать во всем мире 12,3 млн. приставок Xbox 360, в то время как продажи Sony PlayStation 3 не превысят 3,9 млн. шт., а Nintendo продаст только 2,7 млн. Revolution.

Однако в дальнейшем, по ее мнению, PlayStation 3 будет быстро наверстывать упущенное — в пользу ее популярности говорит имя производителя и его имидж, весьма обширная библиотека ожидаемых к выпуску игр, использование в консоли новых технологий, включая обеспечение работы с оптическими дисками нового поколения Blu-ray. Поэтому Шелли Олхэв считает, что к концу 2009 г. продажи PlayStation 3 превзойдут объем сбыта Xbox 360, и Sony вновь утвердится в этом сегменте рынка как безусловный лидер.

В борьбе за «мобильного» игрока

Анонсы новых стационарных ИП привели к тому, что рынок замер, ожидая их появления, и продажи ранее выпускавшихся консолей замедлились. По оценкам аналитиков, в 2005 г. на американском рынке рост продаж составит от 1 до 5%. Чтобы компенсировать потери, производители временно переориентировались на сегмент портативных ИП. И первой подобный поворот осуществила Sony, которая 24 марта начала продавать в Соединенных Штатах и Канаде Play Station Portable (PSP), сопровождая выпуск новинки массированной рекламной кампанией.

Хотя в Японии производитель начал продажи портативных ИП еще в декабре 2004 г., он смог реализовать только 800 тыс. карманных приставок. Рассчитывая на более активный американский рынок, Sony подготовила к моменту анонса в США 3 млн. устройств. Розничный комплект включал, кроме самой приставки, наушники, аккумуляторную батарею, адаптер аккумулятора и набор демонстрационных игр. Все это продавалось по цене 250 долл.

При такой цене ожидания вендора практически оправдались — за три месяца он продал свыше 5 млн. приставок PSP во всем мире, из них 2,7 млн. в Северной Америке. В сентябре новые карманные приставки появились на рынке Европы, и Sony ожидает, что к концу года общий объем их продаж на мировом рынке составит около 12 млн. шт.

Выходя в этот сегмент рынка, Sony сталкивается с жесткой конкуренцией со стороны Nintendo, которая еще в ноябре 2004 г. начала продажи новых моделей своих портативных приставок Game Boy DS, оснащенных сенсорными экранами и встроенными беспроводными сетевыми адаптерами. К моменту появления на рынке изделий Sony в марте 2005 г. Nintendo продала около 5 млн. своих карманных Game Boy DS.

Надо отметить несколько существенных функциональных возможностей, которые определили успех продукции Sony. Прежде всего, это изменение в стратегии самого производителя, который провозгласил лозунг: «Выпускать устройства, на которых можно смотреть кино и играть в игры», что противопоставляло компанию сразу нескольким игрокам на рынке бытовой электроники — Panasonic, Samsung и Philips.

И эта стратегия была полностью воплощена в новой модели. Оснащенная 333 МГц процессором с 32 Мбайт памяти приставка PSP имеет встроенный адаптер беспроводной связи 802.11b, что позволяет и играть в многопользовательские игры. Имеется также инфракрасный порт и порты USB, позволяющие связать приставку с ПК или подключить к ней клавиатуру или фотокамеру. Чтобы пользователи имели больше возможностей для загрузки нового контента, приставка снабжена слотом для карт памяти Memory Stick Duo, на который можно записывать музыку и фото.

Главным достоинством устройства Sony стал 4,3-дюйм экран с разрешением 480Ч272 пикселя и передачей 16 млн. цветов, в то время как конкурирующая приставка Nintendo Game Boy DS оснащена экраном с разрешением 256Ч192 пикселя (260 тыс. цветов). По отзывам экспертов, качество воспроизведения видео на экране устройства Sony даже выше, чем у большинства портативных DVD-проигрывателей, хотя размеры экранов у последних больше.

Реализуя свою стратегию, Sony обеспечила возможность играть на портативной ИП в различные игры, смотреть видеофильмы, слушать музыку и просматривать фото и графику. Для того чтобы загрузить фильм или игру, производитель встроил в приставку считыватель для оптических дисков нового формата Universal Media Disc (UMD) емкостью 1,8 Гбайт. Применение дисков UMD, анонс которых состоялся одновременно с началом продаж портативных ИП, может доставить неудобства пользователям из-за несовместимости с любыми дисководами в DVD-рекордерах и ПК. Но этот формат перекрывает канал распространения пиратских копий, что, естественно, было одобрено киностудиями Голливуда, две из которых — Disney Buena Vista Home Entertainment и Lions Gate Entertainment — еще в марте объявили о том, что будут выпускать кинофильмы, записанные на дисках нового формата. (Правда, нашлись уже умельцы, научившиеся копировать игры с UMD на Memory Stick.)

Со своей стороны, Sony обещала, что пользователи новинки уже через год будут иметь возможность приобрести на дисках UMD свыше 150 новых игр, которые будут созданы для данной приставки. С этой целью вендор даже увеличивает производственные мощности своего завода по выпуску таких дисков с 3 до 5 млн. шт. в месяц. Поставщик также перестраивает свою службу Sony Connect, которая раньше могла служить подобно iTunes компании Apple для интерактивной загрузки музыки из Интернета, а сейчас готовится поставлять клиентам предварительно оплаченные фильмы и видео.

А в России, как всегда...

Когда производители, подобно Microsoft, анонсируют новинки на разных региональных рынках, они, как правило, не упоминают рынки России, Китая, Индии, считая, что там немного потенциальных покупателей, а объявленные цены делают устройства недоступными для большинства людей. В целом такое суждение соответствует действительности.

Однако кто не видел в продаже во многих российских магазинчиках и на компьютерных рынках целые отделы с дисками для PlayStation 2? Конечно, это продукция «пиратского рынка». Но ведь сами производители считают, что основной двигатель их игровых консолей — богатое игровое ПО. Поэтому, несмотря на отсутствие на местном рынке каких-либо маркетинговых усилий со стороны Sony, Microsoft и Nintendo по продвижению своих консолей, последние продавались и продаются. Во-первых, сказывается недостаточная распространенность в России домашних ПК, которые могут заменить ИП, и во-вторых, почти каждая российская семья имеет дома телевизор, на котором с помощью приставки можно поиграть.

Тем не менее стоит отметить, что ситуация начинает меняться к лучшему и в нашей стране. Так, группа компаний «Союз», занимавшаяся ранее распространением лицензионных CD и DVD с аудио- и видеоконтентом, начала поставлять в страну ИП Microsoft, Nintendo и Sony и большую коллекцию игровых дисков. Появился Интернет-магазин, продающий приставки и игры к ним. Причем цены у местных продавцов почти не отличаются от официально установленных производителями. Так, в середине лета портативная приставка Sony продавалась за 292 долл.

Но чтобы сделать более определенные выводы о том, как развивается отечественный рынок игровых консолей, наверное, стоит подождать выхода приставок нового поколения, которые будут дороже, да и потребуют, чтобы в домах у пользователей уже стояли новенькие широкоформатные телевизоры с разрешением HDTV.

Окончание. Начало в № 21.

Версия для печати (без изображений)