На глобальный рынок ноутбуков 2018-го аналитики смотрят без оптимизма. Так, в мае этого года агентство Digitimes Research дало прогноз, согласно которому динамика продаж ноутбуков снижается: «...мировой рынок этих устройств во II квартале 2018 г. продемонстрирует меньший рост относительно первого квартала, чем в тот же период 2017 г., а в годовом исчислении объем поставок может снизиться более чем на 5%». Такая динамика рынка обусловлена большими складскими запасами и сокращением поставок Chromebook’ов в образовательный сектор. И это несмотря на два благоприятных рыночных фактора: выход на рынок ряда новых продуктов и повышенный спрос в связи с приближением сезона back-to-school.

Спустя два месяца в Digitimes Research отметили, что после мало успешного второго квартала 2018 г. (глобальный объем продаж ноутбуков остался на уровне 38,12 млн. шт.) во втором полугодии рынок прибавил всего 0,9%, в основном за счет увеличения поставок в четвертом квартале.

Рост поставок обеспечат выпуск новых гаджетов Apple начального уровня, а также выход на рынок во втором полугодии недорогих моделей игровых ноутбуков.

Складывается впечатление, что на Россию прогнозы мировых аналитиков не распространяются. По подсчетам ITResearch, за первые шесть месяцев 2018 г. в стране было продано 1,493 млн. ноутбуков. Таким образом, годовой рост этого сегмента рынка составил 11%. При этом 71% пришлось на продажи «стандартных» ноутбуков — полнофункциональных устройств. А остальное — изделия на усеченных бюджетных и ультрамобильных платформах. Первую пятерку традиционно составили Acer, ASUS, Dell, HP и Lenovo (указаны в алфавитном порядке). Суммарно эти вендоры продали в России 88% всех ноутбуков.

IDC Russia тоже не соглашается со своими зарубежными коллегами. По ее данным, во втором квартале 2018 г. в России было продано 1,03 млн. ноутбуков — этот сегмент российского ИТ-рынка увеличился на 34% по сравнению с показателями второго квартала 2017 г. Наибольшее количество ноутбуков, поставленных на российский рынок за отчетный период, выпущено под брендом HP Inc. ASUS, Lenovo, Acer и Dell также вошли в пятерку ведущих поставщиков в данном сегменте рынка.

Компания «Связной|Евросеть», проанализировав основные показатели и ключевые тренды на российском рынке ноутбуков, утверждает, что с января по сентябрь 2018 г. в России было продано 2 млн. ноутбуков на сумму 67 млрд. руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост в натуральном выражении составил 10%, в денежном — 23%.

«Более высокая динамика роста рынка в рублях, нежели в штуках, объясняется изменением предпочтений покупателей, которые все чаще делают выбор в пользу более дорогостоящих моделей. Они предназначены, как правило, для требовательных к „железу“ компьютерных игр и работы в продвинутых графических редакторах. Средняя стоимость лэптопа на российском рынке в 2018 г. выросла по сравнению с прошлым годом на 12% — с 31 до 34,7 тыс. руб.», — отмечает директор департамента стратегического планирования и анализа объединенной компании «Связной|Евросеть» Сергей Белозеров.

Лидерами рынка в натуральном выражении стали Lenovo с долей 22% и HP Inc. — с 21%, а также ASUS, Acer и Apple с долями рынка 20, 18 и 6% соответственно. В переводе на рубли та же пятерка лидеров расположилась в другом порядке: ASUS — 20% общего объема продаж в деньгах; на Lenovo и HP Inc. пришлось по 19% от продаж, еще по 16% — на Apple и Acer.

Аналитики группы компаний «М.Видео-Эльдорадо» также говорят о том, что в наиболее массовом сегменте компьютерного рынка в плане штучных продаж — ноутбуках — продолжается рост. Ритейлер связывает это с увеличением спроса на мощные машины из верхнего ценового сегмента от 40 тыс. руб. с диагональю от 15 дюймов и игровые лэптопы. Что касается производителей, наиболее востребованными оказались ноутбуки Lenovo, а компания Apple заняла рекордную для себя долю, увеличив продажи практически в два раза. Рынок ноутбуков по итогам января — сентября 2018 г. составил 2 млн. шт. и 68 млрд. руб., что на 14 и 25% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

«Увеличивается средняя стоимость устройств, поскольку спрос смещается в сторону более мощных и функциональных продуктов. Покупатели в большинстве случаев не экономят на покупке, осознавая, что совершают долгосрочное вложение. Активно растет геймерский сегмент как в мобильных компьютерах, так и в аксессуарах. Рассрочка как один из форматов платежей, в том числе и при заказе онлайн, делает любые новинки доступными», — отмечает руководитель направления «Домашний офис» группы «М.Видео-Эльдорадо» Алексей Помозов.

А теперь давайте посмотрим, какие требования к вендорам ноутбуков предъявляют не те, кто ими пользуется, а те, кто их продает.

Претенденты

В предыдущем рейтинге исходный список производителей ноутбуков состоял из 15 компаний: Acer, Apple, ASUS, Dell, Depo Computers, Fujitsu, GIGABYTE, HP Inc., iRu, Lenovo, LG, MSI, Panasonic, Toshiba, «Аквариус». Только восемь из них смогли перешагнуть порог канальности: Acer, Apple, ASUS, Dell, Fujitsu, HP Inc., Lenovo, MSI.

В этом году в номинации «Ноутбуки» было 15 «охотников» на звание «Чемпион канала»: Acer, Apple, ASUS, Dell, Depo Computers, Digma, Fujitsu, HP Inc., ICL Techno (добавлен респондентами), IRBIS, iRu, Lenovo, MSI, Prestigio, «Аквариус» (указаны в алфавитном порядке). И половине из перечисленных компаний удалось перешагнуть порог канальности: Acer, Apple, ASUS, Dell, HP Inc., Lenovo, MSI.

Прежде чем перейти к представлению «Чемпионов канала», скажем несколько слов о тех производителях, которые не смогли войти в пятерку лидеров в номинации «Ноутбуки». В этот раз из борьбы выбыли две компании, преодолевшие порог канальности: Apple и MSI. В случае с Apple это уже можно назвать закономерностью. Долгое время компании никак не удавалось взойти на пьедестал почета в номинации «Ноутбуки». И вот в 2014 г. партнеры наконец-то признали этого производителя одним из лучших по работе с каналом, правда, всего лишь до следующего рейтинга, ведь в 2016 г. он опять оказался за границами призовой пятерки.

А вот для компании MSI такой результат голосования станет, вероятно, неприятной неожиданностью, ведь два года назад партнеры отдали этому производителю третье место.

Представляем победителей

Номинация «Ноутбуки» вновь оказалась одной из самых динамичных в нашем рейтинге. Во-первых, лишь один из нынешних финалистов смог сохранить позицию, занятую им два года назад. А во-вторых, как было уже сказано, не все призеры 2016 г. смогли вновь войти в первую пятерку.

Два года назад пятое место принадлежало компании Dell, набравшей 35,173 балла. В нынешнем рейтинге этот производитель заметно увеличил итоговую оценку — до 40,011 баллов. И это позволило ему подняться сразу на две ступеньки. В этом году Dell стала бронзовым призером в номинации «Ноутбуки», заняв место компании MSI, которая, как уже было сказано, в 2018 г. оказалась за чертой пятерки лидеров.

Но, как известно, свято место пусто не бывает, его непременно займет другой претендент на победу, тем более что в рейтинге 2016 г. он не смог войти в число лидеров. Речь идет о компании Acer, которая сегодня набрала гораздо меньше баллов (32,922), чем пятый финалист 2016 г., но этого оказалось достаточно, чтобы вендор смог оказаться в числе призеров.

В 2016 г. совсем немного (0,049 балла) не хватило Lenovo до третьего места, на которое партнеры поставили компанию в 2014 г. В 2018 г. вендор опять остался без «бронзовой» медали, но в этот раз потому, что набранных им 40,847 балла оказалось достаточно для «серебра» в номинации «Ноутбуки». Таким образом, производитель смог повторить результат 2012 г., когда партнеры впервые поставили его на вторую ступеньку пьедестала почета.

На четвертое место опустилась компания ASUS, которой в предыдущем рейтинге принадлежало «серебро», на этот раз полученное Lenovo. И это при том, что общая сумма ASUS (36,141 балла этом году больше, чем два года назад, — 35,956 балла.

А теперь о компании, получившей звание «Чемпион канала — 2018» в номинации «Ноутбуки». Как уже было сказано выше, всего один вендор, входивший в призовую пятерку два года назад, смог сохранить за собой то же место, что и в 2016 г. Это компания HP Inc. По итогам предыдущего рейтинга этот производитель собрал высшие оценки за пять критериев работы («Качество продукции», «Маркетинговая поддержка партнеров», «Техническая поддержка партнеров», «Сервисное обслуживание заказчиков», «Обучение и сертификация партнеров») и не получил ни одной минимальной. В результате итоговая оценка, полученная тогда HP Inc., составила 37,343 балла. В этом году результат победителя еще более впечатляющий — 42,782 балла и семь высших оценок из восьми возможных. А вот лучшее «Соотношение цена/качество» оказалось у компании Lenovo, а не у чемпиона.

Как проголосуют наши респонденты в следующем рейтинге, будет зависеть от тех шагов, которые предпримут производители ноутбуков в ближайшие два года.

Тем не менее нынешний лидер номинации уверен, что в его будущем все будет хорошо. Так, например, HP Inc. ожидает, что в 2019 финансовом году прибыль на акцию по GAAP составит от 2,04 долл. до 2,14 долл., а свободный денежный поток — не менее 3,7 млрд долл. в течение года.

«Мы продолжаем демонстрировать значительный рост прибыли и денежного потока, наращивая при этом долю рынка и прибыль благодаря революционным инновациям и высоким стандартам ведения бизнеса», — заявил президент и главный управляющий Дайон Уайзлер (Dion Weisler) на пресс-конференции с финансовыми аналитиками в Нью-Йорке. — Я в высшей степени горжусь тем, чего мы достигли за минувшие двенадцать месяцев. Мы продолжали демонстрировать способность пересоздавать свой основной бизнес, добиваться прогресса в наших инициативах роста и закладывать фундамент нашего будущего«.

«Наша цель — расти быстрее рынков, на которых мы работаем, — заявил аналитикам финансовый директор HP Inc. Стив Филер (Steve Fieler), сообщает Bloomberg. — Мы планируем оставаться лидером рынка по доходу».

За первые три квартала 2018 финансового года (на 31 июля) доход HP Inc. составил 43,11 млрд. долл., на 13% выше, чем за тот же период 2017 ф. г. (38,13 млрд. долл.).

По заявлению Филера, 2018 финансовый год «был успешным для HP Inc.»: «В 2019 ф. г. мы будем продолжать следовать нашей основополагающей стратегии роста и прицела на будущее, повышая производительность и инвестируя в будущее, чтобы максимально увеличить доходность для акционеров в долгосрочной перспективе».

Если же возвращаться к положению вендора именно в данной продуктовой категории, то стоит отметить, что компания прилагает массу усилий для того, чтобы предложить новые модели ноутбуков не только тем, кто любит «поиграть», но и тем, кому эти устройства нужны «для дела».

Не так давно компания представила рынку новинки. Обновлены из линейки коммерческих систем: ноутбуки, десктопы, моноблоки и т. д. Изменения в них, привнесенные НР Inc., могут показаться незначительными, но существенно повышают удобство работы с устройствами. Причем их внедрение потребовало от производителя значительных инвестиций в R&D. Так, разработка сенсорного экрана с матовой антибликовой поверхностью, соответствующего требованиям современных корпоративных заказчиков, заняла у инженеров компании НР около трех лет (!). Об этом сообщил Андрей Терляков, менеджер по развитию категории коммерческих мобильных систем HP в России. «Матовый тач» — лишь одна из многих фирменных «фишек», доступных у НР, к которым относится и дисплейный «фильтр приватности», доступный в некоторых моделях мобильных систем. HP SureView позволяет пользователю через экранное меню менять угол обзора матрицы от почти полного до тридцатиградусного (последнее полезно, например, при работе с приватными данными в общественных местах).

Надеемся, что все эти новации будут по достоинству оценены и клиентами, и партнерами компании, что не замедлит сказаться на ее результатах в следующем рейтинге.

Критерии и оценки

Наши респонденты поставили оценку выше 0,8 балла сразу трем критериям. Самым важным для них оказалось «Соотношение цены и качества» (0,843 балла). На втором месте «Качество продукции» (0,835 балла). Напомним, что по результатам прошлого исследования этот критерий также получил «серебро» в рейтинге значимости. Два года назад важность этого критерия была оценена в 0,828 балла. А вот «Прибыльность продукции» в этот раз была признана третьей по важности (0,832 балла). И это при том, что четыре предыдущих рейтинга ей отдавалось лидерство. В 2016 г. значимость этого критерия работы производителей ноутбуков была оценена респондентами в 0,85 балла.

Наименее важным критерием восьмой раз подряд признается «Обучение и сертификация партнеров». В этот раз он смог набрать 0,537 балла, что намного больше, чем два года назад (0,468 балла).

Стоит отметить, что оценки важности критериев в данной номинации оказались не выше и не ниже оценок, выставленных респондентами по другим номинациям.



Версия для печати (без изображений)