По данным ITResearch, в Рос­сии в 2017 г. было продано 108,7 тыс. проекторов на сумму 118 млн. долл. Средневзвешенная стоимость одного аппарата составила около 1085 долл. Показатель динамики рынка по сравнению с 2016 г. — +13,85% в штуках и +22,6% в деньгах. Аналитики отмечают рост средней стоимости проекторов, связанный с опережающим развитием инсталляционного рынка, а также с внедрением устройств с Laser-Phosphor-подсветкой. Состав лидирующей тройки вендоров в 2017 г. не изменился: Acer, BenQ и Epson (указаны в алфавитном порядке). При этом их суммарная доля по итогам года превысила 60%, что на 3% больше показателей предыдущих двух лет.

Но не все наши респонденты согласны с выводами аналитиков.

Так, Мария Соловьева, директор по маркетингу представительства ViewSonic в странах СНГ, ссылаясь на данные компании Future Source, приводит более скромные цифры — всего 7% роста (количество устройств, ввезенных в страну, по данным производителей): «На моей памяти (а я давно слежу за статистикой ИТ-рынков) это первый случай, когда Future Source менее оптимистична, чем ее российские коллеги. Правда, в предыдущие годы объем рынка проекторов снизился настолько, что разница между 7% и 14% — это в общем-то небольшое количество устройств. Тем не менее после нескольких лет существенного падения (2013–2015 гг.) и стагнации (символический рост в 2016 г.) прошедший год наконец-то продемонстрировал явный возрастающий тренд».

Больше доверяет этим данным и Николай Ахметджанов, менеджер по проекционному оборудованию Epson: «В целом 2017 г. оказался неплохим. Хотя до докризисного объема еще ­далеко. Рост составил около 8% в штучном и более 16% в денежном выражении (опережающий рост „денег“ связан с увеличением продаж профессиональных проекторов — >4000 лм, >5 кг, а также устройств на технологии 3LCD). При этом рост наблюдался в первом полугодии 2017 г., тогда как в III и IV кварталах значения остались на уровне 2016 г.».

По коллегиальной оценке представителей компании «Ресурс-Медиа» (которые соглашаются с данными ITResearch), динамика месячных продаж в 2017 г. повторяла 2016 г., ­февраль стал самым «плохим», а декабрь, как всегда, был на высоте.

А по мнению Максима Гришухина, руководителя направления периферийного оборудования Acer, в 2017 г. рынок вырос даже меньше, чем утверждают зарубежные аналитики, — на 5% и составил 92 тыс. проекторов.

Но самую пессимистическую оценку дает Хаджимэ Накамура (Hajime Nakamura), руководитель подразделения проекционного оборудования Sony в России и СНГ: «В деньгах объем рынка остался на уровне 2016 г. или чуть уменьшился из-за жесткой ценовой конкуренции. Но количество проданных проекторов увеличилось».

И все же оптимистов среди наших респондентов оказалось больше.

«В 2017 г. российский рынок проекционного оборудования прибавил 15%. По нашим ощущениям, год был спокойным, без зна­чительных колебаний: крупных тендеров, способных отразить­ся на общей динамике, не проводилось, но и резких падений не было», — отмечает Евгения Соколова, руководитель проек­ционного направления AUVIX.

«Рынок продемонстрировал очень оптимистичный рост, — считает Инна Сорокина, глава представительства NEC Display Solutions в России. — По крайней мере, в тех сегментах, где представлена наша компания».

Соглашается с коллегами и Валерия Градова, руководитель департамента PROF AV компании Elittech: «Ситуация стала кардинально меняться в лучшую сторону, причем практически все категории выросли от 10 до 50%».

По наблюдениям участников рынка, в 2017 г. активно прибавляли «лазерники» (их покупали корпоративные заказчики, которые видят преимущества в низких эксплуатационных расходах и которые весьма требовательны к качеству изображения), пор­тативные LED-модели и вся ­линейка 4К. Доступные модели с разрешением Full HD пользовались спросом у домашних пользователей и в культурных проектах. Решения потяжелее (профессиональные проекторы >4000 лм, >5 кг) — в высших учебных и культурных учреждениях.

Хорошо продавались недорогие модели, стоимостью до 450 долл. (SVGA, XGA, WXGA).

Наши респонденты отмечают, что основным потребителем проекционной техники в России оставались образовательные ­учреждения. В 2017 г. на этом рынке заметных тендеров по проекционному оборудованию не случилось, главным образом потому, что эти клиенты сейчас переориентируются на другие решения, в том числе на большеформатные дисплеи (панели), смарт-доски, интерактивные дисплеи. Тем не менее в целом образование остается заметным потребителем проекторов.

Кроме того, в 2017 г. проек­ционные устройства приобретали различные корпоративные структуры, а также учреждения культуры. Большие инсталляционные решения, используемые для различных кинотеатральных мероприятий и шоу, заметно повлияли на объем проекционного рынка в денежном выражении. Хотя в штуках их было продано не очень много. Но, как считают наши респонденты, с точки зрения прибыли этот сегмент весьма интересен и для канала, и для вендоров.

И хотя участники опроса ­считают, что LED-проекторами для домашнего кино в 2017 г. также интересовались клиенты, они отмечают: «...Рынок домашнего кино — по-прежнему небольшая ниша для энтузиастов. И даже предстоящий ЧМ по футболу вряд ли что-то принципиально изменит. Хотя в таких ­европейских странах, как Германия, накануне чемпионата готовятся к буму продаж Full HD и 4К домашних проекторов».

Моменты влияния

Участники опроса отмечают, что положительным фактором, повлиявшим на рынок в 2017 г., стало укрепление курса рубля, а также его относительная стабильность. Это привело к росту спроса среди пользователей, а также позволило реализовать государственные проекты в сегментах образования и культуры.

Отметили респонденты и тенденцию перемещения продаж проекторов в онлайн: даже у игроков с сильной розницей эти устройства всё реже выставля­ются на полках. Предполагает­ся, что эта тенденция приведет к снижению цен и соответствен­но увеличению спроса на данные устройства.

Если же говорить о технологических трендах, то, как и в 2016 г., к ним стоит отнести лазерный источник света и разрешение 4K, которые становятся всё доступнее, а также появление доступных решений для дома. Это дает толчок к росту спроса, особенно на фоне обострения конкуренции с телевизорами, плоскими панелями и светодиодными экранами.

«Значительно увеличилась доля лазерных проекторов и в линейках производителей, и в запросах пользователей. Растет спрос на проекторы с разрешением 4K, — отмечает Максим Дворецкий, инженер отдела системной интеграции Ascreen. — Появляются всё более мощные модели (>10 000 лм) на основе 3LCD, с высокими эксплуатационными характеристиками, растет их доля в инсталляционном сегменте рынка. Наличие интерфейса HDBaseT в инсталляционном аппарате стало стандартом для всех производителей. С развитием функционала проекторов все больше задач можно решить встроенными средствами. Работать с оборудованием становится все удобнее».

Но это не означает, что в 2017 г. все было спокойно.

По словам Инны Сорокиной, игроки рынка продолжали решать проблемы, которые мало чем отличались от проблем 2016 г. и к которым, видимо, придется вернуться и в 2018 г.: «Экономическая политика, бюджетирование, преобладание государственных заказчиков, жесткая конкуренция. В этих условиях наша задача — работать с партнерами и заказчиками, анализировать информацию, ­помогать партнерам поставлять решения».

Говоря о конкуренции на рынке, Хаджимэ Накамура отмечает: «Определенно мы столкнулись с проблемой „ценовой войны“ в низшем ценовом сегменте, в частности на модели для го­сударственных тендеров. В данной ситуации не было простого и ясного решения, и компания Sony практически отстранилась от этой борьбы. Вместо этого мы сосредоточились на ценностно-ориентированных проектах, в которых можем предложить лазерные модели вместо лам­повых».

Заметим, что одна часть респондентов акцентирует внимание на том, что в 2017 г. рынок рос медленнее, чем в докризисный период, связывая это с низкой покупательной способностью населения. При этом они отмеча­ют, что, к счастью, не произошло серьезных экономических потрясений. Российская экономика остается в состоянии стагнации, отношения с внешним миром продолжают ухудшаться, о каком-либо реальном улучшении общеэкономической ситуации речи не идет, тем не менее на рынке возникло ощущение некой стабильности, что позволило избежать серьезных проблем в 2017 г.

Впрочем, Валерия Градова не согласна с такой оценкой: «Не все производители оказались готовы к существенному увеличению спроса, были заметны пробелы в бесперебойных поставках необходимых моделей». Косвенно подтверждает эти наблюдения и Николай ­Ахметджанов: «Зачастую рост превосходил наши ожидания, возникали и неожиданные крупные проекты, при этом сток дистрибьюторов не был на такое рассчитан. Тем не менее хорошо отработанная логистика и крупный буферный сток на европейских складах позволили максимально оперативно решить практически все задачи».

Индивидуальные зачеты

Несмотря на сдержанный оптимизм в оценке ситуации на рынке, все наши респонденты отметили, что для их компании 2017 г. был успешным.

«Наш рост в сегменте профессиональных проекторов составил: 187% (в денежном выражении), или 85% (в шт.)», — отмечает Инна Сорокина.

«Мы занимаем одну из лидирующих позиций на российском рынке с долей 21,4%», — утверждает Максим Гришухин.

«Год был в целом лучше, чем мы ожидали, максимальный прирост показали LED-устройства — более 40% в деньгах, — рассказывает Валерия Градова. — Подписали договор с компанией ViewSonic, что позволило нам расширить ассортимент в образовательном сегменте и более активно предлагать заказчикам различные по ценовой катего­рии и функционалу интерактивные комплекты. Мы очень довольны началом сотрудничества, адекватным соотношением цена/качество продукции и гибкостью работы российского представительства. Успешно продолжаются наши отношения с LG Electronics. Вендор начал произ­водить действительно уникальные и доступные продукты, всегда готов к развитию и не перестает удивлять рынок своими портативными проекторами. ­Например, в прошлом году LG Electronics презентовала проек­тор LG HF85JS, который может днем работать как Smart-телевизор, а вечером как кинопроектор с большим экраном».

В 2017 г. рост продаж проек­ционного оборудования через компанию «Ресурс-Медиа» по сравнению с 2016 г. в штучном выражении превысил общий рост рынка.

«Главное — наш проекторный бизнес переместился в сторону инсталляционных моделей. И в 2018 г. наша позиция останется неизменной», — рассказывает Хаджимэ Накамура.

«Общая доля на рынке проекторов была увеличена с 14 до 18,5% (в шт.). При этом рост достигнут во всех приоритетных для нас сегментах: рост доли с 8,6 до 17,7% и уверенное второе место в растущем сегменте профессиональных проекторов (>4000 лм, >5 кг). А в четвертом квартале 2017 г. мы впервые заняли первое место в этом сегменте. Это результат работы, проведенной в 2016 г.

Благодаря полному обновлению модельного ряда выросла доля в сегменте универсальных и домашних, розничных проек­торов — с 15,1 до 19,4%.

Традиционно сильные позиции в сегменте УКФ-проекторов (ПО<0.38:1) стали еще крепче — 29% против 23% в 2016 г.», — отмечает Николай Ахметджанов.

«За последние пару лет ассортимент наших проекторов ­существенно расширился, в том числе и в тех сегментах рынка, где ранее компания не была представлена, — поясняет Мария Соловьева. — Поэтому перед ­нами стояла задача не столько количественного, сколько качественного роста — не за счет самых бюджетных моделей (которые по-прежнему наиболее востребованы), а за счет более продвинутых решений — Full HD и лазерных проекторов, устройств с высокой яркостью, инсталляционных моделей. Мы смогли ее успешно решить, и рост проекторного бизнеса компании в деньгах существен­но превысил рост в штуках за счет увеличения средней цены аппарата».

«В AUVIX в 2017 г. продажи лазерных проекторов выросли более чем в два раза. Хотелось бы отметить, что в прошлом году конкурентная среда не претерпела заметных изменений — предыдущие годы проредили ряды участников рынка, остались самые устойчивые. В борьбе за клиентов создание дополнительной ценности товаров ­становится обязательным условием. Мы постоянно работаем над повышением качества сервиса и поддержки клиентов, совершенствованием финансовых условий и инструментов для работы, а также реализовываем программы обучения клиентов. Кроме того, мы тесно сотрудничаем с нашими вендорами, что позволяет нам обеспечивать гибкие условия для клиентов и их поддержку на начальной стадии проектов», — замечает Евгения Соколова.

Рассуждая об изменениях на рынке, большинство респондентов отмечает, что конкуренция в этом его сегменте остается стабильно высокой. Бывают моменты, когда «выстреливает» тот или иной вендор (к сожалению, как правило, это происходит за счет ценового предложения, что негативно сказывается на маржинальности всего проекторного бизнеса), но в целом все игроки и «расстановка сил» давно и хорошо известны. Каких-то глобальных «переделов рынка» и принципиального изменения конкурентной среды в 2017 г. не произошло.

Тем не менее участники опроса обратили внимание на следующие тенденции:

  1. На рынок профессиональных проекторов пытаются зайти вендоры из других сегментов, привлеченные прибылью, которую уже невозможно получить в падающем сегменте мейнстрима. Одновременно с этим было отме­чено, что на рынке профессиональных проекторов (>4000 лм, >5 кг) произошли серьезные изменения: безусловный лидер потерял свои позиции, и несколько конкурентов сразу же этим воспользовались.

  2. В инсталляционном сегменте укрепили позиции 3LCD-проекторы, вышедшие за пределы образовательных проектов. В первую очередь конкурен­ция усилилась из-за появления у большинства производителей моделей с лазерным источни­ком света по более доступной цене. А развитие существующих технологий позволило добиться высокого качества изображения вне зависимости от технологии его формирования.

  3. Традиционно агрессивная конкуренция наблюдалась у DLP-вендоров в сегменте ­самых доступных проекторов. При этом за последние несколь­ко лет в связи с кризисом соперничество обострилось и между производителями DLP.

При этом, как отмечают наши респонденты, ни один производитель не может игнорировать огромный потенциал российского проекторного рынка. Какому-то одному бренду крайне трудно доминировать на всем его пространстве. А это означает, что каждый игрок выбирает для себя свои приоритетные сегменты.

Чего ожидать?

Наши респонденты — не предсказатели, поэтому никто из них не может точно сказать, каким для российского проекторного рынка будет 2018 г. Тем не менее они предполагают, что год будет непростой, и очень надеются, что будет не хуже, чем в 2017 г.

По крайней мере, по их оценкам, первый квартал уже показывает положительную динамику (один из вендоров сообщил, что показатели 2018 г. почти в два раза превышают результат ­аналогичного периода 2017 г.). Но все игроки рынка понимают, что этот рост обусловлен в первую очередь сравнением с очень низкой базой, и основное влия­ние на итоговые цифры по году окажет второе полугодие.

Тем не менее практически все надеются на положительную динамику продаж, в своих прогнозах наши респонденты называют цифры: от +10 до +30% (хотя большинство отвечавших сходятся на +15%). И в первую очередь рынок будет расти благодаря чемпионату мира по футболу. При этом предупреждают, что ЖК-панели продолжат вытеснять проекторы для небольших помещений.

Кроме того, наши респонденты надеются на развитие новых технологичных продуктов, а также на увеличение финансирования сферы образования, что ­может оказать положительное влияние на весь рынок.

Что же будет на самом деле — посмотрим. Ведь рост или падение рынка будут во многом зависеть не только от внутрирыночных факторов, но и от общеэкономической ситуации в стране.


Версия для печати (без изображений)