Поездки на CeBIT, крупнейшую европейскую ИТ-выставку, стали традиционными для российских менеджеров, работа которых связана с ИТ. С большей или меньшей пользой для своей компании, но прелести Munich Halle, самого большого на выставке ресторана национальной кухни, успели оценить многие. Если лет 10–12 назад визиты в Ганновер вызывали удивление и порождали большие надежды, то теперь это скорее часть обычной работы, не более того. В последние годы руководители ИТ-департаментов российских фирм выезжают в Германию большими компаниями, для того чтобы выбрать технологии.

Но CeBIT этого года был для России необычным. Впервые наша страна стала партнером выставки. Каждый год партнеры меняются, и на компаниях, технологиях и вообще на всем, что связано с таким государством-партнером, делается заметный маркетинговый акцент.

Российские бизнесмены, особенно руководители компаний-экспортеров ПО годами грезили о поддержке своих маркетинговых усилий со стороны родного правительства, министерств, мечтали о том, чтобы они дали деньги на стенды и рекламные материалы, а в Ганновер бы приезжали первые лица ведомств.

И вот мечты сбылись. Все есть. На российско-германском ИТ-саммите (он продолжался пять дней, практически все время выставки) выступили вице-премьер, глава аппарата правительства РФ Сергей Нарышкин и министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман. Экспозиции министерства, российских учебных заведений и связанных с ними фирм, стенды НК «Руссофт» выглядели внушительно как по масштабам, так и по содержанию. Были выпущены каталоги российских участников, по территории выставки расставили карты «русского пути» по CeBIT. Поддержка государства налицо. Но достаточно ли этого для скачка, для того, чтобы использовать «окно возможностей» и выйти на мировой ИТ-рынок? При всем уважении к сделанному придется сказать «нет». Видимо, это только один из первых шагов, за которыми должна последовать череда действий самого разного рода. Но, во всяком случае, начало положено.

Представительство России на выставке было внушительным. Более 120 компаний; из них, что особенно примечательно, свыше тридцати образовательных учреждений, институтов, университетов и их лабораторий. Все они предлагали собственные разработки, программные и аппаратные продукты и дистанционное обучение. Совершенно футуристически, например, выглядела установка для виртуальной реальности VirtuSphere. Это явно конверсионная разработка, основное ее применение — тренировки военных и сотрудников спецслужб, но вместе с тем это уже готовый коммерческий продукт.

Большая часть участников CeBIT разместилась в павильонах, посвященных бизнес-процессам, яркой была экспозиция телекоммуникаций, но и там, где экспонировались новинки оборудования, нашлось место для российских компаний.

«Завсегдатаи» — продуктовые компании с прочными позициями на мировом рынке («Лаборатория Касперского», ABBYY, ПРОМТ) — выглядели грандами. Экспортеры ПО за таким размахом не гнались, но представлены были широко: Luxoft, Artezio, Auriga, «ЛАНИТ-ТерКом», Spirit тоже давно завоевали свое место на CeBIT, и знают, что и как здесь надо делать. В EPAM Systems, правда, решили, что собственный стенд не нужен.

Не обошлось и без сюрпризов: студия Артемия Лебедева предъявила миру свою знаменитую клавиатуру. И не без успеха, как утверждают менеджеры компании. Среди помпезных экспозиций на стенде Министерства информатизации и связи вдруг обнаруживается компания Widisoft, представляющая продукт класса shareware для распознавания музыки: ее ПО помогает записывать нотами звучащие мелодии и сочинять свои собственные. Какими-то правдами и неправдами этот кусочек министерского стенда достался небольшой, но успешной коммерческой фирме, у которой есть конкурентоспособный, узконишевый продукт, есть покупатели, и немало, а значит, сама фирма — вполне привлекательный объект для инвестиций.

В другом углу того же величественного стенда располагался «Лукойл-Информ». Специалисты этой компании реализовали в России множество очень сложных и интересных проектов, но на вопрос «что вы предлагаете здесь, на CeBIT?» стендисты честно отвечают: «Ничего. Создаем пиар «Лукойлу», показываем, как мы его поддерживаем с точки зрения ИТ. Нет, никаких собственных услуг не предлагаем и клиентов не ищем».

«Изюминкой» стенда Мининформсвязи и российско-германского ИТ-саммита стала распродажа технопарков, говоря по научному — привлечение инвестиций в них. Восемь парков, каждый со своей концепцией, макетами разной степени готовности, презентациями на уровне губернаторов регионов или мэров городов (Черноголовка, Дмитров, Калуга, Нижний Новгород, Новосибирск, Санкт-Петербург, Татарстан, Тюмень).

Большую работу по организации российско-германского саммита провели НК «Руссофт» и ассоциация Bitkom, объединение немецких ИТ-компаний. С немецкой стороны саммит вел доктор Матиас Вебер, один из руководителей Bitkom и давний партнер «Руссофта».

Еще одна группа российских экспонентов — системные интеграторы. IBS, «Систематика», «Белсофт-Борлас», «АйТи». Компания IBS, правда, сделала акцент на продукте «Медиалогия», а вот остальные предлагали услуги. Билл Манджино, директор по развитию бизнеса «АйТи» с мультинациональными компаниями, говорит, что интегратор вышел на CeBIT’2007 с таким главным лозунгом: «Ваш надежный российский партнер в области аутсорсинга». В отличие от большинства компаний, которые в специализированном павильоне «Аутсорсинг» представляли только услуги офшорной разработки ПО, «АйТи» сосредоточилась на предложении ИТ-сервисов для транснациональных компаний, выходящих сейчас на рынок России. Другая перспективная, как считает Манджино, категория посетителей и экспонентов CeBIT — европейские поставщики ИТ-услуг (системные интеграторы, консалтинговые компании), которые ищут партнеров для обслуживания потребностей своих клиентов, ведущих бизнес в России. «Поэтому мы представили на CeBIT целый портфель решений и услуг в области бизнес- и ИТ-консалтинга, поддержки и сопровождения бизнес-приложений и инфраструктурных решений, ИТ-обучения и, конечно же, ИТ-аутсорсинга, заказной разработки ПО и аутстаффинга персонала», — говорит он.

Обычно о результатах выставки сразу после ее окончания не говорят: ведь их можно ждать год, а то и дольше. Но в этот раз на CeBIT было объявлено о трех заключенных сделках с участием российских фирм, и все сделки по-своему показательны, поскольку очерчивают направления дальнейшего развития.

Президент и главный управляющий компании Luxoft Дмитрий Лощинин и один из руководителей Deutsche Bank Дэниэл Маровиц подписали договор о сотрудничестве. Luxoft предоставит ресурсы для разработки и дальнейшей модернизации системы CRM Client First. Кроме того, компании договорились совместно продвигать систему как самостоятельный продукт.

Второй подписанный на CeBIT договор был иного рода. Это соглашение о сотрудничестве между Министерством информатизации и связи Республики Татарстан и компанией Software AG (Германия). В рамках соглашения предусматривается создание диспетчерского центра Министерства здравоохранения Татарстана по регулированию плановой госпитализации больных в специализированные медицинские центры. Это большой интеграционный и аналитический проект, опирающийся на идеи SOA. В подписании соглашения приняли участие министр информатизации и связи Татарстана Фарит Фазылзянов и президент Software AG Карл-Хайниц Штрайбих. Соглашение стало возможным, поскольку в 2006 г. Минздрав республики совместно с российским представительством Software AG и компанией «Корпоративные информационные рутины» (КИР) из Казани успешно завершил соответствующий пилотный проект, доказавший работоспособность идеи.

О третьей сделке рассказал на CeBIT Вернер Фишер, вице-президент по ИТ издательского дома Springer (издает 1,7 тыс. журналов и 5 тыс. новых книг ежегодно, офисы в 20 странах). Для внедрения решения на базе EMC Documentum Springer привлек российский «Рексофт». Из неофициальных источников стало известно, что первоначально это должны были делать филиппинские ИТ-специалисты, но заказчика не устроило качество работ. Решили поискать исполнителей поближе, среди европейских партнеров EMC. Информацию об этом проекте получили через сайт и в «Рексофте». Система, которую хотел получить заказчик, должна автоматизировать полный цикл производства книжной продукции — от подготовки текста и его корректуры, печати и электронных версий до распространения. Был осуществлен пилотный проект, по его результатам заключено более масштабное соглашение. В области документооборота это явно одна из первых сделок для российских компаний, если не самая первая. «Опыт работы с «Рексофтом» был позитивным», — сказал в своей презентации Вернер Фишер и заметил, что даже административные вопросы решались без труда. В результате в Springer решили использовать специалистов «Рексофта» на долгосрочной основе. Более того, подготовили концепцию применения «неошоринга» в разработках для продуктов SAP и уже ищут подходящего партнера, тоже в Восточной Европе. «Фокус при выборе партнеров надо делать на Россию», — заключил Фишер.

Впечатления участников

Ваган Мартиросян, директор по развитию бизнеса компании EPAM Systems: «CeBIT — в большей степени имиджевая выставка, нацеленная на презентацию компании среди международного ИТ-сообщества. За 14 лет своей деятельности мы смогли довольно близко познакомиться с ведущими вендорами и лидерами отрасли, поэтому в текущем году решили принять участие в работе выставки просто как посетители. В частности, в связи с нашим проектом по созданию электронного правительства в Казахстане, первый этап которого мы реализовали совместно с компанией IBM в 2006 г., нам был интересен опыт технологических решений подобного рода в других странах. В целом выставка традиционно была очень масштабной и представительной. Особенное впечатление с точки зрения презентабельности и информативности произвел стенд компании IBM. Здесь можно было познакомиться, в частности, с информацией о ситуации с электронным правительством в Австралии, Канаде, Германии и других развитых странах».

Александр Егоров, генеральный директор «Рексофта»: «Предложение, с которым мы выходили на выставку, — разработка ПО на заказ. В 2006 г. около 25% нашего бизнеса пришлось на долю немецких заказов, поэтому для нас естественно присутствие на выставке в Германии. Безусловно, CeBIT направлен больше на конечного потребителя, и поэтому наши ожидания не были завышены. В целом мы остались довольны. Особенно радостно было видеть действительно впечатляющие успехи России и российских участников в этом году. Хотелось бы надеяться, что в следующем году, хотя Россия и не будет партнером выставки, количество наших экспонентов не уменьшится, и внимание к ним будет не менее пристальным».

Дмитрий Лощинин, генеральный директор компании Luxoft: «Только за последний год число наших европейских клиентов удвоилось. Мы считаем это хорошим индикатором роста своего присутствия на европейском рынке и надеемся на дальнейшее расширение наших позиций».

Билл Манджино, директор по развитию бизнеса «АйТи» с мультинациональными компаниями: «CeBIT гораздо больше чем просто выставка. Это — настоящий «Вавилон» ИТ-рынка. Я думаю, во многом благодаря тому, что Россия была «страной-партнером», все российские участники отмечают положительные результаты. Сегодня мы отрабатываем сотни новых контактов, и некоторые из них выглядят весьма многообещающими».

Россия глазами инвесторов

По мнению Клауса Рихтера, инвестиционного консультанта из компании Osteuropa Investitionsholding AG, Россия выглядит страной с бурно развивающейся экономикой и емким рынком, поставщиком сырья и материалов с высокими макроэкономическими рисками и очень прибыльными строительными проектами. Но с ИТ эта страна пока не ассоциируется вовсе.

«Не стоит забывать, — подчеркивает Клаус Рихтер, — что, приглашая инвесторов, в том числе в технопарки, в Москву, Петербург, Новосибирск, эти города вступают в прямую конкуренцию с Бангалором, Малайзией, Силиконовой Долиной, да и с Дрезденом, Кельном, Мюнхеном».

Для успеха технопарков, как показывает мировой опыт, необходимо большое число государственных предприятий в них, привлекательные условия для компаний, включая льготное налогообложение и налаженную инфраструктуру, ясную, прозрачную, надежную политику, в том числе постоянное законодательство и неизменные правила игры.

Подразумевается также ясное разделение задач и ответственности: инфраструктуру создает государство, частный капитал дает венчурные инвестиции, обе стороны финансово вовлечены в процесс, и обе рискуют. Пока в России транзакционные издержки кооперации очень высоки. Таково мнение тех, кто уже испытал их на себе. Одна из возможных форм партнерства, по мнению Клауса Рихтера, — транснациональные ИТ-кластеры. Но «проекты-маяки» появляются в уже признанных центрах компетенции, а не в искусственно созданных «районах высоких технологий».

В целом инвесторам хотелось бы видеть ясную политику, явные преимущества для себя, инфраструктуру, четко сформулированный баланс рисков и выгод. В частности, доктор Рихтер подчеркнул, что правила «превращения в резидента» для иностранных граждан должны быть в России не сложнее, а проще и понятнее, чем в других «технопарковых зонах», в ОАЭ, на Тайване или в Бангалоре.

К сожалению, презентации российской стороны, рекламирующие технопарки, создаваемые Министерством информатизации и связи, на все эти вопросы ответить не могли. Их пытались сделать яркими, заманчивыми, но информативности явно не хватало: инвесторы любят цифры и факты, а не красивые картинки.


Версия для печати (без изображений)