Системы управления предприятием — сложные и дорогие комплексы. Их внедрение обычно растягивается на многие месяцы, требует солидных финансовых затрат и привлечения большого числа специалистов. Российские разработчики, руководствуясь собственным опытом управления компаниями и внедрения ERP-систем, создали оригинальный продукт под названием «Мотив». О его особенностях и продвижении на рынок рассказал в интервью первому заместителю главного редактора CRN/RE Константину Геращенко один из создателей системы Дмитрий Кин.

CRN/RE: Что представляет собой ваша система, в чем ее отличие от программных комплексов, предназначенных для управления предприятиями?

Дмитрий Кин: Наша система помогает руководителям контролировать все бизнес-процессы компании, а также повышает эффективность взаимодействия сотрудников в рамках работы над существующими проектами и задачами.

Опыт показывает, что весь функционал систем планирования и управления предприятиями редко оказывается востребованным в полном объеме. Для резкого повышения оперативности управления при разработке «Мотива» мы реализовали наиболее востребованные функции CRM, систем групповой работы, управления документооборотом, проектами, корпоративными знаниями.

Основные задачи системы «Мотив» — накопление, хранение и синхронизация корпоративной информации, обеспечение доступа к ней, в том числе удаленного. В наше время менеджер не должен быть привязан к рабочему месту. Пользователь может получить доступ со своего мобильного телефона, информация по самым важным проектам будет доставлена ему в виде SMS-сообщения или по электронной почте.

Наш продукт, видимо, по созвучию названий, иногда ошибочно относят к ERP-системам, но он таковым не является. Не умаляя достоинств других систем, отмечу, что они позволяют руководителю спланировать ресурсы предприятия надолго вперед. Но если проект продолжителен по времени — многое может измениться как в самой организации, так и во внешнем окружении, и первоначальные планы потеряют смысл. Качественно внедренную ERP-систему можно образно назвать скелетом предприятия, а наша система — это его душа. «Мотив» позволяет управлять, опираясь на не подлежащую формализации и статистической обработке составляющую процесса. Он отражает суть происходящих в компании процессов и дает реальное видение перспектив.

Мы преднамеренно упростили объектную модель, для того чтобы сохранить простоту внедрения, обучения и эксплуатации. Основные объекты системы привычны и не требуют дополнительных объяснений новым пользователям. Это проект, задача по проекту, сообщение (действие) по задаче. Главная ценность нашей системы заключается в том, что поставив задачу, руководитель не просто ждет доклада о ее завершении или истечении срока, отведенного на ее исполнение, а контролирует ход исполнения и может в любой момент внести коррективы. Следует отметить, что взаимодействие пользователей осуществляется на уровне передачи обычной текстовой информации. Безусловно, при необходимости к сообщению (действию) пользователь прикрепляет результат своей работы в виде файла в принятом на предприятии формате. Мы стремились отразить суть процессов управления — что сделано, какие отдавались распоряжения, кем и почему.

Мы считаем, что решение должно быть простым, недорогим, быстро внедряться и не требовать больших затрат для подготовки пользователей. Поэтому, разрабатывая «Мотив», мы максимально использовали условно-бесплатные компоненты. Интерфейс системы реализован в виде Web-приложения, привычного большинству пользователей.

CRN/RE: Как появилась на свет система «Мотив»?

Д. К.: Идея разработать собственную программу родилась в 2001 г. К тому времени в состав нашего холдинга уже входило много компаний. В их числе были фирмы, занимающиеся внедрением ERP-систем, сборкой оборудования, инсталляцией сетей, системные интеграторы, телефонные операторы и Интернет-провайдеры, разработчики ПО, дизайн-студия, информационное агентство. Мы столкнулись с проблемой, типичной для быстрорастущих бизнесов, — с проблемой управляемости компаний. Особенно остро это чувствовалось при выполнении совместных проектов.

Сначала мы попытались решить эту проблему, используя существовавшие на тот момент решения. Но после полугода экспериментов поняли, что нам нужно создавать собственную систему. С одной стороны, мы понимали, что нет смысла пытаться повторить тот путь, который уже прошли гранды индустрии, с другой стороны, видели, что решение наших проблем требует совершенно иных подходов.

Работу над системой «Мотив» начали с того, что сформировали перечень основных требований к ней. Их набралось десятка полтора, почти все они были очевидными — это оперативность получения информации, мобильность пользователей, документированность принятых решений. С самого начала решили не перегружать систему излишней функциональностью, а реализовать тот минимум, который будет обязательно востребован, тем самым снизив затраты на обучение собственного персонала. Позже выяснилось, что такая система нужна не только нам.

CRN/RE: Как долго и какими силами велась разработка системы?

Д. К.: Идеология и основополагающие принципы системы сформулировала небольшая авторская группа, основываясь на опыте внедрения систем управления. Мы ставили реальные и достижимые цели, поэтому первую версию начали эксплуатировать уже через месяц.

Сегодня работа над продуктом продолжается, в зависимости от текущих задач в ней участвуют до 100 человек: более 40 сотрудников ИВТ («Институт высоких технологий») — разработчиков, внедренцев, специалистов технической поддержки, десятки сторонних специалистов по документообороту, делопроизводству, бизнес-технологи, маркетологи и дизайнеры. Созданы группы по внедрению системы и обучению пользователей. Массу интересных идей и решений мы получаем из общения с клиентами. Управление проектом разработки системы «Мотив» происходит с помощью самой же системы.

CRN/RE: Когда вы начали продавать вашу систему?

Д. К.: Мы создавали решение для себя и не собирались выводить его на рынок. И даже когда программа у нас заработала и показала свою эффективность, мы не задумывались о том, чтобы сделать из нее коммерческий продукт. Но ее увидели партнеры, проявили интерес и пожелали внедрить у себя. На первых порах мы передавали разработку партнерам бесплатно или как составную часть крупных проектов. Широкой публике система «Мотив» была представлена только в начале прошлого года, после того как была оформлена в соответствии с требованиями современного рынка — переведена на несколько языков, разработана документация, максимально упрощены вопросы установки на основных платформах (Linux, FreeBSD, Windows). Тогда же встал вопрос ценообразования. Мы выставили цену, из-за которой нас некоторые игроки рынка обвиняют в демпинге. Но это не демпинг, а честное отношение к тому, что нужно предприятию, чтобы стать управляемым. Наша система — это только 5%, остальные 95% — та работа, которую нужно будет выполнить самому предприятию.

Следует пояснить, что «Мотив», как и любая другая система, сама по себе не гарантирует, что управление предприятием улучшится. Система может быть полезной лишь в том случае, если компания — это коллектив единомышленников, готовых приложить усилия для развития своего бизнеса.

Первые продажи «коробочного» продукта состоялись в январе 2005 г. Интерес к нашей системе я считаю закономерным. Многие покупатели разочаровались в сложных системах с непонятными бюджетами и с трудно предсказуемой стоимостью владения. Ведь как бывает — после покупки лицензии на программный продукт выясняется, что к нему нужна специальная СУБД, к ней — другая ОС, а к ней — новое «железо». Мы же используем условно-бесплатные решения.

CRN/RE: Что представляет собой ваш канал сбыта?

Д. К.: Компания ИВТ, разработчик системы «Мотив», не занималась торговой деятельностью. Поэтому мы долго недооценивали те усилия, которые нужно затратить, чтобы обеспечить массовые продажи системы. Должен признать, что мы допустили ошибку, пытались продавать своими силами и не уделяли внимания развитию партнерской сети.
На сегодня эти промахи исправлены, мы строим партнерскую сеть. Организовали службу технической поддержки, разработали методики внедрения продукта, создали сбалансированную программу стимулирования партнеров. В настоящее время систему «Мотив» продвигают на рынке 19 сертифицированных партнеров, подготовивших специалистов по этому продукту, еще с более чем 40 фирмами ведутся переговоры.

Заявки на программу поступают из-за рубежа. В России интерес проявляют в основном московские компании, но быстро растет и спрос в регионах. Есть заявки из Украины и Казахстана.

CRN/RE: Много ли компаний приобрело вашу систему?

Д. К.: Список клиентов довольно большой — это банки, государственные организации, высшие учебные заведения, предприятия ТЭК, ИТ-компании, производственные предприятия, дистрибьюторские фирмы, сфера услуг и др. В числе наиболее крупных заказчиков могу назвать банк «Санкт-Петербург», банк «Каспийский», Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, «Микояновский мясокомбинат», компанию «Феликс», производителя и дистрибьютора мебели.

CRN/RE: Каковы ваши планы по развитию бизнеса?

Д. К.: В 2005 г. количество инсталляций исчислялось сотнями, надеемся, что в этом году их будет в несколько раз больше. Для этого нам потребуется найти новых партнеров, и мы готовы предложить им максимально выгодные условия.


Версия для печати (без изображений)