Можно предположить, что когда 28 декабря 1895 г. братья Огюст и Луи Люмьеры продемонстрировали в парижском Гран-кафе на улице Капуцинок невиданную диковину — одноминутный черно-белый документальный фильм, они вряд ли понимали, какого могущественного джинна выпустили в наш мир. «Синематограф», который изначально задумывался как нехитрое развлечение для невзыскательной публики, довольно быстро превратился в то самое «важнейшее из искусств», которое не просто занимает весьма значительную часть современной культуры, но и уже давно выделилось в отдельную отрасль, индустрию, поглощающую и приносящую огромные деньги.

Изначально любой фильм создавался одним человеком — оператором, который, вращая ручку своей механической камеры, выхватывал из реальной жизни и запечатлевал на пленке те или иные предметы, людей, события. Однако уже тогда было понятно, что просто снимать, например комичные моменты, недостаточно. Публике быстро надоедает смеяться над облитым из шланга садовником-недотепой из первого художественного немого кино. Для того чтобы зритель хотел вновь и вновь возвращаться в зал, необходимо заложить в основу фильма какую-то захватывающую историю, за развитием которой публика будет следить, героям которой она захочет сопереживать. Так появились профессии сценариста, придумывающего сюжет, кинорежиссера, переносящего его на экран, и конечно же профессиональных актеров, вживающихся в образы.

Поскольку у каждого сценариста, режиссера и продюсера в голове водятся «свои личные тараканы», это обстоятельство добавило кинематографу новых красок: кино перестало быть только документальным. Оно стало еще и игровым, жанровым. И у каждого жанра есть свои поклонники: кто-то рыдает над судьбой героев мелодрам, а кто-то стоит в очереди на премьеру боевика. Триллеры и ужасы идут в соседних кинозалах с арт-хаусом и историческими сагами...

История российского канала продаж ИТ схожа с историей развития кино. Когда в нашу страну стали приходить первые вендоры, вряд ли они, как и братья Люмьеры, могли предвидеть, что произойдет потом. ИТ-рынок превратился в отдельную индустрию. Теперь на нем действуют не только «операторы с механическими камерами» (на первом этапе их роль исполняли вендоры, продающие свою продукцию конечным потребителям). На его ниве выросло не одно поколение режиссеров, сценаристов и актеров (дистрибьюторов, партнеров второго уровня и все тех же самых вендоров), которые, работая в команде, «снимают» интереснейшее кино под названием «Построение ИТ-канала: жизнь и борьба за жизнь». Каждый из них видит этот фильм по-своему, каждый играет в нем особую роль. Мы попросили партнеров рейтинга «25 лучших региональных ИТ-компаний» рассказать о том, какое именно кино снимают они, создавая свой канал продаж, и задали им следующие вопросы:

  1. К какому жанру кино вы относите свои взаимоотношения с дилерами?
  2. Какие роли в этих взаимоотношениях исполняют разные участники канала продаж?
  3. Изменился жанр этой «киноленты» за последние 16 лет?

Олег Григорьев, PR-менеджер, дистрибьюторская компания MICS:

1. Однозначно можно сказать, что взаимоотношения с дилерами — это бесконечный сериал, сюжет мыльной оперы, в который вплетены самые различные жанры — от ужасов до комедии. История взаимоотношений, состоящая из огромного числа эпизодов, счастливых и не очень, драматичных и спокойных, с благополучным исходом и балансирующих на грани катастрофы. Серий было уже так много, что почти никто и не помнит, что было вначале, с чего начиналась сюжетная линия, какие персонажи стояли у истоков взаимоотношений, кто играл первые роли... «иных уж нет, а те далече».

И тем не менее сериал, как и сама жизнь, не стоит на месте, идет своим чередом, в нем есть радостные моменты в виде удачных сделок, побед в тендерах, призов, наград, признания и уважения партнеров, и далее он следует своей драматургии и логике, предлагая новые сценарии и персонажей, повороты сюжетных линий и мизансцены.

Совпадение или нет, но порой названия и сюжеты известных и не очень сериалов 2000-х годов были вполне созвучны тому, что происходило тогда на российском ИТ-рынке. Ведь были и «Друзья» (США, 1994–2004), и «Компьютерщики» (США, 2006–2010), когда налаживались и крепли связи и партнерские отношения с дилерами. Переживали мы и непростые, а порой и совсем трудные времена — вновь вспомним названия сериалов и годы их выхода: «Бригада» (Россия, 2002), «Остаться в живых (США, 2006–2010), «Жестокий бизнес» (Россия, 2008), «30 потрясений» (США, 2006–2013) и «Во все тяжкие» (США, 2008–2013). Так уж совпало, что с начала 2000-х в кино, как и в бизнесе, было больше потрясений и борьбы за выживание, чем бесконечной и беспечной «Санта-Барбары»...

2. Действительно, взаимоотношения с разными участниками канала продаж складываются по-разному. С точки зрения дистрибьютора, взаимодействие с партнерами-клиентами строится порой как в добром боевике, с игрой на нервах, мол, «чья возьмет?». В стиле вестерна, когда, чтобы выжить, нужна быстрота реакции, приходится бороться за клиента, которого заваливают конкурентными предложениями. В жанре детективного сериала приходится работать с неисправимыми должниками. Мистическими можно назвать связи с клиентами, которые покупают нерегулярно, комедийными смотрятся маленькие отгрузки, и как фильм-катастрофу можно рассматривать ситуацию с отказом дилера от закупки предзаказанного товара. К жанру авантюрного боевика тяготеет поиск и привлечение новых клиентов, а получение от вендора специальных цен сильно напоминает жанр приключений. А вот историческими можно называть отношения с партнерами, с которыми наша компания работает уже около 20 лет из своих 25 (отмечаем в этом году).

3. Поскольку рассматриваем взаимоотношения с партнерами как сериал, то по большому счету это по-прежнему нескончаемая череда эпизодов, длящихся от нескольких дней до нескольких месяцев, со своей драматургией и сменой жанров по ходу действия. По-прежнему это гремучая смесь жанров с элементами психологического триллера, мистики, ужасов, мелодрамы, комедии и даже пародии.

С другой стороны, эти жанры развиваются, выходят на новый уровень, становятся более драматичными. Сюжет закручивается, идет по новым направлениям, которые иногда заводят в тупик, а иногда открывают простор для бурной и плодотворной деятельности. В сюжетных линиях появляются новые лица и персонажи, а некоторые прежние, увы, навсегда остаются в «предыдущих сериях»... Жизнь — сериал, сериал — это жизнь...

Эдуард Ивановский, директор по проектным продажам в широкий канал, компания «Марвел-Дистрибуция»:

1–3. «Большое» кино в современной массовой культуре давно и серьезно вытеснено сериалами. Увлекательный сюжет, эпический размах повествования, возможность сколько угодно тасовать героев, менять жанры — это очень выгодная стратегия, которая удерживает зрителя годами. В чем-то ИТ-бизнес пошел по тому же пути. В самом начале наша работа напоминала скорее полнометражный фантастический фильм: мы привозили новые высокие технологии, которые поражали воображение не хуже «Терминатора 2». Теперь про нашу деятельность можно снимать производственный сериал по типу «House, M. D», «Mad Men» или «Boston Legal», а среди партнеров найдутся те, кто не уступает по харизме Шелдону Куперу, Фрэнку Андревуду или Дейенерис Таргариен.

Если продолжить аналогию, то можно найти еще немало сходных черт. Как практически в любом TV Show, у нас бывают эпизоды комедийного, приключенческого, психологического и прочих жанров. Есть партнеры, которые стали постоянными героями нашего сериала, а есть такие, которые выбыли еще в начале второго сезона. Развитие Интернета и удешевление спецэффектов существенно повлияли на рост популярности сериалов. Нам в общем-то помогают практически те же самые технологии: электронная почта и различные мессенджеры позволяют когда угодно связаться с партнерами от Владивостока до Калининграда, а наша B2B-система вполне эффективно работает. В создании сериалов сегодня участвуют наиболее талантливые сценаристы и актеры первой величины. В нашем портфеле — более 120 производителей самого современного оборудования и ПО.

Остался один тонкий момент: любой сериал когда-нибудь подходит к концу (даже если это «Путеводный свет», который шел более 70 лет). Но «Марвелу» думать об этом рано. Мы считаем, что у нас отличные шансы продлить наше шоу на многие сезоны вперед. А захватывающий сюжет, отличный кастинг, опытные и хорошо чувствующие рынок режиссер и продюсер, профессиональная съемочная бригада — все это обеспечит высокие рейтинги и коммерческий успех.

Георгий Козелецкий, вице-президент, OCS Distibution:

1–3. Наш фильм — это, конечно, экшн. С примесью фантастики — но это уже национальная особенность. Мы живем согласно парадигме постоянного движения. Действуем согласно жанру, главное в котором — динамика. Если искать аналогию попроще, то на ум приходит велосипед: двигайся или упадешь.

Экшн — это перспективно. Особой нужды в реквизите, костюмах и декорациях нет. Подходит любая обстановка. Самое важное — постоянное движение, смена обстоятельств, которые и без надуманного сюжета так изменчивы, что за ними порой не угнаться.

Допустим, у нас круизный корабль. Он идет вверх по реке. Снимается первая сцена: актеры (дилеры) играют любителей путешествий и искателей сокровищ, которые плывут по Нилу навстречу новым приключениям. Играют профессионально, талантливо, отдаваясь искусству всей душой. Солнце, нега, радостное томление в предчувствии приключений. Все размеренно и спокойно. Но вдруг начинает идти снег, и корабль оказывается в замерзающих водах какой-то северной реки. Возможно — Енисея. На берегах — редкие деревянные домики, по которым сложно опознать эпоху, и занесенные снегом березы. Костюмеры в спешке переодевают актеров, мгновенно приспосабливающихся к новой ситуации — помогают многолетний опыт и вера в капитана. Режиссер меняет сюжетную линию.

Через некоторое время ситуация на берегах Енисея стабилизируется — тут есть свои приключения и свои сокровища. Команда погружается в съемочный процесс, актеры вжились в новые роли, поддерживают друг друга. И вдруг снова начинает появляться солнце, тайга плавно переходит в степь и — раз! — очередная смена ландшафта. Быстро исправляют реквизит, костюмы, прически, эмоции, сюжетную линию. Действуют вместе, слаженно, заодно — понимают, что иначе не успеть.

И так логика сюжета нарушается постоянно — то погодой, которая не соответствует прогнозам, то кораблем, который периодически сносит ветром, то персонажами, которые начинают капризничать, словно тургеневские барышни.

И все это время корабль плывет... Вокруг то леса Амазонки, то степи Поволжья, то крутые пороги и хмурая тайга. Стойкая команда по-прежнему пытается обеспечить соответствие костюмов и декораций сюжету и картинке за бортом. Главный механик борется за эффективность работы паровой машины в условиях дефицита топлива. Продюсеры (вендоры) отрабатывают свое, поставляя на корабль самое нужное, по их мнению, — например, кондиционеры и холодильники, когда корабль берет курс на юг... Но все меняется так быстро, что кондиционеры и холодильники приходят на север. А иногда перемена успевает произойти дважды — тогда они оказываются очень кстати на юге.

Порой режиссеру начинает казаться, что это не он снимает фильм, а его снимают...

Но разве это не мечта каждого, чтобы жизнь была как кино? И пусть все быстро, и пусть порой абсолютно безумно, но динамика держит в тонусе, подогревает интерес, дает место для разворота на 180°, когда того требуют обстоятельства. Жанр нашего фильма динамичен, и именно благодаря этому корабль неуклонно идет вперед. Препятствия на пути? Но позвольте, всем известно, что главный герой становится настоящим героем, только преодолевая трудности :)

Максим Сальников, региональный директор, компания RRC:

1–3. Любовная история — вот тот жанр, к которому нужно стремиться, причем желательно всегда иметь счастливое продолжение (но не конец).

Почему?

Истинное желание угодить партнеру — именно это «правильный» путь к развитию продуктивных взаимоотношений партнеров. Стремление угодить — что это, как не любовь?!

В действительности всё гораздо разнообразнее. Не дай бог «снимать кино» в жанре криминальной гангстерской истории.

Социально-психологическая семейная комедийная мелодрама с элементами артхауса — это, пожалуйста! Чаще всего такое и смотрим с вожделением.

Не думаю, что жанр изменился, — Санта Барбара (иногда в стиле animal planet).

Хорошо это или плохо? Думаю, что неплохо. Вне всякого сомнения, мир меняется порой с такой скоростью, что сложно уследить за всеми изменениями.

Скорость конвейеров растет с каждым годом. Но остаются те самые реперные точки, базовые принципы, мотивирующие людей, пищевая цепочка, в конце концов.

All you need is love :-).

Партнеры проекта «25 лучших региональных ИТ-компаний 2016»


Версия для печати (без изображений)