По оценкам аналитиков, за последние три-четыре года объемы информации, накапливаемой на ПК, ежегодно увеличиваются на 60—80%. Растет и емкость жестких дисков (ЖД) как основного вида накопителей для хранения данных. Все чаще в настольных системах стали использоваться несколько дисков. Кроме того, на рынке появились создаваемые на основе ЖД внешние накопители, которые применяются для хранения архивов и резервного копирования. Казалось бы, эти факторы должны привести к заметному росту объема продаж ЖД. Происходит ли это в условиях российского рынка?

«Действительно, в сегменте дисков для настольных ПК рост продаж в 2005 г. был весьма заметен. По нашим оценкам, в штучном выражении продажи увеличились примерно на 25—30%, т. е. превышали темпы роста рынка ИТ в целом», — говорит Александр Будилов, генеральный менеджер компании ELKO Moscow, дистрибьютора продукции Seagate, Hitachi GST, Western Digital. При этом он замечает, что росту продаж ЖД в немалой степени способствовало снижение цен на эти устройства — если три года назад диски емкостью 40 Гбайт стоил примерно 70—80 долл., то теперь за ту же цену можно приобрести накопитель емкостью 120—160 Гбайт. По словам Будилова, к началу 2006 г. более половины продаваемых ЖД имели емкость более 80 Гбайт.

Кроме того, в прошлом году стал быстро развиваться сегмент ЖД с интерфейсом SATA, которые не только позволяют создавать в настольных ПК дисковые RAID-массивы, но и применяются в игровых компьютерах. Не секрет, что некоторые современные игры требуют большей производительности дисковых подсистем. Вдобавок к этому SATA-диски широко используются для создания экономичных серверов, поскольку стоимость таких накопителей заметно ниже цен на традиционные ЖД с интерфейсом SCSI.

«Сейчас наиболее востребованы накопители с интерфейсом SATA. Именно поэтому продажи ЖД с интерфейсом SCSI не растут, хотя в 2005 г. были тендеры, в которых как необходимое условие оговаривалась их поставка — для определенных серверных систем диски с интерфейсом SATA просто не применимы», — сообщили в ELKO Moscow. У корпоративных заказчиков появилась альтернатива — использовать уже сейчас взамен ЖД с интерфейсом SCSI более дешевые и доступные SATA-диски либо подождать появления дисков с новым интерфейсом SAS.

ЖД с интерфейсом SAS только появляются на рынке, но, поскольку SAS по скорости передачи данных и количеству подключаемых дисков превосходит возможности интерфейса SCSI, последнего непременно вытеснят с рынка. Поэтому Александр Будилов полагает, что российские дистрибьюторы еще год будут поставлять на наш рынок диски с интерфейсом SCSI, но объемы их поставок начнут сокращаться.

Наш рынок ожидает еще одно технологическое новшество — массовый выпуск дисков с технологией перпендикулярной записи, которая должна в несколько раз повысить емкость накопителей. Когда эта технология станет применяться в большинстве ЖД, пользователи смогут за те же 80—100 долл. покупать диски в 2—5 раз большей емкости.

Однако, как отмечают специалисты, внедрение этой технологии потребует существенных изменений в производстве ЖД, и, прежде всего, перехода на стеклянные пластины, поставщиков которых пока очень мало. Поэтому в ближайший год возможны изменения в расстановке сил на мировом и российском рынках. Те из вендоров—производителей ЖД, кто сумеет раньше внедрить технологию перпендикулярной записи, имеют больше шансов захватить значительную долю рынка.

Как считает Александр Будилов, в прошлом году существенных перемен на нашем рынке ЖД, в особенности в сегменте накопителей для настольных ПК, не наблюдалось: «Лидером по-прежнему остается Seagate, доля которой в сегменте жестких дисков для настольных ПК в России составляет около 50%. Хотя в 2005 г. произошло определенное перераспределение долей рынка между продуктами основных поставщиков. В частности, теряла позиции Maxtor, ее купила Seagate, стала расти доля Western Digital, которая вовремя и быстро «подхватила» падающие продажи дисков Maxtor».

Процесс слияния бизнесов и производств Seagate и Maxtor будет достаточно длительным, поэтому, по мнению дистрибьютора, судить об окончательной расстановке сил на российском рынке в 2007 г. сейчас трудно. Seagate, захватившей почти 50% отечественного рынка, сложно еще увеличить свое присутствие. «В 2005 г. Seagate активно участвовала в крупных проектах, обеспечила серьезную маркетинговую поддержку и активную рекламу торговой марки, что создало среду, в которой жесткие диски этого вендора легко и в больших объемах продавались в канал», — считает генеральный менеджер ELKO Moscow.

Кроме того, компания объявила о введении пятилетней гарантии на ЖД, что, по его мнению, было лучшим маркетинговым ходом на рынке: многие дилеры в канале увеличили объемы закупок дисков Seagate. Правда, реализация этого проекта столкнулась с определенными трудностями и потребовала как от вендора, так и от дистрибьюторов дополнительных усилий.

Александр Будилов отмечает, что в 2005 г. канал Seagate понес серьезные потери. Два крупных игрока со статусом Seagate Premier Partner — Indestr и Trinity Electronics оказались «под огнем» госслужб, вознамерившихся осуществить проверку их деятельности. Судя по внешним признакам, Trinity Electronics смогла оправиться от нанесенного ее бизнесу урона, а Indestr вынуждена была свернуть активную торговую деятельность. Поэтому часть клиентов Seagate, которых не смогли «подхватить» дистрибьюторы, ушла «под крыло» других производителей. И сейчас Seagate в основном приходится защищать свои позиции в России, где у нее пытаются отобрать долю рынка Hitachi GST и Western Digital.

У последней в 2005 г. произошла смена менеджеров, которые непосредственно связаны с ведением бизнеса в России, и увеличилось число сотрудников в представительстве. В то же время, по мнению наблюдателей, компания поменяла стратегию работы на нашем рынке — наконец-то стабилизировалось число дистрибьюторов, хотя два года назад производитель стремился непрерывно наращивать их число. Новая команда в представительстве Western Digital в течение второй половины 2005 г. начала напрямую работать с партнерами второго уровня — дилерами и производителями ПК, что сразу дало эффект — продажи продукции с маркой WD выросли, и ее доля на отечественном рынке увеличилась.

Сейчас, как отмечает Александр Будилов, активные действия на нашем рынке предпринимает Hitachi GST, будучи формально новым игроком. В первую очередь вендор начал активно сотрудничать с небольшим кругом известных отечественных производителей ПК — для компании это начальный этап вхождения в рынок, который Seagate и Western Digital уже прошли. Но, действуя таким образом, Hitachi GST понемногу «откусывает» часть рынка, которая до последнего времени принадлежала Maxtor и Seagate — лидер всегда страдает от того, что его со всех сторон «поджимают» конкуренты.

Зато дистрибьютор не отмечает каких-либо «агрессивных» действий со стороны еще одного известного производителя ЖД — Samsung: «В конкурентной борьбе мы практически не сталкиваемся с Samsung, за исключением нескольких случаев участия в отдельных крупных проектах, когда крупный заказчик выбирал диски Samsung из-за предложенной производителем «суперцены». В 2005 г. большинство клиентов выбирали между предложениями Seagate, Hitachi GST, Maxtor и Western Digital». По оценке ELKO Moscow, Samsung не пыталась бороться за расширение своего присутствия на отечественном рынке, и ее доля, составляющая примерно 10%, за прошедший год заметно не выросла.

Кроме указанных вендоров на российском рынке активно работает еще один производитель ЖД — компания Fujitsu. Но, как отмечают представители ее дистрибьюторов Михаил Лукинов, вице-президент дистрибьюторской компании Alliance Group и Владислав Скоробогатько, ведущий менеджер по продукции компании «ПИРИТ-Дистрибуция», вендор несколько лет назад ушел с конкурентного рынка ЖД для настольных ПК и сконцентрировался на разработке и выпуске нишевых продуктов — серверных накопителей с интерфейсом SCSI и малоформатных ЖД для ноутбуков: «Эти изделия хорошо продаются на нашем рынке. Производитель обеспечивает высокую степень доступности ЖД, что позволило наращивать обороты даже в «застойный» период I квартала 2006 г.»

Михаил Лукинов также считает, что с точки зрения дистрибьютора, Fujitsu — один из тех «идеальных» вендоров, который все сделал, чтобы канал успешно продавал его продукцию: «С пунктуальной точностью выделяются маркетинговые фонды, вендор участвует во всех канальных программах дистрибьюторов. Словом, если дистрибуция устройств Seagate связана с достаточно жесткой борьбой на рынке, то продвижение нишевых продуктов Fujitsu — просто удовольствие».

При этом Владислав Скоробогатько замечает, что дилеры часть 2,5-дюймовых ЖД Fujitsu для ноутбуков устанавливают в специальные миниатюрные корпуса со встроенными контроллерами и затем продают их в качестве внешних накопителей.

Практически все дистрибьюторы едины во мнении — внешние дисковые накопители стали востребованным товаром, хотя, по оценке ELKO Moscow, их доля пока весьма мала — всего около 5% общего количества продаваемых ЖД. Тем не менее, как признает Александр Будилов, в структуре его компании в рамках департамента продаж создано отдельное направление («Периферия для розницы»), которое занимается поставкой внешних дисковых накопителей.

Из общего объема продаваемых ELKO Moscow ЖД для ноутбуков около 30—40% приобретают отечественные «изготовители» внешних накопителей. Тем более что для этого нужен только диск и корпус с контроллером. Но сборка внешних накопителей на базе жестких дисков для ноутбуков и их продажа в виде готового продукта — это отдельный вид бизнеса. Например, российская компания ZIV занимается этим давно и поставляет свою продукцию в больших объемах.

«Но в 2005 г. лидером в сегменте внешних дисковых накопителей, безусловно, стала Western Digital, которая раньше других предложила экономичные решения и активно продвигала их в канал, — отмечает Александр Будилов. — Seagate запоздала с подобными решениями, но теперь после покупки Maxtor готова продвигать доставшиеся ей в наследство внешние накопители и внешние ЖД собственной разработки». Будилов предполагает, что выход Seagate в этот сегмент рынка, по-видимому, приведет к жесткой конкуренции и, возможно, здесь произойдут определенные изменения.

Во всяком случае, предлагаемые на нашем рынке внешние дисковые накопители «наколенной» сборки, а также локальные бренды, такие как ZIV, должны будут уступить место продукции известных вендоров. Чтобы остаться на этом рынке, у локальных игроков должно появиться нечто специфическое в предлагаемых ими продуктах, например специальное ПО или системы диагностики.

По мнению дистрибьюторов, большая часть продаваемых 2,5- и 1,8-дюймовых ЖД используется для модернизации выпущенных несколько лет назад ноутбуков, в которых установлены диски емкостью 20—40 Гбайт, что явно не устраивает пользователей. Сейчас в дистрибьюторском канале продаются ЖД емкостью 80—100 Гбайт. Они стоят недорого и позволяют легко модернизировать мобильный ПК.

Однако, как считает Будилов, рынок ЖД для ноутбуков сможет выйти за рамки нишевого лишь тогда, когда заработает пропагандируемая Intel программа локальной сборки мобильных ПК в канале: «Вот тогда продажи малоформатных дисков выйдут на принципиально иной по объемам реализации уровень. Другим путем повышения объемов продаж ЖД для ноутбуков может стать использование 2,5-дюймовых мобильных дисков в энергосберегающих моделях настольных ПК, но сейчас доля таких компьютеров не достигает и даже 1% общего количества выпускаемых систем».

Версия для печати (без изображений)