Аналитики IDC отметили положительную динамику рынка настольных ПК в России в 2017 г. По данным ITResearch, сегмент десктопов вырос на 19,4% в натуральном выражении (всего было продано 2,58 млн. шт.) и на 23% — в долларовом. Также прибавили продажи моноблоков (340 тыс. шт., что на 27,8% больше, чем в 2016 г.), эти устройства составили 13% поставок десктопов в натуральном выражении.

По данным ITResearch, в сегменте настольных ПК в 2017 г. в лидирующую пятерку вошли «Аквариус», Depo, HP Inc., iRU и Lenovo.

Результаты продаж ПК у разных компаний значительно варьируются.

Так, Виктория Тарантина, генеральный менеджер проекта iRU, говорит, что в 2017 г. продажи ПК в ее компании выросли на 6% в штучном исчислении.

По словам Ольги Доровской, директора департамента персональных систем, в OCS Distribution рост поставок настольных ПК составил 12%.

Как утверждает Михаил Смирнов, директор по маркетингу компании MICS, в прошлом году продажи настольных ПК компании в 2017 г. увеличились на 25%, при этом наибольший рост показали моноблоки в сегменте СМБ.

В то же время Константин Кимельман, директор подразделения персональных систем HP в России, заявляет, что HP росла на уровне с рынком — рост в штучном выражении в сегменте настольных ПК для бизнеса составил 19%, но еще более значительный был в сегменте домашних настольных ПК: «Компания активно работала во всех подсегментах рынка, где наблюдался растущий спрос, — моноблоки, ПК в компактном корпусе и форм-факторе мини, игровые ПК начального уровня и мощные игровые ПК, настольные рабочие станции».

А Алексей Соснин, менеджер по развитию направления коммерческих ПК компании Lenovo, подчеркивает, что вендор провел крупные структурные изменения, выделив СМБ-категорию в отдельное фокусное направление: «Благодаря этому и изменившимся условиям бизнеса мы отмечаем рост продаж почти на 30%».

Владимир Шибанов, старший вице-президент компании «Аквариус», отмечает, что продажи настольных ПК в штучном исчислении несколько снизились, но спрос изменился в сторону более дорогих систем: «Например, ощутимо увеличились продажи моноблочных систем, а также графических/рабочих станций. При этом спрос растет у корпоративных заказчиков».

Восстанавливая потерянный рынок

Алексей Соснин поясняет: «Еще в 2016 г. заказов крупных корпоративных заказчиков было гораздо меньше ввиду ограничений бюджета и кризисных явлений. Но в течение 2017 г. наблюдалась заметная активность в этом сегменте. Очевидно, что средний срок эксплуатации ПК превысил четыре года, поэтому заказчики вынуждены обновлять свой парк, что и повлияло на рынок в целом. Консьюмерский рынок был также подвержен кризисным влияниям — год-два назад наблюдался спад из-за отсутствия у людей свободных денег. Похоже, пришло время обновления, что, в частности, крайне положительно повлияло на сегмент СМБ, где видна явная тенденция перехода к ПК с меньшим форм-фактором. Продолжается значительный рост в сементе моноблоков, которые стали удобным решением для любого офиса. По нашим оценкам, рост их продаж составил от 27 до 30%».

Как отмечает Константин Кимельман, хотя HP была представлена на всем пространстве рынка отдельными линейками продукции, но сегмент устройств для бизнеса рос быстрее сегмента ПК для домашних пользователей: «В 2017 г. были реализованы несколько значительных проектов оснащения заказчиков корпоративного сектора».

С ним согласен Михаил Смирнов: «Что касается десктопов, то рост поставок этих систем обеспечили крупные корпоративные заказчики, а в сегменте моноблоков увеличились продажи на рынке СМБ. Наибольшего роста мы достигли по моноблокам для СМБ — около 40% по году, причем за второе полугодие рост ускорился до 60% (год-к-году). Связано это с выходом из кризиса, бизнес и государство обновляют парки техники первыми».

По словам Ольги Доровской, в OCS Distribution продажи моноблоков прибавили 25%.

Аналогичная ситуация сложилась и в компании iRU: «Заметный рост спроса в 2017 г. на нашу продукцию мы отметили со стороны клиентов из СМБ — на них пришлось 31% всех продаж, тогда как годом ранее их доля была 27%».

Владимир Шибанов подчеркивает: «В 2017 г. очень существенно увеличился спрос на моноблочные системы, причем можно отметить смещение спроса в сторону систем с диагональю от 23 дюймов».

Однако, как отмечает Виктория Тарантина, на «втором месте» оказались домашние пользователи (их доля 18%), а в 2016 г. они были главными покупателями ПК iRU.

В свою очередь Михаил Смирнов говорит, что компания MICS надеется на увеличение расходов на ИТ домашних пользователей и рассчитывает увеличить продажи в потребительском сегменте. В частности, в сегменте геймерских ПК, который показал взрывной рост и хорошую маржинальность.

По словам Ольги Доровской, в OCS Distribution продажи ПК выросли даже в ритейле: «Объем продаж геймерских компьютеров по-прежнему растет кратно, в нем появляется сегментирование и новые игроки, происходит существенное перераспределение долей на рынке».

Ее поддерживает Виктория Тарантина: «Геймерские ПК iRU выросли в продажах существенно — минимум на 80%, и в 2018 г. мы предложим этой категории пользователей множество различных моделей и конфигураций».

Перспективы продаж настольных ПК в 2018 г.

Михаил Смирнов считает, что рост поставок десктопов продолжится, но его темпы замедлятся: «Основным драйвером останутся моноблоки. В этом году мы ставим задачу превзойти успех в СМБ-сегменте. В I квартале продажи здесь уже выросли на треть. Мы продолжим расширять ассортимент и запасы. По итогам года рассчитываем удвоить продажи относительно 2017 г.».

Ольга Доровская и Константин Киммельман отмечают, что в России накопился значительный парк настольных ПК старше пяти лет, которые в ближайшем времени следует обновить: «Есть все основания полагать, что значительную часть парка настольных ПК заменят на новые, и цикл их смены захватит 2018 г.».

Их подерживает Владимир Шибанов: «Можно прогнозировать небольшой рост за счет плановой замены парка компьютеров и спроса со стороны корпоративных заказчиков».

Как говорит Алексей Соснин, хотя ПК не являются средством первой необходимости, все будет зависеть от экономической ситуации: «Компания Lenovo настроена оптимистично, ожидая стабильный позитивный рост на уровне 2017 г.»

Как полагает Виктория Тарантина, в стране сейчас наблюдается «осторожный» подъем экономики, что способствует также росту ИТ-рынка: «Мы видим перспективы в коммерческом сегменте, который, по нашей оценке, может принести по итогам 2018 г. около 5% роста продаж. Заказчики продолжают обновление компьютерного парка. Кроме того, они все больше внимания обращают на новые технологии, внедряют их, и это, в свою очередь, требует дополнительных аппаратных ресурсов. Бизнес и государственные услуги становятся более клиенториентированными, расширяются инвестиции в технологии, связанные с обслуживанием клиентов (колл-центры с горячими линиями, например), что также требует расширения парка настольных решений».

В свою очередь Константин Кимельман отмечает: «Результаты 2017 г. показали, что категория настольных ПК всё так же востребована на рынке. А новое поколение ПК для бизнеса компании HP включает набор технологий безопасности, управляемости, высокой производительности, низкого энергопотребления и поддержки ПО для совместной работы, поэтому, полагаем, они найдут свое место на рынке».

Ольга Доровская добавляет: «Из перспективных трендов можно назвать Desktop-as-a-Service (рабочее место как сервис). Эта идея может существенно изменить сегодняшний рыночный ландшафт: меняющаяся модель спроса и потребления потребует новых решений, сервисов и компетенций, в том числе от производителей и их партнеров разного уровня».


Версия для печати (без изображений)