В конце января 2007 г. Центр Электронного Бизнеса «Дилайн» (далее ЦЭБ) распространил официальное заявление о «начале интеграции бизнеса компаний «Дилайн» и Deacom в компанию Depo Computers». Согласно этому сообщению, с начала 2007 г. первые две компании перестали существовать (так же как перестает существовать сам ЦЭБ, в состав которого ранее входили все вышеперечисленные структуры), а производство, продажа, дистрибуция и работа с корпоративными заказчиками будут осуществляться единой компанией Depo Computers. Кроме того, в ее состав войдет и фирма SoftKey, о покупке которой было объявлено также в начале 2007 г. Но, в отличие от «Дилайна» и Deacom, марка SoftKey не уйдет с рынка, и компания продолжит свое существование в рамках обновленной Depo.

SoftKey войдет в состав подразделения, отвечающего за прямые Интернет-продажи. «Это позволит нам предоставить дополнительные возможности для развития бизнеса Depo Computers и ее партнеров», — считает генеральный директор Depo Сергей Эскин.

По словам представителей компании, процесс реструктуризации был вызван тем, что Depo Computers достигла уровня «доминирующего вендора» в продуктовых портфелях «Дилайна» и Deacom, которые в свою очередь, по сути, стали «отлаженными каналами сбыта» для ее продукции.

По данным компании, в 2006 г.* консолидированный объем продаж ЦЭБ «Дилайн» составил 457 млн. долл. (без учета «перепродаж» между компаниями). Тот же источник утверждает, что в прошлом году было собрано 336 тыс. ПК и 7,4 тыс. серверов. Если ориентироваться на заявленные цифры, то на продукцию Depo Computers приходится 35% общей реализации ЦЭБ (в 2003 г. этот показатель равнялся 5%), в поставках серверов и ПК — около 90%, а в валовой прибыли доля производителя составляет 55% всех продаваемых продуктовых линеек.

Напомним, что помимо ПК и серверов, которые в сумме дают 40% оборота, в продуктовом портфеле ЦЭБ присутствуют и другие группы товаров.

Как было сказано в распространенном письме к партнерам, в связи с реорганизацией ЦЭБ «Дилайн» в 2007 г. и с целью оптимизации взаимодействия между компаниями, входящими в него, все торговые операции переводятся на одно юридическое лицо — ОАО «Депо Компьютерс», которое является полным правопреемником ООО «Депо Компьютерс» по всем правам и обязательствам последнего, а также принимает и исполняет все обязательства всех компаний, входящих в ЦЭБ «Дилайн».

Реорганизация ЦЭБ и перевод всех торговых операций на ОАО «Депо Компьютерс» не влекут за собой никаких изменений в коммерческой и ассортиментной политике компании. Телефоны компании и ее торговых представителей остаются прежними.

«Мы постоянно работаем над повышением эффективности управления бизнесом и не боимся кардинальных изменений, в том числе и в моделях управления. Способность своевременно и быстро корректировать структуру нашего бизнеса в зависимости от этапов развития компании и состояния ИТ-рынка — это наше очевидное преимущество», — комментирует решение об интеграции компаний Сергей Эскин. По его словам, цель этого процесса заключается в максимальной оптимизации управления всеми составляющими бизнеса Depo Computers: от производства компьютерных систем до их дистрибуции и прямых продаж.

Участники рынка отнеслись к этой новости спокойно. «За 15 лет на рынке была масса случаев, когда компании-дистрибьюторы либо просто закрывались, либо переходили в новое качество, — говорит один из представителей региональной компании, пожелавший остаться неназванным. — IBS закрыла дистрибуцию, как бы она ни называлась. Но это же их право, значит, перебросили ресурсы (я думаю, в первую очередь управленческие, так как деньги сейчас у всех есть) в более прибыльный бизнес».

В Depo Computers косвенно подтверждают такое предположение. «Мы не можем одновременно вести 10—15 масштабных проектов, в которых задействована половина наших креативных сотрудников, — говорит руководитель компании. — Поэтому нам необходимо оптимизировать свою деятельность. И получить подобную «оптимизацию» в настоящий момент возможно, только интегрировав все указанные процессы внутри единой компании».

Здесь стоит напомнить, что немногим более двух лет назад компания уже проводила реструктуризацию бизнеса. В октябре 2004 г. на основе «Дилайна» были созданы три независимые фирмы, образовавшие ЦЭБ «Дилайн». Тогда это объяснялось необходимостью самостоятельного развития разных по типу и скорости роста бизнесов, раздельного позиционирования компаний на рынке, понимания прибыли, убытков каждого бизнеса, контроля расходов. Пока компании с разными темпами роста и разными стратегиями развития существовали в рамках инвестиционного проекта, они неплохо уживались внутри «большого “Дилайна”».

По словам Сергея Эскина, в результате этого процесса удалось создать компании, которые работают и живут самостоятельно. Но сейчас они стали дублировать функции друг друга. «Поэтому мы стараемся объединить все компании под брендом Depo Computers», — рассказывает он. В рамках реструктуризации произойдет следующее. Продажи разделяются на два блока: один из них — корпоративный — будет отвечать за продажи дилерам и за работу с корпоративными заказчиками. Второй — за розничный сегмент, в который входят как региональные, так и федеральные розничные сети, а также прямые продажи через Интернет.

Произойдет централизация закупочной деятельности (сейчас каждая из трех компаний производит закупки самостоятельно), и, кроме того, будет создано единое управление финансовыми ресурсами, а также продуктами (как Depo Computers, так и сторонних производителей).

Что же касается перевода денег из неприбыльной дистрибуции в более интересный бизнес, то известно, что «Дилайн» уже давно не является дистрибьютором в классическом понимании этого слова. «У нас нет ни одного прямого контракта с вендорами. Все продукты, которые мы продаем, закупаются нами на внутреннем рынке, но делаем мы это с максимальной эффективностью. И за все это время не потеряли ни одного партнера из 2,5 тыс. компаний», — утверждает Эскин.

Но о том, какие количественные и качественные «потери» реально понесла партнерская сеть, можно только догадываться — здесь многое зависит от того, с каким периодом деятельности компании сравнивать. Постепенный «уход» от прямой дистрибуции изменил профиль партнерской сети. Сейчас ее основу составляют дилеры, закупающие продукцию Depo Computers. Этим партнерам, действительно, все равно, будут ли они получать готовые компьютеры через «эксклюзивного дистрибьютора», которым являлся «Дилайн», или напрямую в Depo. Тем более что и контактные телефоны, и менеджеры по продажам остаются прежними.

* Здесь и далее речь идет о календарном годе.


Версия для печати (без изображений)