Корпоративные заказчики развивают инфраструктуру ИТ, исходя из потребностей обеспечения своих бизнес-процессов. Однако в уже созданной ИС нередко возникают узкие места, отказы оборудования и сбои ПО, которые нарушают ее нормальное функционирование. Компания IBS и ее зарубежные партнеры — фирмы Mirror 42 и Westbury — предлагают использовать новый подход, названный «управление ИТ, ориентированное на эффективность», и специально разработанный для этого инструментарий.

Как рассказал Карел ван дер Поэл, главный управляющий Westbury, компания разработала методологию оценки эффективности деятельности подразделений ИТ. На базе методологии создана интегрированная система, позволяющая автоматизировать сбор и анализ информации о работе ИС и генерировать отчеты, выявляющие узкие места в инфраструктуре ИТ, на основе которых руководство может проактивно принимать необходимые меры, повышающие эффективность ИС. Предложенная Westbury система внедряется в несколько этапов. На первом определяются контролируемые объекты — конкретные компоненты инфраструктуры ИТ, процессы или бизнес-задачи, которые она обрабатывает. На втором вырабатывается система ключевых контрольных показателей (ККП) и назначается менеджер, который должен контролировать набор взаимосвязанных ККП и предлагать меры по их улучшению.

Каждый ККП рассчитывается по простым формулам на основе доступных параметров, например «Отклонение от бюджета» = «Фактические расходы»/«Предусмотренные в бюджете расходы» или «Доля допустимых инцидентов» = «Количество новых инцидентов»/«Количество закрытых инцидентов», где под «инцидентами» понимаются отказы оборудования, сбои в работе функциональных систем (например, электронной почты) или конкретных видов ПО. На этом же этапе выявляются доступные источники информации о параметрах, используемых для расчета ККП. Некоторые параметры могут сформироваться на основе оценок специалистов, анкет, опросов. В составе разработанной Westbury системы уже имеются библиотеки ККП для оценки эффективности и управления рядом аспектов инфраструктуры ИТ, а также средства для сбора данных из различных источников. Как утверждают разработчики системы, параметры функционирования можно автоматически получать из стандартных пакетов таких вендоров, как IBM, BMC, Remedy, HP, Computer Associates, Mercury, Niku, Rational, Compuware, Oracle, SAP, Siebel и др. Система использует инновационные соединители и открытые интерфейсы для подключения ко многим стандартным приложениям, при этом соединители можно настроить на любой период сбора данных: ежемесячно, еженедельно, каждый день или каждые пять минут.

Рассчитанные ККП сводятся в единый комплекс характеристик эффективности с пояснениями ответственных менеджеров, указаниями на существующие проблемы и корректирующими мерами. С этим комплексом показателей могут ознакомиться заинтересованные руководители и менеджеры.

Как отметил Карел ван дер Поэл, предлагаемая Westbury методология и инструментарий позволяют реализовать контроль и управление ИТ на основе пороговых значений, задаваемых для каждого ККП, — при достижении такого порога руководству необходимо принимать корректирующие меры. Кроме того, может быть использован и другой метод — эталонный анализ, который основан на индексации результатов деятельности подразделения ИТ и обслуживаемых им бизнес-процессов. В этом случае последние суммируются в «индексе бизнес-процессов», в рамках которого можно выяснить, что в течение заданного периода улучшилось, а что — ухудшилось. Это позволит руководству «перебросить» ресурсы с контролируемых объектов, демонстрирующих опережающий рост, в стагнирующие направления.

Как заявил Алексей Белей, руководитель отдела систем управления IBS, его компания освоила предложенную Westbury методологию и разработанный инструментарий и готова внедрять ее у заинтересованных корпоративных заказчиков.

Версия для печати (без изображений)