В Дюссельдорфе прошло одно из важнейших мероприятий полиграфического рынка — международная выставка drupa 2016 [drupa — аббревиатура, в переводе с немецкого расшифровывается как Druck Und Papier (печать и бумага)]. Ее история началась в 1951 г., именно с тех пор раз в четыре года эксперты в области полиграфической и бумажной промышленности приезжают в главный выставочный центр Messe Duesseldorf на свою отраслевую «олимпиаду». Правда, в преддверии drupa 2016 было объявлено, что теперь выставка будет проходить раз в три года — «следует учитывать темпы развития печатных технологий». Впрочем, уже в ходе выставки организаторы заявили, что следующая drupa вновь состоится через четыре года — летом 2020 г. Президент и исполнительный директор Messe Duesseldorf Вернер М. Дорншайдт подчеркнул, что возвращение к традиционному формату произошло «по просьбе экспонентов» — участие в выставке требует значительных инвестиций и длительной подготовки.

В нынешней drupa приняли участие 1837 компаний из 54 стран мира, которые развернули свои стенды в 19 выставочных павильонах общей площадью 155,5 тыс. м2.

По данным организаторов, на выставке побывали около 260 тыс. человек из 188 стран и порядка 1,9 тыс. журналистов из 74 стран. С одной стороны, это меньше, чем на предыдущем форуме 2012 г., когда drupa посетили 314 тыс. человек. С другой стороны, на этот раз приехало гораздо больше топ-менеджеров компаний (согласно статистике, около 75% всех посетителей — специалисты, решающие вопросы, связанные с приобретением оборудования). Таким образом, drupa, к большому удовольствию ее организаторов, явно становится выставкой для лиц, принимающих решения. Цифры говорят сами за себя: 54% посетителей приехали на drupa 2016 за конкретным оборудованием; 29% сделали заказ на выставке; 30% планируют сделать это после выставки; 60% нашли новых поставщиков. Возросло в этом году и количество иностранных посетителей (на 16%), их доля достигла 76%. Причем основное «прибавление» произошло за счет участников из азиатских регионов. Так, например, представительство Индии (5% общего числа посетителей) стало крупнейшим за все годы существования выставки, доля китайских компаний составила 3%. Лидером по количеству экспонентов по-прежнему остается Германия (510 компаний). На drupa 2016 развернули свои стенды и шесть российских компаний: Bigprinter, DIPS Innovations, «Лобачевский и Ко», «Моноритм», PrintWire.

Не обошлось и без происшествий: в самый разгар drupa в одном из павильонов, к счастью, не занятых под экспозицию, случился пожар. Жертв не было, однако строение сгорело дотла. Впрочем, непосредственно на работу выставки это событие большого влияния не оказало, сгоревшее помещение было расположено на отшибе. Полиция арестовала нескольких мигрантов, чей лагерь находился неподалеку, и начала расследование.

Несмотря на то что drupa — выставка полиграфическая, крупнейшие стенды на ней принадлежали известным на ИТ-рынке компаниям. В этом году самый большой стенд был у НР, которая забронировала отдельный павильон общей площадью 6,2 тыс. м2.

Компания Canon вышла на рынок промышленной печати десять лет назад, сегодня это один из ведущих поставщиков передовых цифровых печатных решений для отрасли. Стенд Canon Europe, общей площадью 3,052 тыс. м2, стал вторым по величине. Компания представила широкий ассортимент листовых электрографических ЦПМ, струйные решения для листовой и рулонной печати. Различные решения для промышленной печати интегрированы в более чем 25 производственных систем, многие из которых включают обработку комплексных переменных данных и послепечатную обработку. Посетителям выставки показали более 300 различных вариантов применения принтеров, иллюстрирующих широчайшие возможности диверсификации и роста бизнеса.

По словам исполнительного вице-президента Canon Europe Йеппе Франдсен, со времени drupa 2012 компания значительно расширила линейки струйных и широкоформатных устройств.

«У нас большие и долгосрочные планы работы в этой отрасли, и мы продолжим создавать новейшие цифровые технологии, которые помогают нашим клиентам добиваться успеха. На нынешней выставке мы хотим показать, что цифровая печать эффективна для большинства возможных применений — в широком диапазоне качества и с самыми разными носителями», — подчеркивает Йеппе Франдсен.

Офсет постепенно уступает место цифре — именно в этом состоит один из важнейших итогов выставки. Шесть из десяти крупнейших стендов на drupa принадлежали компаниям, специализирующимся на цифровой печати. При этом практически все ведущие игроки рынков офсетного и флексографического оборудования активно расширяют свои продуктовые линейки и предлагают различные варианты применения цифровых технологий печати.

«Оценивая результаты выставки drupa 2016, можно однозначно сказать, что по сравнению с предыдущими годами фокус сегодня полностью сместился, — рассказывает генеральный директор „Кэнон Ру“, глава российского подразделения компании Canon Питер Балдауф. — Теперь основное внимание уделяется не офсетным печатным машинам, а решениям для цифровой печати. Пока офсетная печать по-прежнему лидирует. Однако все чаще средства инвестируются в цифровые печатные машины — оснащенные системой непрерывной подачи или подачи отдельных листов, для черно-белой или цветной печати, использующие чернила или тонер. Решения для цифровой печати способны предоставить клиентам гибкие функции, позволяющие эффективно адаптироваться к изменениям спроса, выполнять заказы точно в срок, производить печать персонализированного контента и индивидуальных заказов, использовать преимущества „рекламы на квитанциях“ и в конечном счете получать прибыль от печати всего нескольких экземпляров в тираже или даже единственного экземпляра».

Все эти изменения, безусловно, относятся и к российскому рынку. Однако говорить о том, что наши заказчики уже сейчас готовы вносить соответствующие изменения в свой бизнес, пока рано.

«В условиях нестабильной экономики и меняющегося валютного курса, которые мы наблюдаем в течение последних полутора лет, клиенты склонны тщательно взвешивать все варианты, прежде чем выбрать новую цифровую печатную машину для своего бизнеса, — подчеркивает Питер Балдауф. — Тем не менее те из клиентов, которые четко понимают, как максимально эффективно преобразовать свою бизнес-модель, чтобы адаптироваться к будущим потребностям, уже инвестировали средства в оборудование для цифровой печати либо планируют это сделать в ближайшее время».

Руководство Canon довольно итогами прошедшей drupa. Питер Балдауф высоко оценивает как организацию выставки, так и профессиональный уровень ее посетителей.

«Все побывавшие на нашем стенде зарекомендовали себя как высококлассные профессионалы, которые стремятся своевременно преобразовать свой бизнес, расширять и развивать его, они ищут надежного поставщика, который поддержит их на этом пути», — отмечает генеральный директор «Кэнон Ру».

В 2016 г. на drupa приехало гораздо меньше заказчиков из России, чем на прошлую «олимпиаду». Однако гораздо больше, чем полагали представители компаний-экспортеров. Canon провела традиционный «русский день», в котором приняли участие как специально приглашенные вендором партнеры и заказчики, так и посетители, приехавшие самостоятельно. Представители российского Canon рассказали, что уже во время выставки с российскими компаниями было заключено несколько новых контрактов.

Один из главных лозунгов drupa 2016 «Touch future!» выражает не только сегодняшние тенденции развития полиграфической отрасли, но и реальные новшества, предлагаемые рынком. На выставке было представлено много решений в области «объемной печати» — продукции с реальными тактильными ощущениями. Фрукты, дерево, камни, стекло не только напечатаны с «пугающей» точностью, но и на ощупь полностью соответствуют своему изображению. Конечно, такая печать сейчас достаточно дорогое удовольствие. Эксперты пока не дают точных прогнозов о том, когда это направление может стать вполне реальным бизнесом, займет свою продуктовую нишу на рынке. Однако не сомневаются, что это случится. Питер Балдауф подчеркивает: рынок объемной печати развивается стремительно — разрабатываются технологии и приложения, появляются новые игроки.

Еще одним направлением, поражающим воображение, является 3D-печать. Массовым продуктом такие решения пока не стали. При этом профессионалам переход к 3D-печати кажется вполне естественным и логичным. На drupa было представлено несколько 3D-систем Canon, работающих при поддержке ПО Materialise Magics. А вот окончательное решение о начале продажи продуктов для 3D-печати в России, по словам Питера Балдауфа, пока не принято.

Подводя итоги выставки, руководители вендора особо подчеркнули, что с тех пор как Oce вошла в группу Canon, линейка продукции компании стала одной из самых универсальных и всеобъемлющих. Так, среди продуктов и решений, представленных Canon на drupa 2016, можно назвать Oce ColorStream 6000 Chroma — струйную машину с непрерывной подачей, оснащенную новыми чернилами Chromera, устройство Canon imagePRESS C8000VP наряду с представленной осенью 2015 г. флагманской моделью imagePRESS C10000VP, предлагающей высокопроизводительную тонерную печать на широком ряде носителей. Кроме того, широкоформатные планшетные принтеры Oce Arizona 2200, а также серии Oce Arizona 1200 и принтера Oce ColorWave 910. В рамках выставки компания провела первую публичную демонстрацию струйного принтера с непрерывной подачей Oce ImageStream 2400, оптимизированного для печати на стандартной офсетной бумаге.

Среди новинок компании — прототип промышленного струйного фотопринтера нового поколения под названием Voyager. Работа над этой моделью формата B2+ еще ведется, однако руководители компании уверены: она задаст новые стандарты качества для струйной фотопечати. В Canon ожидают, что модель Voyager заинтересует поставщиков услуг печати, которые производят продукцию с высокой добавленной стоимостью. Например, каталоги, брошюры, маркетинговые материалы, публикации по заказу, посвященные премиум-брендам, недвижимости, еде и путешествиям, — то есть продукцию, для которой чрезвычайно важно высокое качество изображений. Принтер пригодится также для традиционной фотопечати: создания фотокниг, отдельных снимков и памятных плакатов.

Оценивая перспективы полиграфического рынка, директор drupa, Мессе Дюссельдорф Сабина Гельдерманн сказала: «Drupa в этом году стала витриной новейших разработок в мировой полиграфической промышленности.

И эта витрина, несомненно, производит ошеломляющее впечатление. Посетители уже через несколько часов пребывания на drupa перестают сомневаться в том, что „совсем скоро не останется ничего, кроме печатающих машин, кругом будет одна сплошная печать“. Прямо на глазах из файлов на компьютерах создаются книги в твердых переплетах, печатаются разноцветные ткани, небывалой красоты постеры, передающие структуру отображенных на них предметов... На 3D-принтерах „выпекаются“ сиденья для велосипедов, корпуса гитар, детали для обуви и сумок и даже скульптуры. Кажется, еще немного и печать начнет передавать не только цвет, но и запах. Не исключаю, что нечто подобное можно будет увидеть на одной из последующих выставок».


Версия для печати (без изображений)