Размышляя о том, как поведет себя рынок устройств печати в 2019 г., участники и аналитики были едины в одном: главные изменения произойдут не в «количественной», а в «качественной» сфере. Рынок будет трансформироваться, изменяться, усложняться и еще больше сегментироваться.

Прогнозы аналитиков оправдались. В 2019 г. объем рынка практически не изменился по сравнению c 2018 г. Согласно результатам исследований компании IDC, в 2019 г. поставки производителей на российский рынок печатающих устройств сократились на 1% по сравнению с уровнем 2018 г. до 2,56 млн штук, а в денежном выражении — увеличились на 7,7% до 696 млн долл. По словам ведущего аналитика IDC Russia & CIS Константина Макаренкова, вендоры переключили внимание на более дорогие устройства с большей вероятностью продаж оригинальных расходников. Структура поставок продолжает меняться: относительная доля более дорогих устройств как в лазерном, так и в струйном сегменте увеличивается. На лазерную технику пришлось около 1,75 млн устройств, в том числе почти 1,15 млн МФУ. Количество проданных струйных устройств составило чуть более 805 тыс. штук, большинство из которых также являются МФУ — их поставлено более 668 тысяч штук.

Выводы аналитиков ITResearch практически идентичны: всего за 2019 г. было продано 2,33 млн устройств, что на 0.5% меньше, чем годом раньше. В то же время объем продаж в деньгах превысил показатель предыдущего года на 6%, составив 541 млн долл. Ведущий эксперт аналитической компании ITResearch Владимир Миронос подчеркивает: «Такой итог был вполне ожидаемым в условиях вялотекущей экономической ситуации и отсутствия роста платежеспособного спроса у большинства категорий потребителей, однако правильней было бы назвать ситуацию на рынке не спадом, а стагнацией». В лазерном сегменте объем продаж в 2019 г. составил 1,64 тыс. шт. После нескольких лет падения продажи моделей принтеров начального уровня росли двухзначными темпами, причем последний раз положительная динамика в этой категории наблюдалась более 10 лет назад, в период активного роста всего рынка печатающих устройств. Одновременно продолжалось достаточно устойчивое смещение структуры продаж в сторону высокопроизводительных устройств. В России по-прежнему «правит бал» лазерная технология. В струйном сегменте за 2019 год было продано 684 тыс. устройств, на 0,9% меньше, чем годом раньше.

По оценкам компании CONTEXT (считает только продажи через дистрибьюторский канал), в прошлом году многие дистрибьюторы и вендоры «были приятно удивлены полностью выполненными планами». Региональный директор Russia & CIS CONTEXT Виктор Иванов отмечает, что «в деньгах» в 2019 г. почти ничего не изменилось к 2018. По его мнению, значимыми событиями на рынке печати были последствия слияния компаний Samsung с НР1 и все более заметное присутствие относительно нового вендора Pantum: «Как и все китайские вендоры, это очень серьезный конкурент, хотя, конечно, он только начинает свой путь».

Игроки рынка об итогах и тенденциях 2019 г.

Директор департамента Document Imaging Solutions OCS Distribution Александр Кушигин подтверждает слова Виктора Иванова: опыт по предложению на рынке устройств печати российской сборки Pantum оказался «однозначно позитивным». Несмотря на довольно ограниченный в 2019 г. модельный ряд устройств, наблюдался большой спрос на технику этой компании со стороны как государственных, так и коммерческих заказчиков.

«В начале 2019 г. на рынке печати произошло довольно значительное падение активности, заметно превысившее обычный сезонный спад. По некоторым сегментам падение достигало небывалых 50%, — рассказывает Александр Кушигин, — Во 2 и 3 кварталах рынок постепенно „выходил из пике“, 4 квартал показал отличные результаты и в результате по итогам года был умеренный рост относительно 2018 г. (в деньгах). Особенно эта динамика была заметна в сегменте продаж оборудования, а расходные материалы ожидаемо показали гораздо меньшие колебания, обеспечив необходимый фундамент для стабильного бизнеса. Тенденция по увеличению доли сегмента „печать как услуга“ в 2019 усилилась. Розничный сегмент продолжил дистанцирование от канального и проектного рынка в основном усилиями вендоров, переходящих на прямые поставки в федеральные розничные сети, минуя двухуровневую схему дистрибуции. В итоге зачастую возникает ситуация, когда продукты одного вендора, предлагаемые через 2 направления продаж (розничное и канальное) начинают конкурировать между собой, что, естественно, в конечном итоге негативно сказывается на общих экономических показателях».

В компании MERLION уверены: никаких серьезных изменений, которые смогли бы поменять сложившуюся расстановку сил на рынке, не произошло, никаких супер-тендеров не запускалось, новых ниш найдено не было. Более того, продолжающаяся «цифровизация» нашей жизни никак не толкает потребителя печатать больше.

«Тем не менее, рынок несколько вырос. По разным оценкам, на 5-8% в штучном выражении и до 10% в денежном, — отмечает директор по дистрибуции дивизиона „Широкопрофильная дистрибуция“ компании MERLION Татьяна Скокова. — В лидерах, бесспорно, остался НР, но к нему все ближе подтягиваются Canon, Epson, Kyocera, Brother и Pantum. Если говорить про какие-то интересные тенденции, то, на наш взгляд, стоит отметить попытку НР предложить рынку альтернативу использования совместимых расходных материалов: вместо того, чтобы пользователь покупал принтер и в дальнейшем, в целях экономии, печатал, используя совместимые картриджи, НР предлагает ему купить лазерное устройство НР Neverstop с возможностью прямой заправки „оригинальным“ тонером (т.е. без использования картриджа). Еще одной интересной особенностью было то, что рынок струйного СНПЧ2 рос не так активно, как ожидали эксперты и участники рынка. Видимо, это связано с тем, что само устройство все еще достаточно дорогое и ощутимо „бьет“ по бюджету потребителя».

Начальник отдела маркетинга компании «Ресурс-Медиа» Андрей Летуновский отмечает, что в 2019 г. все производители искали оптимальную модель поддержки продажи расходных материалов на фоне увеличения доли совместимых расходных материалов и сокращения объемов печати в принципе. Кроме того, они начали менять модель продажи решений для печати.

«Некоторые вендоры заявляют, что будут связывать поддержку на оборудование для партнеров с объемом закупок (продаж) оригинальных расходных материалов, — рассказывает Андрей Летуновкий. — Кто-то еще жестче связывает закупки техники и „расходки“. Стоит отметить, что модель продаж оборудования с обязательной нагрузкой расходными материалами начинает исчерпывать себя, так как дотирование низких цен на оборудование требует значительно больших продаж расходных материалов, чем реально в состоянии обеспечить многие дистрибьюторы. Результатом такой политики стал рост цен и дефицит некоторых линеек оборудования».

Среди других тенденций он также упоминает значительный рост прямых поставок техники начального уровня от вендора в федеральные розничные сети. Подобные действия вендоров обостряют конкуренцию в сегменте сложных решений: «Причем конкуренция происходит не на горизонтальном уровне (между интеграторами или между вендорами или дистрибьюторами), а на уровне правильно выстроенных цепочек поставок+сервисы».

По оценкам исполнительного директора KYOCERA Document Solutions Russia Тарика Альхаурани, спрос сместился с недорогих низкоскоростных печатных устройств на устройства из более премиального сегмента: «Так, например, только за последний квартал 2019 г. продажи бюджетных струйных принтеров стоимостью до 100 долл. сократились на 30%. Ярко выраженный спрос проявился на многофункциональные устройства, как струйные, так и лазерные. Особенно сильно данный тренд отслеживается в последнем сегменте, там 83% годовых продаж составили — МФУ».

По оценкам генерального директора HP в России Павла Анохина, на принтеры в 2019 г. приходилась только треть рынка, остальную часть занимали МФУ: «В целом в 2019 г. мы продолжили наблюдать изменение структуры спроса на рынке. Сокращалась доля струйной печати, наша страна устойчиво отдает предпочтение лазерной технологии. Потребитель выбирает высокотехнологичные МФУ с более экономичной стоимостью отпечатка. Мы видим, что этот сегмент будет и далее активно развиваться, и делаем на него ставку».

По мнению директора департамента дистрибуции расходных материалов Xerox Евразия Бориса Дубова, все более востребованными становились «умные производительные печатные устройства»: «Как и прежде, основным драйвером роста в сегменте дорогих моделей выступают государственные организации и компании B2B, которые составляют в России основную массу пользователей офисной техники и чаще других приобретают умные сетевые принтеры и МФУ». Яркая динамика четвертого квартала, по его словам, определялась тем, что бюджетные расходы в 2019 г. были в большей мере смещены на конец года.

«Продажи цветных моделей заметно росли, в то время как продажи монохромных снижались или оставались неизменными, — уточняет Борис Дубов. — Если говорить о технологиях печати, 68% проданных за год устройств — лазерные, причем более 65% из них — МФУ. В сегменте струйной техники доля многофункциональных моделей еще больше — почти 83%».

Директор по развитию бизнеса и маркетингу Konica Minolta Business Solutions Russia Артур Синицин отмечает, что в 2019 г. немного вырос сегмент офисных печатных устройств. При этом объем рынка монохромных устройств в категории до 20 стр./мин в натуральном выражении снизился — однако все остальные категории продемонстрировали рост. Аналогичная ситуация наблюдается в сегменте цветной техники — причем категории со скоростью более 20 стр./мин увеличились вдвое. Также прослеживается рост в сфере OPS-контрактов3.

По словам менеджера по бизнес-решениям российского офиса Epson Андрея Антонова, в 2019 г. за счет высокой активности в госсекторе и благодаря крупным федеральным проектам рынок рос именно в корпоративном сегменте рынка: «Одной из главных тенденций рынка стоит назвать переориентацию пользователей с первоначальной цены устройства на стоимость владения. Теперь все больше клиентов считают именно ТСО на 2-3 года вперед. Именно ТСО и себестоимость печати становятся решающими факторами при выборе устройства в корпоративном сегменте рынка».

При этом Андрей Антонов не согласен с коллегами: по его мнению, в России тренд смещается в сторону струйной технологии: «Все больше партнеров смотрят в сторону струйной печати в силу более высокой экономии (меньше ресурсных деталей), экологичности технологии (отсутствие нагрева) и перспектив дальнейшего развития струйной печати, таких как развитие линейной печати. Также в современных офисах активно развивается функция „защищенной печати“ и различные уровни конфиденциальности и защиты персональных данных». Если раньше только коммерческие компании обращали внимание на фактор ТСО, то сейчас уже и для заказчиков из госсектора экономия при печати становится ключевым фактором«.

Загадочный 2020

Делать прогнозы — вещь вообще не очень благодарная. А в нынешних условиях тем более. Однако участники рынка поделились с CRN/RE некоторыми мыслями о том, как будет развиваться ситуация на рынке печатных устройств.

Виктор Иванов отметил, что первый квартал 2020 г. начинался «со стоков», однако коронавирус привел к полному очищению складов и задержкам в цепочке поставок: «Сейчас приходит понимание того, что нам нужно просто выжить».

Константин Макаренков полагает, что поставки сократятся по всем категориям продуктов: «Однако, с учетом эпидемии, весьма вероятно увеличение продаж персональных устройств, так как резко возросла актуальность удаленной работы из дома».

По мнению Владимира Мироноса, в 2020 г. прогноз на небольшой количественный рост на 3-5% и общий объем в 2,5 млн устройств выглядят слишком оптимистичными: «Скорее всего, стоит ожидать повторения итогов 2019 г. (около 2,3 млн шт.) или даже небольшого падения на те же 3-5%. В случае же развития ситуации с эпидемией по самому неблагоприятному сценарию отрицательное воздействие на рынок может оказаться сопоставимым со спадом в предыдущий кризисный период: в 2015 г. количественный объем рынка сократился на 30% по сравнению с предыдущим годом».

По словам Александра Кушигина, главный вопрос — насколько сильным будет снижение деловой активности и как долго оно продлится, и тут объективного ответа пока не существует: «Из очевидного можно ожидать снижения спроса в сегменте крупного корпоративного оборудования, повышения интереса к персональным устройствам и расходным материалам к ним. Скорее всего, новые тенденции станут очевидны к середине второго квартала».

«В начале года еще можно было строить прогнозы, но после проблем в Китае и в текущей ситуации с коронавирусом остается лишь надеяться, что падение будет не столь колоссальным, каким видится сейчас, что государство окажет помощь как крупному, так и мелкому, среднему бизнесу и это позволит рынку хоть как-то существовать, — говорит Татьяна Скокова. — Скорее всего, 2020 будет годом, когда какие-либо закупки печатной техники будут осуществляться в основном под государственные нужды, так как денег у конечного потребителя на обновление своих принтеров просто не будет».

Андрей Антонов полагает, что в первые кварталы 2020 ф.г. можно ожидать спад производства и покупательской активности, однако к концу года рынок должен стабилизироваться и выйти на прежний уровень: «В условиях дефицита, роста курса доллара покупатели все больше должны обращать внимание на наиболее экономичные решения с точки зрения совокупных затрат на печать и стоимости владения».

«Очевидно, что коронавирус и связанные с ним пессимистичные настроения инвесторов, а также существенная пауза в работе экономики КНР, снижение потребления нефти и ее стоимости оказывают влияние на общеэкономическую ситуацию в России, — размышляет Борис Дубов. — Все это отразится на рынке устройств печати 2020 г.: как показывает практика, в подобных ситуациях многие потребители смещают фокус с приобретения новых устройств на продление работоспособности имеющегося парка оборудования».

В официальном обращении компании НР говорится, что большинство предприятий HP в пострадавшем регионе уже восстановили свою работу и постепенно наращивают производственные мощности«.

Оценивая перспективы 2020 г., компании говорят не только о глобальных экономических пертурбациях.

«В связи с падением рубля мы прогнозируем, что компании в России начнут больше внимания уделять сокращению операционных расходов, а значит, мы можем увидеть рост спроса на решения для оптимизации офисной печати, — полагает Тарик Альхаурани. — В 2020 г. тренд на ЭДО сохранится, в связи с чем получит развитие концепция MDS (Managed Document Services). Можно выделить тенденцию перехода на упрощенное обслуживание печатных устройств и оптимизацию их работы — решения для удаленного контроля состояния принтеров и МФУ сторонними администраторами, что значительно упрощает процесс печати крупных компаний с большим парком устройств. Не менее актуальный тренд в 2020 г. — экологичная печать. Данная тенденция с каждым годом все более активно проявляется на российском рынке печати. По этой причине ведущие производители разрабатывают целые линейки устройств с акцентом на экологии и экономию».

По словам Павла Анохина, в 2020 г. внутри сегмента струйной печати будут продолжать развиваться 2 тренда: с одной стороны, снижение доли традиционной картриджной печати. С другой стороны, налицо обратный тренд — рост сегмента устройств с СНПЧ. Средняя стоимость покупки увеличивается, поскольку принтеры и МФУ с технологиями непрерывной подачи чернил стоят существенно дороже аналогичных картриджных устройств.

В планах Konica Minolta Business Solutions Russia — усиление позиций на рынке CRD, в том числе и при помощи создания преимуществ посредством программных решений, а также выход на новые рынки, связанные с бизнес-процессами — например, RPA4. «Конечно, как и все вендоры, мы ожидаем некоторый спад бизнес-активности в 2020 г., — отмечает Артур Синицин. — Но мы не останавливаем деятельность, а лишь несколько замедляем ее, так как часть наших товаров производится в Китае».

Андрей Летуновский полагает, что в 2020 г. «произойдет рост цен на оборудование, производители будут стараться извлечь прибыль из продажи оборудования сразу, не рассчитывая продать много расходных материалов. Кроме того, не исключены дальнейшие сделки M&A, а также возможен уход с российского рынка 1-2 вендоров, и (возможно) ИТ-дистрибьюторов. Кроме того, интересно «решится ли кто-то из вендоров локализовать в России производство?».

2 Объявление о сделке произошло в 2016 году.

2 Система непрерывной подачи чернил.

3 Концепция OPS (Optimized Printing Services) была официально анонсирована Konica Minolta только в сентябре 2009 г.

4 Robotic process automation (или RPA) — это форма технологии автоматизации бизнес-процессов, основанная на метафорическом программном обеспечении роботов (ботов) или работников искусственного интеллекта.


Версия для печати (без изображений)