В 2016 г., несмотря ни на что, появились некоторые признаки оживления ИТ-рынка. Согласно исследованиям IDC, в третьем квартале прошлого года зафиксирован рост в сегментах серверов, систем хранения данных и ноутбуков. По данным аналитической компании ITResearch, в первом полугодии 2016 г. положительную динамику показали рынки ПК, планшетов, принтеров и МФУ, а также мониторы и ИБП. Конечно, эксперты не спешат делать обнадеживающие прогнозы и не торопятся связывать некоторый рост отдельных сегментов ИТ-рынка с его восстановлением. Однако разговоры о том, что, возможно дно кризиса наконец-то под ногами, ведутся. Участники рынка приспособились к новым условиям и приноровились работать и развиваться на стагнирующем рынке. Конечно, это не вызывает оптимизма, однако панические настроения, похоже, остались в прошлом.

Традиционно в первом номере нового года CRN/RE предоставляет слово представителям компаний, чей бизнес в предыдущем году демонстрировал положительную динамику. Напомним, по итогам 2014 г. таких компаний оказалось 13. В 2015 г. своими достижениями смогли поделиться всего семь компаний. Судя по количеству и особенностям участников текущего обзора, рынок действительно начал подниматься с колен. Во-первых, компаний-участников оказалось рекордное количество. Во-вторых, среди них присутствуют дистрибьюторы, чей бизнес настолько сильно зависит от всевозможных изменений и колебаний, что их по праву можно считать барометрами рынка.

Достойно внимания и то, что все участники опроса — новички, ни одна из компаний в прошлом году не могла похвастаться подобными успехами.

Еще одно отличие заключалось в том, что компании могли указывать рост как в валюте, так и в рублях, поскольку (этот фактор тоже внушает оптимизм) особых скачков валютного курса в 2016 г. не наблюдалось. Напоминаем, что материал готовился в декабре, когда многие участники ИТ-рынка еще не подвели окончательные итоги года, поэтому компании могли указывать только предварительные данные о росте. Главное, чтобы рост был налицо.

Мы предложили компаниям ответить на следующие вопросы:

  • На сколько процентов вырос оборот в 2016 г. по сравнению с 2015-м (можно привести предварительные или промежуточные цифры)?
  • За счет чего ваша компания растет? Какие направления бизнеса развиваются наиболее активно?
  • Насколько рост вашего бизнеса связан с ростом рынка (его сегментов)?
  • Какое влияние на рост вашего бизнеса оказали новые постановления и решения в области импортозамещения?
  • Какие из происходящих на рынке качественных изменений оказали в 2016 г. наибольшее влияние на развитие вашего бизнеса?

Владимир Андреев, президент компании «ДоксВижн»

Компания «ДоксВижн» — разработчик Docsvision — системы управления документами и бизнес-процессами предприятий и организаций.

По сравнению с прошлым годом прибавка, по нашим прогнозам, составит от 30 до 40% в рублевом выражении.

Основные факторы роста в 2016 г. — это проекты по расширению функциональности и масштабированию ранее внедренных систем. Число новых клиентов, которые приобрели нашу систему в 2016 г., примерно аналогично предыдущим годам. Но стало существенно больше проектов, связанных с масштабированием уже внедренной системы автоматизации документооборота. В условиях кризиса компании заинтересованы в повышении эффективности уже внедренных систем. Это касается как расширения номенклатуры процессов и соответственно вовлечения новых пользователей, так и подключения к корпоративным СЭД новых филиалов и дочерних структур. Это влияет на увеличение как количества используемых лицензий, так и объема консалтинговых услуг и различных сервисов, предоставляемых нашей компанией.

Очевидно, что некоторый рост рынка (точно его оценить не представляется возможным) связан с отложенным спросом. В 2015 г. многие компании решили отложить инвестирование в развитие средств автоматизации процессов до лучших времен, но в 2016-м стало понятно, что откладывать дальше не имеет смысла и оптимизация процессов стала объективной необходимостью.

Безусловно, инициативы в области импортозамещения оказывают позитивное влияние на продвижение российских систем, однако выразить его в каких-то количественных показателях за 2016 г. непросто. Есть отдельные проекты миграции с западных систем, но это тренд, который наблюдается уже несколько лет и носит скорее объективный характер: российские ECM/СЭД экономически более эффективны. В 2016 г. состоялось несколько крупных тендеров, к конкурсу были допущены только отечественные системы, что, безусловно, можно считать фактором поддержки российского ПО.

Что касается конкретно рынка СЭД/ECM, то тут следует отметить некоторые главные тенденции, которые позитивно влияют на наш бизнес: масштабирование внедренных систем (переход от очагового внедрения СЭД в отдельных подразделениях к созданию комплексных ECM/СЭД-систем масштаба организации); смещение интереса с классического документооборота в сторону автоматизации различных бизнес-процессов; движение в сторону безбумажного юридически значимого документооборота, в частности в госорганах.

Дмитрий Бессольцев, директор департамента ИТ-аутсорсинга группы компаний ALP Group 

Основные направления деятельности ГК ALP Group: ИТ-аутсорсинг и сервис, 1С: Автоматизация и поддержка, проекты в области СКС, заказное программирование, разработка сайтов, а также издательская деятельность.

В 2016 г. оборот департамента ИТ-аутсорсинга ((ООО «КТ-АЛП») увеличился в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но некоторые особенно востребованные направления (например, ритейл и работа с Open Source-решениями в рамках импортозамещения) показали еще больший рост — в 1,8 и в 2,3 раза соответственно.

Наше направление растет за счет своевременной диверсификации бизнеса и выхода в перспективные сегменты рынка на ранних этапах формирования (как в импортозамещении) или в момент значительных изменений, когда потребности предприятий существенно меняются (пример из прошедшего года: ритейл). Мы стараемся начинать освоение нового сегмента с совершенно новой для рынка услуги, которая способна изменить ситуацию. При этом мы опираемся на целый стэк ранее наработанных оригинальных технологий ALP.

Об экстенсивном росте ИТ-рынка говорить не приходится, а вот факторы интенсивного роста, меняющие конкурентные позиции участников, мы используем широко и системно.

Мы опираемся на мощную динамику в ритейле, который хочет получить больше ИТ за меньшие деньги, но без потери качества. Так же обстоит дело в части импортозамещения и работы с российским ПО и международным ПО Open Source. Мы растем согласно набирающему обороты и имеющему перспективы тренду и в соответствии с нуждами нового, пусть и принудительно развивающегося сегмента — госпредприятий и крупной коммерции, вынужденного замещать импортные ИТ-решения. Этот рост, связанный с появлением и утверждением нового рынка, подтверждает (? Непонятная фраза) наше стратегическое партнерство с крупными российскими вендорами. Также мы осознанно ведем работу в изменившемся СМБ-сегменте, сделав в новых коммерческих предложениях сильный акцент на финансовых гарантиях.

Если говорить о влиянии импортозамещения, то наша компания последние шесть лет ориентировалась на Open Source (OC, СУБД, платформы и др.), мы рано почувствовали положительные изменения. Уже с середины 2015 г. стали формировать инфраструктуру, методическую и ресурсную базу, а также линейку услуг для импортозамещения. Сегодня это приносит ощутимые плоды:во второй половине 2016 г. мы увидели резкий всплеск интереса со стороны государственных и коммерческих структур к работе нашего Центра компетенции по импортозамещению и Open Source и к продуктам, с которыми Центр работает. В 2017 г. мы ожидаем, что это выльется в крупные взаимовыгодные шаги, связанные с качественной поддержкой отечественного программного обеспечения по всей России.

На развитие нашего бизнеса в 2016 г. большое влияние оказало перераспределение глобальных центров компетенции. Россия в 2016 г. окончательно стала сверхпривлекательной страной для международных иностранных компаний с представительствами, где работает до 200-300 человек (мы видим это по сегментам фармацевтики и медицины). Им стало намного удобнее, чем еще несколько лет назад, покупать здесь услуги в области ИТ, которые наши компании оказывают не только на территории РФ, но и стран СНГ и Балтии. Поскольку иностранные компании ведут расчеты в долларах и евро, то для них качественная русско- и англоязычная поддержка из России стала очень выгодной. А для россиян стоимость таких контрактов по ИТ-обслуживанию неизменно остается привлекательной,что породило приток новых договоров именно из этих отраслей. Тот же тренд принес нам несколько контрактов с международными вендорами в сфере ИБ.

Еще один момент, повлиявший на развитие нашего бизнеса — заметные изменения в политике закупок крупных государственных структур (согласно закону № 44-ФЗ). Это открывает хорошие возможности для постоянного развития и роста средних интеграторов с наработанными компетенциями и опытом. В том числе и для нас. В 2016 г. мы стали сотрудничать с рядом крупных компаний, что раньше трудно было даже представить.

Алексей Бланк, управляющий партнер Infinity:

Бренд Infinity принадлежит компании «ИнтелТелеком» — разработчику систем в области автоматизации обработки вызовов в России и странах СНГ.

В этом году оборот компании вырос более чем на 30% в рублях. Считаю это достаточно хорошим показателем для вендора в сегодняшних условиях.

Мы занимаемся разработкой, развитием и внедрением колл-центра Infinity. Наш бизнес растет за счет повышения спроса на флагманский продукт и расширения его функциональности, т. е. появления новых возможностей программы, в том числе и интеграционных модулей.

Кроме того, определенное влияние на рост бизнеса компании в том, что касается спроса оказывают санкции, введенные США и другими западными странами в 2014 г. Эти шаги заставили российский бизнес более внимательно присмотреться к своим игрокам ИТ-рынка. Ранее компании старались выбирать дорогие западные ИТ-решения, скорее отдавая дань моде, нежели функциональности и удобству использования. Но сегодня они обращают всё больше внимания на российские продукты как минимум для того, чтобы защитить свой бизнес. Есть примеры, когда американские компании под давлением правительства совершали неожиданные шаги: например, Apple и Google блокировали аккаунты пользователей. Поэтому не стоит ожидать, что мульти-компании никогда так не поступят — лучше делать ставку на отечественные аналоги.

Поскольку мы поставляем b2b-продукт, спрос на наш колл-центр напрямую связан с развитием других бизнесов и состоянием рынка в целом. Будет расти рынок, будет прибавка и в нашем бизнесе.

Мы ощущаем влияние политики импортозамещения. У нас появился ряд заказчиков, которые выбирают только российские ИТ-решения. К тому же, как мы отметили выше, многие коммерческие компании, несмотря на отсутствие прямых указаний к импортозамещению, рассматривают отечественные продукты в плане безопасности: телефония, CRM-решения, другие ИТ-программы обеспечивают функционирование компании, а значит, напрямую влияют на работоспособность бизнеса в целом.

Государственный сектор — организации, которые должны заменить все импортные ИТ-продуты, безусловно, обращаются к нам за этим в первую очередь. Таким образом мы реализовали уже около 20 проектов.

К сожалению, мы сталкивались с государственными компаниями, которые не обращают внимание на закон 188-ФЗ, но в общем его внедрение положительно повлияло на рост спроса на наш продукт.

Сложно отметить какие-либо значительные качественные изменения рынка в 2016 г. Я бы, скорее, обратил внимание на тренды в области автоматизации контакт-центров, которые активно набирают обороты. Кроме того, все более популярными становятся мессенджеры, как давно существовавшие на рынке, так и новые.

Тимур Векилов, генеральный директор компании «Вокорд»

Компания «Вокорд» — российский разработчик и производитель профессиональных систем видеонаблюдения и телекоммуникационных решений.

Мы полагаем, что оборот компании в 2016 г. по сравнению с предыдущим вырастет на 7-9% в рублях.

Основные наши ожидания связаны с существенным ростом выручки в сегменте распознавания лиц и развитием новых направлений, к которым относится ПО для экспертного анализа цифрового контента на предмет проверки его подлинности. Мы отмечаем значительное увеличение количества запросов на системы биометрической идентификации лиц. В этом году их количество превысило 250, что в четыре раза больше показателя прошлого года.

По другим направлениям у нас снижения нет, что мы считаем большим достижением на фоне процессов, происходящих в мировой экономике.

Если говорить о наиболее активно развивающихся направлениях бизнеса, то на порядок возросло количество запросов на системы распознавания лиц. С помощью биометрии стало возможно получать самую разную аналитику, которую «с руками оторвут» в ритейле, банковском секторе и страховом бизнесе. Во-вторых, становится больше компаний, занимающихся разработкой и внедрением биометрических технологий, соответственно растут объёмы интеллектуальных и финансовых инвестиций в развитие и аппаратных платформ, и алгоритмов распознавания. Это, в свою очередь, рождает здоровую конкуренцию и стремительное развитие технологий. В-третьих, у заказчиков прошел период скептического отношения к возможностям интеллектуальных систем биометрического распознавания, производители подготовили клиентов к восприятию инноваций и убедили в их высокой эффективности, в том, что инвестиции быстро окупятся. Эти три составляющие подталкивают рынок биометрического распознавания к быстрому, можно сказать, взрывному росту в самой близкой перспективе.

Наша компания развивает несколько направлений одновременно. В 2016 г. мы вышли в новый для себя рыночный сегмент ПО для обработки и анализа цифровых фото- и видеоматериалов, с помощью которого подтверждается или опровергается подлинность цифрового контента. Последние изменения в законодательстве (Федеральный закон от 26.04.2016 № 114-ФЗ, согласно которому цифровой контент считается доказательной базой по делам об административных правонарушениях) и проводимая политика импортозамещения в вопросах перевода на российское ПО государственных структур стали для нас косвенными драйверами.

В целом рост нашей компании происходит за счет новых направлений, которые являются таковыми и на рынке. Объективно биометрическое распознавание — это новое направление бизнеса, и оно развивается более активно. Те рыночные сегменты, в которых мы давно представлены, не росли или вышли на прежний уровень. Они стоят вместе с рынком, и мы идем с ним вровень. Тем не менее в новых направлениях, таких как распознавание лиц и специализированное программное обеспечение для экспертного анализа цифрового контента, наблюдается рост.

Михаил Гасымов, генеральный директор компании ЭДКОМ

Компания ЭДКОМ занимается поставкой интерактивного оборудования, 3D-принтеров, робототехнических модулей и компьютерной техники для образовательных учреждений, тренинговых центров и коммерческих компаний.

Уже сейчас очевидно, что в 2016 г. оборот компании увеличился как минимум вдвое. Это связано прежде всего с тем, что ЭДКОМ находится в периоде становления (образована в 2012 г.) и активно выходит на рынок образовательных технологий.

В этом году ситуацию на этом рынке нельзя назвать стагнацией, в которой сейчас пребывают многие промышленные отрасли, напротив, он заметно растет. Связано это прежде всего с пониманием необходимости модернизировать материально-техническую базу образовательных учреждений и активными действиями в этом направлении государственных органов.

Основными драйверами роста образовательного ИТ-рынка можно считать следующие: рост числа мобильных устройств с одновременным спадом производства настольных компьютеров, наращивание производства оборудования для трехмерной печати и переход на мобильные приложения и облачные технологии.

Программа импортозамещения оказала существенное влияние на образовательный ИТ-рынок в 2016 г. В четвертом квартале вступило в силу постановление правительства об условиях допуска товаров импортного производства к участию в государственных и муниципальных закупках. Постановление предусматривает предоставление преференций компаниям, поставляющим компьютерную технику российского производства, однако не учитывает соотношение качества и объемов производства с масштабами спроса на технику. Поскольку госзакупки формируют порядка 30 ИТ-рынка, а в образовательном сегменте доля поставок через процедуру государственных аукционов достигает 90%, то пока рынок остается в состоянии ожидания. Вполне возможным сценарием ближайшего будущего может стать его насыщение товарами российского производства, по качеству сравнимыми с китайским no-name-ритейлом.

Помимо упомянутой ранее политики поддержки российских производителей со стороны государства на развитие бизнеса нашей компании повлияло и объединение мирового производителя и разработчика интерактивных решений канадской компании SMART Technologies и крупнейшего производителя электроники корпорации Foxconn Technology Group. Это объединение предоставило SMART беспрецедентный доступ к производственным мощностям промышленного гиганта Foxconn, поэтому в следующем году мы ожидаем новых продуктов и существенных изменений в ценовой политике SMART.

Еще одним немаловажным фактором стало смещение интереса образовательных учреждений с интерактивных досок к интерактивным панелям. Несмотря на очевидные преимущества последних, еще два-три года назад они не пользовались спросом, в связи с высокой стоимостью. Сегодня панели становятся все более доступными, в связи с чем потребители проявляют повышенный интерес к их внедрению.

Андрей Голов, генеральный директор компании «Код безопасности»

«Код Безопасности» — российский разработчик программных и аппаратных средств защиты информации.

Могу дать предварительную оценку, согласно которой наш оборот в 2016 г. достиг 3 343 393 390 руб. в ценах конечного пользователя. В 2015 г. этот показатель равнялся 2 582 706 285 руб. Соответственно за прошлый год рост бизнеса «Кода безопасности» составил 29,5%.

Наиболее существенно прибавили направления бизнеса, связанные с защитой сетей. В области защиты виртуальных инфраструктур мы выросли на 65%, направление защиты сетевого взаимодействия продемонстрировало рост на 56%, а направление «защита рабочих станций и серверов» — на 7%.

Итоги развития российского рынка ИБ в 2016 г. аналитики пока не подвели, но в 2015-м рост нашей компании намного опережал общерыночную динамику.

Новые постановления и решения в области импортозамещения оказали на наш бизнес положительное влияние, ведь мы российский разработчик. Но всё же этот фактор не стал решающим.

Развитие нашего бизнеса в первую очередь зависит от появления новых инфраструктур, их развития и модернизации. Например, в течение 2015-2016 гг. активно формируется ИКТ-инфраструктура Чемпионата мира по футболу 2018 г. Решения «Кода безопасности» будут обеспечивать ее защиту.

Валерия Градова, руководитель департамента PROF AV компании Elittech

Компания «Elittech» — нишевый дистрибьютор техники ведущих мировых производителей теле- и видеооборудования, в компании развиваются также направления системной интеграции и производства аудиовизуальной техники под собственным брендом.

В 2016 г. по сравнению с 2015-м оборот нашей компании прибавил 12% в рублях, а по некоторым категориям — до 40% (в рублях).

В первую очередь рост следует рассматривать как ответ на падение продаж в прошлом (2015-м) году, а также как следствие расширения продуктового портфеля и появления новых направлений деятельности. В этом году наш продуктовый портфель пополнился новыми товарными позициями как профессионального аудио- и видеооборудования, так и бытового. Например, звуковой техникой Sennheiser и Yamaha. Если говорить о перспективах на 2017 г., то мы планируем расширить продуктовую линейку за счет LED-экранов, OLED-панелей и ТВ.

Наиболее активно развивается конечно же наше основное направление — нишевая дистрибуция, однако теперь опыт и квалификация сотрудников позволяют нам заниматься не только поставками оборудования, но и самостоятельно выполнять инсталляционные проекты.

Рост нашего бизнеса напрямую связан с оживлением рынка. Например, дисплейного (что подтверждает аналитическое агентство ITResearch), на который мы поставляем панели LG, NEC, Panasonic, Samsung и Sharp, что обеспечивает увеличение наших продаж в корпоративном канале и в крупных госпроектах. Возрастающая потребность рынка в интерактивных устройствах, особенно в образовании и госсекторе, также дает небольшую прибавку к нашему бизнесу. Следует отметить и растущий спрос на профессиональное вещательное оборудование и проекторы, которые есть в нашем продуктовом портфеле.

А вот новые постановления и решения в области импортозамещения практически никак на нашу работу не повлияли. Мы имеем дело в основном с производителями оборудования, аналогов которого наша промышленность не выпускает. Также в этом году мы реализовали несколько проектов с нашими партнерами по ФЗ № 275.

На развитие бизнеса компании наибольшее влияние оказала относительная стабилизация валютного курса. Как позитивный фактор следует отметить то, что в 2016 г. остановилось стремительное сокращение числа партнеров, впрочем, и больше их не стало. Новые дилеры практически не появляются ни в Москве, ни в регионах.

Надо напомнить, что в современном мире аудио и визуализация информации нужна всем, обществу в целом и каждому человеку в частности. Поэтому на развитие нашего бизнеса воздействовала, в первую очередь, возрастающая потребность рынка в AV-продукции и решениях.

Николай Дмитриев, президент Konica Minolta Business Solutions Russia

Konica Minolta — поставщик решений для цифровой печати.

Если рассматривать предварительные результаты (наш финансовый год закончится 31 марта 2017 г.), то мы наблюдаем рост суммарного оборота компании в России и в рублях, и в евро более чем на 10%.

Согласно последнему исследованию IDC, рынок печатных устройств падает как в штучном, так и в денежном выражении за счет потребительского сегмента, а общий объем продаж МФУ растет (по сравнению с 2015 г.). Рынок приспосабливается к экономической ситуации: мы в свою очередь предлагаем более гибкие решения для повышения эффективности бизнеса. Сейчас основной акцент делается на сокращении издержек, именно поэтому наиболее выраженный рост отмечается в сегментах услуг аутсорсинга печати (MPS) и производства маркетинговых материалов (MPM), а также различных программных решений — от программ по организации поиска документа по содержанию независимо от места хранения в организации до решений по автоматизации документооборота. Нам удалось вырасти во многом благодаря достаточно гибкой ценовой политике на базовые продуктовые решения. В 2016 г. мы вывели на российский рынок два новых предложения для индустриальной печати, что открывает для нас достаточно большой рынок, на котором мы ранее не были представлены.

Что касается импортозамещения, то здесь мы видим для себя новые возможности. Например, совсем недавно вместе с компаниями «НИИ СОКБ» и «Инновационные технологии» специально для российского рынка мы запустили комплексное решение защиты корпоративной печати. Также в разработке находятся несколько интересных проектов, которые мы планируем запустить в 2017 г. В связи с ростом экспортной составляющей с одной стороны и падением курса рубля с другой оживились некоторые отрасли, например, легкая промышленность. Мы видим рост интереса к нашим струйным печатным системам для печати на разных видах ткани. Растет в России и рынок упаковки и этикетки.

На развитие нашего бизнеса в 2016 г. наибольшее влияние оказал, во-первых, тренд на сокращение издержек и повышение эффективности бизнес-процессов — к этому относится рост интереса к ИТ-аутсорсингу, мобильным и облачным решениям. Если говорить об аутсорсинге печатной инфраструктуры, то мы рады отметить, что в связи с необходимостью экономить средства настороженность российских компаний, связанная с допуском на их территорию внешних организаций, постепенно спадает, и эта тенденция наверняка продолжится. Во-вторых, наш бизнес растет на фоне возросшего интереса к решениям по защите конфиденциальных данных.

Максим Захаренко, генеральный директор компании «Облакотека»

Сервис «Облакотека» — облачная платформа, работающая по модели IaaS (инфраструктура как сервис).

Бизнес «Облакотеки» в 2016 г. стал больше на 70% в рублях. В России происходят одновременно две большие трансформации. Первая связана с экономической ситуацией и с тем, что бизнесу необходимо повышать свою эффективность как в области финансов, так и в том, что касается скорости проведения изменений. Недаром сейчас все говорят об Agile — гибком подходе практически ко всем бизнес-процессам. Облачные технологии дают как раз эти преимущества — отсутствуют большие расходы и длительные внедрения и соответственно они очень востребованы современным бизнесом.

Вторая причина — технологические прорывы, «4-я технологическая революция» и т. д., у нее много названий. Суть в том, что цифровым технологиям все труднее существовать внутри достаточно громоздкой традиционной корпоративной ИТ-инфраструктуры, поэтому все бОльшая часть ИТ-ресурсов и данных «разъезжается» по внешним облачным сервисам, т. е. туда, где им комфортнее (быстрее, выгоднее, больше аналитики). «Облакотека» как раз та самая облачная платформа, на которую так стремятся данные.

Облачный рынок в РФ по разным прогнозам растет от 20 до 40% в год. Конечно, мы стараемся не идти против ветра, а наоборот, «оседлать волну».

Если говорить о влиянии политики импортозамещения, то действительно на платформе «Облакотеки» размещается некоторое количество государственных заказчиков. Мы реализовали несколько проектов миграции персональных данных из-за рубежа в соответствии с требованиями закона 242-ФЗ. Но нельзя сказать, что эти проекты — основа нашего существования. Куда бОльший вклад в бизнес внес высокий курс доллара, который сделал международные площадки экономически значительно менее привлекательными.

Другое дело общее настроение на рынке, угроза блокировок зарубежных сервисов — все это дает преимущество локальным игрокам и, конечно, «Облакотеке».

На развитие нашего бизнеса оказывают влияние следующие процессы: бывшие вендоры ПО, которые нынче как один становятся вендорами различных сервисов, усиленно меняют модель с постоянных лицензий на подписные, стирают требования по размещению ПО, дают провайдерам все больше возможностей бандлирования и доставки ПО в качестве сервиса. Все это открывает принципиально новые ниши для сервис-провайдеров, и мы тоже активно участвуем в этом процессе.

Кирилл Иванов, глава российского представительства компании QNAP Systems

Компания QNAP (Quality Network Appliance Provider) — поставщик и разработчик сетевых устройств.

По предварительным итогам, рост оборота QNAP Systems в России составит около 20%.

Деятельность QNAP сконцентрирована на объединении аппаратных и программных разработок в решения, готовые к работе «из коробки». Основным как с точки зрения усилий R&D, так и по объемам продаж мы считаем сегмент СМБ, для которого QNAP предлагает несколько серий устройств разной производительности, комплектации и стоимости. Безусловно, чем успешнее бизнес и больше потенциальных заказчиков, тем заметнее спрос на наши сетевые хранилища.

Если говорить об импортозамещении, то некоторые заказчики и раньше отдавали предпочтение решениям только российской сборки, а после дополнительных нововведений и рекомендаций таковых стало больше, но как-то ощутимо на наш бизнес это все равно не повлияло.

Скорее. воздействует, например, снижение цен на SSD-накопители. Мы надеемся, что они станут более активно использоваться заказчиками в системах хранения данных на 6-12-дисковых отсеков. Поэтому QNAP делает ставку на гибридные NAS-устройства с поддержкой одновременной установки различных типов накопителей и на линейку специализированных решений, предназначенных для эффективного использования SSD при выполнении ресурсоемких бизнес-приложений.

Алексей Калинин, президент OCS Distribution

Компания OCS — широкопрофильный дистрибьютор, развивающий направления вольюмной и проектной дистрибуции.

Мы ожидаем рост в районе 12% в долларах, но окончательные итоги подведем в январе.

Если смотреть с позиции каналов сбыта, то, конечно, основной рост происходит за счет крупных корпоративных продаж. Доля ритейла в этом году лишь в третьем квартале совсем немного начала увеличиваться, но и это хорошая новость, ибо до этого мы наблюдали только падение потребительской активности. По-прежнему основные деньги смещены в сторону центра, но тем не менее некоторый рост в регионах обозначился к концу лета, и это, наверное, самая приятная новость этого года.

Вообще говорить о том, что рынок в целом растет, преждевременно. Если рост и есть, то он крайне незначителен, 2-3%. Тем не менее нельзя не сказать об одном явлении, которое стало приметой времени: это сегмент импортозамещающих продуктов. Рост связан с позицией государства, и благодаря тому, что в нашем портфеле есть сразу несколько российских проектов, таких как NT, YADRO и Aquarius, мы этот рыночный вызов смогли принять и заметно здесь растем.

Мы явно видим хороший рост сразу в нескольких сегментах, например печатная продукция, информационная безопасность и телеком-оборудование. Отдельно нужно сказать о компонентах. Мы давно и успешно работаем в этой нише и удачно уловили и отработали тренд, связанный с тем, что у корпоративных заказчиков «похудели» бюджеты и многие вынужденно двинулись в область собственного дизайна серверных платформ, либо даже в обычный самосбор.

Влияние политики импортозамещения на наш бизнес разнонаправленное. С одной стороны, мы получили рост в нише, о которой я уже сказал. С другой стороны, ряд направлений, которыми мы занимаемся, естественным образом пострадал — трудности с поставками для «санкционных» заказчиков, сложности ввоза оборудования dual use, об этом не говорил только ленивый. Отдельно можно сказать о тех проблемах, которые сегодня возникли в связис определением понятия «российское производство». В области софта все просто — есть реестр, где четко прописано, что можно считать российским, а что нет. А в области «железа» реестра нет, и, как следствие, нет четких правил, есть только разные трактовки. Поэтому до тех пор, пока не появится четкая инструкция от государства, каким требованиям должна соответствовать собранная в стране продукция, чтобы считаться не просто собранной, а именно произведенной в России, бизнес будет сталкиваться с большими рисками и рост этого рынка будет сдерживаться.

Еще нельзя не сказать о том, что в этом году окончательно укоренились новые прозрачные правила игры, появившиеся после подписания в 2015 г. этической Хартии всеми крупными ИТ-игроками. Ландшафт рынка кардинально поменялся за эти полтора года, и на наш бизнес это, естественно, оказало очень большое влияние.

А еще хочу отметить, что текущий кризис качественно отличается от всех предыдущих тем, что он затяжной, долгий и системный. И быстрого восстановления темпов роста никто не ждет. В этот раз всему рынку пришлось всерьез задуматься о том, что существовать придется в других реалиях, что нужно менять парадигму, жить в условиях отсутствия роста, учиться работать с собственной эффективностью. Мы поняли это достаточно давно и приложили много усилий для того, чтобы оптимизировать структуру, повысить эргономику бизнес-процессов, изменить подходы к рискам и принятию решений. В 2016 г. мы уже вовсю пожинали плоды этих нелегких трудов, нам удалось успешно перестроиться под новые реалии, и мы получаем с ощутимые результаты этой деятельности.

Михаил Кириченко, директор по дистрибуции TP-Link, Антон Артамонов, проектный департамент компании TP-Link:

TP-Link — поставщик беспроводных сетевых устройств.

По предварительным данным, бизнес компании вырос к прошлому году как в штучном выражении, так и в долларовом. Для оценки роста в целом мы ждем результатов декабря, но уже сейчас можно сказать о том, что за прошедший год компания серьезно укрепила свои позиции на рынке оборудования для СМБ. По итогам года мы ожидаем прирост более 20% в долларах к прошлому году в этом сегменте.

В 2016 г. TP-Link продолжила свой рост за счет обновления продуктовой линейки сетевого оборудования для домашнего использования, а также благодаря расширению модельного ряда аксессуаров и выходу на российский рынок новых моделей смартфонов. Сегмент аксессуаров хотелось бы отметить отдельно — в 2016 г. он показал трехзначные темпы роста.

Что касается отдельных продуктовых сегментов, то в 2016 г. на рынке B2C 300-Мбит/c сетевые устройства существенно потеснили своих 150-Мбит/c собратьев, так как, с одной стороны, они подешевели, максимально приблизившись по стоимости к 150-Мбит/c устройствам, а с другой — потребность конечных пользователей в более высокопроизводительных роутерах постоянно растет за счет увеличения количества аппаратов, требующих соединения с Интернетом, и использования все более ресурсоемких программных приложений, установленных на них.

Согласно данным аналитического агентства Context, рынок сетевого оборудования в 2016 г. продолжает падать, но более стабильная ситуация в конце года позволила общегодовым результатам продаж по всем производителям приблизиться к показателям 2015 г. На этом фоне компания TP-Link, показывая положительную динамику к прошлому году, увеличила свою долю за счет других вендоров, для которых 2016 г. оказался менее успешным.

Если говорить про проектное направление, то одними из заметных драйверов роста здесь стали Wi-Fi-решения для малого и среднего бизнеса, а также управляемые коммутаторы и коммутаторы линейки Smart. За год реализовано несколько крупных проектов для корпоративных заказчиков. Также среди наших клиентов растет число провайдеров, которые перешли на коммутационные решения уровня доступа TP-Link. Необходимо отметить большую заинтересованность этого сегмента в гигабитных моделях управляемых коммутаторов.

В проектном бизнесе заметно повысилось внимание к аналогам западного оборудования со стороны государственных и некоторых других категорий заказчиков. При этом определяющим для многих проектов остается начальная цена и общая стоимость владения.

Говоря о проектном рынке прежде всего хотелось бы отметить два важных тренда, которые появились ранее и продолжились в 2016 г. Первый — укрупнение операторского рынка, региональных независимых провайдеров становится все меньше, при этом многие игроки, старясь сохранить свои позиции, начинают активно внедрять новые сервисы и переходить на гигабитные решения. Не все регионы к этому готовы, но появление хотя бы одного крупного игрока на рынке с привлекательными по цене тарифами доступа более 100 Мбит/с вынуждает остальных проводить модернизацию сетей.

Второй тренд — рост числа Wi-Fi-сетей, как публичных, так и частных (для бизнес-центров, офисов, складских помещений). И это уже не только дань моде, но и возможность получить дополнительную выгоду собственникам сетей: некоторые заказчики используют сервис Wi-Fi для простых маркетинговых опросов, другие же применяют более детальную аналитику — посещаемость, перемещение клиентов и т. д. И если ранее разворачивание подобных сетей требовало значительных ИТ-бюджетов и поддержки специалистов, то сейчас Wi-Fi-сети — это простая установка, низкая стоимость закупки и владения, высокая надежность.

Андрей Морозов, генеральный директор компании «Евросайты»

Компания «Евросайты» занимается разработкой, развитием и продвижением интернет-проектов.

За год мы выросли на 69-75%. Распределение прибыли в 2016 г. было следующее: разработка — 25%, продвижение — 40%, реклама — 25%, поддержка — 10%. Рентабельность составила 17%. За год значительно выросла доля крупных заказчиков, до 50% оборота компании. Планы на 2017 г.: рост оборота на 85-90%, рентабельность 20%.

Наиболее активно развивается разработка узкоспециализированных программных продуктов (CRM, ERP, сервисов), в данном сегменте слабая конкуренция и это позволяет устанавливать более высокую цену.

При этом мы считаем, что рост нашей компании не связан с динамикой рынка в целом, он очень большой и на нем нет монополистов. В нашей сфере все линейно, небольшие компании работают с ограниченными бюджетами, а крупные — с большими, поэтому здесь почти нет мощных игроков, которые оказывают недорогие услуги. Мы занимаемся оптимизацией бизнеса и тщательной проработкой всех бизнес-процессов, поэтому у нас отмечается положительная динамика.

Если говорить о влиянии новых постановлений и решений в области импортозамещения, то можно отметить, что стоимость многих программных продуктов повысилась, это повлекло повышение цен на наши услуги по всему рынку. Кроме того, многие зарубежные компании перешли на формат подписки, поэтому теперь мы платим ежегодно, это выходит намного дороже единовременной покупки. В целом ситуация стабильна, но я думаю в следующем году она изменится.

Григорий Сизоненко, генеральный директор компании ИВК

«Информационная внедренческая компания» (ИВК) занимается разработкой, производством и поставками широкого спектра вычислительной техники, оказывает услуги по разработке и внедрению программных продуктов по собственной методологии, разработкой автоматизированных систем, платформообразующего ПО и средств защиты информации в гетерогенных территориально распределенных информационных системах.

Ожидаем, что в 2016 г. оборот по отношению к 2015 г. прибавит процентов 40-45. Но нас подводит четвертый квартал 2016 г. — по нему мы пока не выходим на плановые показатели. Ситуация может исправиться, но это зависит от внешних факторов.

В 2016 г. выросли оба главных направления бизнеса ИВК: «железо» и софт. Первое — проектирование и производство вычислительной техники со спецсвойствами, серверов и рабочих станций в промышленном исполнении, а также дальнейшее развитие собственного КБ и производственно-логистического центра.

Второе направление, которым компания целенаправленно занимается уже два десятка лет, — это разработка и внедрение полностью российского инфраструктурного ПО в госсекторе, в силовых структурах, в крупных проектах построения государственных автоматизированных систем (ГАС) различного назначения. Все эти разработки сегодня востребованы, чему способствует поворот государства к политике импортозамещения в сфере ИТ.

Сегодня бизнес ИВК растет за счет как увеличения объема заказов, так и расширения клиентской базы. Уверен, что это устойчивая долгосрочная тенденция. Поэтому мы значительное внимание уделяем качеству и технологичности внедрения и сопровождения наших решений, а также инвестициям в стратегические разработки.

Рост бизнеса ИВК в 2016 г. определенно связан с двумя факторами общерыночного масштаба. С одной стороны, это политика импортозамещения в ИТ, которая не только (и не столько) расширяет сегменты, где и ранее применялся российский софт (например, информационная безопасность), сколько создает потребность в системообразующих ИТ-продуктах уровня предприятия. Раньше эта ниша практически полностью принадлежала западным ИТ-гигантам и потеснить их было невероятно сложно, какими бы замечательными характеристиками не обладал ваш продукт. Сегодня в крупных проектах импортозамещения нужны именно ситемообразующие решения уровня предприятия. Но таких очень мало, т. к. создавать их сложно, а для успешного продвижения еще совсем недавно требовалось почти маниакальное упорство. Поэтому сегодня этот новый сегмент нашего ИТ-рынка, в центре которого мы оказались автоматически, чрезвычайно перспективен, ведь его характеризует растущий и в то же время не удовлетворенный спрос.

Второй фактор — нарастающая зависимость основной деятельности практически любой организации от ИТ. Разговоры об этом велись долго и набили оскомину, однако весь российский рынок вышел на этот уровень только сейчас.

Хочу отметить, что оба фактора сложно взаимодействуют: на предприятиях во множестве появляются насущные задачи, но решать их заказчикам приходится с помощью новых видов ПО и на фоне дефицита услуг по созданию, внедрению и сопровождению импортозамещающих или импортонезависимых ИТ-решений. Более того, в новых проектах нужно еще и исправлять многочисленные ошибки предыдущей информатизации, особенно заметные в сфере интеграции приложений, архитектуры и безопасности систем в целом.

Не могу сказать, что на деятельность ИВК новые постановления и решения в области импортозамещения оказали решающее влияние. Ведь, как я уже говорил, разработка и внедрение импортонезависимых системообразующих программных продуктов и информационных технологий — это долговременная специализация нашей компании, ставшая устойчивым прибыльным бизнесом задолго до поворота страны к импортозамещению. Однако сейчас многое стало проще. Появляются заказчики, которые целенаправленно хотят купить продукцию из реестра российского ПО. Но пока их число все-таки невелико. Думаю, что многие крупные организации сейчас глубоко переосмысливают сложившуюся ситуацию. При этом одни из них тщательно готовят крупные проекты (а на это нужно время), пытаясь выявить и снизить основные риски; другие просто не успевают за изменившейся нормативной базой. А некоторые озабочены тем, что ищут пути обхода известных ограничений. Мы к этому относимся спокойно. Слишком долго людей приучали к мысли, что России отведена роль бензоколонки. Многие оказались легко внушаемыми. Но время лечит.

Какие из происходящих на рынке качественных изменений оказали в 2016 г. наибольшее влияние на развитие нашего бизнеса? Трудно сказать. Не могу выделить что-то явно доминирующее. Наверное, все-таки политика импортозамещения, хотя по-настоящему большого эффекта от нее ожидаю в перспективе. Но для нас полученный сигнал от государства стал зеленой ракетой для увеличения инвестиций в разработку перспективных технологий и продуктов, формирование коллективов, способных решать стратегические задачи.

Максим Тикуркин, генеральный директор компании «Системный софт»

Компания «Системный софт» — мультисервисный провайдер и системный интегратор, поставщик облачных решений, программного и аппаратного обеспечения в России и СНГ.

По консервативному прогнозу, выручка компании за 2016 г. превысит 2,5 млрд. руб. В 2015 г. этот показатель составлял 1,327 млрд. руб. Таким образом, мы ожидаем годовой прирост не менее 90%.

Могу выделить три основных драйвера роста «Системного софта» в 2016 г. Во-первых, мы сделали ставку на развитие компетенций и экспертизы, что позволило запустить в компании ряд новых практик (например, по Atlassian). Второй фактор — укрепление партнерских отношений с крупными вендорами. Третья причина — стремительное развитие проектов в области системной интеграции, которое стало возможным как раз за счет наращивания экспертизы и развития внутренней культуры компании, а также налаживания более тесных отношений с производителями ПО.

Если говорить о проектах в разрезе отраслей, самый большой рост показали финансы и госсектор. Существенную долю оборота компании составляет выручка от направления ИБ, это стабильный рынок, растущий даже в кризис. В остальном компания росла вопреки отрасли — несмотря на общую стагнацию в ИТ, мы смогли укрепить позиции практически по всем направлениям.

Импортозамещение не оказало существенного воздействия на наш бизнес в 2016 г. «Системный софт» работает с решениями как иностранных, так и российских поставщиков, поэтому структурные сдвиги в спросе не слишком сильно отражаются на выручке компании. Мы можем отметить косвенный эффект: импортозамещение привело к росту спроса на программные инструменты для разработчиков, в первую очередь Atlassian.

Юрий Усков, основатель и директор компании iSpring

iSpring — международная компания, разработчик профессиональных инструментов для создания электронных курсов, онлайн-презентаций и организации дистанционного обучения.

На российском рынке в 2016 г. мы растем лучше, чем на мировом. Думаю, «перепрыгнем» цифру роста в 82,5% в долларах.

Если говорить о развитии продуктов, то мы неплохо укрепляем свои позиции в сегменте инструментов для разработки курсов. Думаю, что компания прочно обосновалась в тройке лидеров по классическим инструментам, которые устанавливаются на десктоп.

Одно из наиболее перспективных для нас направлений — системы управления обучением. Это большой рынок, и наш продукт iSpring Learn почти созрел для того, чтобы серьезно на нем продвигаться. Связь нашего бизнеса с ситуацией на рынке несомненно есть. Я оцениваю рост сегмента инструментов для дистанционного образования примерно 20-30% в год. В России, наверное, даже больше. Не каждый год, но мы растем быстрее рынка, и это значит, что доля кого-то из конкурентов уменьшается.

Влияние новых постановлений и решений в области импортозамещения пока трудно оценить. Продажи в России составляют для нас менее 10% общей суммы. Возможно, есть какое-то влияние, но мы его не ощутили. Мы в основном работаем для бизнеса. Импортозамещение, наверное, нужная политика, но надо понимать, что софтверное дело в России должно сразу строиться с прицелом на глобальный рынок. Нам нужно стремиться к доминированию на мировом рынке, а не прятаться под защиту государства, надеясь сохранить свой.

В этом году мы не заметили существенных качественных изменений на рынке. На развитие нашего бизнеса влияет в первую очередь то, как мы работаем. Тренды это хорошо, но главное — продукт, сервис и клиенты.

Владимир Фоменко, генеральный директор компании King Servers

Компания King Servers — хостинг-провайдер, предоставляющий комплексные услуги по организации мощных сетевых инфраструктур.

Уходящий год действительно внушает определенный оптимизм. По нашим оценкам, оборот King Servers на российском рынке вырастет в долларах на 35% по сравнению с 2015 г. Также мы наблюдаем рост клиентской базы.

В целом в 2016 г. прибавил весь рынок, хотя темпы роста снизились. По нашей оценке, российский рынок хостинговых услуг в 2016 г. вырастет примерно на 8%. По оценке РАЭК, в 2015 г. также отмечался рост на 8%, а в 2014 г. — на 15%. Поэтому мы растем быстрее рынка.

Развитие нашего бизнеса напрямую связано с динамикой рынка. Мы видим, что в России спрос на интернет-хостинг сферы услуг значительно увеличился за последние пять лет. Драйверами роста выступают компании СМБ, которые расширяют свое присутствие в Интернете. Активно растут сегменты Big Data, Интернет вещей, интернет-магазины. Клиентам нужны новые мощности, повышаются требования к сервису, техподдержке. Мы уверены, что эта тенденция сохранится минимум до 2020 г.

Если говорить о влиянии импортозамещения, то 80% нашего оборудования расположено в самых современных дата-центрах в Калифорнии (США) и Нидерландах. В России тоже есть серверы, но их всего 20%. Поэтому нас этот закон почти не касается. Почему именно эти страны? Рынок там намного более развит, хорошая инфраструктура, цены на оборудование разумные. Доступны наличные кредитные программы, когда можно взять оборудование в лизинг под 3-7%. Где у нас такое встретишь?

Что касается импортозамещения в целом, то когда российские компании смогут на равных конкурировать с гигантами вроде Cisco или Intel, тогда мы сможем рассмотреть возможность сотрудничества с ними. Пока все оборудование мы закупаем за рубежом. Стабильность работы серверов обеспечивается качеством «железа». Оборудование влияет на итоговую стоимость услуг: чем оно качественнее, тем выше его цена. Наши клиенты выбирают качество. Мы всегда рекомендуем более надежные решения, чтобы максимально обезопасить данные.

После роста курса доллара/евро почти в два раза, мы рассматривали возможность оттока старых клиентов, притока новых и замедление темпов роста. К счастью, мы ошиблись. Рынок, конечно, отреагировал на рост курса, но не так сильно. Часть клиентов оптимизировали бюджеты, и мы сделали для них особые предложения с учетом реалий рынка. Все расходные для оборудования в нашем сегменте идут с заводов Китая. Цена указана в юанях или долларах. Клиентам выбирать не из чего. Мы снизили маржу, чтобы минимизировать отток. Это сработало. В течение нескольких месяцев клиенты перестроились на новый формат работы. Хотя, конечно, конкуренция на нашем рынке очень высокая, и растерять былое преимущество можно быстро. Приходиться сражаться.

Елена Чернякова, начальник отдела маркетинга и рекламы Netlab

Компания Netlab («Сетевая лаборатория») — дистрибьютор компьютерной техники и комплектующих.

В целом по Netlab мы можем оценить рост 2016 г. к 2015-му в долларах на 30%. Это, на наш взгляд, очень значительный показатель, так как, по некоторым данным, рынок ИТ упал на 10%. Если рассматривать каждое направление бизнеса, то дилерский отдел показал рост 31%, корпоративный 5% и розничный (интернет-магазин) —64%.

Первый фактор, повлиявший на увеличение продаж, — это реорганизация и обновление состава отдела развития. Мы усовершенствовали технологию поиска и привлечения новых заказчиков, что позволило нам рекрутировать в два раза больше клиентов и дало 10% роста продаж в целом.

Также 2016 г. был отмечен активным продвижением в регионы. Проведение переговоров с ключевыми клиентами увеличило продажи в рамках существующей дилерской сети и привлекло новых дилеров.

Не менее важным фактором роста «Сетевой лаборатории» стало получение и развитие дистрибьюторских контрактов. В качестве драйвера роста в 2016 г. розничного подразделение Netlab, а именно интернет-магазина computermarket.ru, следует назвать начало продаж во все регионы России.

В корпоративном подразделении компании (Norbel) был сделан упор на продвижение собственной сборки компьютеров и серверов под одноименной маркой Norbel.

В прошедшем году также рос спрос на услугу доставки товара под заказ.

Константин Шляхов, генеральный менеджер и старший вице-президент компании «Марвел-Дистрибуция»

Компания Марвел-Дистрибуция — широкопрофильный ИТ-дистрибьютор.

На текущий момент (за две недели до конца года) могу сказать, что по сравнению с 2015 г. у «Марвел-Дистрибуции» рост оборота в долларах составит несколько процентов. Основными факторами роста стали новые продукты производителей, с которыми мы ранее не сотрудничали: это смартфоны Meizu, Fly, Wileyfox, планшеты Lenovo (по этой продуктовой линейке мы начали работать с вендором только в этом году).

В целом роста на ИТ-рынке в 2016 г. по-прежнему не наблюдалось (хотя темпы падения замедлились), и этот новый бизнес позволил нам компенсировать незначительное снижение оборота по основным линейкам продукции, которые уже были у нас в активе.

Влияние новых постановлений и решений в области импортозамещения мы оцениваем как отрицательное. Мы являемся дистрибьютором крупнейших производителей, лидеров в области ИКТ, и за год заместить российскими аналогами продукцию, на разработку которой ведущие мировые вендоры тратили многие годы, силы и финансы, весьма непросто. Просто потому, что для появления реальных аналогов должны пройти годы соответствующей работы заместителей.

Чуть лучше обстоит дело с импортозамещением в области ПО. В этой сфере в России изначально были компании, которые и раньше активно работали на мировых рынках, сформировалась сильная школа программирования, поэтому создавать продукт замещения нужно было не с нуля, а часто с весьма неплохих стартовых позиций.


Версия для печати (без изображений)