Долгие годы Computex была в основном компьютерной выставкой. В экспозициях ее участников доминировали ПК, периферия и, в несколько меньшей степени, серверные решения. В 2016-м на тайбэйском смотре высоких технологий на авансцену вышел Интернет вещей (Internet of Things, IoT). Согласно данным портала Statista, в 2014 г. объем этого рынка в глобальном масштабе вышел на уровень 601,2 млрд. долл., в 2015-м оценивался в 743,1 млрд., а к 2019-му должен превысить 1,17 трлн. долл. На этом фоне рынок традиционных ПК, для которого IDC в июне скорректировала свой прогноз на 2016 г. на два процентных пункта вниз (на 7,3% по сравнению с 2015-м, до 255,6 млн. единиц), отнюдь не воодушевляет.

И все же перенос центра внимания мировой ИКТ-индустрии, а равно и выставки Computex с компьютеров на IoT вовсе не сводится к замене одних продуктов на другие. Речь не идет о банальной переналадке конвейерных линий на китайских ОЕМ/ODM-фабриках, которые теперь вместо веб-камер для ПК должны выпускать, например, умные видеодомофоны. По меткому выражению Ли Чана, заместителя генерального секретаря ТСА, нынешняя ситуация в отрасли похожа на полную смену правил игры: все равно как если бы вместо баскетбола все участники рынка разом принялись вдруг играть в гольф.

Два мира, два подхода

На всякий случай напомним, что выставку Computex, история которой началась в 1981 г., организуют Совет по развитию внешней торговли Тайваня (Taiwan External Trade Development Council, TAITRA) и Тайбэйская компьютерная ассоциация (Taipei Computer Association, TCA). Это вторая по величине в мире и первая в Азиатском регионе площадка для деловых коммуникаций между производителями высокотехнологичных продуктов и представителями канала поставок.

Так вот суть метафоры господина Чана — в принципиальном различии рынков ПК и IoT. Для первого характерна высочайшая напряженность конкурентной борьбы. Ведь де-факто аппаратная платформа на этом рынке одна — IBM-совместимые компьютеры; даже пресловутые Apple Mac уже долгое время строятся именно на этой основе. В результате каждая компания вынуждена делать в точности то же самое, что и прочие, — но (чтобы завоевать своего клиента и закрепиться на рынке) чуть по-своему. Это напоминает бескомпромиссную борьбу за мяч у баскетбольной корзины, причем не между двумя командами, а между десятками и сотнями коллег-конкурентов.

В сегменте IoT ситуация совершенно иная. Умные вещи нацелены на взаимодействие не столько с человеком, сколько друг с другом, и разнообразие их чрезвычайно велико. Да, для удобства есть смысл следовать открытым стандартам межмашинных коммуникаций, — но и только. Зато аппаратные платформы, функциональные возможности и дополнительный сервис у различных умных робопылесосов, мультикоптеров, мультимедийных систем и т. п. могут сильно различаться. Тут — как на поле для гольфа: каждый игрок ведет мячик от лунки к лунке в своем собственном темпе. Победитель в итоге определится, но для победы ему не придется отбиваться клюшкой от конкурентов — мячиков и лунок хватит на всех.

Хотя наивысшие темпы развития сегодня демонстрируют новомодные сегменты ИКТ-рынка — смартфоны, Интернет вещей, виртуальная реальность, — это вовсе не означает, что эпоха х86 миновала. Серверное оборудование, рабочие станции, да и «железо» для геймерских компьютеров, образуют довольно оживленные страты современного рынка цифровой техники. К примеру, упомянутый выше прогноз IDC отмечает внушительный — на фоне более чем 7%-ного падения общего рынка ПК — прирост глобального сегмента рабочих станций — на 0,9% по итогам 2016 г.

Высокотехнологичный бизнес в целом продолжает искать новые направления роста, в связи с чем привычный ландшафт Computex заметно меняется. Не случайно именно в нынешнем году, едва ли не впервые за всю историю выставки, кардинальным образом был переработан дизайн ее логотипа. Впервые в просторных помещениях Тайбэйского всемирного торгового центра была развернута экспозиция стартапов, выделенная в своего рода выставку внутри выставки, — InnoVEX.

В нынешнем году в крупнейших выставочных залах Тайбэя развернули свои экспозиции 1602 компании из более чем трех десятков стран и территорий. По данным TAITRA, почти четверть экспонентов — 23% — на Computex впервые, что недвусмысленно свидетельствует о высоком авторитете этого ежегодного смотра высоких технологий у представителей ИКТ-рынка. Число зарубежных гостей на этот раз достигло почти 41 тыс. человек, на 4,7% больше, чем в 2015-м. Причем прибыли они из 177 стран — этот показатель на 9% превышает прошлогодний.

В 2016 г. наибольший интерес к Computex, если судить по доле приходящихся на ту или иную страну зарубежных посетителей, проявили (в порядке убывания этой доли) материковый Китай, Япония, США, Гонконг и Южная Корея. Привлекала к себе внимание и обособленная экспозиция InnoVEX — площадка, на которой были представлены 217 ИКТ-стартапов со всего света, включая 25 победителей профильных международных конкурсов. InnoVEX оказалась более ограничена по времени (проходила лишь три дня), чем основная выставка Computex, однако ее успели посетить почти 11 тыс. гостей.

Главными темами тайбэйской ИКТ-выставки в нынешнем году стали Интернет вещей и его приложения, инновации и стартапы, специализированные решения для бизнеса, а также все связанное с компьютерными играми. Как раз в ходе Computex 2016 компания Intel объявила о намерении совместно с тайваньской Hon Hai Precision Industry (торговая марка — Foxconn) развивать самые разнообразные решения для сетевой инфраструктуры межмашинных взаимодействий.

Роботы и гаджеты на страже

Традиционно предварявшая открытие Computex презентация компании ASUS началась с ожидаемых обновлений модельного ряда смартфонов, гибридных компьютеров и ноутбуков. Однако подлинной звездой в ходе этой презентации стал совершенно новый для компании продукт— робот Zenbo, базовый элемент экосистемы IoT, которую разрабатывает ASUS. Это устройство создано как умный домашний компаньон, готовый помогать людям в самых разных ситуациях, — в основном, конечно, связанных с поиском и анализом всевозможных данных.

Найти в Интернете рецепт по ключевым словам и внятно продиктовать хозяйке последовательность действий, прочитать ребенку сказку по его запросу (даже анимированную, с отображением соответствующих тексту картинок на «головном» дисплее), управлять по команде человека умными системами дома (контроль освещения, разблокировка входной двери и т. п.) — все это Zenbo может уже сейчас. Он также готов присматривать за пожилыми членами семьи, ведя мониторинг их состояния, в том числе и на основании данных от умных браслетов. А заодно и предоставляет не самым подготовленным к взаимодействию с гаджетами людям простой и понятный интерфейс для цифровых коммуникаций.

ASUS рассчитывает, что этот забавный и вполне доступный (рекомендованная цена 599 долл.) робот станет основой расширяющейся IoT-экосистемы. Компания запускает на zenbo.asus.com бесплатную программу Zenbo Developer, участники которой получают доступ к средству разработки Zenbo SDK. Приложений для такого устройства действительно может быть масса — все зависит от фантазии разработчиков. И еще, разумеется, от насыщенности конкретного дома, где оперирует Zenbo, элементами IoT, с которыми он сумеет наладить межмашинное взаимодействие.

Роботизировала свой модельный ряд и тайваньская XYZprinting, 3D-принтеры которой успешно продаются по всему миру, в том числе и в России. На стенде этой компании в рамках Computex 2016 появилась робототехника под собственной маркой XYZrobot. По сути, это самодвижущиеся справочные стенды, аналогичные тем стационарным информационным киоскам, которые все чаще можно встретить в государственных учреждениях, банках и крупных магазинах. Главная особенность таких роботов — готовность к речевой коммуникации с посетителями, что значительно упрощает обращение с ними, в особенности для пожилых людей.

Невысокий робот с приветливой миной на «головном» планшете выслушает запрос, подберет в доступной ему базе данных подходящий ответ (либо попросит переформулировать так, чтобы ему стало понятно), при необходимости распечатает талончик с номером очереди либо информацию о местонахождении товара с точностью до стеллажа и полки, а также, если потребуется, проводит клиента непосредственно до нужного места. Прямую пользу от робота ощутят, впрочем, и его коммерческие заказчики. Общаясь с покупателями, XYZrobot способен собирать маркетинговую статистику (подсчитывать количество мужчин и женщин, фиксировать предпочтения посетителей и т. п.), переправляя ее для обработки в соответствующие облачные сервисы.

Помимо роботов на Computex 2016 было немало и более традиционных умных гаджетов. Скажем, Mio, дочернюю компанию MiTAC International Corp., хорошо знают в России по навигационному оборудованию, предназначенному как для индивидуальных автовладельцев, так и рассчитанному на инсталляцию в рамках масштабных логистических проектов. На тайбэйской выставке компания представила сразу два новых направления своей деятельности: комплексное решение для умного дома MioSMART (включает центральный контроллер Smart Home Hub, IP-камеры, дверные и оконные датчики и сенсоры движения) и первый в мире надеваемый на запястье рекордер электрокардиограммы из новой серии MiCor.

Устройство под названием MiCor A100 представляет собой легкий влагозащищенный регистратор сердечной деятельности, позволяющий снимать кардиограмму владельца в любом месте и в любое время. При обнаружении перебоев в сердечном ритме прибор записывает самые показательные тридцать секунд ЭКГ и автоматически отправляет эту запись лечащему врачу.

На своем стенде тайваньская компания BenQ развернула целую «умную» общину (Smart Community), поделенную на зоны умного кафе, умной фабрики, умного фитнес-центра и умного учебного класса. Решения для каждой из этих зон предложены с учетом запросов представителей малого и среднего бизнеса. Это оборудование, ПО и облачные услуги, разработанные самой BenQ и сведенные ею в единую систему: стационарные и мобильные POS-терминалы, цифровые вывески на базе ЖК-панелей, интерактивные проекторные инсталляции.

Программная составляющая таких решений включает CMS-системы, идентификацию посетителей с идентификацией по лицу и отслеживанием истории покупательских предпочтений, средства контроля безопасности (включая предотвращение краж) и управления торговой точкой. Анализ накапливаемых системой видеонаблюдения больших данных производится на высокопроизводительных облачных серверах BenQ. В итоге заказчик одного из компонентов «умной» общины фактически получает в свое распоряжение магазин (или фитнес-центр, или кафе и т. п.) как услугу, сокращая собственные операционные расходы и получая возможность гораздо больше времени и сил посвящать своему основному бизнесу, а не обслуживанию и наладке его ИКТ-инфраструктуры.

На стенде компании ECS, на наш взгляд, особого внимания заслуживала внешне неброская умная цифровая камера — настоящее аналитическое решение для СМБ в области розничной торговли. Это устройство, безыскусно именуемое ECS Smart Camera, по сути представляет собой специализированный медиаплеер для цифровых вывесок, digital signage. Только, в отличие от прочих устройств подобного рода, этот миниатюрный компьютер в форм-факторе крупной «флэшки» не прячется где-нибудь с тыльной стороны ЖК-панели, на которой крутятся рекламные ролики, а крепится на ее обрамлении. Встроенная в мини-компьютер камера фиксирует изображения тех, кто приближается к цифровой вывеске, а установленное на нем ПО производит базовый маркетинговый анализ, на основе которого система выбирает, какую рекламу демонстрировать в данный конкретный момент.

Конечно, встречаются ситуации, когда исключительно мужской товар выбирает женщина, и наоборот, — как правило, накануне праздников, когда все подыскивают подарки родным и близким. Но в целом понятно, что подошедшей к витрине женщине имеет смысл в первую очередь демонстрировать рекламу помады и коктейльных платьев, а мужчине — бритв и механических часов. Умная камера ECS с 90%-ной точностью, по заявлению производителя, определяет пол смотрящего на цифровую вывеску потенциального покупателя, что позволяет точнее таргетировать рекламу и тем самым повышать отдачу от нее.

Кроме того, связь с соответствующим облачным сервисом дает возможность накапливать данные на протяжении долгого времени, анализировать их и составлять наиболее выигрышные маркетинговые стратегии: например, в какие дни недели и в какое время суток устраивать распродажи и проводить специальные акции для различных категорий покупателей. Похоже, с течением времени подобных «интеллектуальных» систем розничной торговли вокруг нас будет все больше: индустрия уже готова снабжать ими торговцев в массовых объемах.

Связи отличного качества

На предварившей открытие Computex 2016 пресс-конференции ASUS представила новое семейство смартфонов ZenFone: модели под наименованиями 3, 3 Deluxe и 3 Ultra. Первый из них, удостоенный награды Computex 2016 d&i Award, располагает 5,5-дюйм дисплеем Super IPS+ с максимальной яркостью 500 кд/м2 и очень узкой рамкой. Его корпус с обеих сторон укрыт защитным стеклом 2.5D Corning Gorilla Glass. Работает смартфон под управлением восьмиядерного 14-нм Qualcomm Snapdragon 625; включает модем X9 LTE, адаптер 802.11ac Wi-Fi с функциональностью MU-MIMO и до 4 Гбайт оперативной памяти. Разрешение тыльной камеры с автофокусировкой ASUS TriTech — 16 Мпикс. Рекомендованная розничная цена на рынке США без налогов — от 249 долл.

На ближайшую перспективу новым флагманским смартфоном ASUS становится модель ZenFone 3 Deluxe в цельном корпусе из алюминиевого сплава. На его задней стенке нет каких-либо пластиковых «окошек прозрачности» для радиоантенн — сплошной металл. Глава компании ASUS Джонни Ши в ходе пресс-конференции особо подчеркнул эту особенность нового поколения ZenFone, отметив, что инженеры компании потратили немало времени и сил на разработку цельнометаллической «спинки» смартфона, которая не снижала бы чувствительность его антенн. ZenFone 3 Deluxe оборудован 5,7-дюйм дисплеем Super AMOLED с разрешением Full HD, цветопередача которого с лихвой перекрывает цветовое пространство NTSC (охват более 100%).

Другие особенности ZenFone 3 Deluxe — процессор Qualcomm Snapdragon 820, графический ускоритель Adreno 530, модем X12 LTE и до 6 Гбайт ОЗУ. Тыльная камера с апертурой f/2.0, оптическим сенсором Sony IMX318, 4-осевым оптическим стабилизатором и разрешением 23 Мпикс оснащена системой автофокусировки ASUS TriTech (сочетание фокусировки по фазовому сдвигу, лазерного дальномера и непрерывного автофокуса, которое гарантирует наведение на резкость не более чем за 0,03 с). Смартфон оборудован портом USB 3.0 Type-C. Рекомендованная цена — от 499 долл.

Чрезвычайно популярный форм-фактор фаблета, промежуточного между планшетом и смартфоном устройства, разработчики из ASUS также не обошли вниманием в ходе обновления своего модельного ряда. Специально для поклонников мобильной мультимедиа они создали ZenFone 3 Ultra с 6,8-дюйм дисплеем Full HD (цветовой охват — 95% NTSC), аппаратно-программной оптимизацией видеовывода Tru2Life+, стереодинамиками с пятью управляющими магнитами, каждый из которых снабжен умным усилителем (поддерживаются технологии Hi-Res Audio и 7.1-канальный звук DTS Headphone:X).

Эта модель также помещена в цельноштампованный металлический корпус без пластиковых вставок на задней стенке, оборудуется 23-Мпикс камерой с автофокусировкой ASUS TriTech, работает под управлением восьмиядерного Qualcomm Snapdragon 652 с графикой Adreno 510 и несет до 4 Гбайт ОЗУ. Внушительный аккумулятор на 4600 мА·ч с функцией Quick Charge 3.0 можно использовать в качестве пауэрбанка с силой выходного тока 1,5 А для подпитки других гаджетов. Рекомендованная изготовителем цена этой новинки — от 479 долл.

Стремительное проникновение в нашу жизнь мобильных терминалов привело к буквально взрывному росту темпов, которыми человечество создает все новые и новые цифровые данные. Поэтому продукты и решения, предназначенные для накопления и упорядочения этого огромного информационного потока, в последние годы пользуются высоким спросом и у корпоративных заказчиков, и у частных покупателей.

Так, OCZ привезла на выставку свой новый полупроводниковый накопитель для энтузиастов и хардкорных геймеров — RD400 NVM Express M.2. Это устройство может быть установлено либо в соответствующее гнездо на системной плате (M.2 типоразмера 2280, к которому подведены четыре линии PCIe Gen 3), либо, если оно не предусмотрено, — в стандартный разъем PCIe Gen3×4 через переходник.

OCZ RD400 NVM Express M.2 предлагается в вариантах емкости 128, 256, 512 и 1024 Гбайт. Это первая серия адаптеров PCIe Gen3 под маркой OCZ; она построена на базе новейшей 15-нм NAND-памяти Toshiba под управлением контроллера той же марки. На выставке 1-Тбайт образец RD400 NVM Express M.2 работал в составе демонстрационного стенда, и замеряемые в реальном времени утилитой CrystalDiskMark 3.0.3 показатели последовательного чтения и записи находились на уровнях 1863 и 1513 Мбайт/с. Розничная цена 1-Тбайт новинки на рынке США без налогов — 760 долл. (с адаптером PCIe).

Компания ADATA подготовила к тайбэйской выставке целую серию SSD Ultimate с применением микросхем флэш-памяти 3D NAND, которые позволяют добиться более высокой плотности записи, повышенного быстродействия и привлекательного соотношения цена/качество. При этом некоторые сверхскоростные модели в форм-факторах U.2 и M.2.оснащены интерфейсами NVMe (PCI Express 3.0×4) и поставляются в вариантах емкости до 2 Тбайт.

Системы хранения данных на основе жестких дисков — основа любых облачных сервисов, от скромных локальных до самых крупных публичных. И все же у дисковых хранилищ, невзирая на безусловное ценовое преимущество, с точки зрения оперативности накопления и обработки по-настоящему больших объемов данных имеется два недостатка: значительная латентность (типичное время доступа) и невысокие возможности удовлетворять действительно насыщенный поток запросов к накопителю (показатель IOPS).

Именно поэтому компании, занятые выпуском оборудования для хранения данных, все больше внимания уделяют моделям, рассчитанным исключительно на полупроводниковые накопители. Так, Supermicro представила на Computex 2016 сразу несколько новых систем хранения, построенных на полупроводниковых накопителях NVMe. Эти устройства, хотя и достаточно дорогие, значительно более производительны и эффективны (по показателю удельной скорости обмена данными на ватт потребленной энергии), чем традиционные носители с интерфейсами SATA и SAS.

В качестве примера приведем характеристики модели Supermicro SSG-2028R-NR48N, элемента среды хранения для монтажа в стандартную стойку. Габарит ее корпуса — 2U, максимальная вместимость — 48 SSD (2,5-дюйм) с интерфейсами NVMe. Устройство управляется одним или двумя процессорами Intel Xeon семейства E5-2600 v4 с теплопакетом до 145 Вт, предлагает для установки модулей ОЗУ 24 разъема DIMM и снабжено отказоустойчивым блоком питания класса 80 PLUS Titanium на 1600 Вт.

Гарантированное качество электроснабжение цифровой техники приобретает все большую значимость по мере того, как наша зависимость от бесперебойной работы этой техники становится год от года сильнее. С этой точки зрения особое внимание привлекал к себе стенд компании Powercom, на котором было представлено самое разнообразное оборудование для защиты питания.

В числе новинок — ИБП семейства Macan Rack & Tower в универсальном корпусе (пригодном как для пьедестальной установки, так и для монтажа в стандартную 19-дюймовую стойку); онлайновые, с двойным преобразованием и чистой синусоидой на выходе. Интересные отличительные особенности этого ИБП — автоматический разворот текста на встроенном информационном дисплее в зависимости от того, вертикально или горизонтально расположен корпус устройства, а также возможность заменять в нем аккумулятор, не отключая подачи напряжения на полезную нагрузку.

Другая новинка под маркой Powercom — семейство Din Rail для защиты телекоммуникационного и индустриального оборудования. Офлайновые ИБП этой серии представляют собой достаточно малогабаритные устройства офлайнового типа с аппроксимированной синусоидой, предназначенные для эксплуатации в самом широком диапазоне температур.

Wintel, любовь моя

Роботы и умные компоненты IoT могут быть весьма привлекательны — как своим видом, для потенциальных их покупателей, так и в финансовом плане, для производителей и продавцов. И все же Computex не могла закрыть двери своих павильонов для классических х86-компонентов, от компьютерных корпусов и блоков питания до серверного оборудования и систем хранения.

ASUS, что особенно порадует ее поклонников из числа компьютерных энтузиастов, продолжает развивать инновации и в традиционном ПК-сегменте. На предварившей открытие Computex 2016 пресс-конференции Джонни Ши продемонстрировал новейший ультратонкий и легкий ноутбук, 12,5-дюйм ZenBook 3, который выделяется чрезвычайно малой толщиной корпуса из алюминиевого сплава — 11,9 мм — и массой 910 г.

Аппаратная платформа мобильного ПК представлена ЦП Intel Core i7, 16 Гбайт оперативной памяти, полупроводниковым накопителем с интерфейсом PCIe Gen 3×4 емкостью до 1 Тбайт. Имеются порт USB Type-C, встроенный сканер отпечатков пальцев с поддержкой Windows Hello и стереодинамики Harman Kardon. Особое внимание разработчики уделили клавиатуре, клавиши которой отличаются характерным размером 19,8 мм и чрезвычайно глубоким для столь компактной модели ходом — 0,8 мм. Рекомендованная цена — 1999 долл.; доступные варианты расцветки — Royal Blue, Rose Gold и Quartz Grey.

На январскую выставку CES 2016 в Лос-Анджелесе сразу несколько компаний из Юго-Восточной Азии привезли невиданные до той поры 34-дюйм ПК-моноблоки с изогнутыми экранами. Выглядели эти модели буквально как близнецы, и достаточно быстро выяснилось, что у всех у них один и тот же ODM-производитель — гонконгская Loop International Limited. На Computex 2016 эта компания развернула собственный достаточно обширный стенд, где и представила обновленную версию своих изогнутых моноблоков с 34-дюйм дисплеями и полнофункциональным «железом».

Что касается полнофункциональности, то, как правило, внутри моноблочных шасси располагаются ноутбучные компоненты: более компактные, менее энергоемкие, чем настольные, но и более дорогие и менее производительные внутри одного и того же класса. Например, дискретная графика для стационарных ПК NVIDIA GeForce GTX 980 и ее мобильная версия 980М различаются (не в пользу последней) количеством функционирующих шейдерных процессоров и тактовой частотой.

Изогнутые же моноблоки Loop строятся на базе компактной, но все-таки настольной системной платы формата mini-ITX, оснащаются ЦП вплоть до 95-Вт Core i7 семейства Skylake и до 16 Гбайт оперативной памяти DDR4-2400. В той версии, что представлена самой компанией-производителем в Тайбэе, эту мощную платформу дополняет полноразмерный ГП с ядром GeForce 1080, а заодно и тихая, но эффективная жидкостная система охлаждения. Это отменный геймерский ПК для самых современных игр: не только лаконичный по конструкции и высокопроизводительный, но и допускающий при желании апгрейд с применением стандартных настольных комплектующих.

Рассчитанное на геймеров аппаратное обеспечение на Computex и прежде было широко представлено. Однако в последнее время на фоне общего спада продаж х86-систем этот сегмент демонстрирует воодушевляющую динамику, что делает его особенно привлекательным для ИКТ-разработчиков.

В качестве примера такого повышенного внимания к «железу» для компьютерных энтузиастов со стороны компании, известной как один из ведущих производителей серверного оборудования, приведем представленную на Computex 2016 системную плату SuperMicro C7Z170-OCE. Ориентирована она не столько на геймеров, сколько на еще более узкую (и в среднем более склонную к серьезным тратам на свое увлечение) страту оверклокеров.

Как следует из названия, плата основана на системной логике Intel Z170 и готова к работе с процессорами семейства Skylake. Причем не просто к работе, а к эксплуатации их в самых предельных режимах, включая BCLK-разгон ЦП даже с заблокированными частотными множителями. Плата поддерживает до 64 Гбайт DDR4 с фактической частотой в разгонном режиме вплоть до 3300 МГц. Подключение высокоскоростных носителей данных также предусмотрено: помимо слишком медлительных, с оверклокерской точки зрения, шести разъемов SATA 3.0 здесь предусмотрен коннектор PCIe M.2×4.

Разгонять компьютерную систему для достижения высокого результата в процессорных тестах можно и вовсе без дискретной графики. Но если оверклокер ставит своей целью достичь определенных высот в реальных игровых приложениях, ему потребуется соответствующая по скоростному потенциалу графическая подсистема. SuperMicro C7Z170-OCE предоставляет в этом смысле исключительные возможности: благодаря распаянному на ней умножителю PCIe-линий PLX PEX8747. Эта микросхема позволяет в имеющихся трех гнездах PCIe 3.0×16 формировать нетипично производительные для Z170-системы многоадаптерные конфигурации: х16+х8+х8 или х16+х16+х0.

В экспозиции Gigabyte в изобилии были представлены разработки для классической платформы х86. Внимание широкого круга геймеров и потребителей мультимедийного контента наверняка привлекут мини-компьютеры Brix Gaming UHD и Gigabyte PC. Первый из их отличается миниатюрным корпусом объемом всего в 2,6 л (220×110×110 мм), в который тем не менее поместились системная плата с ЦП Intel Core 6-го поколения, дискретная графика NVIDIA GeForce GTX 950, по два 2,2-дюйм и М.2-накопителя, два модуля памяти SO-DIMM DDR4-2133, беспроводной модуль Wi-Fi 802.11ac/Bluetooth 4.2. Компьютер Brix Gaming UHD оборудован множеством портов, включая два USB 3.1 Type-C и HDMI 2.0, и обеспечивает одновременный вывод на четыре дисплея Full HD.

Gigabyte PC, несколько более объемистый (10-л корпус, габариты 276×384×128 мм), предназначен для более серьезных задач, чем просмотр видео, пусть даже ультравысокой четкости. Он содержит стандартные по габаритам компоненты, подразумевающие замену и апгрейд без каких-либо затруднений, — дискретную графику GeForec GTX 970, полупроводниковый М.2-накопитель, ЦП Intel Core шестого поколения. Специально для геймеров здесь предусмотрены сетевой адаптер Qualcomm Atheros Killer E2400 и аудиокодек Realtek ALC1150.

Еще более требовательные геймеры наверняка обратят внимание на новейшие системные платы Gigabyte на наиболее передовой платформе Х99, относящиеся к семействам Ultra Gaming и Designare. Они приобрели особую актуальность в связи с представленными Intel прямо накануне открытия Computex 2016 четырьмя полностью разблокированными 14-нм процессорами Broadwell-E Extreme Edition для монтажной площадки LGA 2011 v3. Включая впервые предназначенный для «гражданских» (в смысле не для серверных) нужд 10-ядерный Core i7-6950X с базовой частотой 3,0 ГГц, авторазгоном до 3,5 ГГц, 25 Мбайт Smart Cache и ценой более 1700 долл. в рознице США без налогов.

Под стать такому монстру придутся системные платы Gigabyte Ultra Gaming с поддержкой сверхскоростных накопителей М.2 и U.2, с фирменной функциональностью Нybrid Fan Control и Ambient Surround LED. Найдут свою аудиторию и платы семейства Gigabyte Designare, ориентированные на цифровых художников, дизайнеров и создателей контента, отличающиеся поддержкой портов USB 3.1 Type-C и (в случае модели GA-Z170X-Designare) до трех накопителей Intel NVM 750 в RAID-конфигурации.

Все виртуальнее и виртуальнее

Людей в очках виртуальной реальности (ВР) и с зажатыми в руках контроллерами на стендах Computex 2016 было множество. Они отстреливались от невидимых для прочей публики монстров, закладывали крутые виражи на незримых гоночных авто, возводили и разрушали в доступной только для них цифровой реальности постройки. Сама Microsoft в ходе Computex 2016 уделила особое внимание популяризации своей платформы Windows Holographic, положенной в основу очков HoloLens. Компания призвала своих партнеров, производителей «железа» и ПО для приложений виртуальной и дополненной реальности, творить именно на этой основе: отныне Windows Holographic открыта для OEM-производителей.

Microsoft предпочитает использовать термин «смешанная реальность», mixed reality, подчеркивая, что ее платформа призвана интегрировать не только дополненную реальность (когда виртуальные объекты встраиваются в реальный мир и взаимодействуют с ним с точки зрения оператора), но и дополненную виртуальность. Последнее подразумевает влияние реальных объектов и действий на содержимое виртуальных миров в самом широком смысле — начиная от простейшего управления всем корпусом смартфона (его тряской, вращением и т. п.) в мобильных играх.

Возможности для развития бизнеса в области смешанной реальности, по мнению Microsoft, колоссальны: компания ожидает, что к 2020 г. на руках у конечных пользователей будет находиться более 80 млн. устройств ВР. Однако они по большей части не совместимы ни между собой (если говорить о различных марках), ни с аппаратурой дополненной реальности. Пользовательские интерфейсы, модели взаимодействия, методы ввода информации, периферийные устройства и приложения — все это для разных типов таких гаджетов в общем случае различно.

Здесь-то, по замыслу компании, и должна проявить себя платформа Windows Holographic, объединяя виртуальный и реальный миры. Платформа предлагает единую голографическую командную оболочку и пользовательский интерфейс, API-интерфейсы, сервисы Xbox Live, обеспечивая единый метод взаимодействия пользователя и ПО с приложениями и контентом. Особо подчеркивается, что все универсальные приложения Windows (Universal Apps, исходно предназначенные для запуска на всех аппаратных платформах, поддерживаемых Microsoft, — ПК, смартфонах и Xbox One), в т. ч. около 1 тыс. доступных уже сегодня, смогут исполняться в среде Windows Holographic. Microsoft в настоящее время работает с Intel, AMD, Qualcomm, HTC, Acer, ASUS, Dell, Falcon Northwest, HP, Lenovo, MSI и другими компаниями над созданием экосистемы, поддерживающей опыт виртуальной реальности на Windows 10.

В ходе Computex 2016 состоялась большая пресс-конференция AMD с участием главы компании Лизы Су, на которой были обозначены ближайшие цели вендора. AMD, добившись де-факто доминирования в сегменте стационарных игровых консолей, не намерена забывать родной для нее ПК-рынок. Фактически она ставит перед собой задачу всячески способствовать тому, чтобы следующие четверть миллиарда подрастающих на планете геймеров выбрали в качестве основной своей платформы именно х86.

Как этого можно добиться, если продажи ПК продолжают снижаться? Очень просто: сделать виртуальную реальность по-настоящему притягательной, желанной — и притом доступной. Средства для достижения этой цели вполне очевидны. Во-первых, необходимо разрабатывать для ПК новый контент в самом широком ассортименте. Разрабатывать его, что существенно, в первую очередь с расчетом именно на ПК, а не по остаточному принципу после создания консольной или мобильной версии. Во-вторых, настоящим спасением для сегмента игровых компьютеров должна стать именно виртуальная реальность.

Однако пока с последним пунктом далеко не все в порядке. Специалисты Strategy Analytics оценивают объем глобального ВР-сегмента в нынешнем году в 895 млн. долл. и 12,8 млн. проданных устройств (шлемов и очков). При этом лишь жалкие 13% этих продаж придутся на компьютерные ВР-терминалы под марками Oculus, HTC и Sony, действительно готовые обеспечить пользователю нечто большее, чем невыразительно низкополигональная картинка на разделенном надвое экране смартфона.

В результате складывается парадоксальная ситуация: подавляющее большинство владельцев ПК оказывается не в состоянии погрузиться в действительно захватывающие ВР-миры — просто потому, что не может себе этого позволить. За передовой игровой компьютер плюс достойные ВР-очки придется выложить весьма внушительную сумму, немалая доля которой приходится на адекватный столь ресурсоемкой задаче дискретный графический адаптер.

По подсчетам Gartner, в мире сейчас работают 1,43 млрд. ПК. Из них всего лишь 13 млн. (по состоянию на I квартал 2016 г.) располагают аппаратными возможностями, достаточными для исполнения на них приложений виртуальной реальности с таким качеством отображения, которое в принципе делает овчинку стоящей выделки. Почему? Да потому, что 84% покупателей х86-систем (это уже данные внутреннего исследования самой AMD) останавливают свой выбор на дискретной графике в ценовом диапазоне от 100 до 300 долл. Такое положение дел с течением времени создает все более обширный отложенный спрос на геймерские х86-платформы для ВР.

По данным апрельского исследования Seidmon Associates, проведенного в США, 68% опрошенных в качестве важнейшего недостатка существующих аппаратно-программных решений ВР называют вовсе не нехватку контента, не раздражающие несоответствия цифрового окружения и привычных реакций тела (вроде попыток перебирать ногами, чтобы двигать свой аватар в цифровом мире вперед), а запредельную розничную цену таких решений.

Именно с этой разновидностью цифрового неравенства и намерена бороться AMD. Компания намерена всемерно способствовать тому, чтобы в ближайшие несколько лет как минимум 100 млн. пользователей по всему миру смогли открыть для себя (и не однократно, а на регулярной основе) полноценную, компьютерную виртуальную реальность. Под лозунгом «демократизации ВР» и был анонсирован на пресс-конференции в рамках Computex 2016 первый графический ускоритель архитектуры Polaris, AMD Radeon RX480, с рекомендованной розничной ценой на рынке США без налогов в 199 долл.

Графический процессор, выполненный по 14-нм технологии FinFET, отличается наивысшей заявленной производительностью на уровне 5 Тфлопс и будет поставляться с 4 или 8 Гбайт видеоОЗУ GDDR5, подключенной по 256-разрядной шине. Его штатное энергопотребление ограничено 150 Вт, а для вывода видео используются самые современные DisplayPort спецификации 1.3/1.4 HDR. Предусмотрена поддержка таких программных средств оптимизации создания виртуальных миров, как DirectX 12, GPUOpen и, разумеется, AMD Vulkan. Если же требуется еще больше, то двухадаптерная связка из AMD Radeon RX480 обеспечит производительность на уровне 700-долл. NVIDIA GeForce GTX 1080 — все равно оставаясь ощутимо дешевле.

В качестве завершающего штриха для рассказа о Computex 2016 отметим крайне занятный экспонат, представленный на стенде тайваньской компании ProLogium, — умный брючный ремень с 2,4-мм (по толщине) литиево-керамической батарейкой, в которой полностью устранен риск протечек электролита. Она не только отличается чрезвычайно малой толщиной, но и продолжает работать в согнутом, свернутом и даже сложенном состоянии, после разрезания пополам: разумеется, вырабатываемая мощность при этом падает, но и только.

Все функции традиционного брючного ремня, включая воспитательные, умная его разновидность исполняет с неизменным успехом. Вдобавок к тому в его пряжке размещены система-на-кристалле, GPS-датчик, радиокоммуникационные модули, коннекторы для подзарядки мобильных устройств и прочая электронная начинка, которую только удалось туда поместить. В ходе нынешней вставки ProLogium показала только полностью функциональный прототип умного ремня — коммерческий его выпуск пока не налажен. А жаль: полезнейший в быту гаджет!


Версия для печати (без изображений)