Говоря о перспективах рынка мониторов в 2019 г., аналитики не ждали серьезных прорывов и изменений в конъюнктуре рынка. И участники рынка, и эксперты полагали, что рост в лучшем случае составит 5-10%. И прежде всего за счет более дорогих и «навороченных» устройств.

Можно сказать, что рынок в целом оправдал ожидания участников как в качественном, так и в количественном выражении. По данным ITResearch, за весь 2019 г. в России было продано 3,53 млн мониторов на сумму 589,5 млн долл. Рынок вырос на 7,1% в штуках и на 9% в деньгах, что было связано с совокупностью ряда факторов: уходом в большие диагонали и изогнутые экраны, активными продажами игровых, а также 2K и 4K мониторов, усилением корпоративного сегмента. По словам заместителя директора ITResearch Василия Мочара, особенностью российского рынка мониторов продолжала оставаться крайняя зависимость от продаж «на замену», которые обеспечивали не менее 95% отгрузок.

«В 2019 г. лидерство взял бренд AOC, также в тройку вошли Acer и Philips. На них суммарно пришлось примерно 39%. Такой невысокий уровень консолидации показывает значительную интенсивность конкуренции на рынке, — рассказывает Василий Мочар. — При этом компания Samsung — многолетний лидер российского рынка мониторов — оказалась на четвертом месте. Во многом благодаря своей „опрометчивой политике“ — компания полностью ушла с рынка маленьких диагоналей и сделала фокусировку на изогнутых экранах. Это хорошо отражается на прибыльности, но чревато потерей рыночной доли, особенно при слабой рознице и когда просто не с чем участвовать во многих тендерах».

При этом поставки через дистрибьюторский канал, по данным компании CONTEXT, упали в рублях на 20% по сравнению с 2018 г. Такая колоссальная разница в цифрах, скорее всего, объясняется тем, что прямые поставки производителей федеральным розничным сетям у некоторых вендоров не только сравнимы, но и превышают поставки через дистрибьюторский канал. Кроме того существенную долю на российском рынке занимали прямые отгрузки корпоративным клиентам.

«По разным оценкам, рост рынка мониторов в 2019 г. составил от 5 до 10% в натуральном выражении, — рассказывает директор департамента компьютерной периферии компании „Марвел-Дистрибуция“ Дмитрий Купцов. — Средняя цена устройства, за счет дальнейшего увеличения доли дорогих решений, подросла на 5-7%. Таким образом, рост рынка в денежном выражении был более существенным и составил порядка 10-15%».

По оценкам Дмитрия Купцова, лидерами по-прежнему являются мониторы 24". И хотя их доля в розничных продажах понемногу сокращается, они «правят бал» в проектных поставках. Постепенно растет доля мониторов 27" (именно этот сегмент должен стать лидирующим) и увеличиваются продажи мониторов больших диагоналей (32-35"). Устройства с диагональю 21,5" по-прежнему занимают очень существенную долю рынка (порядка 25%), но их продажи неизбежно будут сокращаться. Мониторы с диагональю менее 21,5" продолжают стремительное падение, и в ближайшие год-два наверняка уйдут с рынка — уже сейчас многие производители отказались от их поставок.

Согласна с коллегой и директор по дистрибуции дивизиона «Широкопрофильная дистрибуция» компании MERLION Татьяна Скокова: «Рост был вызван двумя факторами: увеличением суммарной доли 24" и 27"+ мониторов в штучном выражении (свыше 60% продаж) и ростом доли игровых продуктов до 6% в штучном и до 10% в денежном выражении. Также положительно на рублевый объём рынка повлиял активный B2B-сегмент, доля которого, по разным оценкам, составляет от 40% до 50% в отдельные кварталы».

«Для нас направление мониторов в 2019 г. было очень успешным — мы выросли более чем на 20% в штуках, что значительно выше рынка, — рассказывает менеджер по продукции мониторы OCS Distribution Елена Казакова. — В 2019 г. хорошо росли продажи игровых мониторов MSI и Asus. Dell предлагала широкий модельный ряд и продуманную партнерскую программу, что привело к росту продаж. Заметно расширила свое предложение по мониторам и HP inc.».

По словам регионального директора MMD Russia (Philips & AOC Monitors and Displays) Андрея Каракашева, как количественные, так и качественные прогнозы относительно 2019 г. полностью оправдались: рынок вырос на 5% в штуках и на 7% в деньгах: «Тем не менее, бурного роста 4К мониторов, которого ждали многие участники рынка, пока не произошло. И я сомневаюсь, что он произойдет в 2020 г. Да, диагональ 24" окончательно стала новым мейнстримом, а доля мониторов меньших диагоналей продолжит снижаться, хотя и останется пока еще заметной частью рынка». Для MMD Russia год был удачным, совокупная доля по обоим брендам Philips+AOC заметно выросла, а бренд АОС смог впервые в своей истории достичь первого места по доле рынка.

По оценкам руководителя направления видеодисплеев Samsung Electronics Григория Губанкова, продажи мониторов нижнего ценового сегмента (до 5 тыс. руб.) снизились почти на треть: «За 8 месяцев 2019 г. рынок показал рост на 15% в денежном эквиваленте и на 5% в штучном по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. Средняя стоимость монитора увеличилась на 10% и составила примерно 11 тыс. руб. Одна из причин — рост игровых мониторов, продажи которых за указанный период выросли почти на 90%, а доля этого сегмента превысила 10% в структуре спроса, обеспечивая 20% оборота в рублях. Увеличился спрос также на мониторы больших диагоналей и „нестандартных“ форматов 21:9 и 32:9. Причем многие модели поддерживают функцию Picture-by-Picture, которая делит экран пополам с одновременным выводом на него сигнала из двух источников, и функцию Picture-in-Picture, которая отображает одно изображение поверх другого».

Илья Фабричнов, менеджер розничных продаж, департамент мониторов и персональных ТВ, LG Electronics Rus, говорит, что его компания уже отказалась от поставок мониторов меньше 22 дюймов, сосредоточив усилия на маржинальных сегментах от 24" и выше. Игровые мониторы компания выделила в отдельную линейку UltraGear. Кроме того продолжает делать акцент на сегменте UltraWide (мониторы с соотношением сторон 21:9).

«В 2019 г. усиливалась роль корпоративных закупок благодаря активной замене парка устройств у партнеров. Что немаловажно, основной категорией здесь стали 24" мониторы, постепенно заменяющие 22"", — отмечает Илья Фабричнов.

Драйверами роста НР стали, по словам генерального директора HP Inc. в России Павла Анохина, помимо грамотно выстроенной работы с каналом, такие факторы как удешевление технологий (в том числе стоимости IPS-матриц), что сделало более доступными мониторы 24"-27" и более. А также широкое портфолио устройств — потребительских, геймерских, коммерческих (включая изогнутые и широкоформатные модели).

«Все ожидания от рынка мониторов в 2019 г. во многом оправдались благодаря общей стабильности в мировой и российской экономике и отсутствию внешних факторов, которые могли бы наложить серьезный отпечаток на мировую рыночную конъюнктуру, — подчеркивает менеджер по продажам ПО и периферийных устройств Dell Technologies в России Павел Рузин.- Оправдался и прогноз о дальнейшем поглощении сегмента небольших диагоналей со стороны устройств от 23,8" и выше. Эти мониторы прочно заняли нишу корпоративного стандарта в сегменте B2B, их удельная доля почти вплотную приближается к 50% всего объема рынка. Становится все более востребованным использование нескольких дисплеев одновременно для более продуктивной работы в мультизадачной среде, либо использование мониторов суперширокого формата, позволяющих работать с несколькими окнами и приложениями одновременно».

По оценкам Павла Рузина, «растущая конкуренция и объемы производства» вывели устройства 2К и 4К из нишевого сегмента в более массовый: «Качественный рост рынка наблюдается и благодаря развитию ИT-индустрии: устаревшие интерфейсы VGA/DVI-D начинают стремительно замещаться более современными и производительными Display Port, USB Type-C, Thunderbolt. Обновляемая база ПК и ноутбуков стимулирует корпоративную и розничную среду также задуматься об обновлении парка мониторов, многие из которых уже попросту морально и технически устарели».

По мнению директора по маркетингу представительства ViewSonic в России и странах СНГ Марии Соловьевой, рост на рынке мониторов «не оправдывает оценок некоторых пессимистов о постепенном вытеснении мониторов другими устройствами, в первую очередь ноутбуками»: «В качественном отношении ситуация на рынке также укладывалась в рамки прогнозов: стабильный тренд в сторону больших диагоналей, развитие сегмента устройств с большим разрешением, интерес со стороны всех участников рынка к игровому сегменту».

Менеджер сегмента коммерческих мониторов Lenovo Павел Гудцов называет 3 ключевые тенденции на рынке коммерческих мониторов в 2019 г. Первая — увеличение доли решений с высоким разрешением. По данным Lenovo, количество таких мониторов выросло более чем в 2 раза. Вторая тенденция — рост сегмента мониторов со встроенными средствами для аудио- и видеосвязи. В 2019 г. этот сегмент вырос в 3,5 раза. Третья тенденция — рост сегмента мониторов, которые подключаются по USB type C, это направление выросло более чем в 2,5 раза.

Оценивая тренды в сегменте пользовательских мониторов, менеджер сегмента пользовательских мониторов Lenovo Федор Хомюк отметил в том числе и такие как «рост технологий, направленных на снижение усталости зрения во время использования монитора — Low Blue Light и другие»: «Приобретение монитора с такой технологией — прямая инвестиция в продуктивность и здоровье. Также очень сильно изменился подход к дизайну мониторов — производители стараются отойти от привычного пластика и использовать более дорогие, качественные и эстетичные материалы. Дизайн мониторов приобретает новый смысл и несет некую концепцию бренда».

Прогнозы и коррективы

Что ждет рынок мониторов (впрочем, как и все другие рынки) в 2020 г., не знает никто. Эксперты и участники рынка признаются: все предварительные прогнозы можно считать неактуальными.

По словам Марии Соловьевой, сейчас (конец марта 2020 г.) наблюдается даже повышенный спрос на мониторы, что связано как с дефицитом, возникшем на фоне закрытия производств в Китае, так и с переходом ряда компаний на удаленную работу: «Многие люди, поработав с современными офисными приложениями на сравнительно небольших экранах удаленных ноутбуков, стали осознавать, что монитор по-прежнему является обязательным элементом рабочей инфраструктуры. Это, кстати, может быть одним из трендов ближайшего будущего, но в целом не думаю, что в текущей ситуации есть смысл делать серьезные прогнозы и оценки рынка».

«На азиатских фабриках удалось в рамках 3-5 недельного лага преодолеть сложности с производством и цепями поставок, так что данный фактор не отразится на годовых показателях, — полагает Татьяна Скокова. — Мы ожидаем, что спрос в рублевом эквиваленте в 2020 г. в лучшем случае будет на уровне прошлого года. В штуках в оптимистичном варианте снижение составит около 5%. Однако будет замедлен рост в сегменте диагоналей 27"+ и производительных игровых систем. Вероятно, из-за проблем с поставками из Китая в первом полугодии будет виден рост доли производителей, имеющих производство в РФ. В свете последних событий (активный переход на удаленную работу) мы предполагаем рост продаж мониторов в ближайшие месяцы. Сейчас большой рост спроса на ноутбуки, но те, кто раньше не работал удаленно, скоро обнаружат, что удобнее работать с большим экраном, и докупят монитор как внешнее устройство к ноутбуку».

А вот по мнению Василия Мочара, «на удаленке» более востребованы ноутбуки: «Поэтому мониторы, несмотря на огромную установленную базу, которая в обычное время обновляется, также не застрахованы от сильного падения в 2020 г. Вместо планировавшегося ранее роста на 10% наиболее вероятным на данный момент является сокращение рынка до 2,5 млн устройств, то есть до 30%».

«Ухань в частности и вся провинция Хубэй в целом являются одним из крупнейших в мире центров по производству мониторов, поэтому почти двухмесячное закрытие фабрик из-за коронавируса не может не отразиться негативно на всех участниках рынка, — рассказывает Андрей Каракашев. — Даже если ваш завод находится в совершенно другой части Китая, он, скорее всего, не является предприятием полного цикла. Поэтому даже если незначительная часть используемой вашими предприятиями комплектации производится в Ухане (а вероятность этого очень высока), то вы не сможете оперативно переориентироваться на поставщика из другого региона, и завод также будет вынужден простаивать, хоть не находится в формальном карантине. Подобные ситуации могут приводить к „эффекту домино“, когда предприятия, казалось бы, ничего общего не имеющие с Уханем, испытывают дефицит комплектации и вынуждены повышать цены и искать альтернативных поставщиков».

По словам Каракашева, для нашей страны ситуация усугубляется «нездоровым экономическим и политическим состоянием»: «Коронавирус в данном случае лишь подчеркивает внутренние российские проблемы, что не дает особого оптимизма по поводу темпов восстановления рынка».

По оценкам Дмитрия Купцова, многое зависит от того, насколько тот или иной вендор локализовал производство в Китае. После перезапуска заводы еще не вышли на полную мощность в связи с тем, что количество занятых сократилось на 30-60% из-за ужесточения санитарных норм по плотности рабочих на единицу заводской площади: «С другой стороны, в связи с тотальным карантином в Европе упал спрос на устройства на этом рынке. У тех производителей, которые имеют европейские хабы, сейчас произошла небольшая „затоварка“, и эти объемы могут выйти на наш рынок. Какая из двух краткосрочных тенденций — дефицит товара или переизбыток — возобладает, сейчас предсказать невозможно, какая-либо ясность наступит не раньше конца апреля».

При этом вендоры уверяют, что готовы к любому, даже пессимистичному сценарию и при любом развитии событий имеют «достаточную подушку безопасности, чтобы партнеры не пострадали».

Павел Анохин подчеркивает, что НР в 2020 г. продолжит делать ставку на портфолио дисплеев 27’’+, игровые мониторы и широкоформатные модели как отдельный перспективный класс: «Монитор теперь не просто аксессуар для ПК, он становится полноценным высокотехнологичным устройством как для бизнеса, так и для конечного потребителя. Это обусловлено требованиями, которые предъявляет к технике молодое поколение. Большинство предприятий HP в пострадавшем регионе уже восстановили свою работу и постепенно наращивают производственные мощности».

По словам Павла Гудцова, все тренды 2019 г. продолжат быть востребованными на рынке в 2020 г: «Однако если доллар будет расти, для заказчиков, которые планируют бюджет в рублях, возникнет сложность. Тогда они окажутся перед выбором: либо закупать более дешевые продукты, либо сокращать количество техники. Мы полагаем, что заказчики будут делать выбор именно в пользу сокращения закупок. Таким образом, размер рынка в первые полгода может снизиться примерно на 20% год к году. Сложно сказать, как в долгосрочной перспективе коронавирус будет влиять на рынок. На поставках Lenovo ситуация существенным образом не отразилась».

Федор Хомюк полагает, что в 2020 г. «функционал постепенно станет обязательным критерием, по которому пользователь будет принимать решение о покупке монитора».

В общем, несмотря ни на что жизнь продолжается. В конце марта корпорации NEC и Sharp договорились о создании совместного предприятия, которое «позволит обеим компаниям развивать свои сильные стороны и удовлетворять потребности своих клиентов во всем мире в средствах визуализации».


Версия для печати (без изображений)