По итогам 2015 г., как утверждают аналитики, на рынке проекционного оборудования отмечены самые провальные показатели за все время наблюдения. По объемам продаж в натуральном выражении российский рынок проекторов вернулся к кризисному 2009 г. В деньгах же показатели опустились ниже уровня 2004 г. Существенно ухудшились не только количественные показатели, но и «качественная» структура. О том, каким этот год был для компании, рассказал генеральный директор Casio Europe GMBH Уэхара Ешиюки.

CRN/RE: Как завершился 2015 г. для отрасли в целом и Casio в частности? Насколько сильно повлияла кризисная ситуация в стране на финансовые показатели вашей компании?

Уэхара Ешиюки: Кризис продолжается, это признают все игроки российского ИТ-рынка. Но мало кто осознает реальную глубину его падения, хотя даже сухие цифры вызывают самые серьезные опасения по поводу текущей обстановки, например на проекционном рынке. Так, в натуральном выражении в прошлом году продажи снизились на 40% (по сравнению с результатами 2014 г.), а в деньгах динамика оказалась еще более удручающей — минус 45%. Кроме того, снизилась средневзвешенная цена проектора, появились модели с SXGA-разрешением, сократилась доля устройств с «излишним» функционалом (что ведет к удорожанию продукта).

Что касается нашей компании, то, несмотря на кризис и ощутимую коррекцию курса европейской валюты, российский бизнес Casio уверенно рос: плюс 25% как в штуках, так и в рублях. Такие показатели напрямую связаны как с нашей стратегией развития дилерского канала, так и с радикальным обновлением модельного ряда и введением в него бюджетных безламповых проекторов.

CRN/RE: Расскажите, пожалуйста, о тенденциях проекционного рынка России: что, кроме кризиса, по вашему мнению, влияет на динамику этого сегмента? Какие изменения, произошедшие в 2015 г., вы могли бы выделить особо?

У. Е.: Прошедший год выявил такие негативные тенденции, как снижение общего количества тендеров и переориентация клиентов на низкобюджетные модели. Массовые закупки для нужд образования трансформировались в точечные поставки оборудования по целевым программам. При этом изменился и сам потребитель: сегодня он в первую очередь смотрит на цену, а уже потом на возможности техники. Это заставляет производителей искать новые пути продвижения и каналы коммуникации с дилерами и конечными потребителями.

CRN/RE: Какие шаги предпринимает ваша компания, чтобы сохранить позиции на рынке? В чем отличия (если таковые имеются) в вашей стратегии работы в России от всего остального мира? С чем это связано?

У. Е.: Как показывают цифры, выбранная компанией Casio стратегия работы с нашими дилерами (региональные конференции и семинары, участие в совместных мероприятиях и акциях, программы поддержки и стимулирования продаж) была верной. Кстати, в подобной стратегии и состоит основное отличие работы российского представительства от подразделений Casio, отвечающих за развитие других территорий. Мы ориентируемся на дилерский канал, в то время как европейские коллеги больше работают с конечными пользователями. География и плотность населения России не позволяют нам работать, как в Европе. Поэтому мы делаем все, чтобы до конечных пользователей наши идеи доносили дилеры.

CRN/RE: На какие тенденции рынка вы посоветовали бы обратить внимание вашим партнерам?

У. Е.: Поиск новых путей развития — это то, что сейчас стоит на повестке дня у всех производителей проекционной техники. Самый очевидный из них — развитие сегмента Horeca (бары, кафе, рестораны), поставки в музеи и точечная работа с новыми школами, которым требуется мультимедийное оборудование. Опыт компании Casio показывает, что нужно не только разработать специальные программы поощрения под каждое из направлений, но и совместно с дилерами доходчиво объяснить конечному потребителю те преимущества, которые он получит с покупкой, например, наших безламповых проекторов. В этом и состоит ключевая тактика ведения бизнеса в период смещения спроса в сторону низкобюджетных моделей проекционной техники.

CRN/RE: Какие новые возможности для своей компании вы видите на российском рынке?

У. Е.: Прошедший год оказался для Casio богатым на события. Наши проекторы прошли проверку на МКС и ледоколе «50 лет Победы», получили несколько номинаций на международных AV-выставках. Мы радикально обновили линейку оборудования и вошли в 2016 г. с новой стратегией совместного развития с лучшими дилерами. Как видите, возможности мы создаем сами, и в этом нам помогает наш давний партнер — компания Polymedia. Вместе мы развиваем дилерский канал, выходим в новые регионы и участвуем в знаковых мероприятиях отрасли.

CRN/RE: Ваш прогноз на 2016 г.: что ждет проекционный рынок?

У. Е.: По нашим оценкам, проекционный рынок наконец-то «зафиксируется», мы больше не увидим такого стремительного падения, как в 2014–2015 гг. При этом надо понимать, что эпоха больших бюджетов и тендеров прошла. Фокус внимания сместился на точечную работу как с дилерами на местах, так и с конечными заказчиками. И строить свои планы надо исходя из новой рыночной реальности. Впереди очень много работы, поэтому я желаю нашим российским партнерам проявлять настойчивость и инициативу в достижении поставленных целей.


Версия для печати (без изображений)