Позапрошлый год оказался для сегмента ноутбуков далеко не самым выдающимся. Аналитики IDC зафиксировали сокращение поставок мобильных ПК в Россию (sell-in) на 13% год к году, до 3,38 млн единиц; ITResearch — спад продаж (sell-out) на 5,3%, до 3,41 млн. Минимальная разница между объёмами ввезённых в страну и реализованных ноутбуков яснее прочего свидетельствовала об отсутствии перспективных драйверов роста на этом рынке. Казалось, все, кому ПК в этом форм-факторе были нужны, успели уже ими обзавестись, — и теперь в лучшем случае меняют раз в несколько лет морально устаревающие модели на новые. Именно на этом спокойном и ровном до унылости фоне и разразился ковидный кризис 2020-го, разом переведший ноутбуки в категорию ИТ-товаров самой насущной необходимости.

Открытые данные IDC по поставкам ноутбуков в Россию нам удалось обнаружить лишь для второго и четвёртого кварталов, а также для 2020 г. в целом. Во II кв. в Россию было отгружено 1,059 млн мобильных ПК, — на 47,0% (почти вполовину!) больше, чем за тот же период в 2019-м. Первую пятёрку вендоров сформировали Lenovo, ASUS, HP, Acer и Apple. Как указывал в пресс-релизе по итогам второго квартала Александр Катаев, генеральный директор Lenovo в России, «Сегодня в сегменте ноутбуков мы наблюдаем постоянный рост в течение последних пяти месяцев — мы отмечаем двукратный рост каждый месяц по сравнению с аналогичными месяцами 2019 года. Благодаря сильной логистической цепочке и системе снабжения собственного производства необходимыми комплектующими мы сумели удовлетворить повышенный спрос, который образовался. Так мы сохранили лидерство в сегменте ноутбуков и стали первыми на рыке ПК в России по окончании второго квартала 2020 года».

Итоги IV кв. на российском рынке ПК IDC подвела в середине февраля нынешнего года. По её данным, поставки ноутбуков в Россию снизились за последние три месяца 2020-го на 0,8% по сравнению с показателями того же квартала 2019 г., достигнув 1,142 млн единиц. Ведущая пятёрка вендоров при этом разительно отличалась от зафиксированной во II кв.: Acer, Lenovo, HP, ASUS и Huawei.

По подсчётам группы «М.Видео-Эльдорадо», на российском розничном рынке в 2020 г. было реализовано 3,1 млн ноутбуков на сумму 140 млрд руб., — на 30% в штуках и на 55% в деньгах больше, чем в 2019-м (средний чек за год — 45 тыс. руб.), причём самым популярным брендом мобильных ПК у россиян стал Acer. Подтверждением тому — слова Дмитрия Кравченко, генерального директора Acer в России, сказанные в интервью CRN/RE: «По итогам IV квартала ноутбуки Acer заняли 21,3% сегмента ноутбуков. Россия для Acer — одна из важнейших стран».

Хроники падения и взлёта

Уже в январе продажи ноутбуков в России, по оценке ITResearch, вышли на уровень 273 тыс. единиц, на 23% превысив уровень января 2019-го. Аналитики приписали это «на удивление позитивное» начало года повышенной активности розницы — и это притом, что средневзвешенная цена ноутбука также приподнялась, превысив 50 тыс. руб. (при курсе доллара около 62 руб.).

В феврале, впрочем, розничные продажи уже резко, на 10% год к году, сократились, — до 252 тыс. единиц. В КНР бушевал коронавирус, и пополнять пустеющие склады оказалось нечем: отгрузки дистрибьюторов хоть и выросли по сравнению с январскими показателями, но оказались хуже показателей февраля 2019 г. на 12%. В феврале лидером по реализации ноутбуков в России оказалась HP, за которой с примерно равными долями следовали Acer, Lenovo и ASUS, — всего на эти четыре бренда пришлось 64% продаж ноутбуков за месяц.

В марте ситуация переменилась самым кардинальным образом. За этот месяц 2020 г., по данным ITResearch, на российском рынке было продано 412 тыс. ноутбуков, — на 42% больше, чем в марте 2019-го. На первую тройку вендоров по объёмам поставок (Lenovo, ASUS, HP) пришлось 70% всех мартовских продаж ноутбуков в России.

В мае (когда курс доллара колебался около отметки 73 руб.) продажи sell-out в России, отмечают аналитики, достигли 243 тыс. ноутбуков, — почти на 38% больше, чем за тот же месяц 2019-го, и примерно столько же, сколько в апреле (около 260 тыс.). Средневзвешенная цена ноутбука составила в мае 53 тыс. руб. (в апреле было 51 тыс.), а лидерами стали бренды Acer, Lenovo и ASUS, которые вместе продали 68% всех ноутбуков в этом месяце.

В июне ITResearch зафиксировала не просто продолжение роста российского рынка ноутбуков, но и усиление его темпов: общие продажи достигли 335 тыс. единиц, что на 48% превзошло уровень июня 2019 г. В сумме на трёх лидеров этого месяца — Acer, HP и Lenovo — пришлось 67% июньских продаж ноутбуков в России.

В июле бум ноутбучных продаж ещё более усилился — по данным ITResearch, превысив отметку в 430 тыс. единиц, — что дало годовую динамику невиданной величины: 78%. Лидером по итогам месяца стала Lenovo, за которой следовали HP и ASUS, — всего на эту тройку пришлось 64% продаж ноутбуков за июль. При этом бренд Huawei/Honor впервые вошёл в топ-5 игроков на российском рынке мобильных ПК.

В августе ралли продолжилось: продажи ноутбуков в России ITResearch зафиксировала на уровне выше 450 тыс. единиц; +42% год к году. Средневзвешенная по продажам рублёвая стоимость поднялась до 52,3 тыс. руб., — курс доллара в августе колебался, напомним, около 74 руб. Тройка лидеров в этом месяце — Lenovo, HP, Acer, но на них уже пришлось менее 60% всех продаж.

Холодная осень

В октябре 2020 г. на российском рынке было продано 342 тыс. ноутбуков, утверждает ITResearch, — +11% год к году. Средневзвешенная по продажам в октябре цена на ноутбук в России взлетела до уровня 67 тыс. руб. (курс доллара в этом месяце находился вблизи отметки 78 руб.), — т. е. фактически с начала года этот показатель вырос на 50%. Лидером месяца с существенным опережением стала HP, за которой расположились Acer и Lenovo. На три эти бренда в совокупности пришлось 59% октябрьских продаж ноутбуков.

Ноябрь же стал первым с докризисного февраля месяцем с отрицательной динамикой продаж ноутбуков: —3% год к году, 380 тыс. единиц. Ну и, наконец, по итогам года ITResearch зафиксировала рост продаж ноутбуков в России до 4,36 млн единиц, — это +25% относительно уровня 2019 г. Лидерами в годовом зачёте стали Lenovo, HP и Acer, на которые в сумме пришёлся 61% продаж мобильных ПК в России за 2020 г. Конкуренция в данном сегменте ощутимо усилилась в связи с активизацией брендов второго эшелона и появлением новых имён — прежде всего, Huawei/Honor.

По оценке группы «М.Видео-Эльдорадо», за девять месяцев 2020 г. россияне приобрели около 310 тыс. игровых ноутбуков на общую сумму 21 млрд руб., что на 95% в штуках и 90% в деньгах больше, чем годом ранее. Спрос на геймерские модели рос динамичнее, чем на ноутбуки в рознице в целом: +40% в штуках и +54% в деньгах, соответственно. Доля игровых моделей в денежном объёме продаж всей категории достигла четверти, причём пятёрку наиболее популярных в России производителей игровых ноутбуков возглавила компания ASUS. Как заявил в ходе представления новой серии ноутбуков 2020 г. Самсон Ху (Samson Hu), co-CEO ASUS, «линейка ноутбуков этого года создаёт для пользователей новый опыт, помещая самые передовые технологии прямо под подушечки их пальцев». Судя по результатам, которых добилась компания на российском рынке, российским пользователям этот опыт пришёлся по душе.

Ноутбук в прошлом году действительно стал одним из предметов первой необходимости, так как работать, учиться и осуществлять покупки в режиме удалёнки без него оказалось практически невозможно, — на это обращает внимание Борис Зиньков, руководитель продуктовой группы «Ноутбуки и ПК» компании Prestigio Global: «Этот момент является ключевым, и в дальнейшем именно он будет определять набор характеристик, в соответствии с которым пользователи будут выбирать ноутбуки».

На кризисном событийном фоне особенно остро проявила себя неразвитость российской производственной базы, на которой можно было выпускать столь вожделенные рынком ноутбуки без опоры на внешних поставщиков. «Нет никакого импортозамещения в этом сегменте, — с горечью констатирует Андрей Тарасов, исполнительный директор diHouse (входит в группу компаний ЛАНИТ). — Даже если и говорить о российских ноутбуках, то их доля рынка стремится к нулю, а производятся они всё равно в Китае». Эксперт отмечает, что люди, вынужденные отказаться от путешествий, начали больше денег тратить на покупки — в том числе электроники: «Дефицит ноутбуков, вызванный нехваткой комплектующих, привёл к невозможности выполнить все заказы. К тому же из-за недостатка компонентов увеличилась их стоимость для самих производителей ноутбуков, а соответственно, и закупочная цена устройств для нас. Кроме того, логистика подорожала в несколько раз и это также отразилось на стоимости. С начала пандемии цены на ноутбуки выросли в среднем на 20-25%».

Константин Кимельман, директор по развитию подразделения персональных компьютерных систем HP в Восточной Европе, напоминает, что в России по состоянию на 2019 г. было более 9 млн устройств старше 5 лет. До начала 2020-го замена старой базы проходила крайне медленно, особенно в домашнем сегменте. Побудить к покупке новой техники не смогло даже прекращение обновления Windows 7. Пользователи продолжали работать на старых компьютерах, предпочитая регулярно обновлять свои смартфоны. Пожалуй, только игровые ПК регулярно обновлялись. И только пандемия COVID-19 внесла кардинальные перемены, которые спровоцировали пиковый спрос впервые с 2010-2012 гг.: «Первая причина — с переходом на удалённый формат работы и обучения пользователи поняли, что им необходима надёжная и производительная техника для обустройства домашнего офиса и сохранения продуктивности. Вторая — это смена существовавшей парадигмы, когда одного ноутбука на семью было достаточно». Эксперт также отмечает, что дефицит комплектующих изменил структуру поставок: бюджетных моделей, до 30 тыс. руб., стало не хватать, при этом рынок приблизился к насыщению по дорогим моделям. «Что касается курса на импортозамещение в сегменте ноутбуков, то он будет зависеть от возможности реализации требуемой глубины локализации и доступности комплектующих российской разработки, прежде всего, процессоров», — замечает Константин Кимельман.

По свидетельству Ольги Доровской, директора департамента персональных систем OCS Distribution, повышенный спрос на мобильные рабочие места в связи с переходом на удалённый режим работы расчистил склады и полки даже от залежалых конфигураций: «Могло бы быть продано и больше, если бы позволили производственные и логистические мощности. Одним из важных трендов явился рост средней стоимости устройства, продиктованный лучшей доступностью более производительных и дорогих моделей ноутбуков».

Личное, слишком личное

На фоне взрывного роста интереса ко «всему-что-угодно-как-услуге» (XaaS) в условиях пандемии было бы разумно ожидать в 2020 г. широкого распространения концепции «ПК как услуга» (DaaS), в том числе и в России. Однако не всё так просто и прямолинейно. «Мы не склонны высоко оценивать перспективы развития сервиса „ПК как услуга“ для конечного потребителя, — говорит Борис Зиньков. — Ноутбук, как и телефон, в настоящее время стали предметами первой необходимости, а доступность различных схем потребительского кредитования гораздо больше располагает к покупке, нежели чем к аренде оборудования. Возможно, данная услуга будет более востребована в корпоративном сегменте».

«ПК как услуга» в России пока мало востребован, — с этим соглашается Константин Кимельман: «ПК остаются статьёй капитализации. Мало кто из заказчиков готов отдать полностью парк ПК под внешнее управление. Данная услуга интересна компаниям, в которых есть динамика по численности рабочих мест, так как главное преимущество внедрения этой модели — масштабируемость».

Ольга Доровская отмечает, что в России растёт популярность темы XaaS в общем и «рабочего места как услуги» как её частного случая: «Этот рост начался до пандемии. А ведь известно, что любой кризис усиливает то, что и до него росло, и убивает то, что и так умирало. Шеринговая экономика прочно вошла в нашу жизнь, и затухание пандемии вряд ли может её отменить. Мы разработали ряд программ для наших партнёров, в основе которых лежит сервисная модель поставок, в том числе поставок клиентских рабочих мест. Одна из них — платформа C2P, позволяющая сотруднику компании-заказчика участвовать в выборе и софинансировании рабочего места, удовлетворяющего желаниям и потребностям самого сотрудника, а не только бюджету его работодателя».

Широта постпандемийных возможностей

В 2020 г. российский рынок ПК показал лучшую динамику за последнее десятилетие, — но тем сложнее делать сколько-нибудь основательные прогнозы на год грядущий: слишком уж велика неопределённость. В В IDC полагают, что как минимум в первом квартале 2021 г. на рынке персональных компьютеров с большой вероятностью будет наблюдаться рост поставок год к году. В то же время дефицит полупроводниковых (и не только) компонентов, обострившийся в первые месяцы 2021-го, ставит под угрозу возможности восходящей цепочки поставок (от изготовителей компонентов к сборщикам ноутбуков) удовлетворить запросы нисходящей (от вендоров к конечным покупателям).

«Ситуация вокруг пандемии привела к тому, что спрос на ключевые компоненты для производства ноутбуков значительно вырос, и, как результат, увеличились стоимость устройств и срок производства, поставки, — комментирует Борис Зиньков. — По нашей оценке, в таком положении рынок будет пребывать как минимум до конца текущего года, но есть вероятность продолжения ситуации и в следующем году. Всё это значительно затрудняет развёртывание производства в РФ и замедляет реализацию курса на импортозамещение».

Рынок ноутбуков будет формироваться по принципу наличия товара, — в этом уверен Андрей Тарасов: «Производители столкнулись с дефицитом компонентов для производства ноутбуков и, скорее всего, он продлится до конца года. Кроме того, мы уже в этом году видим продолжающийся рост цен на ноутбуки, который начался ещё в прошлом году из-за увеличения стоимости компонентов со стороны производителей, роста цен на контейнерные перевозки и укрепление курсов валют: как юаня к доллару США, так и доллара по отношению к рублю».

«Мы находимся уже в начале второго календарного квартала и видим, что рынок устройств в среднем и высоком ценовых сегментах близок к насыщению, однако, ноутбуки стоимостью менее 30 тыс. руб. остаются в сильном дефиците, — говорит Константин Кимельман. — По нашим прогнозам, сбалансирование спроса и предложения во всех сегментах произойдёт не раньше, чем под конец календарного года. Когда аналитические компании будут подводить итоги второго полугодия 2021 г., мы увидим разнонаправленные тренды: ввоз устройств в страну будет выше 2020 года, при этом продажи с полок сократятся против высокой базы прошлого года. Это произойдёт за счёт восстановления складских запасов во всей цепочке продаж. С точки зрения категорий, наибольшим спросом в этом году будут пользоваться ноутбуки до 30 тыс. руб. и игровые устройства». Кроме того, эксперт отмечает, что в условиях России противостояние между AMD и Intel за пользовательский выбор, скорее всего, будет усиливаться в 2021 г. — по мере того, как обе компании восстановят объёмы производства процессоров.

Ольга Доровская ожидает от наступившего года в сегменте ноутбуков по-прежнему повышенного спроса, ибо тренд на усиление мобильности рабочих мест сохраняется: «Надеемся, что российскому рынку всего хватит — и чипов, и логистических мощностей».


Версия для печати (без изображений)