Редакция CRN/RE продолжает цикл публикаций1 о наших коллегах по ИТ-рынку, которые в качестве своего основного хобби выбрали литературное творчество и с удовольствием предаются этому благородному занятию в свободное время.

Татьяна Сидельникова, руководитель отдела маркетинга Южного филиала компании OCS

Татьяна никогда не планировала выпускать книгу и уж тем более не думала стать писателем. Но...

«Я писала короткие рассказы о своей жизни, о детях, друзьях, выкладывала их в Facebook, получала свою порцию „лайков“ и была довольна тем, что смогла кого-то развеселить или порадовать», — рассказывает она.

Сколько всего таких рассказов она написала, Татьяна не считала. Часть есть в Facebook (первые опыты появились там в 2014 г.), некоторые рассказы попали в книжку, некоторые просто записаны в тетрадках и на листочках. Возможно, всего их около 200.

А первая книга получилась, можно сказать, случайно. Прошлой зимой Татьяна увидела, что Литературная школа Creative Writing School (litschool.pro) проводит конкурс, победители которого получат возможность индивидуального обучения у одного из гуру писательского мастерства (Дмитрий Быков, Марина Вишневецкая, Елена Холмогорова).

Надо было лишь прислать свои работы. Вот тут-то у нее и возникла идея проверить, стоит ли ее «талант» хоть чего-то. Отправила несколько своих рассказов и... забыла об этом.

А через месяц получила письмо и очень удивилась: ей сообщили, что первый тур пройден успешно. А потом и второй, и личное собеседование.

«Судьба распорядилась так, что я выиграла курс обучения редактированию текстов у Профессионала с большой буквы — Елены Сергеевны Холмогоровой. Три месяца шли занятия. Я решила, что издать собственную книгу — это новый интересный опыт для меня. Почему бы не попробовать? Два месяца я дописывала, исправляла, компоновала, искала художника, издательство, и наконец на свет появился „Дом, построенный из слов“», — рассказывает она.

Книга состоит из коротких веселых, а иногда грустных рассказов, они не связаны между собой, и их можно читать в любой последовательности.

«Дом, построенный из слов» — пока единственный такого рода опус Татьяны, не считая книжки, которую она когда-то сделала своими руками для дочки, когда та была еще совсем маленькой.

Книга выпущена небольшим тиражом, разошлась в основном по знакомым и друзьям. Продавать ее автор не планировала и заработать на этом тоже. Все деньги с ее продажи идут издательству. Сейчас издание есть на ozon.ru и на litres.ru, его можно заказать.

На традиционный вопрос: где вы черпаете сюжеты для своих произведений, готов традиционный ответ: «Из жизни — пишу о том, что меня удивляет, о своих увлечениях, радостях и ошибках».

Литературное творчество доставляет ей большое удовольствие, тем более что дается как будто без особого труда.

«Трудностей не замечала. Для меня это все-таки развлечение, а не работа. Не хочу писать — никто не заставит. Несет поток, беру ручку и начинаю писать. Если рассказ выйдет хорошим, — выложу его в Сеть. Если слишком личным или плохим, — будет жить у меня в столе. Прелесть же, конечно, в том, что бумага — отличный собеседник, с ней можно поделиться любой бедой, она всегда выслушает», — рассказывает Татьяна.

Все написанное она показывает мужу: если он улыбается и хвалит, значит, рассказ прошел строгую «цензуру» и его можно показать другим.

«Очень прислушиваюсь к его мнению, он мой главный критик (остальные боятся) и главный „фанат“», — признается она.

К ранее написанным текстам Татьяна уже никогда не возвращается, ничего в них не поправляет, не редактирует: ведь они появились под влиянием определенных эмоций и чувств, а сегодня настроение уже другое, и любое исправление будет смотреться как заплатка из новой ткани на винтажном платье.

Возможно, к первой книге со временем прибавится еще одна, хотя это будет уже не «чистая» литература, а, так сказать, «отраслевая», связанная с профессиональной деятельностью.

Ведь когда работаешь маркетологом, то волей-неволей приходится проявлять некоторые литературные навыки — в написании писем, статей, при создании рекламных роликов и всяческих слоганов.

Есть идея написать веселую книгу о маркетинге. Собрать в ней забавные рассказы, находки, истории о людях, байки, мифы, наблюдения, которых накопилось немало за те 20 лет, которые Татьяна Сидельникова посвятила этой, по ее словам, «потрясающей сфере» деятельности.

«Записываю в специальную книжечку кодовые слова, чтобы не забыть. Пока это только мне понятные шифровки: „Конференция. Сон. Том Круз“ или „Эмираты. Номер на троих“. Я надеюсь, что если когда-нибудь руки дойдут до написания книги, то вспомню, что это все значит», — делится она своим творческим методом.

Но пока это только далекие-далекие планы. Может быть. Когда-нибудь.

Александр Дмитриев, ведущий системный архитектор, клиентский центр компании IBM

По рассказам отца, Александр начал читать раньше, чем уверенно ходить, а потом читал через стол его газеты вверх ногами. Если других детей наказывали, не пуская гулять и заставляя читать, то у маленького Саши отбирали книжки и выгоняли на улицу. Он читал везде и всё подряд.

При такой начитанности склонность к собственному творчеству была «неизбежна».

В 1983 г. Александр принес в редакцию журнала «Юность» несколько стихотворений из написанного им цикла стихов на библейские сюжеты.

«Прочитав их, редактор не выгнал сразу, — вспоминает он, — и сказал буквально следующее: »... Знаете, что-то есть в них такое... не очень понятно, как вы это делаете. Но, к сожалению, мы напечатать это никак не сможем...«. Это было лучшей похвалой для меня».

Позже, в 90-е, Александр пришел «с улицы» в журнал «Химия и жизнь» с амбициозной целью — напечататься без знакомств и быстро, принес 12 фантастических рассказов. Получилось! Редактор отобрал рассказ «Кнопка», и его сразу напечатали (до сих пор плавает по Интернету).

«Потом звали еще, но мне было уже неинтересно. Воспитанный на лучших образцах американской фантастики 30–50-х годов в оригинале, я понимал высоту планки и не хотел размениваться», — говорит Александр Дмитриев.

Конечно, он писал и продолжает писать лирику: стихи иногда приходят, бывают неплохие (как считает сам автор), но это больше для себя...

В семье была неплохая библиотека. А в ней среди прочих книг переиздание развлекательной детской книги «Том Тит» XIX в. с забавными опытами. Большинство из них Александр проделал еще в детстве, потом стал сам собирать, придумывать опыты — и так несколько десятилетий.

А потом решил написать книжку в стиле «Том Тита», собрав часть старых опытов, но со своими пояснениями и часть вновь придуманных. Она вышла в 1994 г. под названием «Дедушкин сундук. Детские игры, забавы, развлечения» — небольшая, плохого полиграфического качества, но она была первой!

В 2009 г. вышла вторая книга — «Как понять сложные законы физики: 100 простых и увлекательных опытов для детей и их родителей», в которую Александр включил 100 лучших опытов из своей коллекции, не менее половины из которых придумал сам. Она вошла в шорт-лист премии «Просветитель» Фонда Дмитрия Зимина «Династия». А потом была опубликована и третья — «Законы физики в повседневной жизни: коллекция опытов в домашних условиях».

Познавательные книги для детей, конечно, важно и хорошо, но самое интересное дальше.

В этом году вышло уже второе издание книги Александра Дмитриева «Путеводитель по Библии: анализ библейских сюжетов и героев». Довольно сложная по тематике и по подаче материала, признает автор: это плод многих лет его изысканий.

В издательстве в ожидании спонсоров лежит другая «очень сложная» книга — про нецке (японская миниатюрная скульптура) и резьбу по кости: технологии изготовления и материалы, как подделать и как опознать подделку. Дело в том, что Александр больше 20 лет увлекается изготовлением нецке, а также резьбой по камню (геммы, камеи).

Сейчас он переводит с испанского 100 сонетов о любви Федерико Гарсиа Лорки. «Медленно-медленно, качественно-качественно», поскольку хочет перевести максимально близко к тексту, при этом сохранив дух стиха. За три года переведена только половина стихов, и его это радует: «кажется, получается».

«В столе» еще одна работа, небольшая, но емкая. Как утверждает автор, ему удалось восстановить один из древнейших обрядов человечества, характерный в том числе для индоевропейских народов, и отгадать немало загадок. Почему бог одноглазый? Как возникло верование в огнедышащих змеев (драконов)? Кто такие вурдалаки и как они связаны с бабой-ягой? И т. п.

Эта книга — тоже результат двух десятков лет поисков материалов в литературных произведениях (англо-испано-русскоязычной), многих встреч — с шаманами в Мексике, поклонниками культа Вуду на Кубе и пр. Но когда она будет издана, пока непонятно.

Сейчас Александр, в свое время работавший в Средней (ныне Центральной) Азии, пишет книгу о молодом Насреддине, когда тот еще не был ходжой.

Вот такие творческие свершения и планы. Как появились замыслы столь разных книг, не говоря уж о материалах для них?

Во-первых, благодаря образованию. Инженерное (МГТУ им. Н.Э. Баумана) плюс социологическое (Манчестерский университет) плюс МБА (Warwick Business School, Великобритания) плюс очень хорошее владение английским и испанским языками позволяют пользоваться огромным объемом информации.

Во-вторых, помогли «мои университеты», как писал классик (А. М.Горький).

«Я работал грузчиком, телохранителем, ночным продавцом в палатке, преподавал в университете, был журналистом (вел, например, рубрику для детей от имени кота Матроскина в „Крестьянской России“), делал телепередачи, работал в бригаде, изготавливавшей поддельный антиквариат, был разнорабочим на стройке в Мексике, инженером по починке слуховых аппаратов, директором по маркетингу в R-Style, — перечисляет Александр Дмитриев, — посетил более 30 стран, а по работе последние 15 лет объездил всю Россию и все СНГ».

Своим самым важным произведением автор считает пока не изданную книгу про обряды, потому что вряд ли кто-то сможет это повторить: слишком сложная и долгая работа.

А самой удачной — книгу «Как понять сложные законы физики», потому что это в память об отце. «Потом были другие книги, но эта — моя гордость, особенно потому, что она пока получала только положительные отзывы от всех детей и родителей, которые ее читали», — говорит он.

Никаких трудностей в писательском деле для Александра нет: «Честно, это не рисовка — какие могут быть трудности? Это счастье, что можно взять и написать что-то интересное для других». Есть, правда, трудности с изданием написанного.

Книги для него не бизнес. Они продаются рублей по 300 (кроме престижного и очень дорогого сборника про управление ИТ-инфраструктурой «Учебник для CIO», для которого он написал большую главу), что, по мнению Александра, дорого для массового читателя — но время сейчас такое.

«Мне это кое-что дало в материальном плане, но по сравнению с моей основной работой — так, ерунда, не заслуживающая внимания, — говорит он. — Чтобы на этом зарабатывать, я прикидывал, надо выдавать на гора книжку в месяц, ориентироваться на вокзалы и быть Дарьей Донцовой или там Акуниным. Да ну на фиг, я не для этого на свет появился!».

И все это на фоне главного: постоянно учиться и осваивать новое в основной работе в IBM. Полтора года назад он кардинально поменял специализацию, перейдя от ИТ-инфраструктуры к бизнес-аналитике.

«Зачем? Если не бежать изо всех сил, то отстанешь, как в известном примере с Алисой. А буду я востребованным спецом в ИТ, — будут и планы, ведь все вечера и ночи — мои», — говорит Александр Дмитриев.

Александр Уткин, директор по развитию бизнеса компании BCC

О его литературном творчестве, в частности о трех опубликованных книгах, два года назад мы уже рассказывали

Но время идет. Планы, которыми тогда делился Александр, успешно воплощаются в жизнь и даже перевыполняются — печатаются и пишутся новые произведения, появляются новые амплуа.

За эти пару лет он закончил еще три книги. Как и все предыдущие, это сборники рассказов. Одна из них — «Ржавый скальпель» — вышла год назад.

Две другие должны выйти вот-вот, еще до конца года — сборник рассказов, на этот раз юмористических, под названием «Байки в boat-ах», а также сборник с лиричными и «задумчивыми» миниатюрами.

Сейчас идут два заказных проекта: две большие книги, причем никак не связанные с предыдущим творческим методом автора, — в отличие от всего опубликованного это уже не «зарисовки из жизни».

Первая называется «Школа стиля Елены Анненковой. Разговоры о стиле, о женщинах и зачем нам нужна мода». Разговоры (почти 300 страниц) на эти всегда актуальные темы можно будет купить в книжных магазинах уже в начале 2017 г.

Вторая книга — это несколько историй из жизни реального человека — полковника КГБ, рассказанных им самым, о том, что «в КГБ и МВД были люди чести». Александр Уткин получил «добро» на издание такой книги, ее заказчик — частное лицо.

«Очень хочется написать как минимум три-четыре хороших, достойных сценария, снять по ним нетленные произведения. Со временем... Если, конечно, сложится...» — сказал нам два года назад Александр.

И, похоже, складывается. Он закончил Высшие курсы сценаристов-режиссеров в Санкт-Петербурге и теперь работает в команде сценаристов сразу над несколькими фильмами. Но о чем эти ленты и как они будут называться, он рассказать не может (связан контрактом).

Ну и плюс к этому пишет две пьесы.

А еще иногда выступает с бардовскими песнями. И не только в родном городе, а, например, в Монако, в Ницце, в Португалии. Почему там — «по просьбе местной русскоязычной диаспоры».

Евгений Фонин, заместитель директора по развитию компании Импульс Телеком

Изданных книг у Евгения пока нет, хотя друзья подбадривают, говорят — пиши. Есть лишь страничка https://www.facebook.com/paintsandpoems на Facebook, куда он выкладывает свои стихи и «картинки».

Правда, там только то, что написано за последние два-три года. Более раннее осталось где-то в прошлом. «Быть может, там им и место. Трудно сказать теперь, сколько всего стихотворений было написано. Думаю, около сотни набралось бы, если бы по-другому к ним относился и сохранял их», — говорит он.

Самые ранние попытки рифмовать слова Евгений делал еще в «очень юношеском» возрасте, а более или менее осознанные, законченные произведения появились лет в 17, почти 30 лет назад (в этом году ему исполняется 46).

Какого-то одного, «самого любимого» поэта, которым всегда восхищаешься и которому даже хотелось бы (в меру способностей, конечно) подражать, у Евгения нет.

«Мне нравятся интересные стихи. Где есть что-то особенное, независимо от автора. Где-то рифмы интересные, где-то ритм, где-то смысл и темперамент, — рассказывает он. — Это и Маяковский, и Есенин, и Лермонтов, и менее известные поэты, например, Павел Васильев и Николай Рубцов. Из более близких по времени — и Бродский, и Высоцкий, и даже Дмитрий Быков порой очень радует. Проще сказать, что не нравится. Всё, что похоже на „Белую берёзу под моим окном“, хотя это и Есенин».

Темы для стихов появляются всегда неожиданно и всегда по-разному. Как говорит Евгений, иногда это состояние души, иногда — ума. То какая-то фраза начинает крутиться в голове так настойчиво, что приходится её превращать в стихотворение, чтобы избавиться. То «просто приходит что-то», и строчки пишутся буквально за несколько минут.

Но это отнюдь не значит, что все рождается быстро и без усилий. Бывает по-разному, иногда несколько часов приходится искать слова и даже откладывать «до следующего раза». К написанному когда-то он никогда не возвращается.

Вот как Евгений описывает свои ощущения от занятий стихосложением: «Когда заканчиваешь последнюю фразу, наступает какое-то очень приятное чувство освобождения, как будто открывается второе дыхание для обычной повседневной жизни. Как будто исповедался. И, конечно же, приносят удовлетворение приятные отзывы читателей, которые заставляют не бросать это занятие и периодически дарить им что-то новое».

Пожалуй, самым удачным из всего, что есть на страничке в Facebook, он считает вот это стихотворение:

...Мне пять с половиной, я еду к морю.
Всю ночь на плацкартной полке не спящим.
А оно оказалось таким огромным!
И цвета «морской волны» настоящего!

Первый инжир и вкус «Изабеллы»
Не удалить никаким форматированием.
Лимон настоящий, на ветке! Спелый!
До сих пор так четок, как будто сфотографированный.

Родители все десять дней не ругаются,
На языке вкус воды соленой.
И даже медузы совсем не кусаются.
И запах кукурузы вареной.

И ощущение полного счастья...
Как будто взлететь и без крыльев можно.
Нужно лишь посильней разбежаться, 
И все получится. И ничуть не тревожно...

Теперь уж, конечно, все «по-культурному»:
Сангрии, сибасы, кальмары на гриле,
Кальян, чаевые официанту дежурному. 
И прочие «договоренности в силе»...

Сорок четыре. И в счастье, и в горе.
Было много чего, и даже в чем-то я каюсь.
Но почему я лишь только увижу море —
И мне пять с половиной. И я разбегаюсь.

Есть у Евгения и опыт работы на заказ по предложенному музыкальному наброску и пожеланиям по сюжету. Несколько раз к нему обращались за текстами участники набирающей популярность (по его словам) группы The Davincies (кстати, гитарист группы Алексей Мельчаков много лет работает в компании Allied Telesis). Концертный вариант одной из песен уже готов.

Живопись — второе увлечение Евгения, его работы представлены на той же страничке в Facebook. Он окончил художественную школу имени В. А. Огольцова в подмосковном Дзержинске, в начале 90-х подрабатывал натурщиком в Строгановке в группе студентов народного художника СССР Нико Никогосяна.

«Он с меня лепил какой-то свой проект. Я позировал ему бесплатно, а он за это учил меня рисовать и лепить из глины. Он был первым, кто мне показал, что творить может научиться всякий», — вспоминает Евгений.

В последнее время, чтобы поучиться чему-то новому, он иногда ходит в Школу креатива www.risuem.ru. Его любимый стиль «конечно же, импрессионизм, а из всех художников самые крутые — Клод Моне и Альфред Сислей».

Все свои «картинки» Евгений дарит друзьям. Иногда устраивает для развлечения аукционы, и «картинки» быстро продаются за чисто условные деньги тем же друзьям.

Творческие планы автора пока выглядят так: «Просто продолжать писать». Может, попробую прозу, говорят, у меня неплохой слог. Поэму? — вряд ли... У поэмы, как мне кажется, должен быть сквозной, актуальный для современности сюжет. А современность так быстро меняется, что пока поэма напишется, она уже будет не о том, о чём начиналась. И есть, конечно же, желание издать книжку стихов, небольшим тиражом, желательно с картинками, и дарить ее всем, кто попросит«.

Вячеслав Назаров, генеральный директор компании Archos в России и СНГ

Первый вопрос, который редакция CRN/RE обычно задает тем, кто совмещает ИТ-бизнес с литературным ремеслом, звучит так: когда, при каких обстоятельствах и почему вы взялись за написание своей первой книги?

Вот как отвечает на него Вячеслав: «Решение пришло в конце лета 2012 г.: хватит размышлять, что именно мог бы написать такой талант, как я. Нужно просто начать. Следом произошел спор с самим собой: смогу ли создать рукопись за месяц? Смог. Этому предшествовала некоторая подготовительная работа, но первая версия романа „Дыхание жизни“ была написана ровно за 30 дней».

Правда, прежде чем был готов финальный вариант, прошло еще несколько лет.

В романе «Дыхание жизни» рассказывается о том, что на Земле в течение нескольких лет одна за другой происходят катастрофы, связанные с атмосферными аномалиями. Ежедневно сила ветра становится всё сильнее. Неожиданно для себя байкер Тритий Троицкий узнаёт, что причина в противостоянии таинственных организаций: Призрачного Замка и Цитадели. Тритию предстоит выбрать, с кем он. Выстоит ли он и весь мир под ударами великого урагана? Это узнают только те, кто дочитает книгу до конца. Или сразу заглянут на последние страницы, как сам автор иногда делает.

Склонности к литературе проявились у Вячеслава довольно рано. Первой литературной работой стал рассказ «Планета в Черном мешке», который он написал в третьем классе. Рассказ пользовался большой популярностью, особенно среди родственников, а взяться за него мальчика побудили научно-фантастические романы, которые он проглатывал в то время один за другим.

Позже, в конце прошлого тысячелетия и в начале нынешнего, Вячеслав много работал для прессы — писал об электронных развлечениях и видео-играх.

«Было интересно, но аллергию на компьютерные игры я заработал, — вспоминает он. — Правы врачи: нельзя есть много сладкого и постоянно сидеть у монитора»!

На традиционный «писательский» вопрос, где автор черпает материалы для своих книг, Вячеслав отвечает несколько нетрадиционно (что, впрочем, неудивительно, учитывая тематику его произведений).

«Материалы я черпаю внутри себя. У меня там сокровищница, которой позавидовал бы и дракон Смауг. Но частенько в процессе написания ощущаю, что я лишь часть потока, который водит мною, словно невидимый писатель — пером. Потрясающее ощущение: обретения себя через отказ от себя же», — объясняет он.

По словам Вячеслава, для него в занятиях литературой трудно только начать и трудность только одна — найти время для регулярной работы.

«Но когда это становится кодом ДНК, писатель воспринимает писательство, как спортсмен — тренировки. Без этого организм страдает. И здесь важно понимать, что развитие своего таланта, твое увлечение не только тебя обогащает, но и сам должен насыщать эту материю собственными действиями. Обмен энергиями в чистом виде. И никакой эзотерики», — говорит он.

Первый тираж романа «Дыхание жизни» был издан на средства жены, и, пожалуй, получился лучший подарок ко дню рождения, вспоминает Вячеслав. Роман продается, но до бестселлера далеко. Впрочем, автора это не расстраивает.

«Эта книга такой и не должна быть . Со временем внимание к первым опытам усиливается на волне интереса к последующим популярным произведениям автора. Джордж Мартин2 это прекрасно продемонстрировал. Меня такой вариант устраивает», — говорит он. Вячеслав уверен: самые удачные произведения впереди, и их будет достаточно. Что ж, традиционный писательский ответ.

Из-под пера Назарова выходят не только романы. Есть и другие творческие увлечения.

Некоторое время назад он завершил работу над сценарием полнометражного художественного фильма, который, «возможно, когда-нибудь» появится на экранах. Временами вспоминает, что умеет играть на гитаре.

«Но главное художественное увлечение — создание истории бренда Archos в России. Это действительно творческий процесс, в котором находят воплощение многие художественные идеи», — говорит он.

Что касается планов, то сейчас Вячеслав работает над новым романом с рабочим названием «Следующая станция — Кассиопея», который хочет закончить к Новому году. А также планирует приступить к написанию «пилота» телевизионного сериала. «Дальше — без остановок», — шутит он.

1 Предыдущие публикации: https://www.crn.ru/numbers/reg-numbers/detail.php?ID=90679 и https://www.crn.ru/numbers/reg-numbers/detail.php?ID=91783.

2 Американский писатель-фантаст и сценарист, на основе его романов, в частности, создан телесериал «Игра престолов».


Версия для печати (без изображений)