Докладчики и гости ноябрьского Synergy Global Forum в Москве затрагивали немало актуальных для современного бизнеса тем. В их числе — искусственный интеллект (ИИ), о котором всё чаще говорят и кое-где даже используют, но суть и область применения которого по-прежнему остается почти загадкой для подавляющего большинства заказчиков и системных интеграторов. Обсуждению ИИ на Synergy Global Forum была посвящена дискуссия под названием «Люди, роботы, искусственный интеллект» с участием именитых специалистов в этой области — разработчиков, бизнесменов, внедренцев.

Модератором обсуждения выступил Алексей Южаков, основатель и председатель совета директоров пермской компании Promobot. Эта фирма выпустила уже свыше четырёхсот единиц своей умной техники. Ежемесячно она отгружает 20 роботов, а с вводом новой производственной площадки к 2022 г. сможет изготавливать не менее 100 роботов в месяц. Кстати, и сам Промобот вышел на сцену, поприветствовал собравшихся и произнёс прочувствованную речь о том, что не готов пока обсуждать проблемы ИИ, но с удовольствием выслушает сведущих в этом вопросе участников дискуссии.

Пусть сегодняшние экспертные системы не способны осознавать себя или вести внутренний диалог, но они уже опережают человека как минимум в одном очень важном умении: мгновенно идентифицировать паттерны, находить закономерности среди кажущегося хаоса. На это обратил внимание в своём выступлении Евгений Плужник, ректор Московского технологического института.

К 2030 г., предостерёг он, во всём мире будет ликвидировано порядка 300 млн. существующих на сегодня рабочих мест — как раз из-за роботизации. На российский рынок труда из этих 300 млн. придётся никак не меньше 20-25 млн. Рутинную, хорошо алгоритмизируемую работу машины смогут выполнять значительно эффективнее, а затраты на них значительно меньше, чем на людей.

Впрочем, есть надежда, что к тому времени в стране уже будет установлен базовый доход в размере хотя бы прожиточного минимума (реального), что позволит значительной массе населения максимально безболезненно пройти процесс трансформации. «Я не верю, что в 2030 г. человек в возрасте 40-45 лет сможет противостоять юноше 17 лет, которому даже не нужен университет, чтобы заниматься ИИ или исследованиями в области больших данных», — резюмировал Евгений Плужник.

Под прицелом тотальной роботизации находится не только монотонная, грязная или опасная работа. «ИИ пробрался уже на территорию искусства и культуры: роботы пишут картины и музыку», — сообщила Анна Зайцева, генеральный директор концертного агентства Synergy Entertainment, куратор театральной постановки Константина Богомолова и Мастерской Брусникина «АЙ ФАК» по роману Виктора Пелевина «iPhuck 10», премьера которой назначена на декабрь.

В ходе посвящённой искусственному интеллекту дискуссии выступил и Александр Ураксин, сооснователь стартапа Stafory и создатель робота-рекрутера Веры. Этот робот за два года провёл уже около 2 млн. собеседований на те самые должности, которые в недалёком будущем (возможно) будут замещены искусственно созданными работниками. Веру создавали в помощь компаниям, нуждающимся в быстром, надёжном и эффективном подборе линейного персонала.

Робот способен находить на известных ресурсах резюме подходящих соискателей, созваниваться с ними, рассказывать о нанимателе, отвечать на связанные с вакансиями вопросы. Вдобавок Веру используют и для внутрикорпоративных коммуникаций: у неё можно заказать — голосом по внутреннему телефону — справку 2-НДФЛ, подать заявление на отпуск и т. п. Помогает робот и укреплять здоровый климат внутри компании: в частности, он анализирует причины текучки кадров, выявляя в финальном интервью статистически значимые причины того, почему сотрудники увольняются. Не каждый живой рекрутер способен непредвзято провести финальное интервью и объективно проанализировать его итоги.

Альберт Ефимов, руководитель лаборатории робототехники ПАО «Сбербанк», прямо заявил: «Мы не финансовый институт — мы технологическая компания с банковской лицензией. Прямой наш конкурент в этом смысле — компания Amazon». Лаборатория робототехники, по его словам, появилась в «Сбербанке» лишь потому, что разработка и внедрение роботов — крайне приземлённое, понятное дело.

Рынок для банковской роботизации, как показало внутреннее исследование компании, огромен: так, один только «Сбербанк» обрабатывает в своих отделениях 80 тонн наличных денег ежегодно. Примерно 10% ВВП ведущих стран, включая Россию, существует именно в виде наличных денег. И работа с ними — грязная (в прямом смысле; банкноты проходят через разные руки), тяжёлая и вместе с тем ответственная, требующая высочайшей точности.

Об острой необходимости внедрения ИИ для того, чтобы сократить в компаниях количество людей, каждодневно занятых исполнением рутинных операций, упомянул в рамках дискуссии и Максим Осорин, директор по новым технологиям и инновациям SAP. Классический пример — разнесение платежей в бухгалтерии; сопоставление полученных от клиентов платежей с выставленными им счетами.

Здесь ИИ целиком и полностью готов заменить человека уже сегодня, гарантируя при том как заметное повышение скорости исполнения подобных операций, так и значительное снижение количества ошибок. Прогностика, предсказательная аналитика, техническое зрение — также важные для SAP направления развития прикладного коммерческого ИИ. Машинное обучение позволяет экспертным системам заменять, например, человека на опасных производствах в цветной металлургии.

Ещё одно крупное направление развития «умной» автоматизации — персональные помощники. Алисой «Яндекса», которой от роду всего-то год, ежемесячно пользуются уже 30 млн. человек. Причём в перспективе персональный помощник— это гораздо больше, чем банальное голосовое расширение для поисковой строки браузера. Александр Крайнов, руководитель службы компьютерного зрения и технологии искусственного интеллекта «Яндекса», поведал о новых возможностях, которые подобные Алисе сервисы раскрывают перед В2С-бизнесом.

По идее в ответ на запрос вроде «Алиса, где мне постричься?» не должно следовать проговаривание роботом через умную колонку адресов ближайших парикмахерских. Сопоставляя собранную о своём владельце информацию — внешний вид, уровень дохода, предпочитаемый стиль — с предоставленными бизнесом структурированными описаниями услуг, персональный помощник должен сам подобрать оптимальную по соотношению цены, уровня сервиса и удалённости парикмахерскую. А в идеале — ещё и посоветовать конкретного мастера, который уж точно сумеет постричь клиента так, как тому нужно.

Этот новый способ взаимодействия бизнеса с потребителями подразумевает, конечно, дополнительные инвестиции. Необходимо научиться предоставлять персональным помощникам сведения о себе на уровне не ниже того, какой предоставляется сегодня поисковым роботам. Только главную роль при этом будут играть не ключевые слова и всевозможные SEO-ухищрения, а структурированный набор данных о времени работы, предоставляемых услугах, продаваемых товарах, квалификации персонала, ценовом позиционировании и т. п. От пиццерии до барбер-шопа, от магазина подарочных безделушек до коворкингового центра — любой ориентированный на клиента бизнес только выиграет, убеждён Александр Крайнов, от того, что будет ориентироваться на взаимодействие с цифровыми персональными помощниками, а не только (напрямую либо через поисковик) с людьми.

Революция ИИ и робототехники уже идёт. И для бизнеса очень важно не проспать открывающиеся перед ним возможности — чтобы уже через считанные годы не увидеть, как клиенты уходят к более лёгким на подъём, склонным к экспериментам коллегам-конкурентам. К такому выводу приводит прошедшая на Synergy Global Forum 2018 дискуссия.



Версия для печати (без изображений)