Управление лицензиями — это регулярный бизнес-процесс оптимизации активов программного обеспечения в организации

Все больше компаний осознают преимущества лицензионных программных продуктов. Это возможность получить доступ к многочисленным сервисам, гарантия своевременного обновления ПО и получения его новых версий, устойчивость работы и безопасность данных, наконец, это цивилизованный подход к ведению бизнеса, имидж фирмы.

Однако многие игроки продолжают мириться с «зоопарком» систем, который образовался за предыдущие годы работы, и не спешат отказываться от нелицензионных или устаревших версий ПО. Причин для такого консервативного и, можно сказать, легкомысленного отношения к собственному бизнесу несколько. В числе основных называют отсутствие у компании сил на проведение технического перевооружения и средств на закупку новых продуктов.

Стремление фирм к сокращению расходов понятно, но, как утверждают специалисты, экономия на инфраструктуре и программных средствах оборачивается неучтенными потерями, которые в ряде случаев могут оказаться весьма значительными. Ведь ИТ-система предприятия — дорогостоящий актив. И наведение здесь порядка — путь к повышению эффективности бизнеса.

Каким же образом лучше всего осуществлять контроль за ИТ-системой предприятия, как выбрать необходимые программные продукты и управлять ими так, чтобы их использование давало максимальную отдачу?

Инструмент для решения этой задачи есть, и называется он — управление лицензиями.

«Сейчас все реже приходится объяснять, что необходимо вкладывать средства в лицензионное ПО. Но появляются новые вопросы. Как оптимизировать расходы? Как отразится внедрение новых технологий на повседневной работе организации? И есть ли гарантия, что закупки программного обеспечения гарантируют полную легализацию компании? В качестве ответа мы предлагаем программу «Управление лицензиями», что позволяет решить вопросы рационального внедрения ПО и оградить клиента от претензий правообладателей», — говорит Сергей Лайтер из саратовской компании «Программные технологии».
Управлять лицензиями — это твердо знать в каждый момент времени, какие программы и лицензии на ПО используются в организации. Управление включает в себя регулярную инвентаризацию лицензий и используемых программ, введение стандартов использования ПО, централизованные закупки и многое другое.

В Microsoft давно оценили преимущества такого подхода как для партнеров, так и для клиентов. На протяжении многих лет корпорация развивает и совершенствует методику работы. В настоящее время существует компетенция для партнеров, которые в своей работе делают акцент на продаже клиентам лицензий на ПО Microsoft, а также на управлении лицензиями у заказчиков. В рамках данной компетенции, получившей название Licensing Solutions, предусмотрены специализации License Delivery (для партнеров, предлагающих клиентам оптимальные схемы лицензирования) и Software Asset Management (SAM), она охватывает партнеров, предоставляющих услуги по управлению программными активами и лицензиями в организациях любого размера, от предприятий СМБ до крупных корпораций.

По словам специалистов, единая политика управления лицензиями на ПО даст клиентам возможность повысить эффективность работы и идти в ногу со временем, используя самые современные продукты. Управление лицензиями позволяет ввести стандарт на программные средства, применяемые в организации. Следствием этого становится высокий технологический уровень компании, рост ее конкурентоспособности.

Управление лицензиями поможет также оптимизировать и планировать расходы на развитие информационной системы предприятия, а также обосновать необходимость инвестиций. Ведь одна из главных составляющих процесса управления лицензиями — анализ используемых программных продуктов и определение необходимого набора ПО исходя из задач, стоящих перед предприятием. Кроме того, в рамках программы корпоративного лицензирования фирме-заказчику могут быть предоставлены скидки на приобретение лицензий и рассрочки платежей. Таким образом, финансовая нагрузка будет заранее спланирована и распределена на несколько лет, что даже для небольших компаний не станет тяжелым бременем. «SAM — технология управления лицензиями — это одновременно и учебник истории, и бизнес-план. Она расскажет вам о том, что было, как обстоят дела сейчас и что будет в ИТ-департаменте вашей компании», — говорит Роман Мягков, менеджер по работе с корпоративными клиентами компании «АстроСофт».

Еще одно преимущество схемы управления лицензиями — бизнес клиента становится более устойчивым за счет снижения рисков. Компаниям уже не грозят юридические (из-за использования нелицензионного ПО) и технологические проблемы, минимизирована вероятность непредвиденных издержек, связанных с простоями и сбоями в работе ИС, гарантирована техническая поддержка и своевременное обновление версий ПО.

По отзывам партнеров Microsoft, программа SAM принесет пользу клиентам любого размера. Небольшие компании, как правило, не располагают средствами, чтобы содержать специалистов, обеспечивающих эффективную работу компьютеров, серверов и ЛВС. В крупных корпорациях другая проблема — чем больше рабочих мест, тем труднее уследить за всеми программными и аппаратными средствами, управлять ими.

«В настоящее время сотни компаний продают свои программные разработки на российском рынке. Технология управления лицензиями — это одно из самых заметных конкурентных преимуществ компании Microsoft, так как ни одна компания на рынке не предлагает ничего подобного для своих клиентов. Технология SAM завоевывает все большую популярность у наших заказчиков, позволяя им не только выбрать оптимальную программу лицензирования, но и грамотно учитывать и управлять закупленным ПО. Наведение порядка в области ПО — вот главная задача внедрения SAM», — считает Анна Ершова, менеджер по продажам компании «Открытые технологии».

Управление лицензиями выгодно и партнерам Microsoft. Ведь предоставив клиенту услуги и заслужив его доверие, компания получает шанс расширить свой бизнес (по мере роста заказчика ему понадобятся новые компьютеры и новые лицензии), укрепить деловые связи с клиентами и приобрести новых.

В настоящее время Microsoft предлагает большой набор лицензий, рассчитанных на заказчиков из разных областей — образовательные учреждения, государственные предприятия, коммерческие компании.

Соглашение Microsoft Open License позволяет приобрести права на использование программных продуктов Microsoft как для малых и средних фирм, имеющих пять и более ПК, так и для крупных (более 5 тыс. ПК) компаний.

Microsoft Open Value — программа корпоративного лицензирования. Организации, имеющие пять и более ПК, могут приобрести лицензии на ключевые продукты Microsoft в рассрочку. Microsoft Open Value Subscription — корпоративное лицензионное соглашение, предоставляющее организациям (пять и более ПК) уникальную возможность лицензировать основные продукты Microsoft с минимальными единовременными затратами.

Cоглашения Microsoft Enterprise Agreement и Microsoft Enterprise Agreement Subscription — программы корпоративного лицензирования, предназначенные для организаций с числом компьютеров от 250, готовых выбрать платформу Microsoft в качестве корпоративного стандарта.

«Система лицензирования позволяет нам плотнее работать с клиентами, — говорит Алексей Елисеев, менеджер по направлению Microsoft компании TopS BI. — Заказчики понимают важность управления парком ПК и ПО, но самостоятельно делать это не могут, у них просто не хватает времени и сил. Особенно востребованы наши услуги в компаниях с числом рабочих мест более 100, а также в быстрорастущих фирмах, чей бизнес увеличивается в год на 20—30%. За счет оптимизации лицензий и отказа от ненужных продуктов клиентам удается сэкономить немалые средства. В отдельных случаях удавалось снизить расходы на ПО в два раза».

По словам Валерия Дробышевского, руководителя отдела продаж ПО компании «Кварта Технологии», участие в программе SAM дает компании ощутимые преимущества. «Во-первых, мы получаем маркетинговую поддержку от вендора, во-вторых, выстраиваем доверительные отношения с заказчиками, — рассказывает Дробышевский. — Мы объясняем клиенту, какая схема будет для него наиболее экономичной. Нередко оказывается, что заказчики не знают о возможностях по лицензированию программных продуктов. Когда мы показываем, что затраты на приобретение лицензий будут в несколько раз ниже их ожиданий и что есть возможность заплатить деньги не сразу, а выплачивать их в течение длительного времени, многие без колебаний соглашаются купить лицензионное ПО и передать управление лицензиями нашей компании».

Как отмечает Анна Ершова, программы лицензирования Microsoft достаточно сложны, но в то же время гибки. «Именно благодаря их гибкости партнеры получают хорошую возможность зарабатывать деньги», — подчеркнула она.


Версия для печати (без изображений)