Год назад в CRN/RE приводились данные IDC по российскому рынку десктопов: за 2017 г. тот прирос на 19,4% в количественном исчислении и на 23% в долларовом относительно 2016-го. Как свидетельствует та же аналитическая компания, по итогам 2018 г. сегмент десктопов приблизился к результатам 2015 г., а в деньгах превысил показатели трехлетней давности на 23%.

Аналитическая компания ITResearch оценивает прошлогодние продажи настольных ПК в России в 2,58 млн. штук — на 14% больше, чем в 2017-м. По ее данным, в число лидеров (в алфавитном порядке) вошли Acer, Depo, iRu, HP и Lenovo, в сумме на них пришлось 40% всех продаж десктопов. Этот показатель на два процентных пункта меньше, чем годом ранее, что позволяет сделать вывод об остановке роста в данном сегменте. Особо можно выделить подгруппу компьютеров класса все-в-одном (AIO, моноблоков): их было продано 364 тыс. шт. (на 7% больше, чем в 2017 г.), то есть 12% всех продаж десктопов.

Отметим для справки, что российский рынок персональных компьютеров в целом (ПК и ноутбуки) по сравнению с 2017 г. увеличился, по данным IDC, на 18,7%, до 5,79 млн. штук. Пятерку лидеров на нем представляют HP Inc. (23,2% всех поставленных за год ПК), Lenovo (18,2%), ASUS (13,6%), Acer (13,5%) и Dell (5,7%). Данные Gartner — это агентство также приводит в открытом доступе оценку российского рынка ПК в целом, без разделения на десктопы и ноутбуки, — почти те же: 5,65 млн. штук компьютеров всего, что на 19,3% превышает уровень 2017 г. Да и пятерка лидеров здесь та же: HP Inc. (24,1%), Lenovo (18,6%), ASUS (14,48%), Acer (13,9%) и Dell (6,0%).

Таким образом, в прошлом году прирост и отгрузок, и фактических продаж настольных систем в России хотя и продолжался, но уже несколько более сдержанными темпами, чем в позапрошлом.

Что ощущает рынок

Сегмент настольных ПК в России действительно показывает стабильный, хотя и не самый выдающийся рост, — на этом сошлись все опрошенные нами эксперты. «Если отбросить фактор дефицита процессоров в конце года, — оговаривается Алексей Соснин, менеджер по продукту компании Lenovo. — Основным трендом было существенное смещение в сторону более дорогого сегмента. Низкий ценовой сегмент и технически бедные конфигурации перестали быть основным фокусом, что существенно увеличило среднюю стоимость коробки».

Разделяет эту точку зрения Гектор Пулинец, один из руководителей направления закупок по категориям «Вычислительная техника» компании ДНС: «Согласно нашей оценке, общий розничный рынок ПК в РФ вырос всего лишь на 2% в натуральном и на 14% в денежном выражении. Изменение продаж данной категории в ДНС: +20% в натуральном и +40% в денежном. Средний чек вырос на 16%. Выделяется рост игровых ПК в среднем и старшем ценовых сегментах».

Ольга Доровская, директор департамента персональных систем OCS Distribution, также называет в числе основных тенденций на потребительском рынке перетекание продаж в премиум-сегмент и в более компактный форм-фактор. В коммерческом же измерении, по ее наблюдениям, все более популярными становятся моноблоки.

Сергей Косецкий, коммерческий директор компании X-Com, придерживается несколько иной точки зрения: «По результатам прошлого года мы зафиксировали более чем 17%-ный рост продаж десктопов в штучном выражении, что выше динамики рынка этих устройств. Наибольшим спросом при этом пользовались компьютеры нижнего и среднего ценовых диапазонов».

Детализированной информацией делится и Елена Бицаева, директор по развитию бизнеса ELKO Russia: «По данным нашей внутренней аналитики, а также по сведениям IDC и CONTEXT, на настольные ПК и моноблоки приходится около 1,9 млн. устройств. В денежном эквиваленте это можно оценить приблизительно в 900 млн. долл.».

Павел Анохин, генеральный директор HP Inc. в России, отмечает, что в 2018 г. спрос на классические потребительские ПК падал, в то время как интерес к моноблокам и игровым компьютерам показывал положительную динамику на протяжении всего года. «Сегмент коммерческих ПК зависит от крупных тендеров, которых в прошлом году было немного. Кроме того, сказался дефицит комплектующих, в связи с чем некоторые отгрузки были перенесены на 2019 г.».

По словам Вадима Тихонычева, консультанта по клиентским системам Dell EMC в России, Казахстане и Центральной Азии, продажи продукции его компании в коммерческом сегменте показывали серьезный рост: «В четвертом квартале Dell уверенно вошла в тройку лидеров рынка и значительно расширила присутствие практически во всех сегментах — от коммерческих организаций и предприятий добывающей отрасли до государственных и образовательных учреждений».

Александр Буравлев, технический директор компании «Аквариус», особо выделяет такой тренд, как взятый на государственном уровне курс на импортозамещение: очевидно, на ближайшие годы это во многом будет влиять в том числе и на рынок десктопов.

Вопросы сегментации

Сегмент ПК для бизнеса в России в прошлом году сохранял стабильность и даже демонстрировал небольшой рост, — это отметили большинство наших экспертов. «В корпоративном секторе наиболее востребованы были ПК средней производительности — основа рабочих мест большинства офисных служащих», — говорит Сергей Косецкий. Как считает Вадим Тихонычев, это говорит о взрослении рынка и о наметившемся тренде ориентации бизнес-потребителя на качественную и технологичную продукцию.

«Если говорить о перспективе, то я бы выделил сегмент для частного потребителя, — делится своими наблюдениями Гектор Пулинец. — Он шире в плане целевой аудитории и ее запросов. Именно в этот сегмент нацелены „бить“ и все крупные производители».

На большом рынке десктопов Елена Бицаева выделяет четыре сегмента: настольные ПК, игровые и графические станции, моноблоки и неттопы: «По данным IKS Consulting, Gartner и IDC, рынок облачных сервисов в прошлом году вырос по сравнению с 2017-м на 25%. Более 90% приходится на SaaS и PaaS. Аналитические агентства прогнозируют сохранение данной динамики в ближайшие годы. Следовательно, потребность в ПК даже средней мощности будет сокращаться в пользу моноблоков и неттопов как на корпоративном уровне, так и для физических лиц».

Замедление роста поставок потребительских ПК наблюдалось с января по июнь, говорит Павел Анохин. С июля же отгрузки десктопов и моноблоков начали набирать обороты, и спрос на них продолжил расти вплоть до января 2019 г. Во втором полугодии продажи росли уже не только за счет сезонного фактора: ослабление рубля и повышение НДС также сыграли свою роль, мотивируя потребителей не откладывать покупку.

«Мы выделяем рост в ультракомпактном форм-факторе (мини-ПК), их продажи активно шли во всех ценовых категориях, — продолжает Павел Анохин. — В 2018 г. мини-ПК получили уже 95-Вт процессор и дискретную графику и теперь совсем не отличаются от классических башен. В будущем мы прогнозируем дальнейшее развитие этого сегмента и рост продаж современных тонкорамочных моноблоков больших диагоналей — 24–27 дюймов».

Оба указанных сегмента важны и востребованы своим покупателем, напоминает Алексей Соснин: «И в потребительском, и в коммерческом сегментах есть свои перспективы и новые интересные решения, которые наверняка заинтересуют пользователей».

А Ольга Доровская добавляет, что росту популярности моноблоков в потребительском сегменте способствуют доступная цена и готовый к работе «из коробки» форм-фактор, а для бизнеса — простота подключения, скорость ввода устройства в рабочие процессы и уменьшение количества техники на балансе.

Компактность или традиция?

Современный пользователь ПК особенно ценит комфорт — как дома, так и на рабочем месте. Именно тяга к удобству повлекла за собой, как отмечает Александр Буравлев, рост продаж компактных устройств в корпоративном сегменте: моноблоков и мини-ПК, — причем тренд этот следует воспринимать как долгосрочный. Вадим Тихонычев поясняет: «К этому ведет идея трансформации пространства для работы, суть которой состоит в том числе и в оптимизации рабочего места как инструмента для сотрудника».

Спрос на моноблоки продолжает расти и в потребительском сегменте десктопного рынка, — на это указывает Павел Анохин: «Мы видим, что частично сокращается спрос на классические ПК». Согласна с этим Ольга Доровская: «В тренде — многофункциональность устройств и эргономика рабочего места. Поэтому все более популярными становятся моноблоки и малые формы — мини-ПК».

Традиционная «настольная миди-башня» пока еще пользуется спросом и не собирается сдавать позиции, — в этом убежден Гектор Пулинец. Однако и он признает, что у пользователя все чаще возникает потребность уменьшить занимаемое компьютером пространство, выбрав модель в компактном корпусе или же перейдя на моноблок. Схожего мнения придерживаются Елена Бицаева и Сергей Косецкий.

«Сравнивая с прошлым годом, — делится своими наблюдениями Алексей Соснин, — мы можем говорить о небольшом росте в сегменте классических ПК (Tower и SFF), где распределение по форм-фактору осталось без глобальных изменений с незначительным ростом SFF. Основная тенденция — это, безусловно, стремительный рост продаж неттопов, мини-ПК. В целом показатели год к году поставок коммерческих ПК остались на прежнем стабильном уровне».

Персоналка как услуга

Разговоры о DaaS (device as a service — рабочее место как услуга) ведутся все чаще на всех уровнях, от производителей до конечных потребителей. Александр Буравлев подтверждает наличие у российских заказчиков спроса на DaaS уже в 2018 г., хотя и не слишком значительного, однако он не уверен, что эта концепция заметно повлияет на объемы рынка настольных ПК в ближайшие годы.

Солидарен с этой точкой зрения и Вадим Тихонычев: «Концепция пока еще очень молодая, но мы уже видим интерес заказчиков. Думаю, скоро появятся практические предложения, разработанные с учетом специфики нашего рынка».

Очевидно, DaaS приходит в Россию прежде всего через корпоративный рынок десктопов. По крайней мере, розничные сети ощущают влияние этой концепции на свой бизнес в минимальной степени, если ощущают вообще, — об этом говорит Гектор Пулинец.

Елена Бицаева развивает мысль: «Я убеждена, что это — будущее рынка. Если говорить про ELKO, то среди наших услуг для партнеров в том числе есть и помощь в получении ПК в лизинг. Пока эта концепция работает на уровне взаимоотношений „вендор — крупная корпорация“, как у HP Inc. и DreamWorks. На рынке СМБ, насколько я знаю, успешных примеров реализации DaaS нет ни в России, ни в мире. Тем не менее все больше и больше компаний работают над разработкой данной концепции».

Алексей Соснин также видит зарождающийся рост интереса к DaaS со стороны российского коммерческого заказчика, впрочем, развитие этого тренда сдерживается отчасти психологическим фактором: необходимостью изменить подход к организации бизнеса, к ресурсам и инвестициям.

Ольга Доровская отмечает, что в России довольно велик парк старых ПК, возрастом от пяти до семи лет, требующий обновления: «При этом отсутствие роста в экономике и, как следствие, ограниченность финансовых ресурсов мешают этому обновлению по классической модели: выбросили старое — купили новое. Благодаря этому у моделей потребления, в основе которых лежит аренда или совместное пользование, определенно появляется шанс на успех».

«Мы действительно наблюдаем распространение концепции DaaS на российском рынке, однако в 2018 г. спрос не достиг того уровня, который ожидался, — резюмирует Павел Анохин. — Мы продолжаем совершенствовать наше комплексное предложение DaaS, у нас серьезные ожидания от 2019 г., и мы рассматриваем это направление как одно из ключевых для роста бизнеса».

Новые ожидания

Текущий год начался с перемен в экономике, — на это обращает внимание Ольга Доровская: «Потребительский рынок особенно остро отреагировал на рост ставки НДС до 20%. Реальные доходы населения не растут, а ПК премиум-сегмента становятся еще менее доступны для определенных слоев населения. В этих условиях почти всей цепочке поставок от дистрибьютора до розничной полки приходится конкурировать с вторичным рынком, на котором после схлынувшей волны любительского майнинга полно предложений».

Стабильного роста поставок в корпоративном сегменте настольных ПК ждет по итогам текущего года Александр Буравлев, в роли главного локомотива он видит госсектор и, в частности, его потребность в импортозамещении. Помимо общего увеличения отгрузок десктопов он рассчитывает также на укрупнение доли компактных систем: моноблоков и мини-ПК.

Сегмент игровых ПК превысит скорость роста рынка, в этом уверен Гектор Пулинец.

Решения SMART Technologies для совместной работы

Виктор Поповский, региональный менеджер SMART Technologies.

Интерактивная панель с OPS-компьютером вместо моноблока в кабинете руководителя и такая же панель вместо обычной или проектора в переговорной комнате. Так ли уж далека эта перспектива?

С одной стороны, тенденция очевидна: наверное, все участники прошедшей недавно выставки ISE2019 — главного европейского смотра инноваций — продемонстрировали решения для совместной работы. С другой стороны, для повседневного использования в рабочем процессе такие решения должны быть максимально просты и удобны, а также сопоставимы по цене с привычными технологиями.

Компания SMART Technologies — лидер мирового и российского рынков интерактивных решений — утверждает: настала пора переобуваться.

Обычно мне возражают, что для совместной работы достаточно видеоконференцсвязи. Но она не обеспечивает основное условие, необходимое для эффективного функционирования рабочих процессов, — совместную, в том числе дистанционную, работу с документами и фиксацию результатов этой работы.

Что же может дать нам интерактивная бизнес-панель SMART с программным обеспечением SMART TeamWorksTM уже сегодня?

Хотите сделать какие-то пометки ручкой поверх презентации в pdf и сохранить эти изменения? Пожалуйста!

Хотите моментально перейти от презентации в pdf к режиму белой доски и набросать там от руки план действий? Легко!

Решили добавить в этот план картинку из поисковика, объект из другого приложения или фото с телефона коллеги, удаленно подключенного к презентации? Нет проблем!

У другого коллеги не айфон, а смартфон с ОС Андроид, и он тоже одновременно с первым хочет подключиться и «расшарить» свой экран в отдельном окне? Тоже не вопрос!

Безусловно, это не полный перечень возможностей новых решений для совместной работы, но можно смело сказать, что уже сегодня решения SMART Technologies полноценны, удобны и приемлемы по цене. А главное, такие решения предоставляют исчерпывающие возможности работы с документами любых типов с аннотированием в них и сохранением внесенных изменений, а также интеграции в рабочий процесс индивидуальных устройств на любой платформе.

Если вы, как и мы, цените свое время и хотите наладить эффективное взаимодействие во время встреч и совещаний вне зависимости от того, пришли вы с ноутбуком или со смартфоном, с проводами или без, или вообще без гаджета, сотрудники нашего эксклюзивного дистрибьютора, компании DiGiS, могут уже сегодня приехать к вам в офис и продемонстрировать все возможности решений SMART Technologies для совместной работы.

Реклама

Впрочем, он оговаривается: «Но уже не так активно. Есть предположение, что игровой сегмент станет более „строгим“, т. е. поменьше цветастых вентиляторов и прочей „радуги“. Сегмент ПК для бизнеса в абсолютном значении будет идти примерно вровень с динамикой рынка. Особого роста в общем количественном выражении не ожидаем».

На протяжении всего прошлого года рынок ПК рос как в корпоративном секторе, так частных пользователей. «Полагаю, эта динамика сохранится в 2019 г., что косвенно подтверждают итоги первого квартала», — исполнен оптимизма Сергей Косецкий.

«С одной стороны, — напоминает Елена Бицаева, — наблюдается дефицит процессоров Intel, который, по прогнозам, должен закончиться во втором полугодии 2019 г. С другой стороны, есть достаточно большой отложенный спрос и необходимость апгрейда оборудования в связи с окончательным прекращением поддержки Windows 7 со стороны Microsoft в начале 2020-го. В целом я ожидаю рост в сегменте ПК, в основном на корпоративном рынке».

Говоря о потребительских настольных ПК, Павел Анохин не исключает умеренного снижения продаж, что уже видно по первым двум месяцам 2019 г. При этом сегмент гейминга и премиум-предложений будет, по его мнению, расти: «Драйверами роста станут окончание поддержки Windows 7 в январе 2020 г., внедрение SSD, выход новых игровых видеокарт и увеличение продаж VR-решений как в потребительском, так и в коммерческом сегменте».

«Далеко не все заказчики до конца понимают, — продолжает Павел Анохин, — что производители ограничены в поставках на рынок ПК с поддержкой Windows 7. К середине лета все ресурсы практически полностью исчерпаются, такие ПК станут большой редкостью и будут востребованы лишь определенными заказчиками. Возможности для роста мы видим не только в инновационных решениях и технологической трансформации, но и в расширении сфер сотрудничества. Так, в 2019 г. больший упор, на наш взгляд, стоит делать на реализацию партнерских программ в области образования».

По словам Алексея Соснина, если политико-экономическая ситуация в целом останется относительно стабильной, то можно ожидать роста интереса к DaaS: «Компании станут больше доверять таким сервисам, появится относительно широкий выбор поставщиков такого рода услуг, расширится предлагаемый ассортимент моделей и устройств, появятся комплексные решения, предлагающие полную инфраструктру — от мобильных телефонов и ПК до серверов».

«Прогнозировать сложно, — признается Вадим Тихонычев. — Можно сказать, что в корпоративном сегменте потребность в современном технологичном ПК еще полностью не закрыта. Значит, предстоит много работы».


Версия для печати (без изображений)