Согласно исследованию DhaliwalBrown, в этом году мировой рынок музыкального контента для мобильных телефонов превысит 5,7 млрд. долл. В структуре доходов операторов связи передача контента вышла на третье место после голосовых услуг и SMS. Еще один любопытный факт: по данным DhaliwalBrown, в 2005 г. объем рынка мобильного музыкального контента составил примерно 30% объема рынка музыкальных CD и DVD. Из 6,9 млрд. музыкальных записей 75% пришлось на продажи через мобильные телефоны. Это почти в 6,5 раза больше, чем продажи через Интернет.

По оценке DhaliwalBrown, российский рынок мобильного контента является третьим в мире по темпам развития: среднегодовой прирост составляет 103%. Активность российских контент-провайдеров, которые сейчас являются одними из самых масштабных рекламодателей во многих СМИ, может наблюдать каждый из нас.

До недавнего времени российские операторы связи находились если не в стороне от этого бизнеса, так уж точно не во главе его. Конечно, все из них имели соглашения с контент-провайдерами на аренду каналов связи, позволяющих передавать музыку, картинки и т. п. Кроме того, «сотовики» самостоятельно предлагали абонентам определенный контент. Но все это не являлось значительным в бизнесе операторов.

Некое равновесие в сложившейся структуре нарушила компания «ВымпелКом», объявив о соглашении с Warner Music International: оператор получил доступ ко всем музыкальным каталогам WMI. Причем на распространение в России некоторых из них компания имеет теперь эксклюзивное право сроком на пять месяцев.

Что же примечательного в этом соглашении? С одной стороны, российский оператор сотовой связи сумел привлечь в Россию крупнейшую западную звукозаписывающую компанию, которая ранее тут представлена не была: Warner Music, ссылаясь на высокий уровень пиратства, не работала в России и не издавала в нашей стране никаких музыкальных записей.

Алекс Зубияга, исполнительный вице-президент по развитию бизнеса Warner Music Group, отмечает, что соглашение с «ВымпелКом» стало возможным, когда стороны договорились о совместном противодействии нелегальному распространению контента. Речь идет о технологии Digital Rights Management, которая призвана ограничить возможность пересылки и передачи файлов.

Кроме того, Александр Изосимов, генеральный директор «ВымпелКома», говорит о том, что компания будет отслеживать то, что предлагают российские контент-провайдеры, и в случае обнаружения противоправной продажи контента Warner Music вести «профилактическую работу». Под этим подразумеваются как переговоры, так и судебные действия и разрыв соглашений между провайдером и оператором.

С другой стороны, обладая рядом эксклюзивных прав, «ВымпелКом» получила возможность привлечения новых абонентов. Здесь компания может действовать по принципу «ни у кого нет, а у нас есть». Другое дело, сколько человек захотят поменять оператора из-за возможности получить рингтон, например Мадонны. Но не только ее музыка есть в репертуаре Warner Music... В любом случае, как правило, речь идет о клиентах моложе 25 лет: именно они основные потребители мобильного контента.

Но есть и еще одна грань: соглашение между оператором и Warner Music предусматривает, что «ВымпелКом» может предоставлять своим абонентам для загрузки полные музыкальные записи в формате MP3. Более того, эти записи могут быть доступны для прослушивания не только в мобильных телефонах, но и на ПК. Существующие технологии управления лицензиями сделать это позволяют. Изосимов не исключает, что к концу года, после решения ряда технических вопросов, компания будет готова к дистрибуции аудиозаписей, предоставленных Warner Music. Если учесть, что, по словам Алекса Зубияги, звукозаписывающая компания рассматривает операторов сотовой связи как новый и весьма перспективный канал продаж, то не исключено, что у «ВымпелКома» может появиться новое направление бизнеса.

Версия для печати (без изображений)