Российский рынок источников бесперебойного питания оказался в числе наиболее пострадавших в годы кризиса. В период с 2013 г. по 2015 г. его объем ­сократился на треть. В 2016 г. ситуация стабилизировалась и даже наметилась тенденция к незначительному росту. Прогнозы на 2017 г. были осторожными. Игроки рынка неоднократно убеждались в том, что восстановление идет гораздо медленнее, чем падение. Поэтому достаточно высокие цифры роста сегмента ИБП стали приятным сюрпризом.

По результатам исследований аналитической компании ITResearch, российский рынок ИБП в 2017 г. по темпам роста оказался на четвертом месте. Первые три строчки заняли светодиодные модульные экраны, ­информационные панели и мониторы. Причем, по мнению аналитиков, успех первых двух сегментов во многом обусловлен предстоящим чемпионатом мира по футболу.

Как сообщили специалисты ITResearch, в 2017 г. на рос­сийском рынке было продано 1,3 млн. ИБП переменного тока на сумму 323 млн. долл. По срав­нению с 2016 г. это больше на 20,7% в штуках и на 10,5% в деньгах. Похожие цифры приводят и аналитики IDC. По их оценкам, объем рынка ИБП в 2017 г. составил 245,3 млн. долл., что более чем на 14% превосходит показатели 2016 г.

Выводы аналитиков совпадают с оценками ведущих иг­роков рынка. Так, по мнению Александра Халаева, вице-пре­зидента компании Tripp Lite в СНГ, на Ближнем Востоке и в Северной Африке, гене­рального директора предста­вительства в России, рынок ­увеличился примерно на 15% в штучном исчислении и на 10% в деньгах.

«Есть ощущение, рост идет за счет строительства новых объектов, — добавил Денис Андреев, директор департамен­та систем бесперебойного питания компании Landata. — Приблизительная оценка — от 10 до 15% со знаком плюс».

Эксперты ITResearch отмечают, что рынок ИБП также оказался одним из основных ­бенефициаров подготовки к ЧМ-2018. Значительное число инфраструктурных проектов оказало ему серьезную поддержку. Ну и свою роль, конечно, сыграла массовая составляющая, связанная с рынком ПК, который сейчас быстро восстанавливает свои позиции. В аб­солютном выражении продол­жает доминировать компания Schneider Electric. На массовом рынке в тройку лидеров традиционно входят Ippon, Powercom и Schneider Electric, а на кор­поративном — компании Delta Electronics, Eaton и Schneider Electric.

Как сообщил Тимур Алтышев, директор департамента по работе с ключевыми сегмен­тами подразделения IT Division компании Schneider Electric, в целом рынок ИБП в 2017 г. показал двузначный рост в денежном эквиваленте по сравнению с предыдущим годом. Основными предпосылками этого стали стабильная экономиче­ская ситуация в стране и новые, а также отложенные инфраструктурные проекты. ­Именно динамика проектного бизнеса, как и ожидалось, отличала 2017 г. от нескольких предыдущих лет — случился ряд крупных и средних проектов, которые долгое время ­были заморожены.

«В последние три года в сегменте ИБП, как и на рынке ИТ в целом, складывалась непростая ситуация. Негативные экономические факторы, вы­звавшие недостаток финансирования, не только оказали влияние на количественные показатели, например общее число и масштаб проектов, но и запустили новые процессы, которые инициировали структурные изменения рынка. Это, например, приход новых игроков и перераспределение долей произво­дителей, а также серьезные ­изменения в канале интеграции, кроме того, вопросы, связанные с импортозамещением, — отме­чает Александр Халаев. — Таким образом, несмотря на то, что объемы бизнеса сокращались, рынок становился еще ­более конкурентным и насы­щенным. В 2016 г. мы наконец заметили позитивные тенден­ции выхода из этой ситуации, а в 2017 г. начали ощущать подъем на рынке. Это связано как с общим оздоровлением ­экономики и насыщением от­ложенного спроса, так и с тех­нологическими тенденциями в различных сегментах, например, рост в сегменте ИБП до 5 кВА связан в том числе и со смещением пользовательского интереса сторону онлайн-систем. В целом рынок ИБП оживает, его основными двига­телями стали технологии цифровизации бизнеса и рост объ­ема услуг облачных вычислений. Мы считаем, что хотя в про­шедшем 2017 г. рынок ИБП рос, но все же в большей степени это определялось закупками в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу и рядом других крупных государственных проектов».

Специалисты Powercom подтверждают, что рынок ИБП ожил и продемонстрировал заметный рост во всех сегментах. При этом канальные продажи вендора прибавили почти 40%. Увеличение продаж в канале во многом обусловлено общим оживлением рынка ПК, на ко­тором за последние несколько лет впервые отмечена положительная динамика.

Заметным трендом стало оживление спроса на ИБП в регионах. По итогам 2017 г. региональные продажи Powercom ­заняли 52%, тогда как годом ­ранее недотягивали и до поло­вины всех продаж. Заметно выросли поставки оборудования на Урале, Дальнем Востоке, в Поволжье, Центральном окру­ге и в северных районах.

По словам Игоря Ерина, директора по работе с партнера­ми компании VERTIV, в 2017 г. рынок активизировался в части реализации проектов, отложенных в 2014–2016 гг. Это ­позволило VERTIV значительно увеличить результаты по направлению ИБП по сравнению с 2016 г. Также многие компа­нии выпустили на рынок множество обновленных моделей, что усилило конкуренцию в верхнем ценовом сегменте.

«В прошлом году всплеск спроса на ИБП был обусловлен строительством и вводом в эксплуатацию новых объектов. В том числе много устройств было поставлено для оснащения стадионов к чемпионату ­мира, — говорит Денис Андре­ев. — В рамках крупных проектов нам удалось поставить оборудование Eaton на центральный стадион „Фишт“ в Со­чи, ИБП Delta для ВТБ-Арена (стадион „Динамо“). Продол­жался приток на рынок разных вендоров и дешевых ИБП как бы „российской“ сборки. Зна­чительная часть их них — ­переклейка этикеток или финальная отверточная сборка. Рост спроса на комплексные ­решения подстегнул продажи оборудования для ЦОДов». ­Специалисты Merlion также ­отметили усиление влияния ­российских брендов, произ­водство которых налажено в Китае. За счет этого перераспре­деляются доли старожилов это­го рынка.

Александр Уллиев, руково­дитель направления ИБП ком­пании «Марвел-Дистрибуция», сообщил, что в 2017 г. произош­ли изменения в составе лиде­ров системной интеграции, ­соответственно перераспреде­лились заказчики. В число топ-партнеров вошли новые игроки с их предпочтениями в выборе оборудования того или иного производителя. Как это повлияет на расстановку сил на рынке, станет ясно в бли­жайшее время.

Год признан удачным

Все наши эксперты заявили, что 2017 г. они считают для сво­их компаний удачным. «Мы расширили присутствие в среднем ценовом сегменте однофазных ИБП за счет запуска но­вых продуктов, что позволило нам не только сохранить лидирующие позиции на рынке, но и увеличить свою долю, — сказал Тимур Алтышев. — ­Также 2017 г. стал знаковым и в области трехфазных ИБП, мы запустили решение на литий-ионных батареях. Следуя этому тренду, в текущем году представили наши первые однофазные ИБП на литий-ионных батареях».

По словам Александра Уллиева, его компании удалось реализовать ряд крупных проектов на промышленных предприятиях, в финансовом секто­ре и на телекоммуникационном рынке.

«Наши продажи выросли ­более чем на 20%, мы серьезно укрепили позиции в ряде сегментов. Несмотря на сложную ситуацию, которая возникла еще в 2015 г., объем бизнеса Tripp Lite в России неуклонно растет с каждым годом, — ­отмечает Александр Халаев. — Большую роль сыграла как стратегия индивидуального ­подхода к заказчикам, так и разработка и поставка решений под их конкретные задачи. Кроме этого на рост продаж повлияло обновление модельного ряда и вывод на рынок новых продуктов, в том числе трехфазного оборудования».

Игорь Ерин подчеркнул, что, несмотря на процесс перефор­матирования компании в связи со сменой собственника и переименования в 2016 г., VERTIV показала значительный рост бизнеса практически во всех продуктовых направлениях.

В компании Merlion сообщили, что в сегменте ИБП дистрибьютору удалось увеличить свою долю у ряда вендоров.

«Для Treolan 2017-й был определенно удачным на рынке ИБП. В денежном выражении рост составил более 15% к прошлому году, что немного выше рынка, — говорит Александр Ромахов, менеджер по продукции по направлению ИБП ком­пании Treolan. — При этом ­основной рост (более 50%) пришелся на инфраструктурные проекты в сегменте трехфазных ИБП большой мощности в основном благодаря активности госзаказчиков. Продолжается выпуск ИБП под собственным брендом IRBIS, также подписан договор на поставку обору­дования с компанией Legrand, которая активно набирает обо­роты в этом новом для себя ­сегменте».

«У нас есть все основания считать год удачным, — заявил Денис Андреев. — Продажи ­оборудования Eaton прибавили почти 30%. По нашим расчетам, Landata сейчас поставляет до половины всех ИБП этого вендора».

Новые условия, новые тренды

Что же происходило в различных сегментах рынка ИБП? ­Какие решения и системы были наиболее востребованными? Александр Халаев отметил, что рост в первую очередь идет в корпоративном сегменте, это, как правило, модульные и масштабируемые ИБП стоеч­ного размещения. Вторая важнейшая площадка — ИБП средней ценовой категории, прежде всего трехфазное оборудование, системы ПДУ, онлайновые аппараты. Также наблюдается рост продаж в массовом сегмен­те дешевых офлайн-систем, но их доля составляет менее 20% в общем объеме продаж.

«В 2017 г. корпоративный ­сектор проявлял более высокую активность, чем государственный. В частности банки, операторы связи и интернет-провайдеры приступили к проектированию и реализации систем защиты электропитания для реализа­ции проектов по интернет-банкингу, онлайн-сервисам или же для выполнения закона о хра­нении данных операторами мобильной связи, — подчеркнул Александр Халаев. — При этом помимо ИБП растет спрос на дополнительное инфраструктурное оборудование, такое как блоки ­распределения электропитания, стойки, системы охлаждения, силовые и коммуникационные кабели и пр.».

В компании Merlion утверждают, что розничные продажи снижаются, но не сильно. Крупных проектов в ближайшее время не ожидается. Выборы прошли, подготовка к ЧМ-2018 также вступила в финальную фазу, и крупных закупок ИБП уже не будет.

Единственным устойчиво ­растущим сегментом в денеж­ном и в штучном исчислении, по мнению специалистов Powercom, остались онлайн-ИБП. Причем одинаково хорошо прибавляют как самые младшие модели (до 3 кВА), так и старшие, мощностью свыше 100 кВА. В других сегментах ИБП (офлайн, линейно-интерактивные, SMART) сохраняется тенденция, наметившаяся еще в 2016 г., — здесь рост в штучном выражении значительно опережает прибавку в денежном эквиваленте. Данный факт объясня­ется следующими причинами: появление новых игроков с бо­лее дешевыми предложения­ми и усиление ценовой конкуренции.

Тимур Алтышев сообщил, что наиболее заметный рост наблюдается в сегменте трехфазных ИБП. Это обусловлено не только появлением крупных строящихся объектов, но и возобновлением работы над ранее приостановленными проектами. Если говорить о рынке однофазных ИБП, то он в 2017 г. вырос на 10% в денежном эквивален­те в основном за счет оживления малого и среднего бизнеса. Значительный рост отмечен в категории ИБП мощностью от 1 до 5 кВА с двойным преобразованием. Это неудивительно, поскольку сейчас особую ­популярность набирает децентрализация обработки данных, для чего строятся малые серверные комнаты, где особен­но важна чистота входного ­сигнала.

«В 2017 г. продолжалась тенденция „утяжеления“ рынка ИБП, — говорит Александр ­Ромахов. — Основное внимание и инвестиции производителей были сосредоточены в сегменте онлайн-ИБП средней и большой мощности. Значимым трендом этого года станут решения с литий-ионными батареями, которые, несмотря на более высо­кую цену, имеют вдвое больший срок службы, кроме того, они существенно компактнее традиционных аккумуляторов».

Александр Ромахов добавил, что на рынке массовых ИБП конкуренция стала более острой, особенно со стороны новых игроков с ОЕМ-продуктами из Китая, что приводит к снижению средней стоимости устройства. При этом традиционные лиде­ры рынка, пытаясь сохранить свою долю, начинают активно выводить на рынок новые недорогие модели. Еще одним фактором, повлиявшим на снижение стоимости устройств, стало ­появление контрафактной продукции. Производителям удалось изменить ситуацию только к концу года.

Рынок вырастет, а конкуренция усилится

Хорошие результаты 2017 г. позволяют игрокам рынка ИБП рассчитывать на рост продаж и в нынешнем году. Однако все оценки наших экспертов можно охарактеризовать как «сдержанно реалистичные». «Ситуация в мире меняется столь быстро, так что о стабилизации можно говорить с очень большой натяжкой, — подчеркнул Тимур Алтышев. — Да, 2016–2017 гг. можно назвать периодом отно­сительной стабильности, что и привело к ожидаемому оживлению бизнеса, но вот букваль­но на днях все стремительно ­изменилось, и курсовой скачок примерно в 10% усложнил реа­лизацию ряда проектов 2018 г. Что будет через пару недель, предугадать сложно. Наши прогнозы умеренно-оптимистичные. Планируем расти за счет уникальных технологических инновационных решений, выхода на новые рынки, развития сервисного направления и еще ­более тесного сотрудничества с заказчиками и партнерами». По мнению Александра Халае­ва, рынок стабилизировался, но негативные тенденции в эко­номике все еще остаются факторами риска. В 2018 г. вендор планирует вывести на рынок ряд новых продуктов, которые будут интересны заказчикам, и ожидает роста продаж на 20%. Такую же цифру называют и в компании Treolan. «В текущем году мы рассчитываем на положительную динамику и на рост не менее 20%, в том числе за счет интенсификации нашей работы в регионах», — сказал Александр Ромахов.

«Делать прогнозы на 2018 г. затруднительно, поскольку значительное влияние на ры­нок могут оказывать внутрен­ние политические процессы в стране и внешние санкции, — считает Игорь Ерин. — Если не произойдет каких-либо ­форс-мажорных событий, мы ожидаем дальнейший рост рын­ка и увеличение доли компании VERTIV».

Специалисты Powercom более сдержанны в своих ожиданиях и планах на этот год. Бурного роста в компании не ждут, хотя и уверены в положительной динамике. Есть вероятность, что рынок ИБП в целом будет понемногу «утяжеляться». Автоматизация процессов разных отраслей экономики, появление принципиально нового промышленного оборудования повышают спрос на надежные онлайн-решения. Кроме того, все говорит и о дальнейшем лавинообразном росте информационного потока, который необходимо обрабатывать, хранить, выдавать по первому требованию. В связи с этим наверняка будут строиться новые ЦОДы, а это обязательно потя­нет за собой и спрос на ИБП.

Начало года, по мнению Дениса Андреева, было неплохим. Отмечалось некоторое затишье перед выборами, зато сейчас ­появился отложенный спрос. Возведение стадионов завершено, так что рынок будет, види­мо, стабилен, возможно, даже сократится.

«Мы ждем роста, начало года позволяет на это надеяться, — заявил Александр Уллиев. — Усилится конкуренция между известными мировыми лидера­ми рынка ИБП и новыми игроками, которые предлагают оборудование достойного уровня ­зачастую с новыми интересны­ми техническими решениями, при этом в более бюджетном ­ценовом диапазоне». Специалисты компании Merlion также уверены, что более молодые, по сравнению с основоположниками рынка ИБП, локальные бренды, базирующиеся в Китае, продолжат свое наступление. Поэтому для старожилов год ­будет непростым.


Версия для печати (без изображений)