Ассоциация уральских ИТ-компаний АКСИТ совместно с Комитетом по товарному рынку Екатеринбурга при поддержке некоммерческого партнерства «Перспектива-Е» провела исследование розничных магазинов компьютерной техники. В нем могли принять участие как предприятия (независимо от их организационно-правовой формы), так и индивидуальные предприниматели, продающие ИТ-технику населению города.

Исследование ставило целью определить компьютерный магазин, наиболее полно соответствующий понятию «идеальный». Для оценки «качества» торговых точек были предложены три параметра, которые, по мнению организаторов рейтинга, считаются наиболее важными для покупателя: внешний и внутренний вид магазина, а также профессионализм продавцов. В ходе исследования 10 экспертов посетили 42 торговые точки и выставили каждой из них три оценки по десятибалльной шкале. Затем для каждой торговой точки вывели среднеарифметическую оценку. При этом использовались коэффициенты значимости параметров, где 50% отводилось профессионализму продавцов (именно этот фактор, по мнению организаторов рейтинга, наиболее важен для покупателя, а также приносит максимальные дивиденды самим магазинам). Оставшаяся половина оценки делилась между интерьером и внешним видом магазина.

Кроме этого, в окончательной оценке учитывалась информация, предоставленная Комитетами по защите прав потребителей и по товарному рынку Екатеринбурга, НП «Перспектива Е», а также обращалось внимание на возможность установки нелицензионного ПО.

Организаторы рейтинга считают, что по сравнению с 2005 г. в целом внешний вид компьютерных магазинов Екатеринбурга изменился в лучшую сторону: он стал более оригинальным и запоминающимся. Но некоторым торговым точкам необходимо обратить внимание на благоустройство близлежащей территории.

Одним из основных факторов, влияющих на выбор магазина и последующую покупку, является отношение продавца к покупателю. Основные недочеты здесь такие: длительное ожидание помощи, отсутствие интереса к покупателю, неоперативность. Все эти нарекания выявляются из года в год. Следовательно, персонал либо не проходит специализированную подготовку, либо часто меняется. На места квалифицированных продавцов приходят не обученные правилам работы с покупателем.

АКСИТ обнародовала также итоги собственного исследования розничного рынка Уральского региона.

Темпы роста рынка ПК в 2006 г. в Уральском федеральном округе составили 22%, что ниже, чем в 2005 г. В то же время данный результат соответствует ранее сделанным прогнозам. За 2006 г. в Уральском регионе было продано 230 — 250 тыс. компьютеров, из них — более 150 тыс. шт. местной сборки. Организаторы рейтинга считают, что розничные продажи ПК составляют порядка 10% общего ИТ-оборота УФО.

В ходе исследования выяснилось, что в 2006 г. средняя выработка на одного продавца в Екатеринбурге составляла 3—5 млн. руб. в год, а эффективность торговых площадей магазинов от 400 до 500 тыс. руб. на один квадратный метр. При подсчете выработки на одного человека использовались данные об оборотах и торговом персонале в компаниях, принявших участие в опросе.

Кроме того, был проведено исследование покупателей ИТ-розницы в Екатеринбурге (опрошены около 270 человек; анкетирование проводилось при входе в магазины). Его итоги приводятся справа.


Версия для печати (без изображений)