Так уж повелось, что все проявления женской натуры нуждаются в объяснении. В течение нескольких лет я анализировала информацию из открытых источников и иногда проводила интервью с топ-менеджерами из разных сфер бизнеса. Привожу перечень вопросов, которые интересовали лично меня. Большая их часть задавалась и мужчинам, и женщинам.

1. Что для вас означает слово «карьера»: самореализация, престижная должность, возможность заработать много денег, что-то еще?

2. Планируете ли вы свою карьеру?

3. По каким критериям стали бы оценивать, состоялась карьера или нет?

4. В чем вы наиболее сильны: в планировании, организационных и финансовых вопросах, проведении переговоров, в разработке новых идей, еще в чем-то?

5. Можете ли вы, исходя из опыта, указать различия в профессиональном поведении начальника-женщины и начальника-мужчины?

6. Что для вас означает риск?

7. Должна ли женщина в профессиональной деятельности отодвигать в тень свое женское начало для лучшей концентрации на выполнении служебных функций и задач?

8. Разграничиваете ли вы личные и профессиональные проблемы? Какие из них перевешивают при принятии решений?

9. Какой вид спорта нравится вам больше всего (в качестве участника или наблюдателя)?

10. Может ли женщина совместить успех в бизнесе с благополучием в семье?

Основной вывод, к которому я пришла, анализируя ответы, таков: в профессиональной сфере между мужчинами и женщинами гораздо больше общего, чем различий. Но существуют и принципиальные различия в стиле мужского и женского руководства. О них и пойдет речь.

В чем отличие мужского и женского стиля руководства?

Мир изменился, во многих отраслях жесткое иерархическое управление оказывается менее эффективным по сравнению с управлением, построенным на влиянии, убеждении и мотивации.

В отличие от мужчин-руководителей, которые пытаются любую структуру выстроить в виде вертикальной властной пирамиды, женщины предпочитают более тонкие инструменты управления, построенные на внимании к личности. Иными словами, в терминах социологии женщины управляют при помощи инструментов влияния, основанных на горизонтальных связях (убеждение и мотивация), а мужчины — на основе инструментов власти (принуждение и иерархия). Именно поэтому мальчики постоянно соревнуются, а девочки договариваются, пытаются решить задачу, мотивируя исполнителей на личностном уровне.

Слабость женского типа управления является естественным продолжением сильной стороны.

Управление, построенное на основе влияния, может привести к некоторой анархии. Женщины-руководители часто не могут эффективно выстроить отношения с мужчинами-подчиненными.

Поясню. Многие мужчины, привыкшие к иерархическим отношениям власти «начальник — подчиненный», считают проявлением слабости попытку руководителя-женщины управлять в системе партнерского взаимодействия. Что касается управления женщинами, привыкшими к мужскому стилю начальствования, то появление женщины-руководителя часто влечет за собою расцвет интриг и подсиживания.

По моему мнению, женщина не способна качественно управлять в иерархической системе, она будет делать это хуже мужчины-руководителя. Но условия бизнеса в наши дни меняются все чаще и чаще, компании вынуждены делать организационные структуры все более адаптивными и руководить сотрудниками приходится с помощью не властных, а мотивационных инструментов, поэтому будет расти востребованность женщин-руководителей.

Некоторые западные психологи уверяют, что наступает эра матриархата в бизнесе

Про матриархат, особенно в бизнесе, — это «бред оф сив кэбл», как говорил мой бывший научный руководитель. Всегда будут женщины, успешные в бизнесе. Но успешных мужчин, прежде всего на руководящих постах, всегда больше. Это связано с генетикой полов, от которой, что бы ни придумывали, мы никуда не денемся. Женщины ориентированы на стабильность, а природа бизнеса требует склонности к риску, к инновациям, в чем гораздо сильнее мужчины. Есть профессии, где требуется умение не столько рисковать, сколько выстраивать систему, поддерживать ее стабильность, предвидеть заранее грядущие изменения. На этих полянах в качестве более эффективных управленцев, вполне возможно, будут преобладать женщины.

Бытует мнение, что женщинам сложно управлять мужчинами-подчиненными

Мужчине проще управлять мужчинами, так как они достаточно легко выстраиваются в иерархическую властную пирамиду. Срабатывает стереотип «мужской культуры», свойственный России. Наших мальчиков долгое время воспитывали в убеждении, что женщины не способны к руководящей работе.

В это уверовали и многие женщины, которые еще долгое время нипочем не выберут в президенты женщину. Женщине-руководителю, действительно, тяжелее совмещать работу и дом. Мужчины, имеющие семью, более свободны от домашних забот и детей, чем женщина — даже при наличии в доме помощниц по хозяйству.

Если женщина занимает руководящую позицию, ей приходится конкурировать по мужским правилам, которых в управлении гораздо больше: защищать свою территорию, отстаивать право на свою точку зрения и право влиять на развитие компании. Мужской шовинизм — это явление, которое крепко связано с особенностями личности и глубокими внутренними комплексами конкретного человека.

Бывают мужчины, для которых в принципе невозможна даже сама идея партнерского взаимодействия с женщиной. Нормальное партнерство складывается, когда взаимодействие идет на уровне «взрослый — взрослый»*. Проблемы возникают, если женщина-руководитель начинает вести себя с подчиненными либо с позиции «ребенок — родитель», либо, что еще хуже, «родитель — ребенок».

Забота и мелочная опека — разные вещи. Проявлять человеческие качества по отношению к подчиненным, уважать личность, не топтаться на самолюбии — это не то же самое, что превращаться в мамочку и бесконечно досаждать коллегам нравоучениями.

Если женщина сама не является владельцем бизнеса, завоевать авторитет среди коллег-руководителей она может только, если они мужчины, которые способны воспринимать партнерские отношения, могут и готовы работать с любым партнером вне зависимости от пола в системе «взрослый — взрослый». Если коллега-менеджер — самодур по жизни или «приниженная роль» женщины заложена в религии, которую он исповедует и которую он впитал с молоком матери, то добровольно, без принуждения со стороны высшего руководства, он никогда не смирится с тем, что женщина может занимать равную с ним позицию. В этом случае конфликты неизбежны.

Считается, что женщине, чтобы эффективно руководить, нужны два качества — мужской склад ума и стервозность

По поводу мужского склада ума у женщин — это еще один миф. Нет женщин с мужским складом ума. То, что называют мужским складом ума, — логика, жесткость, прямолинейность — присуще обоим полам. Просто мужчины спокойно воспринимают эти качества в себе подобных, а женщин, применяющих их в управлении, называют стервами.

На самом деле качество управления зависит от интеллекта, интуиции, логики, способности работать с людьми, а эти качества свойственны как мужчинам, так и женщинам.

Когда женщина-руководитель проявляет жесткость и требовательность, необходимую для выполнения какой-либо работы в срок, на эмоциональном уровне подчиненными это может восприниматься как проявление «неженских качеств», так как от женщины (и в том числе от женщины-руководителя) исторически ожидают мягкости и уступчивости. Мужчинам часто прощают крики и разносы, женщинам-руководителям такого типа поведения не прощают никогда.

Точка зрения

«Бытует мнение, что женщинам сложно управлять мужчинами-подчиненными...»

Отвечает Анисия Соловатова, генеральный директор компании «Д-Факто ИТ»: «Я не согласна с тем, что женщине сложно управлять мужчинами-подчиненными. Женщина-руководитель не нуждается в дополнительном самоутверждении, а поэтому, управляя компанией, может позволить себе руководствоваться исключительно профессионализмом подчиненных. Выполнив же свою первостепенную, на мой взгляд, в области работы с персоналом задачу — определения профессионального соответствия сотрудников занимаемым должностям, женщина-руководитель как раз и может обезопасить себя от стереотипа пресловутой сложности работы с мужчинами-подчиненными».

«Если вам неприятен сотрудник, который все же полностью справляется со своими служебными обязанностями, оставите ли вы его, уволите, предпримете что-то еще?»

Отвечает Роксана Янборисова, директор по маркетингу компании OCS: «На мой взгляд, этот вопрос не связан с женским или мужским управлением. Он связан с тем, насколько компания внимательна к целостности своей корпоративной культуры и насколько компанию волнует соответствие сотрудников принятым в ней нормам. Хочу уточнить, о чем идет речь, в чем именно «неприятен»? Если речь идет о поведении, которое не соответствует тому, что принято в компании, противоречит корпоративной культуре, то компании придется расстаться с сотрудником. Увы, такое случается. Очень редко, но бывает, что кандидат проходит все многоэтапные собеседования, начинает работать и только спустя некоторое время на поверхность «вылезают» вещи, неприемлемые для нас. В 2006 г. компании пришлось расстаться с двумя очень профессиональными сотрудниками, прекрасно выполнявшими свою работу, по причине того, что оба систематически нарушали нормы корректности и этичности, принятые в компании: оскорбляли коллег, обижали подчиненных. Если же речь идет о «неприятности» внешнего вида (а в понятие корпоративной культуры, естественно, входят и нормы корпоративного стиля), то вполне достаточно объяснить сотруднику, что у нас принято, а что нет. Я не помню ни одной проблемы на этой почве».

«Считается, что женщине, чтобы эффективно руководить, нужны два качества — мужской склад ума и стервозность...»

Отвечает Наталья Касперская, генеральный директор компании «Лаборатория Касперского»: «Для руководителя необходимы умение обобщать, хорошие логические способности, интуиция и умение брать на себя риски. Эти качества обычно считаются «мужскими», так что в некоторой степени их можно охарактеризовать как «мужской склад ума». Что касается стервозности, то для управления коллективом людей нужен определенный уровень агрессивности: менеджеру приходится увольнять людей, наказывать, принимать непопулярные решения (типа урезания бюджета или снижения премий). Неважно, идет ли речь о женщине или о мужчине. По этой причине абсолютно кроткого человека сложно представить себе в роли руководителя.

Можно сказать, что женщина-руководитель в среднем более мужеподобное существо, чем домохозяйка или женщина, не сделавшая карьеру. Последнее не значит, что это хуже. Просто женщине-руководителю менее повезло. Я по-прежнему считаю, что женщине надо стремиться к созданию прочной семьи и рождению детей, а не к построению карьеры. Совмещение этих двух вещей, дело, как правило, труднореализуемое».

«В чем отличие мужского и женского стиля руководства?»

Отвечает Галина Киперварг, заместитель генерального директора компании R-Style Softlab: «Для того чтобы человек стал хорошим руководителем, он, вне зависимости от пола, должен обладать особыми качествами. Сильный характер, личная ответственность за результат, деловое чутье, высокая трудоспособность, активность, умение воодушевлять и вести за собой коллектив — все то, что называют задатками лидера. В современном мире эти свойства присущи как мужчинам, так и женщинам, хотя и не укладываются в традиционный стереотип женщины-хозяйки, хранительницы очага.

Тем не менее между мужским и женским стилями руководства есть и отличия. В управлении коллективом женщина-руководитель реже прибегает к авторитарным методам, вместо прямого принуждения использует методы убеждения, стремится мотивировать, а не заставлять персонал выполнять поставленные задачи. В ходе переговоров женщина реже идет на конфликт, ищет компромиссные варианты, старается не прибегать к необоснованным решениям, идущим вразрез с мнением окружающих; в бизнесе придерживается сбалансированных, обдуманных решений с оправданным риском. Женщинам проще выстраивать и отлаживать рутинные бизнес-процессы, они уделяют больше внимания мелочам и даже после нескольких лет работы на одном месте не устают совершенствовать любимое дело.

При этом не нужно думать, что женщина-руководитель склонна к чрезмерной опеке подчиненных, неспособна отстаивать свои интересы или принимать жесткие решения. Исторически бизнес — это мужская сфера, конкурировать в которой приходится по мужским правилам. Поэтому преуспевают здесь только те женщины, которые превратили свои особенности в преимущества и развили качества хорошего руководителя. Их не так много, и каждая — на виду. Но если менеджер талантлив и его бизнес демонстрирует хорошие результаты, то я бы не стала акцентировать внимание на том, какого он пола».

*В данном случае автор ссылается на теорию трансакционного анализа Э. Берна (см. книги «Люди, которые играют в игры», «Игры, в которые играют люди» и др.).

Об авторе: Наталия Тесакова — бизнес-консультант, директор по развитию компании «Интеллект-Патент», автор книг «Миссия и корпоративный кодекс», «Бренд и торговая марка: развод по-русски».


Версия для печати (без изображений)