В этом году выставка прошла под лозунгом «Цифровые решения для работы и жизни»

Выставка CeBIT отмечает в этом году свое 20-летие. На торжественную церемонию открытия прибыла канцлер ФРГ Ангела Меркель. Она, в частности, заявила, что на состоявшемся в тот же день заседании правительства было решено разработать к лету новую программу развития информационного сообщества в Германии (2006 г. объявлен в стране «Годом информатики»), главным пунктом которой станет дальнейшее развитие цифровой инфраструктуры. Вот такое интересное стечение ИТ-обстоятельств.

По данным компании Deutsсhe Messe AG, организатора выставки, в этом году в ней приняли участие 6262 экспонента из 71 страны. Таким образом, в течение последних трех лет число участников остается стабильным (например, в 2005 г. их было 6246), и до былого рекорда 2001 г. — более 8 тыс. компаний — далеко.

Как и в предыдущие годы, самым крупным зарубежным экспонентом остался Тайвань — более 700 компаний, т. е. примерно каждая девятая на выставке и каждая пятая зарубежная! Большие стенды крупных тайваньских игроков видны издалека, не теряются и сотни мелких и средних фирм: Taiwan — это первая надпись, которая бросается в глаза на их стендах. На втором месте по числу участников — Китай (более 400).

CeBIT’2006 посетили почти 450 тыс. человек (в том числе примерно треть из них — из-за пределов Германии), что на 6% меньше, чем в прошлом году. Несмотря на почти полумиллионную аудиторию выставки, не было заметно каких-либо мер обеспечения безопасности: ежедневно десятки тысяч посетителей свободно проходили со свертками, пакетами и чемоданами, а «проверяющие», если и были, в глаза явно не бросались.

Снижение посещаемости устроители объясняют плохой погодой в некоторых регионах Германии. Другая возможная причина — проходящая в сентябре в Берлине выставка потребительской электроники IFA. Похоже, часть ориентирующихся на этот рынок компаний, а с ними и посетителей, будет постепенно переходить на IFA. До прошлого года эта выставка проводилась раз в два года, а теперь станет ежегодной. Правда, в Deutsche Messe утверждают, что CeBIT привлекает больше зарубежных участников и что эти две выставки напрямую не конкурируют.

Некоторая миграция «китов» индустрии на CeBIT происходит ежегодно, и никакой драмы в этом нет. Тем не менее в этом году всеобщее внимание привлекло скромное присутствие компании Sony — вместо привычной огромной экспозиции в павильоне № 2 лишь небольшие специализированные стенды в других павильонах. Что, наверное, не случайно, учитывая испытываемые компанией трудности (см. CRN/RE № 23/2005, «Перемена участи»). Кстати, 15 марта, в последний день выставки, стало известно, что Sony отложила до ноября выпуск своей долгожданной игровой приставки PlayStation 3, планировавшийся весной.

Не было собственного «флагманского» стенда и у НР: некоторые свои продукты компания представила на специализированных стендах. В самом престижном павильоне № 1 наибольшее внимание привлекали, пожалуй, огромные стенды IBM и Samsung Electronics.

Наступление цифровых технологий, цифрового образа жизни ощущалось на CeBIT’2006 повсеместно — в полном соответствии с ее лозунгом «Цифровые решения для работы и жизни». Формально же выставка состояла из 5 основных разделов: бизнес-процессы, коммуникации, банковский и финансовый сектор, общественный сектор, цифровое оборудование и системы.

По общему мнению моих собеседников, в основном российских участников, «больших» новостей и сенсаций на CeBIT’2006 не было. Что вполне объяснимо: выставка лишь отражает то, что происходит в отрасли.

Как полагает Александр Беленький, глава российского представительства компании AMD, с каждый годом CeBIT все больше поворачивается лицом к профессионалам рынка, а часть экспонентов и публики уходит на выставку потребительской электроники IFA. Большое достоинство CeBIT, считает он, не в том, что она показывает что-то принципиально новое, а в том, что она хорошо показывает старое: «Революция — это не всегда плюс, очень часто плюс именно в стабильности».

Несколько иное впечатление у Эльзы Йе, главы московского представительства компании MSI: «Все больше людей говорят о цифровом образе жизни. Многие компании меняют свою стратегию, и это находит отражение в их маркетинговой активности. Intel отказалась от лозунга Intel Inside и продвигает теперь платформу ViiV, ее соперник в ответ — платформу AMD Live! Проходя по стендам, замечаешь, что люди меньше говорят о передовых технических аспектах тех или иных устройств, а больше о «человеческом измерении» этого цифрового изобилия. И в этом заметное отличие от того, что можно было увидеть и услышать на CeBIT еще три-четыре года назад».

Очень многие стенды, отмечает Елена Ерохина, менеджер по продукции московского представительства компании BenQ, почти не меняются на протяжении нескольких лет — из года в год видишь одни и те же продукты, да еще в одной и той же декорации. В то же время у крупных ИТ-компаний широкого профиля каждый год появляется очередное новое «увлечение». Несколько лет назад их стенды были уставлены мониторами, пару лет назад — ноутбуками, в этом году — телевизорами с плоским экраном, ЖК- или плазменными.

«В нашем сегменте рынка ничего сенсационного, по крайней мере в последние три года, представлено не было», — говорит Ольга Кобзарева, руководитель информационной службы «Лаборатории Касперского», правда, стенды производителей антивирусного ПО неуклонно растут и ввысь, и вширь, очевидна также все большая ориентация на конечных пользователей.
Разумеется, увидеть и «переварить» все те интересные продукты и решения, которые экспонировались на выставке, невозможно. К тому же очень многие из них лежат вне сферы интересов большинства читателей CRN/RE. Поэтому ограничимся рассказом о ряде интересных новинок и некоторых сегментах рынка.

Первые Origami

С точки зрения возможного влияния на индустрию ПК наиболее интересны, пожалуй, первые модели бесклавиатурных компьютеров Origami (UMPC, ультрамобильные ПК). Проектом Origami компании Intel и Microsoft занимаются уже более года. Представленные же новинки изготовили ASUS, Founder Group и Samsung. Все модели имеют 7-дюйм сенсорный экран, процессор Intel c малым энергопотреблением и жесткий диск 30—60 Гбайт, работают со стандартными операционными системами Windows и Linux, в том числе в сети, и весят менее 1 кг. В частности, компьютер Q1 компании Samsung, как ожидается, выйдет на рынок уже в мае и будет стоить от 1190 долл. По замыслу авторов концепции Origami, компьютеры этого класса ориентированы на потребительский рынок. Однако вряд ли эти первые модели станут массовым товаром, хотя бы потому, что заряда батарей в них пока хватает лишь на два-три часа. Да и в целом, как сказал представитель Samsung, с потенциальным рынком этих устройств еще предстоит разобраться.

В ходе одной из пресс-конференций на CeBIT Кристиан Моралес, генеральный менеджер Intel в регионе ЕМЕА, заявил, что компьютеры UMPC со временем станут новым стандартом в индустрии, а Intel в ближайшие годы приложит большие усилия, чтобы они стали значительно более производительными и энергоэффективными.

Отметим, что некоторые менее известные компании планируют выпускать подобные компьютеры на базе процессоров VIA C7-M ULV, которые, по утверждению VIA, обладают наивысшим среди процессоров х86 показателем производительности в расчете на единицу мощности.

Первый сервер на базе Cell

Компания IBM продемонстрировала в действии сверхтонкий сервер на базе двух процессоров Cell, который использовался для задач визуализации в реальном времени, в частности демонстрации трехмерного изображения бьющегося сердца. Подобные задачи чрезвычайно ресурсоемки, а 9-ядерные процессоры Cell (плод совместных усилий IBM, Sony и Toshiba) как раз и ориентированы на обработку графики и векторные вычисления.

В представленном прототипе процессоры Cell работают с частотой 2,4 ГГц, однако, когда эти серверы поступят в продажу, что ожидается уже в III квартале, частота может быть повышена до 4 ГГц.

Blu-ray или HD-DVD?

Выставка подтвердила, что борьба между этими стандартами далека от завершения, каких-либо решающих шагов их сторонники в этот период не предприняли. Тем не менее именно на CeBIT компания LG, которая, как и ряд других ведущих производителей бытовой электроники, была решительной сторонницей стандарта Blu-ray, объявила, что намерена поддерживать и стандарт HD-DVD. Аналогичное решение — поддерживать оба формата — ранее приняли также компании Fujitsu, НР и Siemens. Некоторые ведущие производители электроники показали на выставке свои первые устройства для записи и воспроизведения дисков новых форматов. А компания Toshiba — свой первый ноутбук (модель Qosmio G30) с дисководом стандарта HD-DVD и экраном высокого разрешения. Через несколько недель эта модель должна появиться в продаже по всему миру, ее розничная цена составит от 3 до 4 тыс. долл. Правда, никаких фильмов на дисках новых форматов пока нет, так что смотреть нечего.

Ноутбуки

Наступление всевозможных мобильных цифровых устройств набирает силу, и ноутбуки как самые крупные и функционально мощные среди них уже ушли с передовой.

Разумеется, новых моделей на CeBIT’2006 было множество, в том числе на платформе Intel Centrino Duo и ожидаемых вскоре новых процессорах AMD. Ноутбуки становятся все производительнее, легче и тоньше, все чаще добавляются новые функции, расширяющие возможности применения и облегчающие пользование, — встроенные видеокамеры, сканеры отпечатков пальцев, воспроизведение CD и DVD нажатием «одной кнопки» без запуска ОС и др.

По мнению Дмитрия Борисова, менеджера по развитию бизнеса московского представительства MSI, на рынке ноутбуков cформировались четыре сегмента — модели с экраном 12, 14, 15 и 17 дюймов. Наиболее популярны сейчас 15-дюйм модели, однако доля 12-, 14- и 17-дюйм устройств постепенно растет, что особенно заметно в странах Азии.

Хотя формат экрана не принято считать фактором первостепенной важности, популярность ноутбуков с широким экраном (формат 16:9) быстро растет как среди индивидуальных, так и корпоративных пользователей, и на стендах CeBIT’2006 широкоэкранные ноутбуки явно доминировали. Их поставки растут столь быстрыми темпами, что, по оценкам IDC, уже в текущем году превысят объем поставок ноутбуков с традиционным экраном.

В последние годы за выпуск ноутбуков, в том числе под собственными марками, взялись многие тайваньские и китайские изготовители комплектующих. Возможно, некоторые делают это, пытаясь в последний момент вскочить на подножку уходящего поезда.

Компания ASUS, говорит директор по маркетингу ее московского представительства Алексей Воронков, поняла это раньше других. Было время, когда флагманским продуктом ASUS были системные платы, их доля достигала 80—90%, сейчас — менее 30%. В 2005 г. доля ноутбуков в обороте ASUS впервые превысила долю системных плат.

Компания MSI, по словам Эльзы Йе, в последнее время также диверсифицирует свой бизнес, поэтому доля готовых устройств — ноутбуков, персональных мультимедиа-устройств и др. — быстро растет. Тем не менее на долю системных и графических плат все еще приходится более 60% оборота. Ноутбуки под собственной маркой MSI начала выводить на рынок лишь в середине прошлого года, для этого нового направления бизнеса приходится создавать новые каналы продаж и сервиса, и сейчас основная задача — захватить заметную долю рынка (в частности, в России компания рассчитывает на 2—3% рынка уже в этом году), поэтому пока MSI концентрируется на наиболее массовых моделях.

От устройств печати к решениям для печати

Принтеры и копиры, пожалуй, один из наиболее консервативных сегментов рынка. Тем не менее из года в год почти все ведущие изготовители участвуют в CeBIT, причем собираются в самом престижном павильоне № 1.

Сравнительно динамично развиваются лишь фотопринтеры. Их популярность быстро растет, и они обретают все новые функции, упрощающие получение фотографий и расширяющие возможности пользователя. Так, компания Lexmark продемонстрировала на выставке струйный фотопринтер Р450, в который впервые встроено устройство записи на СD. Это позволяет и печатать фотографии с цифровой фотокамеры, и архивировать их на CD — все без применения ПК. А с помощью дополнительного Bluetooth-адаптера можно печатать фотографии напрямую с мобильного телефона с фотокамерой.

По данным компании InfoTrends/CAP, в настоящее время в странах Западной Европы 68% владельцев цифровых камер печатают фотографии дома и лишь 23% — в фотолабораториях и магазинах. В то же время появляются все новые устройства и услуги, позволяющие удобно просматривать, хранить и передавать цифровые фотографии, и в результате среднее число печатаемых фотографий в расчете на одного владельца цифровой камеры постепенно (хотя и медленно) снижается.

Что же касается традиционных принтеров и копиров, то подтвердились прежние тенденции. Прежде всего это переход от однофункциональных черно-белых устройств к полноцветным и многофункциональным. К почти «обязательной программе» — функции принтера, сканера, копира и факса — в более сложных системах нередко добавляются функции Интернет-факса и организации документооборота (хранение на жестком диске, обмен электронной почтой и т. д.). Специализированные принтеры и копиры остаются лишь в сегменте производственной (коммерческой) печати с наивысшей производительностью.

У ряда компаний линейка полноцветных МФУ сейчас едва ли не шире, чем черно-белых устройств, в то время как раньше практически все производители выпускали лишь 2—3 полноцветные модели, все остальные были черно-белые. Падает интерес пользователей к отдельным аппаратам («железу»), зато растет к программно-аппаратным решениям, как стандартным (поставляемым в комплекте с оборудованием), так и к частным, ориентированным на отдельные категории клиентов и даже индивидуальных заказчиков. В основном это, конечно, относится к устройствам для бизнес-применения, но начинает затрагивать и персональные. Правда, производители оборудования переходят на эти рельсы с разной скоростью, одни, например Konica Minolta, Ricoh, Xerox, быстрее, другие медленнее.

Разумеется, самые интересные решения по организации документооборота, по коммерческой печати предлагаются крупным клиентам. При этом возможна как адаптация имеющихся решений и оборудования, так и разработка новых. Так, у Konica Minolta, по словам Павла Гришина, руководителя технической группы департамента копировальной техники, разработкой ПО занимается команда программистов в Европе, и сейчас у компании есть около 15 комплектов ПО, что позволяет охватить практически все сегодняшние потребности пользователей, при необходимости используются и продукты сторонних фирм.

Еще одна тенденция в этом сегменте рынка, сравнительно новая — быстрый рост спроса на решения по безопасности документооборота.

На CeBIT’2006 впервые представила свои принтеры и МФУ компания BenQ, правда, по словам Елены Ерохиной, пока они продаются лишь в отдельных странах, поскольку «непринтерной» компании выйти на этот рынок очень трудно.

Телепрограммы по «мобильнику»

В одном из павильонов CeBIT велось телевещание в двух соперничающих стандартах DVB-H (Digital Video Broadcasting) и DMB (Digital Multimedia Broadcasting), так что посетители могли посмотреть телепередачи на своих мобильных телефонах. А принимающие их аппараты уже не новинка — они демонстрировались и в прошлом году. Судя по всему, время реального мобильного телевидения быстро приближается.

Так, в Южной Корее в рамках субсидируемого правительством проекта с начала этого года можно круглосуточно и бесплатно смотреть телепрограммы, транслируемые в стандарте DMB. Как ожидается, в 2006 г. этой услугой будут пользоваться 2 млн. человек, а к 2010 г. — около 15 млн.

Комиссар ЕС по вопросам информационного общества Вивиан Рединг, выступая на CeBIT’2006, предложила ускорить (не дожидаясь ранее намеченного срока — 2012 г.) широкое внедрение мобильного телевидения в странах Европы, приняв для этого конкретные решения в течение ближайших 12 месяцев.

По данным исследования «Инновационные беспроводные услуги», проведенного компанией Siemens путем опроса 5 тыс. пользователей во многих странах мира, мобильное телевидение занимает третье место среди наиболее желанных услуг (после работы с электронной почтой и скачивания мелодий). Причем в тех странах, где эта услуга уже предлагается, за нее отдано значительно большее число голосов, например в Южной Корее — 90%.

Разнообразные средства мобильной связи на CeBIT’2006, естественно, были в изобилии. А среди массы трубок, большинство которых мало чем, кроме оформления, различались, были и сюрпризы.

Сразу два рекорда установила Samsung Electronics: в один телефон она встроила фотокамеру 10 Мпиксел, а в другой жесткий диск 8 Гбайт. А компания Netgear представила первый в мире мобильный телефон, дающий возможность пользоваться услугами Skype, находясь в зоне действия Wi-Fi, без помощи ноутбука или настольного ПК.

На российской ИТ-территории

В этом году Россия была представлена на выставке четырьмя коллективными экспозициями, а около 25 компаний имели собственные стенды, рассеянные по разным павильонам. Всего 82 участника (практически столько же, сколько и в предыдущие пару лет) на общей площади 2096 кв. м. Между прочим, по обоим показателям мы впереди Японии — соответственно 24 участника и 1848 кв. м.

Самая крупная экспозиция — «Информационные технологии из России». Она проводится уже в 13-й раз, последнее время под эгидой Министерства образования и науки РФ, а ее организатором является Международный союз приборостроителей и специалистов по информационным и телекоммуникационным технологиям (МСП ИТТ). На ней представлены разработки институтов РАН, университетов и НИИ, а также ряда малых и средних коммерческих фирм.

По словам Тамары Минькиной, заместителя председателя МСП ИТТ, число участников экспозиции (немногим более 30) в последние годы меняется мало. Причина в том, что ее площадь зафиксирована многолетним контрактом с Deutsche Messe и почти не меняется (210—240 кв. м.). «Было бы больше площади, поставили бы и больше участников, хотя это и намного хлопотнее», — говорит она.

Разумеется, бизнес-потенциалы экспонентов сильно различаются, и каждый из них оценивает результативность CeBIT по-своему. Пожалуй, один из наиболее успешных — компания «Традиция», которая стоит на этом коллективном стенде уже несколько лет. По словам ее генерального директора Антона Панфилова, это, с одной стороны, менее затратно и трудоемко, чем выставляться самостоятельно, а с другой, даже более результативно — сказываются синергетический эффект большого стенда, а также усилия его организаторов по привлечению «правильных» посетителей, особенно VIP из России. Его компания разрабатывает, в частности, ПО и решения в области мобильной связи для ряда немецких компаний. Пока, признает Панфилов, компания «на вторых ролях», просто выполняет их заказы. Но вскоре «Традиция» намерена выйти на рынок Германии с собственной системой охраны и мониторинга подвижных объектов Lockeу, для чего будет создано СП с местными компаниями; соответствующий меморандум был подготовлен как раз в ходе выставки.

Оценивая эффективность участия российских компаний в CeBIT, Антон Панфилов ставит на первое место имиджевую составляющую. В целом же, полагает он, результаты пока неадекватны затратам. И главная причина — «отсутствие инфраструктурной и институциональной поддержки российского бизнеса на внешнем рынке со стороны государства, несмотря на ее декларирование».

Уже в пятый раз на CeBIТ организуется (последние два года под эгидой ассоциации «Руссофт») коллективная экспозиция российских разработчиков ПО, работающих на экспорт, число ее участников (около 20) также меняется мало.

В этом году, подчеркивает президент «Руссофт» Валентин Макаров, она впервые проводилась при поддержке Мининформсвязи РФ. Со своей стороны, ассоциация предприняла первую попытку как-то интегрировать российских участников CeBIT’2006 в рамках «Российского маршрута»: был подготовлен общий каталог участников, каждому было предложено поставить на стенде флажок с эмблемой Russia@CeBIT. Правда, откликнулись на эту инициативу далеко не все компании: флажки мало где были заметны.

Весьма важным, считает Макаров, является и проведение в этом году очередного российско-германского ИКТ-форума — впервые он был посвящен не потенциальным возможностям стран СНГ в сфере аутсорсинга, а реальным «историям успеха» сотрудничества крупных немецких и наших компаний.

Основным же достижением экспозиции «Руссофт» на CeBIT’2006 Макаров считает то, что почти каждый ее участник получил не менее 100 запросов (lead), гораздо больше, чем в предыдущие годы. Конечно, вероятность превращения таких запросов в реальные контракты довольно мала (по статистике, около 5%), но они с лихвой окупят затраты на участие в выставке. Благодаря этому, уверен он, в будущем году экспозиция «Руссофт» станет гораздо более «населенной».

В будущем году участие нашей страны в выставке, возможно, будет более масштабным: немецкая сторона впервые предложила России стать «страной — партнером CeBIT». Это будет означать повышение статуса участия, что повлечет за собой приезд чиновников более высокого ранга, увеличение числа российских участников, большее число различных деловых, маркетинговых и «светских» мероприятий и т. д. Ответственным за участие в CeBIT’2007 станет Мининформсвязи РФ.

Пока же в одном из павильонов, посвященных телекоммуникациям, впервые появился коллективный стенд Rustelco под эгидой этого ведомства. Его организацией также занималась ассоциация «Руссофт» (точнее, ее маркетинговое агентство «Форт-Росс»). Правда, участников пока немного — всего семь, причем довольно разношерстных: тут и «Ростелеком», и правительство Ханты-Мансийского автономного округа, и несколько ИТ-компаний. По словам Этери Хетеевой, вице-президента по внешним коммуникациям «Открытых технологий», компания участвует в этой экспозиции, имея в виду не столько продвижение на внешние рынки, сколько познавательные цели: посмотреть, куда движется эта крупнейшая выставка и как эффективнее организовать возможное участие компании в CeBIT’2007. Кроме того, стенд — удобное место встречи с крупными российскими клиентами компании.

Впервые коллективную экспозицию на CeBIT организовало и правительство Северной столицы: правда, по числу участников (всего шесть) и их «весу» стенд «ИТ-индустрия Санкт-Петербурга» уступал упомянутым выше.

Небольшой юбилей отметила в этом году «Лаборатория Касперского», которая устроилась в окружении главных конкурентов — напротив Trend Micro, наискосок Symantec. Как рассказала Ольга Кобзарева, руководитель информационной службы, компания уже десятый раз участвует в CeBIT: сначала, правда, не самостоятельно, а в составе компании «Ками» и на объединенном российском стенде. Интересно, что в первый же год был заключен ОЕМ-контракт с одним из немецких заказчиков. В этом году экспозиция «Лаборатории» ориентирована преимущественно на корпоративный рынок.

С выставки — в бутик

В огромном потоке массовых продуктов, воплощающих в себе цифровой образ жизни «для народа», на CeBIT’2006 нашлось место и для весьма элегантных предметов, достойных лучших бутиков мира.

Так, милые и не очень дорогие сувениры предлагает голландская компания White Lake — модули флэш-памяти, покрытые золотом и инкрустированные бриллиантами. Например, модуль 1 Гбайт с 14-каратным покрытием и пятью «камешками» стоит всего около 3500 долл. Говорят, за время выставки получено уже более 20 заказов.

А компания ASUS представила два стильных ноутбука Lamborghini, обтянутых натуральной кожей, естественно, ярко-желтого цвета. Ни у одного из конкурентов кожаных ноутбуков пока нет.

А ведь еще пару лет назад лучшее, что можно было увидеть на CeBIT, это настольные ПК и мониторы в корпусах из дорогих пород дерева.


Версия для печати (без изображений)