В начале 2018 г. аналитики IDC, подводя итоги четвертого квартала 2017 г., отметили, что за указанный период в Россию было поставлено около 1,4 млн. настольных и портативных ПК, что на 7% больше показателей аналогичного периода 2016 г. При этом, по их подсчетам, поставки настольных ПК увеличились на 24,3% относительно прошлого года и составили 535 тыс. шт. По итогам IV квартала 2017 г. список лидеров возглавили HP Inc., Lenovo и Acer, 4-е место — у iRU, а 5-е — у Dell.

В течение года в данном сегменте отмечалась положительная динамика. О двузначном росте рынка ПК (настольных компьютеров и ноутбуков) сообщили аналитики ITResearch. По их данным, в первом полугодии 2018 г. поставлено 2,7 млн. компьютеров, что на 12,3% больше, чем за аналогичный период 2017 г. При этом отмечается, что настольных ПК было продано 1220 тыс. шт. (45% общего сбыта компьютеров в натуральном выражении). В сравнении с аналогичным периодом прошлого года сегмент прибавил 14%. В пятерку лидеров по настольным ПК вошли компании Acer, «Аквариус», HP, iRu и Lenovo (указаны в алфавитном порядке), в сумме реализовавшие 41% указанных изделий.

Своей аналитикой поделились с рынком и представители «М.Видео» и «Эльдорадо», которые также отметили, что: в январе — сентябре 2018 г. рынок компьютерного оборудования демонстрировал положительную динамику. По итогам этого периода объем рынка составил около 102 млрд. руб. (т. е. было продано около 4,6 млн. шт.), что на 20% в деньгах (и на 13% в штуках) больше, чем годом ранее. При этом ритейлер отмечает, что в денежном выражении объем данного сегмента наконец-то достиг показателей 2014 г., хотя в штуках спрос отстает от докризисного примерно в 1,5 раза. Предполагается, что позитивная динамика продаж связана с эффектом отложенного спроса. Изменилась и его структура — устаревшую технику меняют на более производительную, функциональную и, как следствие, дорогостоящую. Другими драйверами категории стали интенсивный рост игровой компьютерной техники и кредитные предложения.

Если же говорить именно о настольных ПК, то спрос на них за объявленный период увеличился на 16% в денежном выражении и на 11% в натуральном. Всего же было продано 470 тыс. устройств общей стоимостью 14,5 млрд. руб. Среди форм-факторов наиболее популярными оказались моноблоки, продажи которых росли быстрее, чем в среднем по категории: +35% в деньгах и +28% в штуках. Эта позитивная динамика обусловлена спросом на устройства от 22 дюймов и модели из верхнего ценового сегмента стоимостью более 50 тыс. руб.

Претенденты

В 2016 г. в предварительный список претендентов в номинации «Настольные ПК» было включено 18 компаний: Acer, Apple, ASUS, CityLine, Dell, Depo Computers, DNS, Fujitsu, HP Inc., ICL, iRu, KNS, Kraftway, Lenovo, Meijin, USN Computers, «Аквариус», РАМЭК. При этом больше половины претендентов — 10 — смогли преодолеть порог канальности: Acer, Apple, ASUS, Dell, Depo Computers, Fujitsu, HP Inc., iRu, Lenovo, «Аквариус».

В 2018 г. на звание «Чемпион канала» претендовало 16 вендоров: Acer, Apple, ASUS, Dell, Depo Computers, Fujitsu, HP Inc., ICL Techno (добавлен респондентами), iRu, Kraftway, Lenovo, MSI (добавлен респондентами), Oldi (добавлен респондентами), USN (добавлен респондентами), «Аквариус», РАМЭК (также добавлен респондентами). При этом во «второй тур» смогли пройти только 10 претендентов: Acer, Apple , ASUS, Dell, Depo Computers, HP Inc., iRu, Kraftway, Lenovo, «Аквариус».

Отметим, что лишь один вендор из преодолевших порог канальности два года назад не смог закрепиться в этом списке. В 2014 г. компания Fujitsu (а именно об этом производителе идет речь) в номинации «Настольные ПК» занимала третье место. Два года спустя партнеры исключили ее из списка победителей, а в этом году она и вовсе осталась за порогом канальности. В 2016 г. подобное отношение канала к вендору было обусловлено новостями о том, что компания, занимавшая девятую строчку в мировом рейтинге производителей ПК (по данным IDC), намерена избавиться от этого бизнеса как от непрофильного и ведет переговоры с Lenovo, которая собиралась приобрести очередной ПК-бизнес.

В итоге, как отмечают аналитики, эта сделка помогла Lenovo выйти на первое место и занять 24% мирового рынка.

Но свято место пусто не бывает, и в десятку «канальных» вендоров ПК вернулась компания Kraftway, за которую два года назад проголосовало менее 30% респондентов номинации «Настольные ПК».

Представляем победителей

В этом году пятое место в данной номинации вновь досталось «Аквариусу». Напомним, что в 2014 г. эта компания, остававшаяся на протяжении долгих лет единственным российским вендором среди победителей рейтинга, не смогла противостоять натиску иностранных коллег и выбыла из пятерки лидеров. Два года спустя она, набрав 31,948 балла, вернулась в число лауреатов, а в 2018 г. улучшила результат предыдущего рейтинга. В этот раз респонденты поставили российскому вендору 32,405 балла.

Заметим, что «Настольные ПК» оказалась одной из самых стабильных номинаций рейтинга. Не только «Аквариус», но и все победители 2016 г. смогли сохранить свои позиции и в этом году. Таким образом, четвертое место вновь у компании ASUS. Правда, ее преимущество перед российским производителем теперь заметно меньше — менее 0,5 балла против более чем 2,0 балла в 2016 г. В этот раз респонденты оценили работу вендора в 32,87 балла. ASUS входит в число победителей данной номинации пятый рейтинг подряд.

Компания Dell, которая два года назад смогла переместиться с пятого места на третье, доказала, что это не случайно. За два года она заметно улучшила итоговую оценку и набрала 38,119 балла (в 2016 г. — лишь 35,776 балла).

Вторая ступенька пьедестала почета четвертый рейтинг подряд у Lenovo. Выше мы уже говорили о том, что компания улучшила свои позиции в продажах настольных ПК благодаря соглашению с Fujitsu. Что же касается работы вендора в России, то компания учла все те замечания, которые сделали ее партнеры два года назад, и на этот раз получила оценку 39,551 балла, что заметно больше, чем в 2016 г., — 36,137 балла.

Но даже такое признание канала не помогло китайскому вендору сократить дистанцию, отделяющую его от первого места, хотя в 2016 г. казалось, что Lenovo вплотную приблизилась к высшей ступеньке пьедестала почета. Тогда от звания чемпиона канала ее отделяло 1,833 балла. В этом году компания HP Inc., которая вновь стала победителем номинации «Настольные ПК», смогла заработать почти на 3 балла больше, чем серебряный призер. Ее итоговая сумма оценок составила 42,54 балла. Можно предположить, что это произошло в том числе и потому, что вендор завоевал сразу семь из восьми высших оценок по критериям работы производителя: первое место только по критерию «Соотношение цена/качество» партнеры «отдали» другому производителю — Lenovo.

Интересно, что два года назад в копилке HP Inc. высших оценок за критерии работы вендора было заметно меньше. «Соотношение цена/качество» и «Активность в продвижении продукции» в 2016 г. забрала себе Lenovo, а лучшей по критерию «Прибыльность продукции» была признана компания Dell.

Сколько высших оценок за критерии работы вендора сможет взаработать HP Inc. через два года, станет известно сразу же после подведения итогов очередного рейтинга. А пока отметим, что победа вендора в этой номинации в этом году совсем не случайна. Для компании бизнес по настольным ПК всегда был одним из приоритетных. И отказываться от него в ближайшее время она не планирует.

Более того, как отмечают в самой компании, в 3-м финансовом квартале (завершился 31 июля) этого года продажи настольных ПК росли быстрее продаж ноутбуков. Судя по этим данным, настольные ПК никак не демонстрируют признаки скорой кончины.

«Мы повернули наш ПК-бизнес к росту, — отмечает главный управляющий HP Inc. Дайон Уайзлер (Dion Weisler). — Мы — результат нашего переосмысления персональных систем. Рост продаж настольных ПК — это лишь еще один аргумент, доказывающий [верность] сегментирования рынка, [умение] прислушиваться к заказчикам, лучше их понимать, и формирования портфеля, который действительно находит отклик у клиентов. ...У меня есть полная уверенность в этом бизнесе на долгосрочную перспективу».

При этом в компании уверены, что роль коммерческих настольных компьютеров и ноутбуков сегодня — далеко не та, что десять и даже пять лет назад. Из утилитарного средства производства они превращаются в ключевой элемент цифровой рабочей среды, в персонализированный инструмент подлинно творческой работы сотрудников. Именно поэтому на рынке персональных х86-систем наблюдается оживление: бизнес начинает осознавать необходимость цифровой трансформации. В отсутствие такой трансформации вести основную деятельность компаниям становится всё более затруднительно, а через какое-то время и вовсе будет невозможно. И в этих условиях ИТ-инфраструктура, в том числе ПК, становится важнейшим инструментарием повышения эффективности сотрудников.

Понимая это, вендор продолжает развивать бизнес настольных ПК. Так, в начале осени корпорация НР продемонстрировала новые модели коммерческих ПК для российского рынка. Представляя их, Константин Киммельман, директор по развитию бизнеса персональных систем HP, подчеркнул, что российский рынок компьютеров находится в фазе устойчивого роста. Но нужно с осторожностью относиться к данным IDC об огромных показателях роста продаж — более 40% (год-к-году в натуральном выражении) в первом квартале, и более трети — во втором квартале. Как он объяснил, эти данные были получены во многом из-за особенностей поставок: крупнейшие вендоры ввезли в страну оборудование «с запасом», что и нашло отражение в отчетах аналитических агентств. Однако отгрузка этого оборудования с локальных складов реселлеров в адрес конечных заказчиков потребует времени, в течение которого поставки новых систем будут невелики, поэтому вполне возможно, что положительная динамика третьего и четвертого квартала будет в единицы процентов, а может, и вообще отсутствовать. Это никак не означает смены вектора на рынке, как подчеркнул г-н Киммельман, по оценкам которого в текущем году российские продажи ПК покажут устойчивый рост (8–12% в натуральном выражении).

Кроме того, представители компании отметили, что в настоящий момент большинство компьютеров в России покупают для домашнего использования, корпоративные продажи несколько меньше, соотношение в натуральном выражении составляет около 60% к 40%. Основной технический тренд в обоих сегментах, считает Николай Шмыков, руководитель группы по продвижению категории персональные системы для бизнеса, HP в России, — предложение ведущими компаниями моделей, в которых доступные для всего рынка решения Intel и Microsoft оказываются дополнены и расширены разработками вендора.

Результаты нашего рейтинга также доказывают правильность ставки HP Inc. на сегмент настольных ПК: ее партнеры по-прежнему заинтересованы в сотрудничестве с вендором по данному виду продукции.

Ольга Доровская, OCS Distribution, директор департамента персональных систем:

«Персональные компьютеры — особенно дорогой нашему дистрибьюторскому сердцу сегмент, ведь именно с продаж этой техники 25 лет назад и началась компания OCS. Кажется, тогда все было иначе — другие реалии бизнеса, другие продукты, другие технологии, едва ли не полная противоположность тому, что мы видим на рынке сейчас.

В контексте такого противопоставления поколений в голову неожиданно приходит забавная мысль: перемены переменами, но все крупные игроки, победители рейтинга — давняя органичная часть ИТ. Они менялись вместе с рынком, развивались вместе с ним, вырастая и усиливая свои позиции — они были неотъемлемой, но не статичной его частью. И именно благодаря гибкости и визионерству сегодня вошли в рейтинг лучших производителей ПК по мнению читателей CRN/RE.

Мы поздравляем всех победителей, с каждым из которых нас давно связывают крепкие партнерские отношения, и благодарим за верность стремлению к технологическому лидерству, новаторство, развитие продуктов и комплексных решений, расширение партнерских программ, инструментария поддержки и сопутствующих сервисов, за развитие логистики, за готовность идти навстречу и расти вместе с партнерами.

Мы горды быть частью сегмента ПК и своими дистрибьюторскими мощностями поддерживать и развивать канал и производителей. Наши сердечные поздравления HP Inc., Lenovo, Dell, ASUS и единственному отечественному сборщику в топе, компании „Аквариус“, для которой победа стала еще и роскошным подарком к грядущему тридцатилетию :). Вы — большие молодцы, и мы рады идти с вами плечом к плечу».

Спецпроект.

Критерии и оценки

Самым главным критерием для компаний, продающих настольные ПК, в этом году стало «Качество продукции». Его значение было оценено нашими респондентами в 0,842 балла. Это всего лишь на 0,002 балла меньше, чем оценка важности «лидера» 2016 г. — критерия «Прибыльность продукции».

На втором месте по значимости остается «Соотношение цена/качество» (0,838 балла). Партнеры присваивают этому критерию «серебряную» медаль третий рейтинг подряд.

А вот самым «неинтересным» для продавцов настольных ПК на протяжении пяти рейтингов остается критерий «Обучение и сертификация партнеров». Хотя в этом году его важность для наших респондентов оказалась выше, чем в предыдущих рейтингах: 0,555 балла против 0,475 балла (в 2016 г.) и 0,515 балла (в 2014 г.).


Партнер проекта «Чемпионы российского ИТ-канала 2018» — компания OCS


Версия для печати (без изображений)