В МИРЕ

Заканчивающийся год был богат на покупки различного масштаба. Безусловно, наибольшее внимание участников ИТ-рынка привлекала сделка между IBM и Lenovo. Но, поскольку о ней было официально объявлено в конце 2004 г., мы сочли неправомерным относить ее к числу сделок текущего года.

В качестве «Сделки года» на мировом рынке редакция CRN/RE выбрала продажу подразделения Siemens Mobile тайваньской компании BenQ. В одночасье фирма, известная прежде всего как поставщик ИТ-продукции, приобрела заметную долю на рынке сотовых телефонов, что в перспективе повлечет существенное изменение структуры ее продаж.

Siemens Mobile стабильно входит в пятерку мировых лидеров на рынке мобильных телефонов. В нашей стране этот вендор некогда даже занимал первое место. Но эти достижения не отражали финансового положения дел компании. Не секрет, что подразделение Siemens Mobile длительное время терпело убытки. И то что в конечном счете немецкая компания избавилась от него, — вполне логичный шаг. Это не первая подобная сделка на рынке мобильных телефонов. Ранее объединили свои производственные мощности Sony и Ericsson, но тут речь шла примерно о равных по «весу» (на данном рынке) игроках.

Компания BenQ тоже занималась мобильной связью, но ее вряд ли можно было отнести к числу ведущих игроков. В мире она была больше известна как ИТ-компания. Как оказалось, участники сделки хорошо дополняют друг друга: Siemens предлагала полную линейку GSM-аппаратов, поддерживающих GPRS, а BenQ сильна в разработке смартфонов и UMTS-телефонов.

Марка Siemens еще долго не уйдет с рынка сотовых телефонов. По условиям сделки, в течение 18 месяцев будет поставляться продукция под двумя марками — BenQ и Siemens. Далее на протяжении пяти лет клиенты смогут приобретать телефоны BenQ—Siemens. И только после этого брэнд немецкой компании окончательно уйдет с рынка мобильных телефонов.

По словам Клеменса Йооса, главы подразделения Siemens Mobile и главного управляющего совместного предприятия BenQ и Siemens, тайваньская фирма хочет дистанцировать производство и разработку этих устройств от основного бизнеса, поэтому BenQ Mobile не будет интегрирована в материнскую компанию. В то же время он прогнозирует, что BenQ Mobile займет преобладающую часть бизнеса тайваньской компании: как ожидается, доля мобильных телефонов составит 62% оборота BenQ, мониторов — 22%, оптических дисководов — 9%, проекторов — 7%.

В РОССИИ

П родажа крупного российского бизнеса иностранной компании — дело пока довольно редкое. Особенно, если речь идет о бизнесе, в той или иной степени связанном с ИТ. По мнению редакции CRN/RE, самая важная сделка здесь — это начало долгосрочного сотрудничества и подписание опционного соглашения между компаниями «Эльдорадо» и Dixons Group (европейская розничная сеть по продаже бытовой электроники и компьютерной техники).

По условиям договора, Dixons получает исключительное право (но не обязательство) приобретения контрольного пакета акций «Эльдорадо» до 2011 г. Это станет возможным, если группа Dixons воспользуется опционом на приобретение 10% активов «Эльдорадо» до 2008 г. Стоимость полного пакета акций крупнейшего розничного продавца бытовой техники в России определена в 1,9 млрд. долл.

По сути это можно назвать началом прихода иностранных розничных компаний на российский ИТ-рынок. Дебаты о том, «что будет, если они придут», продолжаются не первый год. Кто-то оценивает перспективы отечественной розницы крайне пессимистично, но есть и те, кто считает, что они не так уж и плохи.

Пока рано судить, насколько данное соглашение повлияет на развитие рынка. «Эльдорадо» и Dixons начали сотрудничать в сфере закупок и потребительского кредитования. Зарубежный партнер консультировал компанию «Эльдорадо» в ходе реализации ее нового проекта — сети магазинов «Электро Плаза».

«Эльдорадо» — не единственная «бытовая» сеть, которая занялась поиском иностранного покупателя. На рынке циркулируют слухи о том, что близка к продаже компания «М.Видео». И ее последние действия — открытие магазинов с площадью торгового зала более 1 тыс. м2 — нужно расценивать не иначе как предпродажную подготовку. Ни одна крупная западная сеть не обладает магазинами меньшей площади, а значит, приобретаемый бизнес должен соответствовать корпоративным стандартам.

Версия для печати (без изображений)