Большинство людей традиционно относятся к музеям и театрам как к храмам искусства. А в подобных местах все подчинено классическим канонам и многовековым традициям. Даже если речь идет об авангардной выставке или театральном эксперименте, зритель все равно ожидает увидеть привычные холсты, декорации, актеров. Но, как говорил еще две с половиной тысячи лет назад Гераклит Эфесский, все течет, все меняется. И сегодня рядом с музейными экспонатами и театральной сценой соседствуют проекторы, видеостены, интерактивные панели, голограммы и прочие достижения информационных и мультимедийных технологий.

Как отмечает Николай Клочков, главный инженер ООО «Ай Эм Эс» (Interactive Multimedia Solutions, IMS), все больше музеев, выставок, концертных залов и других учреждений культуры для удержания существующей и привлечения новой аудитории используют цифровое оборудование, в том числе системы Digital Signage. Объясняется это тем, что цифровые средства отображения контента (экраны, интерактивные киоски и столы, видеостены), на которых демонстрируются изображения и видео, производят на публику намного более сильное впечатление, нежели статичная экспозиция. «В наши дни уже сложно представить себе музей или выставочный зал без информационных технологий, — говорит Николай Ахметджанов, менеджер Epson по проекционному оборудованию. — Как минимум, это аудиогиды и дисплеи с информацией об экспозициях. В последние несколько лет мы наблюдаем повсеместное внедрение новой концепции — виртуальных музеев, в которых экспонаты находятся в виртуальном пространстве, и посетители путешествуют по этому миру с помощью дисплеев, проекторов или устройств виртуальной и дополненной реальности. Данная концепция позволяет значительно сократить площади музея, при этом увеличить количество экспонатов и сделать их демонстрацию более динамичной и интересной». Он добавил, что аналогичные тенденции можно наблюдать в театрах и концертных залах. Современный спектакль не может обойтись без специального аудио- и видеосопровождения. Помимо аппаратуры для воспроизведения качественного звука зачастую устанавливают огромные экраны, на которых демонстрируется видео.

Говоря об использовании мультимедийных технологий в учреждениях культуры и искусств, Дмитрий Буневич, руководитель отдела комплексных решений АО «Сони Электроникс», делает особый акцент на применении ИТ-решений в музеях и на выставочных площадках. Именно эти организации больше других заинтересованы в привлечении максимально широкого круга зрителей. Ведь главная цель музея или выставки — не только достичь требуемого показателя посещаемости, но и способствовать повышению интереса к культуре в целом. Здесь, как считает Дмитрий Буневич, ИТ способствуют привлечению людей, предоставляют им контент, а также помогают оценить посещаемость музея, собрать необходимую статистику и пр. Максим Андрющенко, генеральный директор компании PROFDISPLAY, добавил, что музеи постепенно переходят на мультимедийные технологии, в том числе и для того, чтобы отказаться от дорогостоящей перевозки ценных экспонатов. Неудивительно, что сенсорные 4К-дисплеи получили широкое распространение в музеях и на выставках. Интерактивные панели помогают вовлечь посетителей в творческий диалог и полнее продемонстрировать замысел автора.

Нельзя не отметить и растущую популярность решений на базе технологий дополненной реальности. Как сообщил Николай Ахметджанов, весной этого года компания Epson выпустила специальную модель очков для сферы культуры: они имеют регулируемые дужки, более прочный корпус и удобные док-станции для подзарядки. Видеоочки Epson могут выступить, например, в роли гида, выводя на прозрачные дисплеи информацию об экспонатах, попадающих в поле зрения встроенной камеры. Более того, к тем же экспонатам можно добавить виртуальные элементы, которые совмещаются с объектами реального мира в режиме реального времени.

«ИТ применяются в искусстве в равной степени как в момент создания(?) шедевров, так и в момент их экспозиции. Обычно посетители музеев имеют дело с цифровыми технологиями в виде мультимедийной инсталляции либо в виде сопутствующих экспозиции справочных и информационных систем, — говорит Максим Прохоров, менеджер корпоративных продаж, NEC Display Solutions Russia в России. — С их помощью решается широкий ряд задач. Во-первых, создается имидж искусства как чего-то современного, понятного и в то же время эффектного для посетителей.

Во-вторых, с помощью мультимедийных технологий возрождается утраченный интерес к традиционным формам в живописи, музыке, театральных постановках. И, в-третьих, современные ИТ позволяют в более полной мере погрузиться в атмосферу той или иной эпохи». По словам Николая Клочкова, сегодня сложно представить выставку современного искусства только со статичными экспонатами. Наиболее посещаемыми становятся культурные мероприятия, использующие разнообразные возможности мультимедиа-технологий. Вспомним хотя бы яркое мультимедийное представление «Ван Гог. Ожившие полотна», позволившее наиболее полно показать творчество художника при помощи новейших технологий.

ИТ и мультимедийные технологии в сфере культуры: особенности внедрения и эксплуатации


Дмитрий Буневич, руководитель отдела комплексных решений АО «Сони Электроникс»

Широкое применение мультимедийных технологий и ИТ в областях науки, образования, телевидения и культуры обсуждается давно. Хочу поделиться нашим опытом и рассказать об основных тенденциях, которые наблюдаются, в частности, в сфере искусства. Особое внимание наши заказчики уделяют следующим направлениям:

1. ИТ-инфраструктура.
2. Big data и анализ данных.
3. Различные мультимедийные технологии (проекция, AR, VR, интерактив и пр.).

ИТ-инфраструктура — ядро отдельно взятого учреждения культуры. Даже такая простая, казалось бы, вещь, как покупка билетов через Интернет при большом наплыве желающих, может привести к неожиданным проблемам. Достаточно вспомнить остановку продаж в ряде крупных культурных учреждений именно по данной причине. Поэтому необходимо иметь стабильное, с достаточным запасом ИТ-ядро. Более того, с каждым годом объем формируемых данных только увеличивается и очень важно найти правильное решение для обеспечения их надежного и долговременного хранения. Здесь следует обратить внимание на СХД Sony Optical Disc Archive, которая справляется с данной задачей крайне эффективно.

Big data сегодня не просто популярный термин, но и реально работающий инструмент. Например, для более равномерного распределения посетителей по музею проводится подробный анализ материала с камер видеонаблюдения с целью создания «карты» наиболее и наименее загруженных мест в различное время дня. По результатам работы вносятся соответствующие корректировки в экспозицию, что позволяет создать более комфортные условия для посетителей и тем самым повысить репутацию музейного учреждения.

Мультимедийные технологии являются одним из важных инструментов прямой работы с посетителем. Они помогают сформировать уникальную атмосферу, которая дает возможность глубже вникнуть в суть любой выставки, усилить впечатление и избежать поверхностного взгляда. Существует множество интересных решений как с технической, так и с творческой точки зрения, включая лазерную проекцию, которая обладает неоспоримыми преимуществами над классической ламповой технологией. Экспозиции такого уровня уже можно видеть в ряде крупных культурных учреждений нашей страны.

Разумеется, приведенные примеры дают лишь общее представление об огромном объеме работы, которая происходит «за кадром». Внедрение новых технологий неизбежно, и в сфере искусств будет происходить все больше интересных событий и изменений, на которые придется обратить внимание даже самым стойким консерваторам.

Спецпроект

Панели, стриминг, облака...

Какие продукты и технологии сегодня наиболее востребованы в сфере искусств? Как отмечает Дмитрий Буневич, помимо ставших уже привычными проекционных и визуальных решений все большую популярность приобретают запись и одновременный стриминг в Интернете выступлений, презентаций и экскурсий. Также в музеях и театрах полным ходом осваиваются технологии VR/AR, работа с большими данными, облачные технологии и пр. Очевидно, что масштабное внедрение ИТ ведет к увеличению объема данных, поэтому задача долговременного и надежного архивирования также остается актуальной.

О востребованности облачных технологий говорит и Алексей Иващенко, директор представительства в Санкт-Петербурге, директор по продажам в Северо-Западном регионе, IBM Россия и СНГ. Он сообщил, что в Мариинском театре используются облачные решения IBM. В частности, на их основе создан облачный сервис, благодаря которому театр проводит онлайн-трансляции концертов для ценителей искусства по всему миру. Это очень помогает при организации гастролей. Например, перед тем как состоится выступление в Голландии, потенциальные покупатели билетов могут посмотреть онлайн-трансляцию или запись представления.

«В сфере искусств наблюдается стабильный рост интереса к технологичным решениям, при этом спрос увеличивается не только на те продукты, которые позволяют художникам воплощать свои замыслы в арт-объектах и непосредственно используются в инсталляциях, но и на решения, которые делают окружающее пространство более удобным для посетителей, — заявила Евгения Соколова, руководитель отдела проекционного оборудования компании Auvix. — В последние годы мы отмечаем спрос на большую часть наших продуктов для заказчиков из сферы искусства: проекционное, интерактивное и звуковое оборудование, профессиональные панели, аудиогиды, системы управления и Digital Signage».

По мнению Максима Андрющенко, сейчас наиболее востребованы интерактивные проекционно-емкостные дисплеи в музеях. Панели имеют отличительные особенности, которые очень важны для сферы искусства, — точность касания, быстрое время отклика, антивандальное стекло. Николай Ахметджанов считает, что из видеооборудования пользуются спросом дисплеи разных размеров. Для вывода небольших изображений обычно применяют видеопанели, для больших — яркие проекторы и светодиодные экраны.

«На данный момент наиболее востребованы разнообразные формы визуализации и интерактивного взаимодействия людей с искусством, — утверждает Максим Прохоров. — Технологии позволяют создавать большие яркие изображения на всевозможных поверхностях, вплоть до отдельных зданий и целых комплексов. К тому же набирающие все большую популярность технологии создания дополненной реальности позволяют посетителям выставок, к примеру, увидеть то, что раньше невозможно было даже представить. Эти же технологии находят все большее применение также и в театральном искусстве, и в музыке. Мы говорим о решениях с использованием инсталляционных проекторов, видеостенах, интерактивных панелях».

Привлекательная ниша с гарантированным ростом

До недавнего времени организации культуры и искусства не входили в число приоритетных заказчиков для ИТ-компаний. Их бюджеты были несопоставимы с бюджетами банков, финансовых организаций, или предприятий нефтегазовой отрасли. Но в последние годы ситуация изменилась. Государственные учреждения стали получать более щедрое финансирование, да и сами научились неплохо зарабатывать. Кроме того, появилось довольно много коммерческих площадок. Но главное — общее число организаций культуры и искусства в стране довольно велико. В любом провинциальном городке, как правило, есть свой краеведческий музей, своя библиотека, местная картинная галерея. В городах покрупнее — обязательно театр, а то и два. В масштабах страны поле деятельности получается огромным. Следует также добавить, что сфера культуры и искусства очень восприимчива к новым технологиям. Любые усовершенствования, которые позволяют получить более реалистичное изображение, звук, новые спецэффекты, будут востребованы заказчиками. А значит, обновление и модернизация ИТ-решений — процесс прак¬тически перманентный.

«Объем и состояние этого рынка можно оценивать по продажам инсталляционных проекторов и светодиодных экранов, — считает Николай Ахметджанов. — Данные сегменты в последнее время показывают заметный рост. Например, продажи в России инсталляционных проекторов, имеющих световой поток более 5 тыс. люмен, по данным Futuresource, в 2016 г. выросли на 20%».

Евгения Соколова согласна с тем, что спрос на ИТ-решения для сферы искусств увеличивается. В Auvix уделяют этому вертикальному рынку пристальное внимание и видят дальнейший потенциал роста. «Мы постоянно ищем интересные и оптимальные решения для наших заказчиков, которые включаем в продуктовый портфель», — подчеркнула она. Максим Прохоров добавил: «В последние несколько лет наблюдаем устойчивый рост числа заказчиков. Если в 2009 г. компания NEC принимала участие всего в двух-трех проектах, то в этом году их количество увеличилось в несколько раз. Сфера искусств — направление достаточно новое для нашей страны, что и позволяет рассматривать данную нишу как наиболее привлекательную и перспективную с точки зрения темпов роста».

«Спрос определенно растет, — говорит Дмитрий Буневич. — Однако скорость реализации и объем проектов тесно связаны с финансированием, что накладывает определенные ограничения». Игроки рынка отмечают устойчивый тренд — использование цифровых инсталляций в музеях и арт-пространствах, на который даже кризисные явления не оказывают критического и долгосрочного влияния.

«По нашим субъективным оценкам, порядка 20–30% музеев Москвы на текущий момент уже используют системы Digital Signage. В Санкт-Петербурге этот показатель находится на уровне 10–15%. И с каждым годом доля таких музеев будет только увеличиваться, — заявил Николай Клочков. — Отмечу также, что в отдельных городах, где нет большого количества музеев, оснащенных системами Digital Signage, встречаются отличные достойные примеры. Так, Музей оружия в Туле оборудован по „последней моде“: яркая видеостена в зале, где расположены кассы, интерактивные киоски в залах с экспонатами, экраны с информацией около каждой витрины, мини-кинотеатры, аудио, видео... все это вызывает приятные эмоции, увеличивает информативность экспозиции и делает комфортным посещение музея». Алексей Иващенко отметил, что рост спроса наблюдается также и в области систем хранения. Музеи, например, оцифровывают свои экспонаты и записывают информацию на долговременных носителях. К слову, уникальность сайта Эрмитажа заключается в том, что почти половину предметов искусства можно рассмотреть на портале с разных ракурсов.

Оборудование и ПО для эффективной системы Digital Signage

Системы Digital Signage представляют собой универсальные решения и используется в компаниях самых разных отраслей: в ритейле, HoReCa, вокзалах и аэропортах, музеях и арт-пространствах и пр. С их помощью повышается информированность и улучшается коммуникация с целевой аудиторией, увеличивается эффективность рекламы и узнаваемость бренда.

В организациях сферы искусства системы Digital Signage помогают создавать привлекательные инсталляции, которые отличаются креативностью и интерактивностью. Воплотить в жизнь самые смелые идеи помогают наделенные богатыми возможностями медиаплееры, ПО для управления контентом и системы отображения контента (LED экраны, видеостены, интерактивные киоски и столы и др.).

Первое место в мире среди разработчиков медиаплееров и ПО для Digital Signage занимает американская компания BrightSign (согласно отчету «Digital Signage Industry Market Tracker» аналитического агентства HIS). Сетевые медиаплееры BrightSign поддерживают видео в формате Full HD и 4К, одновременное воспроизведение нескольких видеопотоков, контент HTML5, Live TV, новостные ленты, интерактивное управление, PoE+, IP стриминг, beacon технологию, наделены множеством других полезных и незаменимых функций. Как дистрибьютор BrightSign в России компания Interactive Multimedia Solutions обеспечила сетевыми медиаплеерами целый ряд ярких и запоминающихся выставок в Мультимедиа Арт Музее, музее «Гараж», Московской Биеннале Современного Искусства, Еврейском Центре Толерантности, Ельцин Центре, Тульском музее оружия и др.

Для отображения контента IMS предлагает видеопанели, видеостены, интерактивные доски и информационные киоски другого мирового бренда — Hyundai IT. Компания более 30 лет занимается производством мониторов и профессиональных дисплеев. Решения Hyundai IT для систем Digital Signage характеризуются высокой яркостью и разрешением, ультратонким кантом, надежностью и экономичностью.

Познакомиться с самыми новыми решениями BrightSign и Hyundai IT можно в Москве в шоу-руме компании Interactive Multimedia Solutions.

Спецпроект

Основные клиенты охвачены и «оцифрованы»

По числу проектов, заказчиков и объемам поставляемого оборудования «театрально-музейный» сегмент вышел почти на промышленный уровень. «Количество объектов культуры, приобретавших продукты в нашей компании, с каждым годом возрастает, их направленность различна: музеи, театры, шоу-пространства, фестивали, выставки и пр. Мы всегда готовы принять участие в реализации проектов, независимо от их масштаба, наши компетенции позволяют помогать коллегам, предоставляя технические консультации, а также участвовать в подборе оборудования и технических расчетах. В зависимости от условий и специфики проекта мы при необходимости привлекаем вендоров, — рассказывает Евгения Соколова. — В числе недавних реализованных проектов — Музей бронетанковой техники в Прохоровке, выставочно-зрелищный комплекс „Городская панорама“ в Казани, мультимедийная выставка „Россия — моя история“ и пр. Помимо этого мы принимали участие в подготовке международного фестиваля „Круг света“, в нашем активе — Музей русского импрессионизма, Эрмитаж, Московский академический театр сатиры, Московский планетарий, Венецианское биеннале, Музей Анатолия Зверева и др.». Александр Мельцев, руководитель отдела маркетинга департамента визуальных решений московского представительства Panasonic, сообщил, что оборудование его компании установлено во многих театрах, концертных залах, музеях и арт-галереях. «Заказчики все чаще делают выбор в пользу профессиональных решений Panasonic, — подчеркнул он.

У компании NEC также есть свой, уже внушительный список клиентов. «География наших поставок охватывает практически все регионы России — от Кремля и Московской консерватории до малых региональных музеев и театров», — сказал Максим Прохоров. Он вспомнил, что впервые NEC занялась применением мультимедийных решений в искусстве в России еще в 2009 г., когда надо было воссоздать атмосферу старинного города Аугсбург в палатах музеев Московского Кремля. Проекторы должны были показывать виды города на полукруглых сводах помещений подвалов музея, которые имели сложные формы. NEC успешно справилась с поставленной задачей. Благодаря технологиям NEC DS удалось выровнять изображения на сводах и «сшить» их без потери качества. Позже у NEC был совместный проект с театром Йозефа Бойса, где при помощи специального проекционного оборудования зритель погружался в особую атмосферу спектакля. Эта театральная постановка с успехом гастролировала несколько лет по России и Европе. «На сегодня мы приобрели большой опыт поставки мультимедийных решений в области искусства. Значительную их часть, конечно же, занимают музейные инсталляции», — сообщил Максим Прохоров.

Компания Sony, по словам Дмитрия Буневича, также работает со многими ведущими организациям из сферы культуры. «IBM принимала участие в разработке и построении информационных систем в Мариинском театре, Государственном Эрмитаже, во многих крупных библиотеках. К числу наиболее интересных проектов я бы отнес создание мультимедийного сайта для Эрмитажа, — говорит Алексей Иващенко. — Во-первых, это один из самых известных брендов в мире. Во-вторых, принимая непосредственное участие в проекте, я видел, что при разработке сайта были использованы достаточно интересные решения по поиску картин, построению виртуального тура по музею, онлайн-продаже билетов. На запуск сайта как готового продукта, учитывающего пожелания заказчика и созданного совместно с дизайнерской компанией, ушло немногим более года». Компания PROFDISPLAY, по словам Максима Андрющенко, работала с музеем Октябрьской железной дороги и музеем современного искусства «Гараж».

Весьма обширным оказался послужной список фирмы «Ай Эм Эс». Как сообщил Николай Клочков, в числе клиентов были компании самых разных отраслей, в том числе сферы искусства. «На протяжении многих лет мы обеспечиваем техническое оснащение различных проектов музея „Гараж“, Мультимедиа Арт Музея, Еврейского музея и центра толерантности, театра Терезы Дуровой и др. В проектах использовались видеопанели и видеостены, интерактивные доски, киоски, столы, сетевые медиаплееры, контроллеры видеостен, динамики направленного звука и др., — рассказал он. — А использование медиаплееров BrightSign позволило Тульскому музею оружия создать незабываемые мультимедиа-инсталляции и выйти на уровень современного музея, использующего цифровые технологии». Николай Клочков добавил, что «Ай Эм Эс» разрабатывает концепцию систем Digital Signage, подбирает, тестирует, устанавливает, настраивает, проводит цветовую калибровку оборудования, обучает работе с ним (базовый курс обучения работе с сетевыми медиаплеерами BrightSign и ПО BrightAuthor бесплатный), обеспечивает техподдержку и дальнейшую модернизацию системы.

Бум в сложных условиях

Всплеск интереса к информационным и мультимедийным решениям в организациях культуры и искусства пришелся на последние годы, когда российская экономика переживала нелучшие времена. Главные проблемы, тормозящие развитие этого сегмента, — недостаточное финансирование и рост курса валют. Тем не менее, судя по числу реализованных проектов, большинство заказчиков все же находит средства.

«Вопрос бюджетирования очень сложный, средств всегда не хватает на удовлетворение всех пожеланий технических специалистов, — говорит Александр Мельцев. — Однако в течение последних двух лет все чаще удается убедить клиентов в целесообразности покупки хотя и не дешевого, но высококачественного оборудования». По словам Максима Прохорова, даже многим западным музеям и театрам не хватает финансирования. Средств никогда не бывает много, особенно у госучреждений, поэтому проекты реализуются дольше обычного, они прорабатываются более детально.

Колебания курса, конечно, усложняют работу всем игрокам рынка, но драматического влияния на ход выполнения проектов не оказывают. «Всякие изменения на валютном рынке сильно влияют на любую индустрию. Сфера искусств не исключение. Однако проекты, как правило, доходят до стадии реализации, хотя и не всегда с изначальным размахом», — заметил Дмитрий Буневич. По оценке Николая Клочкова, рост курса валют привел к удорожанию компонентов Digital Signage, поскольку большая их часть, порядка 90%, производится за рубежом. Увеличение стоимости оборудования естественным образом повлекло за собой удорожание самих проектов. «Чтобы сократить незапланированные расходы клиентов, мы перешли на гибкую политику ценообразования, ввели новую шкалу скидок, предлагаем разное оборудование, чтобы клиент мог подобрать подходящее по качеству и цене решение», — заявил Николай Клочков.

Александр Мельцев сообщил, что несмотря резкий рост курса доллара и евро в конце 2014 г., топ-менеджмент московского офиса компании «Панасоник Рус» принял решение поддержать бюджетные организации, и до конца декабря 2014 г. вендор не повышал отгрузочные цены. «К сожалению, весь 2015 г. выросший обменный курс очень негативно влиял на бюджетные траты, однако в 2016–2017 гг. все уже привыкли к курсу, и по сравнению с 2015 г. серьезно вырос спрос на визуальные решения Panasonic», — отметил он.

Иной точки зрения придерживается Николай Ахметджанов. Он считает, что колебания курса валют не стали фактором, значительно повлиявшим на реализацию проектов. Средние сроки внедрения в этой сфере длиннее, чем в остальных, это связано с более высокой сложностью проектов. С ним согласен Максим Андрющенко: «Колебания курса валют не оказали заметного влияния, поскольку проекты имеют длительные сроки реализации, и компании закладывают дополнительные финансовые средства под изменения котировок доллара и евро». По мнению Инны Сорокиной, главы представительства NEC Display Solutions в России и странах СНГ, колебания курсов влияют на проекты в сфере искусства и культуры так же, как и на всю экономику, — что-то отложили, что-то заморозили, что-то сократили. С другой стороны, поскольку технологии развиваются, появляющиеся новые проекты будут основываться на использовании новейших решений.

Несколько слов надо сказать и о таком немаловажном факторе, как наличие у заказчиков квалифицированных специалистов по ИТ. Очевидно, что без соответствующей технической поддержки сложные информационные и мультимедийные системы превращаются в набор дорогого, но бесполезного оборудования.

«Специалисты на стороне клиента, умеющие работать с системами Digital Signage, — ахиллесова пята данного рынка, — подчеркнул Николай Клочков. — Мало купить и установить систему. Необходимо иметь сотрудников, которые, во-первых, будут готовить для нее контент, а во-вторых, контролировать работоспособность системы и принимать надлежащие меры для ее эффективной эксплуатации. Далеко не все компании из сферы искусства могут похвастать наличием в штате таких сотрудников. Если их нет, организациям приходится заключать договоры на аутсорсинговое обслуживание системы (поддержку, ремонт, развитие и пр.)».

«Наша практика показывает, что не во всех учреждениях культуры есть свои кадры для работы с ИТ-решениями, поэтому они стараются пользоваться аутсорсингом: либо нашими услугами, либо услугами российских системных интеграторов, — добавил Алексей Иващенко. — Если говорить о библиотеках, то здесь в штате обычно имеются ИТ-специалисты. Видимо, это связано с особенностями библиотечного дела».

По словам Дмитрия Буневича, денег на проекты всегда не хватает, их приходится изыскивать для решения конкретных задач. По этой причине заказчик отдает предпочтение в первую очередь приоритетным вопросам. «Проблема кадров определенно присутствует, однако коллеги, которые занимают высокие технические должности в основных федеральных учреждениях культуры, имеют должную квалификацию, поэтому за перспективу развития музеев волноваться не стоит», — сказал Буневич.

Александр Мельцев отметил, что российские заказчики привыкли рассчитывать в основном на свои силы и предпочитают не заключать договоры на обслуживание оборудования со сторонними организациями. Российские реалии создают почву для появления элиты высококлассных технических специалистов в театрах, музеях, концертных залах. «Департамент визуальных решений ООО „Панасоник Рус“ регулярно проводит технические семинары в разных регионах России, на которых мы не только информируем о новинках, но и даем возможность поработать с нашим оборудованием с последующим тестированием и сертификацией технических специалистов как интеграторов, так и конечных заказчиков», — сообщил Александр Мельцев.

Комментируя ситуация с кадрами, Максим Прохоров подчеркнул, что поскольку многие госучреждения сферы искусства оснащаются сложными ИТ-решениями, нередко они сами эксплуатируют и обслуживают эти решения, пользуясь лишь поддержкой производителей в рамках гарантийных обязательств. Такие заказчики редко заключают договоры на сопровождение и обслуживание ИТ-решений со специализированными компаниями. Но ситуация со временем может измениться в пользу аутсорсинга.

Искусство — материя деликатная

Каждая сфера человеческой деятельности имеет свои особенности, и искусство — не исключение. Это значит, что внедрять современные цифровые технологии в достаточно хрупкий мир театра, музыки, живописи надо весьма аккуратно и со знанием дела.

«Считаю, что ИТ, если они не лежат в основе предмета искусства, должны быть максимально незаметными. Людям надо наблюдать за действием, самим предметом искусства, будь то спектакль, картина, скульптура или что-то еще привлекающее взгляд, но ни в коем случае не видеть ИТ, — говорит Алексей Иващенко. — Например, в какой-то момент за картиной открывается дверь в стене, картина в нее въезжает и после выезжает другая картина. При этом посетитель музея продолжает смотреть на произведения искусства, то есть его не интересует, как устроен сам процесс смены картин. Он радуется, что ему показали следующую».

По мнению Николая Клочкова, специфика систем Digital Signage для организаций сферы искусства требует, во-первых, креативного подхода к созданию инсталляций и, во-вторых, взаимодействия с целевой аудиторией. Выставки должны находить все новые и новые возможности для создания захватывающего перфоманса. Усилить эффект помогают яркие и нестандартные инсталляции с использованием аудио- и видеотехнологий. Оставить приятные впечатления от выставки призваны также интерактивные возможности оборудования Digital Signage, поскольку активное вовлечение в представление посетитель запоминает гораздо лучше пассивного созерцания предметов искусства.

Максим Андрющенко считает, что ИТ-решения должны органично вписываться в композицию, а не отвлекать на себя внимание посетителей.

«Специфика проектов в сфере искусства заключается прежде всего в тщательном подборе оборудования, поэтому мы уделяем особое внимание работе с нашими дилерами, заказчиками и вендорами, — сказала Евгения Соколова. — Для нас важно качество работы, поэтому мы комплексно подходим к решению задач, вплоть до демонстрации оборудования на объектах».

Как отметил Дмитрий Буневич, у каждой области есть своя специфика, и сфера искусств не исключение. «Сложно выделить что-то конкретное, однако хочу обратить внимание на то, что здесь очень важно и одновременно сложно объединить искусство и технологии», — заявил он.

«При выборе ИТ-решений главное — не навредить самому искусству. Только взвешенное применение новых технологий позволит в полной мере раскрыть замысел авторов и показать искусство как оно есть, — утверждает Максим Прохоров. — Переусердствовав с ИТ-решениями, можно получить обратный эффект, когда за современными технологическими решениями наблюдатели, посетители или зрители не смогут понять замысел и оценить талант авторов мировых шедевров. Такое хоть иногда, но все еще случается».


Версия для печати (без изображений)