Если все говорят, что они растут быстрее рынка, то где же те, кто растет медленнее или вообще падает? Именно этот вопрос — один из самых интересных при подведении итогов чего угодно. И кажется, что говоря об итогах 2020 г. для ИТ-рынка, найти ответ на него будет сложнее, чем раньше. Складывается впечатление, что в нашем сегменте росли все, всё и очень быстро. Но мы все-таки смогли найти тот кусочек ИТ, для которого 2020 г. оказался «войной», а не «матерью родной». И этот сегмент — проекторы. Проекторы никогда не были предметами первой необходимости ни в корпоративном, ни в частном секторе. Если уж утрировать ситуацию, то нарисовать презентацию на листах ватмана проще, чем провести бухгалтерский учет на счетах. Не хочется, некрасиво, дооооолго. Но если стоит выбор между покупкой ноутбука/десктопа и проектора, есть ощущение, что он будет сделан не в пользу последнего. То же самое и в частном секторе. Проектор — все-таки однозадачное устройство. У телевизора функций гораздо больше — и фильм можно посмотреть, и в качестве большого монитора (который с работы домой при уходе на удаленку забрать не удалось) к ноутбуку подключить, да и разные игры детям на нем запустить. В условиях пандемии и перехода на дистанционную работу, обучение, посещение театров и музеев, многие мультимедийные проекты были приостановлены. Да и частные пользователи, которые, может быть, и откладывали деньги на проектор и экран для дома, были вынуждены потратить их на еще один ноутбук (для жены, ребенка, тещи...). Таким образом, продажи этих устройств не взлетели, как в случае с другими группами ИТ-товаров. Более того, проекторы стали одними из немногих «пострадавших» от пандемии.

По данным компании ITResearch, всего за 3-й квартал 2020 г. в России через канал первого уровня и прямой ритейл было продано 25,7 тыс. проекторов. Это на 26% меньше показателей аналогичного периода 2019 г. Во втором квартале темпы снижения были чуть больше — на 32%. Отрасль остается под сильнейшим давлением вследствие пандемийных ограничений, в наибольшей степени ударивших по основным целевым рынкам для проекторов.

В деньгах 3-й квартал составил 29 млн долл. Динамика год к году была около минус 37% — ощутимо хуже, чем в штуках. Аналитики считают, что основной причиной такой разницы является снижение средневзвешенной стоимости проекторов по сравнению с 3-м кварталом 2019 г.: мощный традиционный фактор — отгрузки сверхярких инсталляционников под фестиваль «Круг Света» всегда заметно приподнимали показатель усредненной стоимости проекторов. Но в 2020 г. этот фактор закономерно отсутствовал.

За первые три квартала 2020 г. было продано около 64,6 тыс. проекторов. Это примерно на 14% меньше суммы трех первых кварталов 2019 г. благодаря отличному заделу позитивного первого квартала текущего года.

В то же время те же аналитики утверждают, что в сентябре 2020 г. в России было продано около 10 тыс. проекторов на общую сумму около 11 млн долл. Показатели августа были превышены примерно на 15,7% в штуках, но в деньгах было даже небольшое снижение, что было связано с увеличением доли сверхдешевых аппаратов и снижения отгрузок короткофокусных проекторов.

В годовом выражении рынок снизился примерно на 19%, и аналитики отмечают, что это минимальная негативная динамика, начиная с обвала в апреле текущего года. Однако, учитывая высокую базу сравнения 4-го квартала 2019 г., есть ожидания, что темпы снижения опять вернутся в диапазон минус 30%.

Претенденты

В 2018 г. наши респонденты насчитали 22 компании, производящих проекторы, которые, по их мнению, были достойны победить в этой номинации. И больше половины из них смогли перешагнуть порог канальности. Таким образом, в список полуфиналистов 2018 г. вошло 13 вендоров: Acer, BenQ, Canon, Christie, Epson, Hitachi, InFocus, NEC, Optoma, Panasonic, Sony, Viewsonic, Vivitek.

По итогам нынешнего голосования количество производителей, чью продукцию закупают российские партнеры второго уровня, уменьшилось. Теперь в этот список входит 21 вендор: Acer, Barco, BenQ, Canon, Christie, Digital Projection, Epson, HIPER, Hitachi, InFocus, JVC, LG, NEC, Optoma, Panasonic, Projectiondesign, Ricoh, Smart, Sony, Viewsonic, Vivitek. Да и полуфиналистов два года спустя стало меньше. В этот раз конкурс на звание чемпиона канала уже меньше 2 производителей на место. Только девять вендоров получили реальный шанс побороться за победу: Acer, BenQ, Epson, InFocus, NEC, Optoma, Panasonic, Sony, Viewsonic. О том, кто смог его использовать, расскажем дальше.

Представляем победителей

«Номинацию „Проекторы“ можно назвать одной из самых стабильных: четыре из пяти финалистов прошлого рейтинга смогли остаться в списке победителей и в этот раз. Вы спросите: что стало с пятым? А его наши респонденты просто решили поменять на другого производителя». Так мы начинали представление победителей данной номинации в 2018 г. То же самое слово в слово можно сказать и об итогах нынешнего исследования. И если два года назад таким образом в призовою пятерку вернулась компания ViewSonic, то в этом году «возвращенцем» стала компания, которой долгое время не находилось места в пятерке лидеров. Последний раз SONY была в числе финалистов номинации «Проекторы» в далеком 2010 г. Тогда наши респонденты поставили ее на пятое место. А вот возвращение вендора можно назвать фееричным — после десяти лет за пределами призовой пятерки — и сразу на второе место.

А компания, которая в прошлом рейтинге была удостоена серебряной медали, в этот раз переместилась на пятую строчку. Ранее компания NEC семь раз подряд входила в тройку лучших вендоров в номинации «Проекторы», причем два предыдущих рейтинга (в 2016 г. и в 2018 г.) партнеры компании признавали ее достойной второго места. А до этого пять рейтингов подряд NEC получала бронзовые медали. В 2018 г. наши респонденты не стали хвалить компанию за что-то конкретное, а просто оценили ее работу в 37,369 балла. Два года спустя производитель заметно улучшил итоговую сумму баллов. Но даже набрав 43,687 балла, не смог сохранить за собой место, полученное в предыдущем рейтинге.

Чего не скажешь о трех остальных финалистах. Они доказали, что вполне заслуженно занимают свои места, хотя двумя годами ранее в номинации «Проекторы» наблюдалась очень серьезная перестановка. Так, вернувшуюся в призовую пятерку компанию ViewSonic в 2018 г. (как и в 2010 г., когда она последний раз входила в пятерку лучших производителей проекторов) респонденты рейтинга поставили на четвертое место. Тогда ее итоговая оценка составила 35,052 балла. И это было хорошим «запасом» на будущее, ведь отрыв от конкурента, стоящего на пятой строчке, составил более 2 баллов, а разница оценок с компанией, которой партнеры отдали бронзу, заметно меньше — 0,922 балла.

Но преодолеть этот шаг по пути наверх производителю пока не удалось. Его нынешний результат — 43,869 балла. И это уже повод задуматься, так как в этом году до пятого места, что называется, «рукой подать» (0,182 балла), а вот до «бронзы» — почти 0,6 балла.

И в этот раз на третьем месте оказалась компания Panasonic. Наши респонденты присваивают ей «бронзу» второй рейтинг подряд. Вообще же в тройку лидеров в номинации «Проекторы» этот вендор входит с 2014 г. Правда, по итогам опросов в 2014 г. и 2016 г. он занимал вторую строчку рейтинга. Но два года назад партнеры второго уровня решили заменить «серебро» на «бронзу», даже несмотря на то, что итоговая оценка вендора была значительно выше, чем в предыдущем рейтинге (35,974 балла в 2018 г. против 33,936 балла в 2016 г.). В этот раз канал был более щедр к производителю и начислил ему 44,466 балла. Но, как оказалось, этого пока недостаточно, чтобы вендор мог вернуться на вторую строчку рейтинга.

И еще один производитель проекторов, который по итогам голосования остался «при своих» — компания Epson. Если у ее конкурентов после подведения итогов предыдущего рейтинга была возможность выбрать один из двух путей — наверх или вниз, то у этого вендора ее не было. Альтернатива тому, что он останется на своем месте была только одна — отступать. Потому что идти выше уже некуда. И, судя по всему, этот вариант развития событий компании не понравился. В результате компания Epson восьмой раз подряд становится победителем номинации «Проекторы». Напомним, что два года назад ей удалось выиграть битву за лидерство с отрывом от «серебряного» финалиста в 2,831 балла (итоговая оценка производителя составила 40,2 балла). Кроме того партнеры признали победителя номинации «Проекторы» лучшим по всем восьми критериям работы.

В этом году отрыв «золотого» финалиста от компании, завоевавшей «серебро» немного скромнее — 2,449 балла. Зато итоговая оценка существенно выше — 49,068 балла. И снова все восемь высших оценок за критерии работы вендора. И для нашего рейтинга это уникальный случай, когда два исследования подряд одна компания признается ее партнерами лучшей по всем критериям работы вендора.

И в заключение несколько слов о производителе, который в этом году покинул пятерку лидеров. Компания BenQ, спустившись в 2018 г. с четвертого места (на котором, кстати, стояла, три предыдущих рейтинга) на пятое, продолжила свое планомерное движение вниз и в этот раз вышла за пределами списка финалистов

Критерии и оценки

В 2018 г. самым важным критерием работы вендора в номинации «Проекторы» была признана «Прибыльность продукции» (0,818 балла). Два года спустя респонденты не поменяли свое мнение. «Прибыльность» вновь заняла первое место в рейтинге значимости критериев работы вендоров. Более того, ее значимость заметно повысилась. Данный критерий смог набрать 0,873 балла. Правда, практически в спину лидеру дышит критерий, который продавцы проекторов поставили на второе место — «Соотношение цена/качество». Его оценка важности в этом году — 0,87 балла

А вот самым неважным критерием работы вендора вновь был признано «Обучение и сертификация партнеров». В этом году его оценка — 0,604 балла (в 2018 г. она была ниже — 0,529 балла).

Интересно, что в 2018 г. продавцы проекторов оказались самыми нетребовательными к таким критериям работы вендора как «Активность в продвижении продукции» и «Маркетинговая поддержка партнеров». Именно эти респонденты поставили оценки ниже, чем их коллеги в других номинациях (0,564 и 0,556 балла соответственно). В этот раз ситуация изменилась. Теперь в маркетинговой поддержке со стороны вендора они заинтересованы не меньше и не больше, чем другие респонденты рейтинга. А вот «Активности в продвижения продукции» именно продавцы проекторов поставили самую высокую оценку значимости — 0,708 балла.


Версия для печати (без изображений)