Еще три-четыре года назад на нашем рынке было представлено множество оптических накопителей (устройств чтения и записи компакт- и DVD-дисков) большого числа производителей. Причем тогда пятерке лидеров принадлежало 54% этого сегмента мирового рынка. Но время изменило расстановку сил, и сейчас доминируют три компании — Hitachi-LG Data Storage, Lite-On и Samsung захватили около 75%. Что привело к таким заметным изменениям, отразились ли они на российском рынке?

«В этом сегменте многими процессами управляют держатели патентов, полученных в свое время даже не на рынке ПК, а на рынке записи аудио- и видеоконтента. У кого есть такие патенты, а это компании Hitachi, Philips, Sony, Toshiba, тот и диктует правила игры. Все другие производители вынуждены платить им отчисления за лицензирование технологий. Поэтому сегодня независимым производителям удержаться в этом бизнесе практически нереально — лицензионные отчисления настолько велики, что они не могут поддерживать и развивать свое производство», — объясняет Александр Будилов, генеральный менеджер ELKO Moscow.

Он приводит пример: полтора года назад оптические накопители для записи CD/DVD, поставляемые компанией BTC, российским дистрибьюторам стало невыгодно покупать — аналогичные накопители Sony стоили дешевле. В результате многие независимые производители вынуждены были либо продать свой бизнес по выпуску оптических накопителей держателям патентов, либо создать с ними альянсы или совместные предприятия. Этот процесс начался как раз три года назад, и в 2005 г. в этом сегменте мирового рынка работало четыре крупных объединения — «Samsung — Toshiba», «Hitachi — LG Data Storage», «Lite-On — Sony — NEC», «Philips — BenQ», которые делили между собой более 90% мирового рынка.

Александр Будилов отмечает: «На этом рынке консолидация в глобальных масштабах проявляется наиболее ярко — мелкие производители уходят, остаются только самые крупные». Так произошло с подразделением NEC, которое не смогло выплачивать чрезмерно большие отчисления по патентам записи DVD и потому в конце 2005 г. согласилось создать совместное с Sony предприятие по производству оптических накопителей для записи CD/DVD, т. е. фактически было куплено Sony. После присоединения Lite-On к объединению, возглавляемому Sony, эта производственная группа в этом году имеет хорошие шансы выйти в лидеры рынка. Тем более что Lite-On в феврале 2006 г. купила производство оптических накопителей у BenQ и заодно приобрела патенты Philips, что освобождает компанию от уплаты лицензионных отчислений этому вендору. Philips уже не производит накопители, но владеет патентами и получает хороший доход.

Все эти глобальные изменения находят отражение и на российском рынке. Причем технологические новшества, такие как оптические накопители DVD/RW, способные записывать информацию на DVD-диски, еще более усугубляют зависимость от компаний, владеющих соответствующими патентами, поскольку такие компании разрабатывают новые технологии и получают патенты на них.

За примерами далеко ходить не нужно. Так, по свидетельству Владислава Скоробогатько, ведущего менеджера по продукции компании «ПИРИТ-Дистрибуция», еще три года назад на нашем рынке активно действовала компания ASUSTeK, которая продавала свыше миллиона накопителей в год. Но в 2005 г. продажи этих устройств резко упали. Причина — ASUSTeK трудно конкурировать по ценам с Sony или Samsung.

Исчезает не только продукция независимых фирм. Создав достаточно мощный производственный альянс, некоторые компании — владельцы патентов — стремятся «уйти в тень», помогая партнеру продвигать продукцию с его маркой. Так, в нашей стране практически исчезли изделия с маркой Hitachi, зато оптические накопители с маркой LG к настоящему времени, безусловно, заняли лидирующую позицию. Поскольку у Samsung есть довольно мощное производство, поддержанное патентами Toshiba, то неясно, останутся ли на рынке оптические накопители с маркой Toshiba, которые еще в 2005 г. хорошо здесь продавались, поскольку их постепенно заменяют приводы с маркой Samsung — владельцу патентов так экономически выгоднее.

По словам Михаила Лукинова, вице-президента дистрибьюторской компании Alliance Group, в конце прошлого года NEC утверждала, что продала за год в России более 2 млн. устройств. А теперь, создав альянс с Sony, NEC никак не может наладить отношения с фирмой «ПИРИТ-Дистрибуция», которая хочет закупать ее продукцию.

Россия не отстает от более развитых рынков по распространению передовых в технологическом отношении продуктов, естественно, поставляемых компаниями — владельцами соответствующих патентов или их партнерами по альянсам. Как утверждает Александр Будилов, сегодня на нашем рынке более половины оптических накопителей составляют приводы DVD/RW, большая часть которых приобретается для модернизации ПК — хранить растущие объемы контента на DVD дешевле и проще, чем на CD-R/RW. При этом практически перестали продаваться так называемые combo-приводы (для записи и чтения DVD/R+ и DVD/R-), поскольку мультиформатные накопители DVD/RW более скоростные и функциональные.

Росту популярности последнего типа оптических накопителей способствовал и тот факт, что в 2005 г. началась ценовая война, в результате которой цены на приводы DVD/RW стали буквально «сыпаться». По словам Владислава Скоробогатько за шесть месяцев стоимость такого привода ASUS упала со 130 до 40 долл., сравнявшись с ценами накопителей других марок. А цены продаваемых пока еще в небольших объемах накопителей для чтения дисков CD вплотную приблизились к себестоимости их производства и ненамного превышают цены приводов для флоппи-дисков. Устройство CD-ROM стоит около 12 долл., а флоппи-дисковод — 6 долл. Александр Будилов подтверждает, что даже при участии в больших тендерах производители приводов CD-ROM категорически отказывались снижать на них цены: «Нам проще их совсем не выпускать». Это при том, что фактически заказ нашего дистрибьютора на эти приводы размещается непосредственно на фабрике-изготовителе, что избавляет от дополнительных затрат в цепочке поставок.

Однако главной задачей дистрибьютора остается обеспечение продуктами канала сбыта. Как же оставшиеся в небольшом количестве консолидировавшиеся вендоры осуществляют поддержку этого канала? «Активный маркетинг или какая-то внятная политика, направленная на развитие канала, практически отсутствует либо выражена слабо», — констатируют российские дистрибьюторы. Зато, как утверждает Александр Будилов, вендоры готовы оказывать определенную поддержку крупным российским производителям ПК и устанавливают специальные цены на продукты для поставки в проекты. Например, Sony намерена активно поддерживать поставки накопителей в крупные проекты, проводя при этом авторизацию сборщиков ПК, обеспечивая их техническую поддержку, гарантируя высокую доступность продуктов. Новый партнер Sony — компания Lite-On — не интересуется, зачем дистрибьютору понадобились оптические накопители, отвечает на его запрос быстро, но с одним непременным условием: «Мы продадим подешевле, но ты обязательно купи побольше!».

На рынке оптических приводов появляются новые изделия, в частности внешние DVD-накопители, которые, как полагает Александр Будилов, скоро появятся в российской рознице как отдельный класс потребительских устройств: «Сейчас эти устройства составляют меньше 1% поставляемых в страну оптических накопителей, но объемы их продаж растут. Возможно, что в будущем владельцы ноутбуков с устаревшими combo-приводами захотят приобрести такие внешние мультиформатные DVD-накопители, чтобы обеспечить большие возможности для чтения/записи контента».

Нужно также отметить появление на рынке дисков двух новых форматов — HD-DVD (разработан Toshiba) и Blu-Ray (Sony). Распространение телевидения высокой четкости HDTV потребовало новых носителей с более высокой емкостью, чем стандартные DVD. Если на DVD умещается 4,7 Гбайт данных, то однослойный диск формата HD-DVD вмещает 15 Гбайт, а Blu-Ray Disc — 25 Гбайт. В результате на диск Blu-Ray можно записать более двух часов видео высокого разрешения, что невозможно сделать на DVD. И уже в марте Toshiba выпустила первые модели проигрывателей для дисков нового формата HD-DVD — HD-A1 (розничная цена 499 долл.) и HD-XA1 (799 долл.). Сторонники формата Blu-Ray, вошедшие в альянс с Sony, также выпускают свои модели: Samsung BD-1000 (цена 1 тыс. долл.), Pioneer Elite BDP-HD1 (1,8 тыс. долл.), а Panasonic планирует представить свой привод за 1,5 тыс. долл. Такие цены многих отпугивают, однако, как утверждают аналитики, к концу 2006 г. в мире может быть продано около 1,6 млн. проигрывателей Blu-Ray и HD-DVD, а к 2010 г. будет реализовано 65 млн. приводов.

По поводу появления дисков новых форматов и приводов для них Александр Будилов замечает: «После того как цены на накопители DVD/RW упали до 40 долл., непременно должен был появиться «топовый» продукт с весьма высокой ценой. Возможно, на нашем рынке найдутся желающие купить накопители HD-DVD или Blu-Ray, несмотря на их чрезмерно высокую цену».

Действительно, ведь продает же «ПИРИТ-Дистрибуция» приводы DVD/RW с маркой Plextor, которые, по сути, являются «нишевым» продуктом — их доля в продаже оптических накопителей дистрибьютора составляет 1—3%, и приобретают накопители Plextor «энтузиасты», которые готовы заплатить за него в три раза дороже, чем за накопитель ASUSTeK.

Однако Михаил Лукинов считает, что у нас накопители для дисков форматов HD-DVD или Blu-Ray начнут продаваться после того, как вендоры создадут еще один вид combo-устройств, которые смогут обеспечивать чтение/запись дисков старых и новых форматов: «Повторится история с появлением стандарта дисков DVD-R+ и DVD-R-, заставившим производителей выпускать комбинированные приводы».

Версия для печати (без изображений)