Бизнес — не арифметика: один плюс один здесь далеко не всегда равняется двум. Чаще — меньше: до 70% слияний и поглощений в мире в итоге приносят убытки вместо ожидаемой прибыли. Однако если четко ставить задачу и находить нетривиальные пути ее решения, можно добиться того, что 1+1 окажется больше двух. Именно на это были рассчитаны две крупнейшие сделки уходящего года — приобретение «Евросети» «Связным» и объединение «М.Видео» с «Эльдорадо».

И никаких салонов связи

Группа SLV, контролирующий акционер группы компаний «Связной», и ПАО «МегаФон», владелец 100% акций группы компаний «Евросеть», в апреле сообщили, что подписывают соглашение об объединении розничных сетей «Связной» и «Евросеть». Данные об оборотах этих сетей и ожидаемой выручке объединенной компании собственники не раскрывают, но по данным Forbes, в 2016 г. выручка «Связного» составила 95,9 млрд. руб., а «Евросети» — 59,2 млрд. руб.

В результате сделки появилась крупнейшая в мире розничная сеть в сегменте высоких технологий по числу собственных офлайновых магазинов: их у объединенного ритейлера насчитывается 5,5 тыс. в 1,3 тыс. городах и населенных пунктах России. В этих торговых точках трудятся более 30 тыс. продавцов-консультантов, которые ежедневно помогают двум с лишним миллионам человек сделать правильный выбор при покупке того или иного высокотехнологичного товара.

Консолидация бизнесов должна, по замыслу руководства обеих компаний, привести к запуску новых продуктов и услуг, расширению партнерских отношений и росту ключевых финансовых показателей. Олег Малис, основатель группы SLV, прокомментировал сделку так: «Каждый день мы рассказываем миллионам людей, как новейшие технологии способны изменить их жизнь к лучшему. Мы стараемся сделать сложное простым для понимания и использования нашими клиентами».

Об успешном закрытии сделки было объявлено в начале июня. Главным управляющим компании «Связной» стал Александр Малис, который девять лет занимал пост президента «Евросети». По его собственным словам, процесс объединения двух ритейлеров занял десять лет, что было обусловлено необходимостью коренных перемен в офлайновом ритейле: «Существующий формат так называемых салонов связи уйдет в прошлое. Бессмысленной конкуренции между салонами больше не будет. В будущем нас ждет магазин решений. Мы объединились, чтобы сконцентрироваться на развитии новых технологий ритейла».

Как стало известно, бренд «Евросеть» сохранится еще год, после чего все ма­газины перейдут на бренд «Связной». Всю вторую половину года объединенный ритейлер демонстрировал впечатляющую динамику: в июле сообщил, что за первый месяц онлайн-продаж принял 236 заявок на электромобиль Tesla, в августе отметил 595-процентный рост продаж кондиционеров по сравнению с апрелем-маем того же года, достиг 30%-ной доли на рынке логистики коммерческих грузов среди ма­газинов формата мобильного ­ритейла (до 100 м2), а по итогам первых трех кварталов 2018-го увеличил свои онлайн-продажи на 34% в денежном выражении.

Омниканальность — залог успеха

В марте ПАО «М.Видео» созва­ло внеочередное общее собрание акционеров для того, чтобы оно одобрило условия покупки дочерней компанией ООО «М.Видео Менеджмент» 100% ООО «Эльдорадо». Сумма сделки без уче­та кредитных обязательств ООО «Эльдорадо» достигала 45,5 млрд. руб. Операционный бизнес объединенной компании возглавил главный исполнительный директор «М.Видео» Энрике Фернандес.

Интересно, что объединенная компания приняла решение создать единое юридическое лицо, сохранив при этом два бренда и конкурирующие сети. Эта ­система получила название ­"Модель 1-1-2«: одна компания, единая бизнес-стратегия и два бренда. «Рост выручки в пол­тора раза, двукратное увеличение прибыли на горизонте пяти лет открывают для компании новые возможности не только в плане роста эффективности и привлечения инвесторов, но и совершенствования клиентского сервиса, развития новых услуг и технологий. Это правильный и своевременный шаг вперед для всего рынка российского ритейла» — так прокомментировал сделку председатель совета директоров ПАО «М.Видео» Саид Гуцериев.

Объединение двух компаний, по расчетам менеджмента, должно вызвать синергетический эффект по логистике, поставкам, закупке товаров — более 100 млн. долл. ежегодно. Уже к моменту объединения более 20% продаж «М.Видео» приходилось на онлайн, — а это почти 100 млрд. руб. При этом львиная доля российских потребителей в любом случае начинают процесс покупки с изучения доступных через Интернет предложений, даже если затем отправляются в традиционный магазин.

В этой ситуации наличие и офлайнового, и онлайнового каналов продаж — так называемая омниканальная стратегия — становится серьезным конкурентным преимуществом, работающим, кстати, на опережение: если в Европе проникновение онлайновых продаж в розницу достигает 30–35%, то в России оно пока находится на уровне 20–25%. А это значит, что ритейлеры, первыми оседлавшие оминиканальный тренд, уже в среднесрочной перспективе получат гарантированное преимущество в росте перед своими менее расторопными конкурентами.

К началу 2019 г. «Эльдорадо» и «М.Видео» будут интегрированы в одну компанию «М.Видео-Эльдорадо» с единой бизнес-моделью. «Один бренд никогда не сможет покрыть все ценовые сегменты. Поэтому мы разработали стратегию двойного бренда, которая поможет получить доступ ко всем интересующим нас аудиториям покупателей», — пояснил Энрике Фернандес.

По итогам первого полугодия интеграции объединенная компания с совокупным доходом 5,2 млрд. долл. впервые, по данным Thompson Reuters, вошла в десятку крупнейших мировых ритейлеров электроники, причем ее менеджмент рассчитывает к концу календарного года переместиться уже на седьмую ­позицию. В августе группа «М.Видео-Эльдорадо» получила в управление 42 ма­газина «Медиа Маркт» в 22 городах России. На месте этих ­магазинов группа планирует открыть около 60 торговых предприятий под брендами «М.Видео» или «Эльдорадо»; частично еще в текущем году, остальные — в первой половине 2019-го.

К концу 2018 г. общее число магазинов компании вырастет до 889, а прогнозируемая выручка — до 340 млрд. руб. Предполагается, что по итогам 2022 г. у компании будет более 1,1 тыс. магазинов и 500 млрд. руб. выручки. Помимо привычных сегментов аудио-, видео-, теле- и бытовой техники компания рассчитывает на рост продаж в цифровых категориях — в частности, в сегменте смартфонов с новым брендом m_mobile.

«Благодаря новой стратегии развития брендов „Эльдорадо“ становится комплементарным к бренду „М.Видео“, который находится в более дорогом сегменте и которому „Эльдорадо“ будет помогать дополнять ассортимент, занимая средний уровень рынка. Эти два бренда позволят нам закрыть все сегменты мобильного бизнеса», — подчеркнул Энрике Фернандес.


Версия для печати (без изображений)