В девятый раз в рамках исследования «Чемпионы российского ИТ-канала» реселлеры оценили работу вендоров по конкретным категориям продуктов1.

Несмотря на то, что за время проведения исследования методика рейтинга изменялась (вводились новые и исключались «устаревшие» продуктовые категории, корректировался первоначальный список вендоров), основные приемы изучения мнений участников канала остались прежними.

За два года не изменились и критерии оценки деятельности поставщиков: «Качество продукции», «Соотношение цена/качество (цена/производительность)», «Активность в продвижении продукции», «Прибыльность продукции», «Маркетинговая поддержка партнеров», «Техническая поддержка партнеров», «Сервисное обслуживание заказчиков» и «Обучение и сертификация партнеров».

Кандидаты

В этом году мы предложили респондентам выбрать победителей в 10 продуктовых номинациях: серверы на платформе x86; СХД; настольные ПК; ноутбуки; устройства печати (принтеры и МФУ); мониторы; сетевое оборудование; ИБП; проекторы; системы NAS для дома и офиса. За два года, прошедших с предыдущего рейтинга, список номинаций не изменился.

В исходный список вендоров, работу которых предстояло оценить представителям российского ИТ-канала, вошли 107 компаний. Впрочем, и два года их было столько же. При этом производители, представленные в нескольких продуктовых категориях, включались в списки претендентов во всех номинациях, в которых они работают.

При составлении первоначального списка вендоров по каждой номинации мы в первую очередь ориентировались на позиции производителя, занимаемые им в соответствующем сегменте российского ИТ-рынка. При заполнении анкеты респонденты могли добавить к предложенному списку своего кандидата (или несколько), указав его в поле «другие». Если такая компания набирала необходимое для преодоления порога канальности (о том, что это такое, будет сказано отдельно) число голосов, то ее результаты учитывались при подведении итогов наравне с кандидатами, включенными в первоначальный список в данной номинации.

Респонденты

Опрос проводился в период с августа по октябрь 2020 г. В нем приняли участие представители 330 реселлерских компаний (два года назад в рейтинге приняли участие 343 человека). Анкеты для голосования рассылались по электронной почте, а также заполнялись в ходе личных интервью. При формировании базы опроса за основу были взяты базы подписчиков CRN/RE и компаний, зарегистрированных в каталоге на сайте издания www.crn.ru. Кроме того, для более полного охвата партнеров второго уровня в этом году редакция CRN/RE обратилась к вендорам с просьбой разослать анкету реселлерам, с которыми они работают2. При этом специально оговаривалось, что в результатах опроса будут учитываться только те заполненные анкеты, которые присылались партнерами второго уровня напрямую в редакцию, а не через вендоров3.

Чтобы избежать дублирования (и, как следствие, искажения данных) в результатах рейтинга учитывались только анкеты с указанием названия компании. Респондентами опроса стали топ-менеджеры4, сотрудники отделов закупок, логистики и продаж, развития бизнеса, а также менеджеры по маркетингу компаний, относящихся к партнерам второго уровня (см. рис. 1).

В ходе исследования были получены анкеты от представителей компаний, работающих в 39 городах: Барнауле, Белгороде, Владивостоке, Владикавказе, Владимире, Волгограде, Воронеже, Геленджике, Екатеринбурге, Иркутске, Казани, Калининграде, Кемерове, Кирове, Краснодаре, Красноярске, Курске, Липецке, Москве, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Перми, Омске, Ростове-на-Дону, Самаре, Санкт-Петербурге, Саратове, Севастополе, Сочи, Ставрополе, Томске, Туле, Тюмени, Улан-Удэ, Уфе, Хабаровске, Чебоксарах, Челябинске, Ярославле. Географическое распределение ответов респондентов представлено на рис. 2.

В опросе участвовали представители компаний с различной специализацией. Стоит отметить, что у большинства из этих компаний бизнес сильно диверсифицирован. В той или иной степени корпоративными поставками и системной интеграцией занимаются соответственно немногим меньше 47% и немногим более 74% компаний, принявших участие в рейтинге. Розничные продажи занимают определенное место в бизнесе почти 27% наших респондентов. При этом три с небольшим процента ответивших «подрабатывают» на субдистрибьюторском рынке. А еще треть респондентов отметили, что их компания занимается не только вышеперечисленными, но и «другими» видами бизнеса, к которым относятся: интернет-продажи, сервисное обслуживание, сетевая интеграция, гарантированное и резервное электроснабжение, внедрение и разработка ПО, а также поставка систем информационной безопасности.

Оценки вендоров и вес критериев

Реселлеры заполняли анкету, в которой предлагалось оценить работу вендоров по каждому из перечисленных выше критериев (одинаковых для всех номинаций) по 10-балльной шкале (1 — плохо, 10 — хорошо). Если реселлер не выставил оценку по тому или иному критерию, то она принималась равной средней арифметической оценок, выставленных другими респондентами данному вендору по данному критерию. Для получения итоговых оценок — а именно на их основании определялись победители — использовался удельный вес критериев. Для его определения мы просили респондентов оценить важность каждого в каждой продуктовой номинации по шкале от 0 до 1 с шагом 0,1 (где 0 — неважно, 1 — очень важно). В случае если респондент не указывал вес критерия, он принимался равным среднему весу данного критерия в рамках данной номинации.

После этого средние оценки, полученные вендором по каждому критерию в каждой номинации, умножались на средний вес каждого критерия в данной номинации. Значение полученных таким образом «приведенных» оценок округлялось до третьего знака после запятой.

Общая оценка работы вендора в рамках номинации равняется сумме «приведенных» оценок, набранных данным производителем по восьми критериям. Победители в каждой номинации определялись простым сравнением полученных результатов. «Чемпионом» становился поставщик, получивший самую высокую общую оценку.

Чтобы сделать результаты более репрезентативными, было введено еще одно ограничение: голоса, поданные за того или иного вендора, учитывались только при условии, что производитель перешел «порог канальности», т. е. число анкет с оценками, выставленными данному производителю, должно было составлять не менее 30% всех ответивших в рамках данной номинации.

Респонденты могли заполнить анкеты не по всем перечисленным номинациям или оценить работу не всех вендоров в рамках одной номинации.

Итоги рейтинга

И в представлении итогов опроса в этом году изменений не произошло. Напомним, что первые семь рейтингов в каждой номинации публиковались результаты всех финалистов (причем в итоговых таблицах были собраны не только «приведенные» оценки, но и «чистые» средние оценки каждого из них, т. е. именно те баллы, которые ему поставили его партнеры за работу по тому или иному критерию, независимо от значимости этого критерия для партнерского бизнеса). Но начиная с 2018 г. мы публикуем значения средних весов важности всех критериев, а также показываем, как изменялись эти показатели за время проведения рейтинга «Чемпионы канала» (начиная с 2002 г.), приводим итоговые суммы оценок, полученные компаниями, вошедшими в призовые пятерки во всех номинациях, баллы, выставленные победителям каждой номинации, а также список компаний, получивших наивысшую оценку за каждый критерий в каждой номинации.

Кроме того, в каждой номинации мы называем список производителей, за которых проголосовал хотя бы один респондент, а также компании, которые не вошли в пятерку победителей, но смогли перешагнуть порог «канальности».

Редакция CRN/RE благодарит всех участников опроса и поздравляет «Чемпионов канала» с победой.

1 Итоги предыдущих рейтингов «Чемпионы российского ИТ-канала» опубликованы в CRN/RE № 23 за 2002 г., в специальных выпусках CRN/RE № 5 за 2006 г., № 5 за 2008 г., № 5 за 2010 г., № 5 за 2012 г., № 5 за 2014 г., № 5 за 2016 г., а также в регулярном выпуске CRN/RE № 6 за 2018 г.

2 Это было сделано в том числе в ответ на нарекания некоторых производителей, которые сетовали на то, что наши анкеты не «попали» в их канал продаж.

3 Кроме того, если приходила анкета, в которой был указан только один вендор (предположительно тот, который и сделал рассылку с просьбой принять участие в нашем рейтинге), уточнялось, действительно ли партнер второго уровня считает, что только один поставщик заслуживает звания «Чемпион российского ИТ-канала». И если оказывалось, что реселлер просто не до конца разобрался в правилах рейтинга, анкета отправлялась на доработку.

4 В группу «Руководство компании» вошли заместители руководителя компании (в том числе по логистике и продуктовому маркетингу), исполнительные, технические, коммерческие и финансовые директора.


Версия для печати (без изображений)