В свое время, оценивая положение дел с мониторами в 2015 г., эксперты были настроены очень пессимистично: «Шансы этого рынка в ближайшем будущем вернуться к положительной динамике минимальны».

И после подведения итогов рейтинга-2016 можно было с уверенностью сказать, что прогноз полностью подтвердился: в 2015 г. рынок сократился не на 25%, как в 2014 г., и не на 10–15%, как предсказывали некоторые эксперты, а на 38% в штуках и 36% в деньгах. «В натуральном выражении рынок опустился ниже уровней 2001 г., а в денежном — даже 2000 г. В этом отношении мониторы фактически стали аутсайдером среди всех ИТ-отраслей» — так оценивали ситуацию эксперты ITResearch в начале 2016 г.

Два года спустя объявление итогов по данному сегменту рынка звучало так, как будто речь идет о совершенно другой продуктовой группе. По данным ITResearch, в 2017 г. на российском рынке было продано 2,8 млн. мониторов на сумму 460 млн. долл. По сравнению с 2016 г. рост составил соответственно 21 и 25%. Это значительно более высокие темпы роста, чем год назад.

Что касается конкуренции на рынке мониторов, то в 2017 г. речь шла уже не о тройке, а о четверке лидирующих компаний, которые имеют сопоставимую долю и периодически сменяют друг друга на вершине пьедестала. На бренды (указаны в алфавитном порядке) Acer, AOC, Philips и Samsung по итогам года пришлось 56% всех продаж.

И, судя по более поздним отчетам ITResearch, рост этого сегмента не прекращается. В первом полугодии 2018 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рынок прибавил 9% в натуральном выражении и 12% в денежном.

Аналитики констатируют: начало года было неплохим, но затем сложная политическая и экономическая конъюнктура сильно подкосила рынок. На протяжении марта, апреля и мая рынок пробуксовывал и только в июне вернулся к скромному росту (+6%). Интересно, что, по мнению аналитиков, в отличие от проекторов, например, которые под влиянием ЧМ-2018 здорово прибавили, на рынок мониторов данный фактор оказал куда меньшее влияние.

Однако третий квартал текущего года можно смело назвать «ударным».

По данным ITResearch, в указанный период по сравнению со вторым кварталом рынок вырос почти на 27% в штуках и на 22% в деньгах. Квартальный рост ожидался (в связи с сезонным фактором), но он оказался заметно выше расчетных показателей.

Очень выразительной была и годовая динамика. По сравнению с третьим кварталом 2017 г. рынок прибавил более 21% в штуках.

Такой взлет аналитики связывают с целым рядом факторов, обусловленных высоким потенциалом рынка, который объясняется старой установленной базой и необходимостью ее замены. Во втором квартале на ситуации негативно отразился новый цикл санкций, но в третьем квартале все поняли, что все же нужно работать и продавать, а масштабная девальвация рубля стимулировала потребителей ускоренными темпами избавляться от быстро дешевеющих рублей.

Интересно, что и в нашем рейтинге результаты голосования именно в номинации «Мониторы» оказались в этом году самыми непредсказуемыми. Только одна компания, вошедшая в призовую пятерку 2016 г., в этом году смогла удержаться в группе победителей, но потеряла прежнюю позицию. Интересно, что в 2018 г. на двух высших ступеньках пьедестала оказались компании, которые ни разу за предыдущие семь рейтингов не только не признавались лучшими, но даже не входили в призовую пятерку. Расскажем обо всем по порядку.

Претенденты

В 2014 г. список кандидатов на звание чемпиона канала состоял из 15 вендоров.

Два года спустя на победу претендовало 14 производителей: Acer, AOC , ASUS, BenQ, Dell, HP, Iiyama, Lenovo, LG, NEC, Neovo, Philips, Samsung, ViewSonic. И только трем не удалось перешагнуть порог канальности. Зато те, которые смогли, сделали это с большим запасом: так, за компанию, преодолевшую эту границу последней, проголосовало в три раза больше респондентов, чем за следующего за ней претендента.

В результате список производителей, чьи мониторы два года назад были признаны "канальной продукцией«, выглядит следующим образом: Acer, AOC, ASUS, BenQ, Dell, Iiyama, LG, NEC, Philips, Samsung, ViewSonic.

В этом году число претендентов на победу вновь сократилось. Теперь партнеры отдали свои голоса за 13 производителей: Acer, AOC , ASUS, BenQ, Dell, HP Inc., Iiyama, Lenovo, LG, NEC, Philips, Samsung, ViewSonic. Причем все они были внесены в первоначальный список для голосования.

Но самое интересное — абсолютно все (!) эти вендоры смогли перешагнуть порог канальности. За всё время проведения рейтинга это первый подобный случай. Причем 13 претендентов смогли именно перешагнуть, а не «переползти» через этот порог: даже за компанию, за которую проголосовало меньше всего респондентов, — голосов хоть отбавляй, более чем в полтора раза больше, чем установленный нами порог канальности. Таким образом, в список производителей мониторов, которые в этом году получили возможность реально претендовать на звание чемпиона канала, вошло 13 компаний: Acer, AOC, ASUS, BenQ, Dell, HP Inc., Iiyama, Lenovo, LG, NEC, Philips, Samsung, ViewSonic.

Все хорошо известны реселлерам, торгующим мониторами. Но реальных претендентов на победу оказалось в 2,5 раза больше, чем призовых мест.

Представляем победителей

При первом взгляде на итоговые таблицы рейтингов 2016 и 2014 гг. складывалось впечатление, что победители номинации «Мониторы» решили поиграть в какую-то странную игру, правила которой звучат так: «Первый, второй — замрите! Третий-четвертый — пересядьте! А пятый — выйди вон!». И наши финалисты всё выполнили и ничего не перепутали.

В этом году «распорядителю» номинации, судя по всему, надоело выдумывать сложные правила, да и те, кто по этим правилам играл, тоже ему надоели. Поэтому практически всех, собравшихся в мониторной «комнате» два года назад, он выгнал. А на их место набрал новую команду. «Практически всех» — потому, что, как мы уже говорили раньше, одному из производителей все-таки удалось задержаться в призовой пятерке. И то, судя по всему, только потому, что он в предыдущем рейтинге находился от «выхода из номнации» дальше всех.

Речь идет о победителе рейтинга-2016 компании Samsung. Неудивительно, что ее не удалось выдворить за границу призовой пятерки. Ведь до этого пять рейтингов подряд Samsung признавалась лучшей в номинации. Более того, в данной товарной группе этот вендор на протяжении всей истории рейтинга ни разу не сделал «шага назад» — либо стоял на своем, либо двигался вперед. Напомним, что до 2008 г., когда его впервые поставили на первое место, он два рейтинга подряд (2002 и 2006 гг.) получал «серебряные» медали.

И вот в этом году ему приходится довольствоваться лишь третьим местом. Напомним, что два года назад Samsung смог получить сразу семь высших оценок за критерии работы вендора (лучшим по «Соотношению цена/качество» в 2016 г. оказалась компания AOC). В этом году урожай высших оценок, который смог собрать Samsung, гораздо скромнее — всего одна. И как раз за тот критерий, который не покорился производителю в предыдущем рейтинге. И, как следствие, итоговая оценка вендора в этот раз оказалась ниже, чем два года назад, — 34,293 балла против 36,343 в 2016 г.

Компания Samsung, переместившись на третье место, как бы разделила призеров рейтинга на тех, которые никогда не входили в число победителей данной номинации (они стоят выше бывшего лидера), и тех, которые хотя бы раз уже попадали в призовую пятерку (им в этом году достались две нижние строчки).

Так, компания Philips (в 2012 г. — серебряный финалист) в этом году замыкает пятерку лидеров: она смогла набрать 32,991 балла и занять место, которое два года назад принадлежало AOC (33,094 балла).

А вот компания ViewSonic уступила четвертое место (33,214 балла в 2016 г.) вендору, который уже стоял на этой позиции, правда в далеком 2010 г. NEC (именно об этой компании идет речь) в этот раз, по мнению партнеров, оказалась самой лучшей по критерию «Прибыльность продукции» и смогла заработать 33,387 балла.

А теперь о тех производителях, которые впервые оказались в числе призеров.

На втором месте расположилась компания Dell. Она заняла позицию, принадлежавшую в прошлом рейтинге ASUS (33,78 балла). В этом году партнеры посчитали, что именно серебряный финалист номинации выпускает продукцию лучшего качества: Dell получила за одноименный критерий высшую оценку. А в итоге вендор набрал 36,089 балла, что ненамного меньше результата победителя номинации.

Им в этот раз стала компания HP Inc. Ее итоговая оценка составила 36,893 балла. Кроме того, этот вендор смог заработать высшие оценки сразу за пять критериев работы: «Активность в продвижении продукции», «Маркетинговая поддержка партнеров», «Обучение и сертификация партнеров», «Сервисное обслуживание заказчиков», «Техническая поддержка партнеров».

Сказать, что итоги нынешнего волеизъявления канала продаж нас удивили, значит не сказать ничего. На двух высших ступеньках рейтинга оказались компании, которые считались больше «компьютерными и для которых мониторный бизнес был одним из сопутствующих», а многие «мониторные» производители вообще оказались за пределами списка финалистов.

Но, как утверждают аналитики, это вполне объяснимо. По данным ITResearch, в сентябре 2018 г. на российском рынке игровые модели мониторов сбавили обороты. Правда, их доля все еще оставалась довольно значительной (9,4%).

А вот на первое место мощным рывком вернулась компания Acer. За ней следуют Samsung и Dell. Дальше идет плотная группа (указаны в алфавитном порядке) из AOC, ASUS, HP, LG и Philips. Один из недавних лидеров, BenQ, продолжает снижать обороты, видимо, теряя все амбиции на рынке мониторов.

Таким образом, судя по списку лидеров продаж, в который вошли не только «чисто мониторные», но и «компьютерные» производители, получается, что каналу вновь стало интересно продавать не только игровые модели, но и мониторы для бизнеса, которые при покупке настольных систем вполне логично приобретать (при схожих качестве и цене) у того же производителя... При этом, как сообщили нам в кулуарах представители партнеров второго уровня, и золотой, и серебряный призер нынешнего рейтинга в последнее время активизировались в данном направлении и смогли добиться неплохих результатов, возможно, и за счет более тесного сотрудничества с партнерами.

Да и продуктовые новинки вендоров заставляют канал обращать внимание на весь их продуктовый портфель. Например, на недавней презентации бизнес-моделей ПК представители HP Inc. сообщили, что теперь системы EliteDesk с приставкой «mini» в индексе получили дискретную графику, что, в частности, позволяет подключать к таким компьютерам до семи (!) внешних мониторов.

Представители компании отметили, что использование мультимониторных конфигураций, как показывают исследования, позволяет увеличить производительность труда работника на треть и более. Корпоративные заказчики хорошо понимают данную особенность, что является одним из драйверов рынка мониторов, который сейчас также демонстрирует уверенный рост. В планах компании НР на российском рынке — активное продвижение в коммерческий сегмент аппаратов собственного производства. Как отметил Кирилл Синьков, менеджер по развитию категории мониторов HP в России, представлен ряд моделей, ориентированных на бизнес-заказчиков, которым требуются расширенные возможности подключения, встроенная функциональность беспроводной зарядки, повышенная безопасность, стильный дизайн и т. д.

Критерии и оценки

Два года назад главное, что волновало продавцов мониторов, — прибыльность. Одноименный критерий занял в рейтинге важности первое место, получив 0,861. А на другом конце турнирной таблицы седьмой раз подряд самым малозначимым был признан критерий «Обучение и сертификация партнеров», которому досталось почти в два раза меньше баллов (0,471), чем самому важному. В этом году смены приоритетов не произошло, респонденты поставили прибыльности 0,782 балла, и это самая высокая оценка критерия во всех номинациях.

А критерий «Обучение и сертификация партнеров» в этом году смог получить 0,507 балла.



Версия для печати (без изображений)