Компания GfK регулярно проводит мониторинг розничных продаж различных непродовольственных товаров. Это позволяет получить информацию о том, какую именно продукцию выбирают покупатели, где и когда они предпочитают делать покупки, сколько денег при этом тратят, как распределяются продажи по регионам и какова в данный момент специфика потребления в том или ином сегменте рынка.

По данным мониторинга GfK, розничные продажи Wi-Fi-роутеров за 10 месяцев 2018 г. выросли по сравнению с тем же периодом прошлого года на 4,9% в денежном эквиваленте. В числе основных поставщиков этих устройств GfK называет следующие компании (в алфавитном порядке): ASUS, D-Link, Huawei, Keenetic, Mikrotik, Tenda, TP-Link, Xiaomi. В чем успех этих вендоров и их оборудования? Этот вопрос мы задали представителям фирм.

«У каждого поставщика есть широкая линейка моделей, оптимизированных под разные задачи и потребности заказчика, — напоминает Денис Сереченко, директор по сетевым решениям Huawei Enterprise Business Group в России. — Поэтому нельзя говорить о какой-то одной „самой успешной“ модели, которая резко бы выделялась на фоне остальных. Есть разные предложения, соответствующие разным запросам, все они вполне успешны в своих нишах».

По мнению Михаила Кириченко, директора по продажам TP-Link в России, на рынке Wi-Fi-оборудования успех обеспечивают такие параметры, как широкий ассортимент, доступность, предложение актуальных, востребованных рынком решений. TP-Link, следуя этому пути, предлагает более 200 моделей в своей продуктовой матрице, которая удовлетворяет всем запросам пользователей.

«Успех — это совокупность нескольких факторов, — говорит Константин Тихонов, директор по продажам Tenda в России и СНГ. — Чтобы модель стала популярной, необходимо привлекательное соотношение цены и качества плюс востребованность рынком. Для успеха компании нужен сбалансированный модельный ряд. И, конечно же, важны такие факторы, как профессиональная команда и понятная, лояльная партнерская политика».

По словам Ильи Пономарёва, генерального директора ООО «КИНЕТИК», нередко локальные «успехи» в штуках достигаются демпингом. «Но это не наш случай, — заявил он. — Мы свои успехи связываем с качеством продуктов, как бы банально и рекламно это ни звучало. У нас накоплен большой опыт по продвижению довольно дорогих (на 50–100% дороже по сравнению с формально конкурирующими моделями других производителей) интернет-центров, которые, однако, продавались намного лучше даже в штуках, не говоря уже о деньгах. Просто потому, что это были очень удачные модели в том, что касается не только формальных аппаратных признаков, но и программной части, функционала, облачных сервисов, добротности продукта в целом. К счастью, всё больше пользователей отказывается воспринимать роутер как конструктор, требующий затрат времени, чтобы найти, перепробовать и установить какую-то альтернативную прошивку, с которой аппарат будет делать то, что должен делать нормальный роутер. Кроме того, пользователи хотят иметь поддержку, которую можно описать такими словами: „Вот вам доступ в мой роутер, сделайте мне все по высшему разряду без моего участия“. И мы, в отличие от многих других, это делаем».

Спрос не самый высокий, но устойчивый

Сегодня именно Wi-Fi можно считать ключевой технологией беспроводной связи, поэтому спрос на эти устройства сохранится, считает Денис Сереченко. Проводные решения уходят в прошлое, от кабелей стараются отказаться, а беспроводные альтернативы 4,5G или 5G пока остаются на уровне пилотных проектов, а значит, технология Wi-Fi еще долго будет актуальной.

«Спрос на беспроводные маршрутизаторы устойчивый, — говорит Сергей Васюк, директор по маркетингу компании D-Link в СНГ и странах Балтии. — Можно говорить о некотором перераспределении предложений базовых устройств в пользу операторов связи, предоставляющих клиентам кастомизированные модели в составе комплексных тарифных планов. Кроме того, увеличивается доля устройств высокого ценового сегмента с дополнительными потребительскими характеристиками, появляются решения на основе роутеров с увеличенной зоной покрытия, но в целом на текущий момент говорить об уменьшении спроса в целом нет особых оснований».

Юрий Тарасов, генеральный директор ООО «Смарт Оранж», дистрибьютора Xiaomi, также утверждает, что продажи Wi-Fi-устройств будут расти. Одна из главных причин — развитие технологий, а именно освоение диапазона 5 ГГц. Кроме того, гигабитный Интернет становится более доступным для среднестатистического пользователя, что часто ведет к заменам старого оборудования на новое.

«По нашим оценкам, с учетом предстоящих предновогодних продаж, рынок закончит 2018 г. как минимум не хуже, чем предыдущий, — заявил Илья Пономарёв. — И это несмотря на то, что покупательная способность населения не растет на фоне очередного падения курса рубля и активного продвижения некоторыми крупными провайдерами своих „бесплатных“ роутеров».

Константин Тихонов согласен с тем, что спрос сохраняется, но указывает на изменение требований покупателей к производительности и качеству оборудования. Мобильный Интернет пока не стал заменой проводному даже на бытовом уровне. Качество услуги оставляет желать лучшего. В компании Tenda обращают внимание и на динамику расширения модельного ряда Wi-Fi-роутеров ведущих игроков рынка сетевого оборудования: наряду с выпуском простых доступных моделей, ориентированных на самых неприхотливых пользователей, появляются устройства, удовлетворяющие требования более взыскательных потребителей цифрового контента. В целом, по его словам, рынок телекоммуникационного оборудования даже в непростой период не только не показывал отрицательной динамики, но и нередко демонстрировал рост.

«Устойчивый спрос на Wi-Fi-роутеры сохраняется, но постепенно интерес смещается в сторону оборудования, поддерживающего стандарт 802.11ac и протоколы ZigBee, без которых невозможно управлять устройствами, применяемыми в „умном доме“, — сказал Михаил Кириченко. — Для уже существующих беспроводных сетей пользователи все чаще выбирают Wi-Fi-усилители сигнала и более продвинутые решения, поддерживающие технологию Mesh».

Он добавил, что в этом году спрос резко сместился с 300 Мбит/c устройств в сторону устройств, поддерживающих АС-стандарт. Это связано с тем, что производителям удалось предложить рынку более дешевое оборудование в данном сегменте на фоне новых привлекательных тарифов провайдеров, предлагающих высокие скорости доступа в Интернет.

«В этом году общие продажи роутеров TP-Link продолжали расти, значительно увеличилась доля поставок роутеров непосредственно провайдерам, — комментирует ситуацию Михаил Кириченко. — Но мы также видим, что рынок близок к насыщению, и это приводит к более сильной конкуренции между провайдерами и партнерами первого и второго уровней».

О продолжающемся росте говорит и Константин Тихонов. По его словам, Tenda увеличивает долю рынка, и на текущий момент, по его оценке, она составляет около 10%. В компании не исключают, что это связано не столько с увеличением емкости рынка, сколько с перераспределением долей между основными игроками. Он добавил, что по сравнению с 2017 г. продажи оборудования Tenda выросли в три раза в штучном исчислении.

«В 2018 г. мы существенно нарастили поставки маршрутизаторов Wi-Fi, особенно федеральным провайдерам, — сообщил Сергей Васюк. — Это стало результатом перехода компании на разработку оборудования российскими специалистами Центра исследований и разработок в Рязани, кроме того, завершился процесс перехода на поставки продукции с использованием собственного производственно-логистического комплекса. Мы не считаем, что в ближайшее время спрос существенно снизится, поскольку сейчас провайдеры начинают активно переводить клиентов на устройства с поддержкой стандарта 802.11.ас и гигабитными портами». Он также отметил, что в 2017 г. компания в целом увеличила поставки по сравнению с 2016 г. примерно на 20%, а в этом году ожидает прибавку примерно на 30%.

«Объемы наших продаж не изменились, однако мы считаем это очень хорошим результатом для переходного периода смены бренда, перенастройки канала и полного обновления модельного ряда, — заявил Илья Пономарёв. — Текущий год был очень непростым для компании, так как бренд Keenetic отделился от бренда Zyxel и стал независимым. Несмотря на все трудности, мы смогли удержать долю рынка и продолжаем развивать линейку продукции Keenetic (добавили четыре новые модели) и после неминуемого спада „на переправе“ наращиваем объемы продаж». Он добавил, что Keenetic сохраняет свою долю рынка роутеров, которая в деньгах приближается к отметке 30%. Кроме того, по-прежнему росли продажи двухдиапазонных устройств. В Keenetic рассчитывают, что к концу года доля сегмента двухдиапазонных роутеров в денежном исчислении приблизится к отметке в 50%. На российском рынке этих устройств Keenetic лидирует с долей порядка 33% по итогам 10 месяцев 2018 г., по оценкам компании.

Торговля роутерами сохраняет привлекательность для канала

Несмотря на острую конкуренцию, неплохой спрос на беспроводные маршрутизаторы по-прежнему привлекает к ним внимание участников канала. Альтернатива в виде технологий 4G, 5G или следующих поколений, конечно, появится, но в ближайшем будущем устройства Wi-Fi сохранят свое доминирующее положение.

По словам Сергея Васюка, реселлерам не приходится прикладывать каких-либо заметных усилий для продвижения и продаж беспроводных устройств. Продукты востребованы, и речь может идти об оптимизации портфеля реселлера, что обеспечит требуемую маржинальность на фоне перехода к моделям с более высокими скоростями.

Наверное, можно говорить о появлении в ближайшее время новых классов устройств типа многофункциональных роутеров с поддержкой голосового помощника и управления устройствами умного дома, IoT и пр.

«Продвигать и продавать Wi-Fi-роутеры достаточно выгодно, — убежден Денис Сереченко. — Что касается конкуренции со стороны 5G, то ее пока нет. Эта технология все еще находится в стадии разработки, и пока можно говорить только о пилотных проектах. 4G доступна лишь в крупных городах, часто не на максимальных скоростях, а ее себестоимость достаточно высока».

Как отмечает Юрий Тарасов, в некоторых районах Москвы, и тем более в Подмосковье, пользователи не удовлетворены качеством мобильной связи. Соответственно роутер и традиционный Wi-Fi решают эти задачи в квартирах, а переход на частоту 5 ГГц увеличивает скорость и качество передачи данных.

С ним согласен Илья Пономарёв: «При всех прелестях мобильного Интернета 4-го или даже 5-го поколения, российские пользователи уже привыкли к определенному количественному и качественному уровню доступа в сеть: им сейчас подавай тарифы больше 100 Мбит/с, не говоря уже о безлимите. На подъеме игровой рынок, а там качество доступа в Интернет (с минимальными задержками) очень важно. Кроме того, не нужно забывать о масштабах территории Российской Федерации. Действительно, встречаются места, куда мобильный Интернет добирается даже раньше стационарного. Но как только растут аппетиты в плане потребления и трафик, мобильный Интернет пока проигрывает любому стационарному варианту. Соответственно реселлеры будут продвигать то, в чем нуждается пользователь».

Потребитель консервативен: в приоритете цена и беспроблемное использование

Предпочтения заказчиков вместе с модой и технологическими новшествами оказывают заметное влияние на динамику рынков и расстановку сил. Но сегмент Wi-Fi-роутеров в этом смысле оказался достаточно консервативным.

Как считает Денис Сереченко, предпочтения заказчиков за последний год не изменились. Запросов с их стороны всегда было два: качество и приемлемая цена, а значит, максимальным спросом всегда пользовались продукты с оптимальным соотношением цены и качества, и эта тенденция сохраняется.

«Чтобы отвечать запросам рынка, мы внимательно следим за тем, как меняются запросы и предпочтения пользователей, — говорит Илья Пономарёв. — На поверхности лежат веяния моды и технологий. Это хорошо видно и в отчетах GfK. Например, в России до сих пор две трети рынка занимают однодиапазонные Wi-Fi-роутеры, при этом доля двухдиапазонных уверенно растет. Также пока еще невысоко проникновение гигабитных скоростей доступа в Интернет». Юрий Тарасов отметил, что все больше клиентов переходит на двудиапазонные модели. Кроме того, потребитель сейчас требует максимального user friendly продукта для комфортного и беспроблемного использования.

По мнению Сергея Васюка, на рынок роутеров ощутимое влияние оказывают многочисленные маркетинговые акции операторов, которые в условиях обостряющейся конкуренции должны постоянно прилагать все большие усилия по привлечению новых и удержанию существующих клиентов, в том числе бесплатной или дотационной раздачей роутеров. Это делает принципиально важным соотношение цены и технических характеристик. Если для небольших региональных операторов из-за простоты схем предоставления услуг технические характеристики не очень критичны, то федеральные операторы связи придают им и цене приоритетное значение, поскольку поставляемые устройства помимо предельных скоростных характеристик должны отвечать многочисленным специфическим требованиям, например иметь средства удаленной диагностики, конфигурирования, обновления встроенного ПО и пр.

«Мы констатируем снижение спроса на роутеры стандарта N и соответственно взрывной рост на двухдиапазонные (AC) и на устройства с гигабитными портами, — говорит Константин Тихонов. — Наши хиты в этом сегменте — AC-роутеры стоимостью чуть более 1,5 тыс. руб. Однако основным трендом следующих нескольких лет мы считаем MESH-системы. Они удовлетворяют наиболее требовательных к качеству Wi-Fi пользователей, решая целый комплекс задач. Например, такая система обеспечивает «бесшовный» роуминг, дает устойчивый сигнал, решая проблему затухания при сложной геометрии квартиры или железобетонных перекрытий в небольших помещениях, обеспечивает гарантированную скорость передачи данных на площадях до 500 кв. м.

Полноценной альтернативы еще долго не будет

Большинство игроков рынка уверены, что перспективы у оборудования Wi-Fi, даже несмотря на появление новых технологий, остаются хорошими. «Как средство обеспечения доступа в локальных сетях Wi-Fi не имеет полноценной альтернативы, поэтому традиционные устройства еще много лет будут востребованы», — говорит Денис Сереченко.

По словам Ильи Пономарёва, драйвером продаж Wi-Fi-оборудования станет набирающая популярность в России тема IoT, которая подпитывается внедрением систем умного дома, рынок OTT-сервисов, повсеместное распространение смарт-телевизоров и развитие игровой индустрии. Всем этим приложениям нужен качественный стабильный доступ в Интернет с надежной сегментацией сети. Некоторые приложения важны настолько, что им необходим резервируемый доступ. То есть упомянутый выше 4G/5G-интернет зачастую нужно вписать в какую-то систему просто как резервный канал. Кроме того, любой малый бизнес тоже немыслим без Wi-Fi, VPN-туннелей.

А вот Константин Тихонов считает, что Wi-Fi-роутеры, в классическом понимании технологии, будут терять популярность. В перспективе через два, максимум три года мы будем говорить о системах Mesh, которые вытеснят с рынка классику. В качестве примера Тихонов приводит США, где уж сейчас Mesh занимают 30% рынка Wi-Fi-роутеров. Китай по объему продаж Mesh стремительно приближается к этому показателю.

«В ближайшее время сегмент Wi-Fi-роутеров останется вполне перспективным даже для базовых устройств. Это подтверждает анализ объемов закупок провайдеров и увеличение количества предложений на полках федеральных и локальных реселлеров», — подытожил Сергей Васюк.



Версия для печати (без изображений)