24 июля 2006 г. AMD объявила о покупке фирмы ATI. По условиям сделки покупатель приобретет все находящиеся в обращении на 21 июля акции ATI за 4,2 млрд. долл. наличными и 57 млн. собственных обыкновенных акций. Фонд Morgan Stanley Senior Funding предоставит AMD займ в размере 2,5 млрд. долл., что вместе с наличными средствами, их эквивалентами и краткосрочными инвестициями позволит сформировать портфель в 3,0 млрд. долл., достаточный для полной оплаты операции. Сделка подлежит утверждению акционерами ATI, а также регулирующими органами США и Канады и завершится в IV квартале 2006 г.

Сформировано руководство объединенной AMD: главным управляющим стал Гектор Руис, президентом — Дирк Мейер, а Дэйв Ортон, главный управляющий ATI, будет в качестве исполнительного вице-президента руководить бизнес-подразделением ATI. Директором объединенной компании по продажам и маркетингу останется Анри Ришар, вместе с которым нынешний директор по всемирным продажам ATI Рик Хегберг займется продажами продукции объединенной компании.

Комментируя это событие, глава российского представительства AMD Александр Беленький подтвердил, что с финансовой точки зрения его компания покупает ATI за 5,4 млрд. долл. «Но мы предпочитаем говорить о «слиянии», поскольку объединение позволит нам извлечь значительную выгоду от возникающей при этом синергии», — заявил он.

Многие аналитики не считают приобретение ATI выгодным для AMD как в финансовом, так и стратегическом отношении. Однако руководители AMD утверждают, что данная сделка позволит расширить номенклатуру изделий и увеличить долю рынка. Не зря решение о слиянии было единогласно поддержано советами директоров обеих компаний.

«AMD ставит перед собой три глобальные цели, которых намерена достичь в результате слияния с ATI: обеспечить существенный рост бизнеса, начать разработку и выведение на рынок новых инновационных решений и продуктов с открытой архитектурой и предоставить партнерам и клиентам свободу выбора наиболее приемлемых для них предложений от AMD», — объяснил Александр Беленький.

По его убеждению, объединение усилий двух компаний позволит увеличить бизнес до величины, существенно превышающей сумму объемов бизнеса двух компаний в настоящее время. Так, в официальном анонсе о сделке заявлено, что в течение четырех последующих кварталов доход объединенной компании со штатом 15 тыс. человек может составить 7,3 млрд. долл. В AMD ожидают, что к концу 2007 г. слияние позволит уменьшить эксплуатационные расходы приблизительно на 75 млн. долл.

«Добиться существенного роста доходов вполне возможно, поскольку бизнесы AMD и ATI во многом родственны и дополняют друг друга», — считает глава представительства AMD. Он подчеркнул, что оба вендора — американские компании, они близки по корпоративной культуре и являются прежде всего инженерными, разрабатывающими и внедряющими новые технологии. Сегодня компании работают по всему миру и ориентированы на тесное взаимодействие с большим числом партнеров и работу через канал. В то же время налицо комплиментарность бизнеса двух поставщиков, позволяющая рассчитывать на расширение рыночной доли объединенной компании. Например, AMD после подписания договоров о сотрудничестве с крупными китайскими производителями ПК получила контроль над большой долей китайского рынка, чего нельзя сказать об ATI. Зато у последней весьма сильные позиции в Японии, куда продукты AMD продвигаются с большим трудом.

Есть различия и в продуктовых портфелях этих вендоров, что отражается на их присутствии на разных сегментах рынка. Так, в последнее время AMD успешно работает на рынках серверов и настольных ПК, в том числе в России. Согласно данным аналитиков GFK, доля настольных систем на базе процессоров AMD в розничных магазинах крупных российских городов к концу первого полугодия составила 37%, а годом ранее она была заметно меньше 20%. В то же время решения ATI завоевали признание в сегментах мобильных ПК, мобильных телефонов и устройств бытовой электроники.

«Слияние позволит объединить команды разработчиков и даст возможность AMD создавать и выпускать оптимизированные процессорные платформы для разных сегментов рынка, суммарные объемы которых составляют десятки миллиардов долларов», — объяснил Александр Беленький. Он сказал, что по завершении сделки AMD планирует начать поставки новых интегрированных решений в сегменты корпоративных пользователей, мобильных ПК, игровых и мультимедийных систем и на развивающиеся рынки. В частности, за счет платформ с интегрированной графикой, разработанной ATI, AMD сможет расширить свое предложение в сегменте корпоративных настольных ПК, ограниченное в данный момент. Примечательно, что AMD вслед за Intel впервые в официальном анонсе о сделке использовала термин «платформы», которые она планирует выпускать уже в 2007 г.

Аналитики IDC предсказывают, что в течение следующих пяти лет цифровая мультимедийная среда станет обязательной для рабочих мест. В этих условиях, по мнению IDC, корпоративные заказчики будут проявлять повышенный интерес к решениям на базе интегрированных в НМЛ графических подсистем подобных тем, которые разрабатывает ATI, так как они экономичны, обладают необходимой производительностью и надежностью. «Компании, обладающие компетенцией в области разработки высокопроизводительных графических технологий и обеспечивающие в своих продуктах расширенные возможности отображения графики, имеют сегодня преимущества, поставляя пользователям системы, которые будут жизнеспособны завтра», — считают аналитики IDC.

Не стоит забывать и о том, что в последнее время ATI активно сотрудничала с Microsoft в области адаптации в своих продуктах и решениях новых графических возможностей будущей ОС Windows Vista. В результате ATI разработала набор драйверов и ПО для высококачественного воспроизведения трехмерной графики и видео высокого разрешения для Windows Vista, получив от Microsoft возможность использовать логотип «Windows Vista Ready» на большинстве своих продуктов. По-видимому, все эти факторы были учтены при принятии решения о сделке AMD—ATI.

AMD хочет существенно расширить спектр решений, для чего планирует начать разработку и создание силами объединенной компании нескольких новых типов платформ. Одна из них разрабатывается для центров обработки данных, основу которой составляет множество многоядерных ЦП, другая — платформа для графических центров обработки, где может использоваться один центральный процессор и несколько графических. У ATI уже есть решение, в котором используется три графические платы со своими ГП.

До настоящего времени AMD заявляла, что выпускает только процессоры, а остальные компоненты ОЕМ-производители ПК и серверов могли получить от ее партнеров, в том числе ATI и nVIDIA. После приобретения ATI в портфеле продуктов AMD появится большое число наборов микросхем и графических решений ATI, на основе которых компания планирует создавать «оптимизированные платформы». Ограничиваясь ими, AMD может искусственно сузить свое предложение и затруднить выпуск компонентов другими своими партнерами, например nVIDIA.

Но Александр Беленький исключает возможность возникновения подобной ситуации: «AMD будет всячески поощрять появление иных решений от любых наших партнеров, которым мы предоставим доступ к разработкам в области оптимизации платформ. Продукты AMD будут по-прежнему открытыми для создания альтернативных платформ, и потому на рынке их станет больше. Тем самым мы обеспечим свободу выбора наиболее предпочтительных решений как для своих партнеров и ОЕМ-производителей, так и для конечных пользователей».

В последнее время AMD активно сотрудничала с nVIDIA, в то время как ATI взаимодействовала с Intel, поставляя графические решения для интеграции в наборы микросхем, а также выпустила НМЛ для процессоров Intel. По-видимому, после слияния и интеграции в бизнес AMD подразделение ATI не сможет продолжить свое сотрудничество с Intel. Однако Александр Беленький не столь категоричен: «Мы будем продолжать выпуск продуктов, которые окажутся экономически оправданными». Правда, он подчеркивает, что сейчас рано комментировать конкретные планы выпуска — необходимо дождаться завершения процесса слияния. По его мнению, также преждевременно обсуждать вопрос о торговых марках, под которыми будет выпускаться продукция AMD, вести речь об изменениях, которые могут произойти в каналах сбыта, а также о том, каким образом текущая модель бизнеса ATI интегрируется в объединенной компании — для этого нужно дождаться конца года, когда соответствующие решения будут приняты и объявлены.

Версия для печати (без изображений)