Проблема восстановления данных — ровесница вычислительной техники, но значение ее существенно возросло с появлением ПК. По мере того как их становится все больше, а сами ПК — все доступнее, масштабы бедствия увеличиваются, несмотря на то, что новые модели надежнее прежних. К слову, число автомобильных аварий тоже растет, несмотря на большую безопасность новых машин.

Объем мирового рынка услуг восстановления данных оценивается в 200—250 млн. долл. Ведущее положение на нем с долей, превышающей 20%, занимает фирма KrollOntrack. (В России компания называется Ontrack Data Recovery; о других зарубежных игроках на отечественном рынке нам не известно.) Ближайший мировой конкурент в пять раз отстает от лидера. Перспективы бизнеса на услугах восстановления данных многообещающие, ведь 90% документов создается в электронной форме, и 70% из них никогда не печатают. К концу 2004 г. суммарное количество носителей, поступивших в фирмы, занимающиеся восстановлением данных, превысило 2 млрд. Рыночная доля самого крупного игрока отрасли удвоилась за семь лет, и KrollOntrack предполагает и дальше расти такими же темпами. Фирма располагает достаточно эффективными инструментами — данные удается восстановить в 76% случаев, а если носитель физически не поврежден, удается восстановить 93% утраченной информации. Один из козырей Ontrack — услуги удаленного восстановления.

В России работает немало небольших компаний и частных лиц, предлагающих услуги по восстановлению данных, но рынок профессиональных услуг в этой области делает первые шаги, считает Анатолий Рассоленко, менеджер по развитию бизнеса Ontrack. По его мнению, основной барьер для развития — отсутствие информации о таких услугах и возможностях компаний, их предоставляющих. Аналитики KrollOntrack предполагают, что Россия — один из наиболее перспективных рынков. В декабре 2004 г. IDC оценила количество компьютеров в России в 15 млн. штук, но в стране не присутствует ни одна зарубежная компания по восстановлению данных, нет ни одной профессиональной лаборатории, реализующей мировые технологические стандарты таких услуг. В Ontrack считают, что наиболее популярным программным продуктом для самостоятельного восстановления данных в России является утилита Ontrack EasyRecovery. Официальные продажи этого ПО не превышают нескольких десятков штук в год. Все остальные используемые копии — нелегальные.

Партнерская программа Ontrack в России

Ontrack предлагает партнерам в России два способа сотрудничества: прямой и непрямой. В первом случае партнер передает координаты клиента, который столкнулся с потерей данных, непосредственно менеджерам Ontrack. Обслуживанием клиента полностью занимается фирма Ontrack. Во втором случае партнер поручает лаборатории Ontrack выполнение конкретных заказов, но несет полную ответственность за обслуживание клиента.

В партнерской программе Ontrack Data Recovery в России участвует 10 компаний, в том числе и региональные интеграторы. С ноября 2005 г. в число партнеров вошла компания IBS. Леонид Генкин, заместитель директора Центра аутсорсинга Data Fort, полагает, что этот сегмент отечественного ИТ-рынка огромен, и пока компаний, обеспечивающих восстановление информации в лабораторных условиях с такой высокой вероятностью, в России нет. Data Fort — непрямой партнер Ontrack и на этих услугах рассчитывает в следующем финансовом году заработать не менее 100 тыс. долл. По словам Генкина, заказчики чаще всего обращаются в сложных случаях, когда для восстановления данных требуется механическое вмешательство в носитель (замена сервоповерхностей, считывающих головок и т. п.), т. е. работа в лабораторных условиях. Услуги по приему поврежденных носителей и восстановлению данных Data Fort оказывает по всей территории России в сети авторизованных сервисных центров компании IBS (220 центров в 88 субъектах РФ).

В Северо-Западном регионе с декабря 2005 г. авторизованным партнером Ontrack является петербургская фирма Digital Design. Антон Тампель, руководитель проектов этой компании, отмечает, что восстановление данных с любых носителей — одна из услуг, наиболее интересных для клиентов фирмы, причем вне зависимости от их размера и специализации. Прогнозировать рост доходов за счет новой услуги в Digital Design не берутся, но рассчитывают благодаря ей существенно расширить список клиентов.

По мнению Тампеля, конкуренция на рынке комплексных услуг по восстановлению данных пока невелика. В Digital Design собираются выполнять работы любого уровня сложности. «Процесс восстановления обычно состоит из двух этапов: диагностики и собственно восстановления, — рассказывает Антон. — В процессе диагностики выясняется, есть ли возможность восстановить данные, в каком объеме, какие потребуются ресурсы и какова будет стоимость работ. Полученная информация предоставляется клиенту. Если клиента устраивают все условия, выполняется второй этап — данные восстанавливаются и передаются клиенту».

Дистрибьюторы ПО Ontrack — компании SoftLine и Softkey. В 2006 г. Ontrack планирует увеличить партнерскую сеть в десять раз и довести число партнеров второго уровня до 100.

Версия для печати (без изображений)