Принято считать, что рынок планшетов переживает не лучшие времена — аналитики докладывают о заметном падении данного сегмента. По данным IDC, глобальные поставки планшетов за 2016 г. оказались на 15,6% меньше результатов 2015 г. в натуральном выражении.

И это не разовое падение, а выраженный тренд. Поставки планшетов сокращаются уже девятый квартал подряд, при этом аналитики отмечают, что спад идет по нарастающей — в четвертом квартале 2016 г. вендоры отгрузили на 20,1% «таблеток» меньше, чем за аналогичный период предыдущего года. И это, заметим, в традиционно «высокий» период рождественских распродаж!

Причем в ближайшее время сжатие сегмента, по мнению аналитиков, продолжится. Deloitte прогнозирует спад и в наступившем году, хотя, по мнению аналитиков этой компании, он будет менее драматичный, чем в прошлом, — «всего» на 10%.

Как это было

Необходимо напомнить, что сложившуюся ситуацию вызвало увеличение срока службы этих устройств в сочетании с отсутствием значимых инноваций. Это основная причина, но не единственная.

Несколько лет назад будущее планшетов казалось вполне благополучным. Аналитики считали, что этот класс устройств с более простым интерфейсом будет успешно конкурировать как с традиционными ноутбуками, так и со смартфонами, предлагая удобные экраны с крупной диагональю. Сейчас же, как принято считать, возникает обратная ситуация — на сегмент планшетов давят как ноутбуки, получающие сенсорные экраны, так и флатшеты, завоевывающие все большую популярность.

Теоретически продажи «таблеток» могли бы поддержать инновации, направленные на создание устройств с нестандартными свойствами (о чем мы писали ранее), но по пути создания нишевых девайсов с killer features (хотя бы с водостойкостью!) большинство вендоров так и не пошло. Важно, что традиционные планшеты лишились драйверов, которые сегодня стимулируют продажи других цифровых устройств, — «таблетки» не применяют для VR, ими также довольно редко фотографируют.

Но не все так просто. Если приглядеться более внимательно, то можно увидеть некоторые интересные тренды, как индустриальные, так и рыночные.

Планшеты не уходят, они «растворяются»

Прежде всего следует обратить внимание на то, что данные, касающиеся планшетов, разных аналитических агентств немного разнятся. Причина в следующем — не совсем понятно, что сейчас считать планшетами. Если с iPad и с android-системами всё, похоже, ясно, то ответить на вопрос, является ли «таблеткой» планшет, работающий под Windows 10 с аппаратной клавиатурой в комплектном чехле (например, Microsoft Sutface или Huawei MateBook), сложно. А как быть с конвергентными системами, например с «разъемным» HP Pavilion x2 или с HP Spectre x360 в корпусе-«бабочке»? Кроме того, стали появляться «хромбуки» в корпусах-трансформерах, также получившие тач-скрин, — они-то планшеты или нет? Стоит ли относить к последним ноутбуки в традиционных (нетрансформируемых) корпусах, но с тач-экранами? А стационарные системы c сенсорными экранами типа Microsoft Studio? И как быть с классификацией таких интересных периферийных устройства, как Dell Canvas?

Очевидно, что сейчас традиционные планшеты все больше превращаются в нишевый товар, а возможности, ранее характерные для «таблеток», получают устройства разных классов. Мы видим интересную картину — «планшетизацию» самых разных систем на фоне снижения популярности самих планшетов как самостоятельного вида устройств!

Но много любопытного происходит и внутри падающего сегмента планшетов, что, скажем, забегая вперед, оказывается весьма значимым для ритейла, в том числе и для российского.

Рынок планшетов: некоторые детали

Если рассмотреть тенденции рынка планшетов, то становятся заметны некоторые важные закономерности. Во-первых, данный сегмент — как и большинство других — монополизируется. За пределами пятерки лидеров продажи снижаются существенно сильнее, чем в среднем по рынку, — если в четвертом квартале, как мы уже отмечали, общее сокращение рынка составило 20,1% (в натуральном выражении), то суммарное падение у вендоров, не попавших в первую пятерку, — 35,1%!

В четвертом квартале лидеры упрочили свое положение, их продажи снижались медленнее, чем на рынке в целом: модели Apple «просели» на 18,8%, Samsung — на 11,4%, Amazon — всего на 0,6%. Однако две компании, замыкающие пятерку лидеров сегмента планшетов, в этом же квартале даже показали рост продаж, причем очень хороший: за четвертый квартал прошлого года Lenovo реализовала на 14,8% «таблеток» больше, чем в последнем квартале позапрошлого года, а успехи Huawei еще более выразительны — вендор нарастил продажи на 43,5%!

Важно, что лидирующие вендоры не выпускают очень дешевых аппаратов. И при этом их продукция пользуется более высокой популярностью, чем модели десятков других компаний, многие из которых ориентированы на поставки ультрабюджетных устройств. Huawei, лидер по приросту показателей, также не ввязывается в «ценовые войны», а выпускает планшеты для требовательных пользователей, ориентированные на верхний и средний ценовые сегменты. Рассмотрим модель Huawei MediaPad T2 7 Pro, традиционный планшет, продающийся по цене от 15 тыс. руб., то есть относящийся к среднему ценовому сегменту.

Основные технические характеристики

Семидюймовый Huawei MediaPad T2 7 Pro базируется на платформе Qualcomm. Девайс использует восьмиядерный процессор Snapdragon 615 (четыре ядра Cortex-A53, работающих на частоте 1,5 ГГц, и четыре — Cortex-A53 на 1,21 ГГц) вместе с графическим ускорителем Adreno 405, он получил 2 Гб оперативной памяти и флэш-память объемом 16 Гб. Экран построен на IPS-матрице разрешением 1920×1200 пикселей, это несколько больше, чем традиционное Full HD.

Девайс имеет традиционный набор интерфейсов: Wi-Fi (b/g/n), Bluetooth 4.1, microUSB 2.0 и «джек» на 3,5 мм для гарнитуры. Поддержка спутниковой навигации, как и сотовых сетей второго-четвертого поколения, разумеется, тоже присутствует, причем аппарат можно использовать как традиционную «трубку» — более того, устройство оптимизировано для работы с голосовыми вызовами, о чем мы поговорим ниже.

Работает аппарат под управлением Android 5.1.1 (Lollipop), что для планшетов вполне традиционно. Поверх привычного «андроида», как и в других устройствах Huawei, установлена фирменная оболочка EMUI 3.1, одна из лучших в своем классе. Девайс получает питание от батареи емкостью 4360 мАч, его габариты — 187×105×8,2 мм, вес — 250 г.

Особенности Huawei MediaPad T2 7 Pro и впечатления от тестирования

Семидюймовый планшет удобно удерживать одной рукой, чем он выгодно отличается от десятидюймовых моделей, в том числе и от Huawei MediaPad T2 10 Pro. Тестируемый планшет ориентирован и на использование в голосовых коммуникациях — вести телефонные разговоры по нему удобно, удерживая «таблетку» у уха обычным способом, динамик и микрофон расположены традиционно, один наверху, другой — внизу. Гарнитуры при этом, разумеется, тоже можно использовать, причем как проводные, так и wireless, — сегодня выбор вариантов на рынке весьма велик, так что с этим проблем не будет.

Лоток для SIM- и microSD-карт у планшета — увы! — пресловутый «комбо»: или устанавливаем две SIM-карты, либо одну SIM-карту и одну microSD (устройство поддерживает карты емкостью до 128 Гб). Для планшета такой подход не очень оправдан, хотя и не столь катастрофичен, как для смартфона.

Вторая приятная особенность — наличие сканера отпечатка пальцев. Вендор поместил сканер на боковую грань аппарата, поэтому пользоваться им легко и удобно — когда берешь планшет в руку, большой палец автоматически ложится на соответствующую область корпуса. Сканер отпечатков у Huawei традиционно высокого качества и срабатывает безупречно.

Производительности планшета вполне достаточно для большинства современных игровых приложений, хотя некоторые топовые игры на нем все же притормаживают. Но для выполнения традиционных задач — серфинг, месседжинг, просмотр фотографий и документов, воспроизведение медиа — «таблетка» останется вполне пригодной еще много сезонов.

Планшет получил основную камеру с разрешением 13 Мпикс и 5-мегапиксельную фронтальную. Качество выдаваемых ими кадров на сегодняшний день можно считать средним, но для большинства абонентов оно вполне приемлемое. Если сравнивать с камерами в планшетах, то установленные в Т2 получают оценку «4+». Основная камера имеет светодиодную вспышку, что в планшетах все еще редкость.

Планшет прекрасно воспроизводит видео — экран качественный, разрешение достаточное. Конечно, плотность точек на экране — 323 ppi — не ретиновая, так и устройство не топовое. По высоте количество точек превышает стандартное значение для Full HD — у планшета их 1200 против привычных 1080, поэтому всплывающие навигационные элементы медиаплеера не перекрывают воспроизводимое видео. Качество звука высоким не назовешь — динамик один (он применяется как для телефонных разговоров, так и для воспроизведения медиа), но помещен на переднюю панель, что положительно сказывается на воспроизведении саундтреков. Хочется лучшего качества звука — применяйте наушники или внешнее bluetooth-аудио, выбор девайсов для обоих вариантов достаточно велик.

У планшета привлекательный корпус. Он пластиковый, но из-за глянца не выглядит дешевым. Тестировалось устройство с белым корпусом, однако можно приобрести и другие расцветки: золотую, синюю и розовую.

Что это значит для ритейла

При всех негативных тенденциях объем мирового рынка планшетов остается огромным: по данным IDC, только в четвертом квартале было реализовано 52,9 млн. «таблеток», а за весь прошлый год продано 174,8 млн. Это означает, что заниматься планшетами можно и нужно.

На бум, разумеется, рассчитывать не приходится, но продажи этих изделий будут оставаться на высоком уровне. По данным опроса потребителей, проведенного Deloitte в 15 странах мира, в ходе которого задавался вопрос о планах по приобретению следующего гаджета, ответ «планшет» был у 16% респондентов. Конечно, новый смартфон в качестве планируемой покупки назвали больше опрошенных (28%), равно как ПК или ноутбук (25%), но и потенциальная популярность «таблеток» достаточно высока для того, чтобы любому ритейлеру иметь на полках устройства этого типа.

Для ритейла важно, что, продвигая планшеты, нет необходимости «давить ценой», пример Huawei это доказывает. Сегодняшние покупатели планшетов — люди требовательные и продвинутые, они прекрасно понимают, зачем им «промежуточное» между традиционным смартфоном и компьютером устройство, поэтому предъявляют к «таблетке» вполне обоснованные требования к производительности и качеству.


Версия для печати (без изображений)