Пожалуй, впервые за всю историю отечественного ИТ-рынка результаты ушедшего года так мало интересуют вендоров и канал сбыта. На фоне событий последних недель все прошлогодние цифры кажутся несущественными. Но пройдет немного времени, ситуация стабилизируется, и компании вернутся к привычным оценкам своей деятельности.

2019 г. вряд ли чем-то запомнится игрокам сетевого рынка. Ну, может быть, невысокой активностью, граничащей с застоем. Прогнозы, которые делали наши респонденты год назад, оправдались. Ничего особо примечательного на рынке сетевого оборудования не случилось, финансовые показатели остались примерно на уровне 2018 г., хотя отдельные сегменты и демонстрировали результаты чуть выше средних значений.

«Это был стандартный, обычный год. Отличий от того, что мы видели в 2018 г., не было. Объем рынка сетевого оборудования плавно рос», — заявил Владимир Пропой, заместитель директора по работе с партнерами ООО «Кинетик».

Как отметил Сергей Васюк, Глава представительства компании D-Link в странах СНГ и Балтии, в целом можно говорить о продолжении стагнации сетевого рынка. В ситуации отсутствия новых крупных инфраструктурных проектов объем поставок коммутаторов в последние годы не увеличивался, а скорее, плавно сокращался. Продолжается переход на гигабитные решения, но на текущий момент они не в состоянии «поддержать» рынок на желаемом уровне. Объем продаж клиентских устройств для доступа в интернет практически не изменился. При этом есть заметное увеличение в 2019 г. поставок оборудования стандарта 802.11ас.

«Нельзя сказать, что мы видим принципиальные отличия российского рынка сетевого оборудования в 2019 г. по сравнению с прошлыми годами, но необходимо отметить рост цен на предприятиях OEM-производителей, — добавил Сергей Васюк. — Продолжалась острая конкуренции и снижение цен в канале, в первую очередь, по крупным тендерам. Сократилось число ключевых игроков, некоторые компании „заморозили“ присутствие, или ушли с рынка. С другой стороны, на рынок и в проекты стали самостоятельно выходить OEM-производители».

Как рассказал Дмитрий Лещинский, руководитель департамента по работе с коммерческими организациями Cisco, в технологическом плане российский рынок сетевого оборудования развивался в рамках глобальных трендов. Наиболее важные — интернет вещей, растущие требования к информационной безопасности, взаимодействие с большим количеством поставщиков облачных услуг. Как следствие, корпоративные сети становятся более сложными. Для заказчиков это превращается в серьезную проблему. При этом, по словам Дмитрия Лещинского, чем сложнее сеть, тем труднее ею управлять, и выше цена человеческой ошибки. Если вчера к сети была подключена тысяча пользователей, то сегодня добавились еще десять тысяч датчиков, сенсоров и других устройств IoT.

Дмитрий Танюхин, руководитель канального направления Zyxel в России и СНГ, сообщил, что в 2019 г. доминировали известные мировые тенденции по удешевлению устройств. Это касалось как современных, так и устаревающих линеек Wi-Fi с технологиями 11n и 11ac, FE и GE-коммутаторов, стандартных PoE-коммутаторов и пр. Появились на рынке новые продукты и технологии, например, Wi-Fi 6.

«Год был достаточно стабильным с макроэкономической и политической точки зрения, — сказал Дмитрий Танюхин. — Продолжается усиление позиций крупных федеральных интернет-магазинов за счет небольших региональных игроков, которые не могут поддерживать аналогичный ассортимент и цены, и вынуждены дифференцироваться, уходить в Value-add бизнес, в системную интеграцию или поставку специализированных, нишевых решений».

Антон Артамонов, заместитель директора департамента сетевых технологий компании OCS Distribution, подтвердил, что в 2019 г. отчетливо проявились тренды предыдущих лет. Он подчеркнул, что сегмент сетевого оборудования в России становится более зрелым, и производителям требуется все больше инвестиций для расширения своей доли или для выхода на рынок. Как следствие — отсутствие новых вендоров с заметным объемом продаж. Кроме того, продолжается сегментирование рынка: вендоры все больше осваивают и «осознают» свою нишу и уже не стремятся захватить все возможные области.

«У поставщиков сетевых решений мы видим более сфокусированные стратегии, что позволяет партнерам выбирать и продвигать оборудование для нужд заказчиков, а производителям достигать поставленных бизнес-целей, — комментирует Антон Артамонов. — В прошлом году на российском рынке заметнее проявились технологические тренды — переход заказчиков на сети SDN, рост требований к скоростям на уровне TOR (Top-of-rack), построение многоуровневых систем информационной безопасности с использованием мультивендорных решений».

Почему выбирают MESH-системы от Tenda


MESH-система от Tenda

Качество беспроводного соединения — один из важнейших критериев оценки online сервисов, отелей, ресторанов, общественных пространств, инфраструктур компаний.

Решить проблемы, порождённые избыточной централизованностью перегруженных клиентскими устройствами беспроводных сетей, призвана технология MESH.

Тонкость при выборе подходящего MESH-оборудования заключается в том, чтобы найти оптимальный баланс между его возможностями, ценой и удобством администрирования.

Компания Tenda расширила свой ассортимент MESH-продуктами сравнительно недавно, но уже зарекомендовала себя среди покупателей с самой лучшей стороны.

В отличие от великого множества торговых марок из Поднебесной, Tenda не прибегает к услугам ODM-производителей, располагая собственным производством.

Чем же выделяются среди имеющихся на рынке MESH-решений системы серии Tenda MESH NOVA?

Главная их особенность — сочетание обширной функциональности с простотой развёртывания и администрирования.

Благодаря смартфонному приложению Tenda Wi-Fi установка и подключение к Интернету первой ноды, а также добавление последующих узлов в сеть не представляют проблемы даже для малоподготовленного пользователя.

Интерфейс приложения полностью русифицирован, а полный доступ ко всем настройкам нод, включая «родительский контроль», возможен со смартфона из любой точки мира.

Российским потребителям Tenda предлагает полную локализацию своих продуктов, поддержку в режиме 24/7, сеть авторизованных сервисных центров по всей России.

Благодаря MESH системам серии NOVA современные технологии стали ближе и доступнее как рядовым потребителям цифровых услуг, так и корпоративному бизнесу.

Реклама

Надежда Пчелинцева, директор департамента «Сети и телекоммуникации» компании «Марвел-Дистрибуция», отметила, что 2019 г. поделился на два периода: в первом был сильный спад, обусловленный во многом ростом НДС, по этой причине многие постарались освоить бюджет на поставки оборудования до конца 2018 г. К тому же сказывались политические факторы: мы живем в условиях экономических санкций. Результаты первого полугодия у многих компаний оказались хуже, чем за тот же период 2018 г. Однако затем рынок быстро наверстал упущенное. Удалось не только догнать, но и перегнать итоговые показатели 2018 г. Произошло это потому, что выделялись достаточно большие средства на различные госпрограммы, да и в целом на рынке наблюдалось оживление. По сравнению с 2018 г. было больше крупных проектов.

Еще одним важным трендом стало импортозамещение. Как рассказал Илья Бишкиревич, руководитель направления развития бизнеса компании Qtech, в 2019 г. наблюдался рост интереса к российским разработкам, да и в целом к тематике импортозамещения: «Интерес есть не только со стороны государственных структур, или компаний, попавших под санкции. К российскому оборудованию начали присматриваться и коммерческие фирмы, у которых нет ограничений на закупку иностранных решений».

С ним согласен Денис Сереченко, директор по цифровой трансформации, Huawei Enterprise в регионе Евразия: «В свете происходящих в мире событий, фокус сместился в сторону импортозамещения. Растет бизнес локальных игроков. Если говорить о технологиях, то достаточно стремительно развивается рынок SDN-решений. Что касается объема российского рыка, он изменился незначительно, в пределах 5-7%».

Специалисты компании Alcatel Lucent Enterprise (ALE) тоже отметили, что в России усилился курс на импортозамещение. Процесс перешел из фазы законодательной подготовки в фазу активного наполнения реестра радиоэлектронного оборудования, соответствующего ТОРП (телекоммуникационное оборудование российского происхождения). Флагманами этого процесса выступили отечественные производители, однако зарубежные вендоры тоже не игнорируют реалии рынка, и ALE в данном случае не исключение, компания изучает возможность локализации своих решений, опираясь на прошлый успешный опыт создания совместного предприятия. Если говорить о технических трендах, то 2019 г. поставил на повестку дня интернет вещей, как ключевой сегмент цифровизации, и в особенности проблематику безопасности взаимодействия сетевой платформы с IoT-датчиками.

«Отдельный растущий рынок — телекоммуникационное оборудования российского происхождения, — подчеркнул Антон Артамонов. — Здесь есть серьезное превышение спроса над предложением. В середине 2019 г. правительство наметило ряд законодательных изменений (переформирование реестра оборудования, проработка новых критериев включения в реестр). За этим внимательно наблюдают все вендоры, но пока выбор российских решений ограничен. Если же в целом говорить о сетевом рынке РФ, то он точно вырос, и скорее всего не менее чем на 10%».

По оценке Сергея Шаповалова, руководителя группы «Сети, телекоммуникации и ProAV решения» компании Treolan, основной тренд прошедшего года на рынке сетевого оборудования — стремление производителей к диверсификации, выходу в те сегменты и на те рынки, где их присутствие раньше было незаметно. Кто-то уже занимается таким проникновением на рынки конкурентов, кто-то пока только задумывается об этом, но все поняли, что запланированный ими рост невозможен без агрессивной позиции, поскольку, в целом, рост отрасли в 2019 г. был минимальным.

«Несмотря на тенденции, которые органично ведут к росту продаж сетевого оборудования, общее увеличение объема рынка если и было, то незначительное (1-2%), — отмечают в компании Tenda. — Бизнес Tenda показывал положительную динамику весь год и вырос, в среднем, на 40%, но все-таки скажем, что год был неровным. В начале 2019 мы стабильно росли и к середине года смело могли говорить о 10%* рынка (avr). В процентном отношении в 2 раза вырос объем АС-роутеров, продолжился рост продаж Mesh систем. В середине года в компании начались серьёзные структурные изменения, сменился менеджмент компании, поменялась структура бизнеса, частично поменялась команда. Все это логично привело к стагнации, и, хотя в 3 квартале мы на 20% перевыполнили поставленный план, то в 4 квартале рост продолжился, но с уже меньшей динамикой».

Не пострадавших не останется

Планы компаний на текущий год были похоронены в конце января, когда Китай объявил о введении карантина в городе Ухань. Стало понятно, что за этим последуют закрытие предприятий и приостановка поставок. Затем неизбежно начнутся экономические проблемы и падение курсов валют. Но самый мощный удар по бизнесу нанес объявленный у нас режим самоизоляции.

По словам специалистов компании Tenda, еще пару месяцев назад активно обсуждались новые технологический тренды. Сегодня — гречка, антисептики и маски, а также «лежащие» сайты сервисов услуг и курс рубля. Не пострадавших не останется. Ситуация будет развиваться по сценарию предыдущих кризисов, но с более значительными потерями. Компании, имеющие солидную подушку безопасности, пострадают в меньшей степени, проведут оптимизацию, заморозят на время долгосрочные проекты. Важные для государства направления, связанные с Big Data, кибербезопасностью и пр., будут поддерживаться. Компания пока не корректировала таргеты на квартал, ни свои, ни партнёрские, заказы также размещаются в плановом режиме. Китайское производство приходит в себя, экономика существенно ожила. Дефицита товара в компании не ожидают.

Все сокращают затраты, пытаясь сохранить инфраструктуру бизнеса и персонал. Удаленная работа поддержит потребляемый трафик. Поэтому все, что связано с ИТ-сервисами, поддержкой инфраструктуры и оборудования, должно остаться на плаву. В ритейле, по оценкам специалистов Tenda, надо ожидать сильного падения спроса и изменение парадигмы потребления. Инвестиции в комфорт и удовольствия откладываются до лучших времен. Главное — предметы первой необходимости. Финансовая подушка у компаний иссякает. Если карантин продлится до конца мая, будет потеряно 80% бизнеса, многие фирмы, в основном СМБ, на рынок уже не вернутся.

«Я бы не сказал, что сегодня многие отказались от проектов, но есть значительное количество переносов отгрузок, — комментирует Сергей Саакян, начальник отдела дистрибуции компании NetLab. — В дилерском канале волатильность курса рубля вынуждает партнеров брать на себя роль биржевых игроков, уводить свободные средства в товар, играя на курсовых разницах, что приводит к скачкообразному спросу и повышенному проценту резервирования. Но слабеющий рубль — это цветочки по сравнению с пандемией и ее последствиями. Из-за остановки заводов в Китае возник дефицит товаров. С этой проблемой рынок умеет справляться. Сейчас же игроки сталкиваются с совершенно новым вызовом — вынужденной остановкой или серьезным ограничением активности компаний. При этом на компаниях лежит ответственность по выплате заработной платы, сохранению рабочих мест, выплате аренды и пр. Функционирование предприятия — штука не дешевая, а низкая маржинальность не позволила многим накопить „подкожный жир“, так необходимый сейчас для выживания. В ближайшее время рынок ждет серьезный кризис неплатежей. Этот прогноз уже привел к массовым ужесточениям кредитных политик дистрибьюторов. Рынок ждет одно из самых серьезных испытаний. При этом мы увидим рост доли в электронной торговле, маркетплейсах. Эпидемия выступила катализатором электронной торговли, многие попробуют, что это такое, и им понравится».

Сергей Саакян добавил, что в ближайшее время ожидается снижение активности на рынке. Через квартал рынок начнет приходить в себя, будет кратковременный всплеск отложенного спроса, а дальше, вероятно, мы получим снижение цен, так как производства в Китае будут к тому моменту работать на полную мощность, и предложение превысит спрос. В проектном сегменте, вероятно, будет много переносов на следующий год. Общая покупательская способность снизится.

По словам Саакяна, есть два сценария — оптимистичный и пессимистичный. Оба можно уложить в одну фразу — все будет хорошо, в крайнем случае, нет. В оптимистичном варианте после снятия карантина государство предпримет активные шаги для разгона остановившейся экономики. В пессимистичном — некоторые игроки не выживут, оставшиеся поделят рынок между собой, все это будет происходить на фоне снижения покупательской способности и увеличившейся безработицы. Пройдут сокращения и оптимизация расходов. Рынок будет очищен от игроков, делающих ставку на демпинг, что на фоне снижения цен из Китая, возможно, приведет к росту маржинальности на период в 1-2 года.

Дмитрий Танюхин также видит два возможных сценария. Оптимистичный: падение курса рубля прекратится и остановится на уровне на 25% ниже, чем он был в начале марта. Пандемия достигнет пика в конце апреля, и пойдет на убыль. Пессимистичный сценарий: двукратное снижения курса рубля по сравнению с началом марта,

«Мы привязаны к доллару, и нам пришлось повысить цену продаж на 20% к концу 1 квартала, — сообщил Михаил Кириченко, директор по продажам TP-Link. — Но мы полагаем, что сотрудники компаний еще долго будут работать из дома, и это увеличит спрос на более мощные устройства, а также потребует замены старого оборудования на более современное. Такой сценарий мы считаем оптимистическим. Негативный предполагает, что рост спроса в 1 квартале вызван закупкой „впрок“, что приведет к низким продажам в последующих кварталах текущего года. Из-за падения доходов конечные пользователи будут приобретать преимущественно устройства базового сегмента, что, в свою очередь, будет сдерживать развитие интернет-сервисов и широкополосного доступа в стране. Для нашей компании это означает снижение продаж и падение среднего чека. Но поскольку интернет для современного человека стал практически базовой потребностью, то пессимистичный сценарий нам представляется менее вероятным».

Как сообщил Сергей Васюк, у D-Link на текущий момент нет проблем со своевременной поставкой оборудования по действующим спецификациям. Компания имеет в РФ собственный склад с достаточным объемом и «глубиной» по ключевым позициям до 4-6 месяцев, и текущая ситуация «сглаживается» имеющимися складскими запасами и транзитами. Вместе с тем, Васюк отмечает, что задержки по логистике оборудования по новым поставкам могут достигать 1,5 −2 месяца.

В целом, по всей номенклатуре ИТ-оборудования по подавляющему большинству вендоров следует ожидать снижения доступности и увеличения сроков поставки вплоть до конца текущего года. По словам Сергея Васюка, по многим позициям дистрибьюторы не имеют на складах запасов оборудования более чем на 1-2 недели регулярного оборота. В качестве иных рисков он видит весьма вероятным повышение цен на комплектующие в среднем на 10% во 2 квартале 2020 г. с последующим сопоставимым ростом цен на готовую продукцию.

Надежда Пчелинцева уверена, что произойдет рост продаж систем видеоконференцсвязи. Причем сейчас многие рассматривают их не как временное решение, а как оборудование, необходимое для постоянной работы, вне зависимости от непредвиденных обстоятельств. Организация удаленной работы и удаленное хранение данных повлекут развитие облачных технологий. При оптимистичном сценарии одним из важнейших последствий пандемии станут инвестиции компаний в собственную ИТ-инфраструктуру. Хотя бы минимальные вложения сделают практически все организации.


Версия для печати (без изображений)