Уходящий год выдался весьма богатым на юбилеи. Ведь с начала девяностых, когда были созданы многие компьютерные фирмы, составляющие сегодня костяк отечественного ИТ-рынка, минуло полтора десятка лет.

Одним из наиболее заметных и ярких юбиляров стала компания «Марвел», отметившая свое 15-летие в конце июня. Впрочем «Марвел» уже давно следует называть не компанией, а многопрофильным холдингом, поскольку он объединяет несколько направлений деятельности — дистрибуцию компьютерной техники, периферийных устройств и сетевого оборудования, поставку сотовых телефонов, аксессуаров и электронных компонентов, банковские услуги, а также деревообработку и производство деревянных домов.

Начиналась история «Марвела» весьма типично. В 1987 г. молодой специалист Сергей Гирдин, выпускник Ленинградского института авиационного приборостроения, был направлен на работу в НИИ командных приборов. В те годы в серьезных «ящиках» уже появились персональные компьютеры. Как правило, их осваивала молодежь, поскольку ветераны не горели желанием изучать новую технику. Трудностей с освоением ПК хватало. Например, отсутствовало легальное ПО, а скудная документация поставлялась только на английском языке. Но при некоторой настойчивости с этими проблемами можно было справиться. Ведь конец восьмидесятых — это не только начало перестройки, но и зарождение кооперативного движения. Энергичные кооператоры брались за решение многих задач, в том числе в компьютерной сфере.

Как и другие молодые инженеры, Сергей Гирдин стал подрабатывать в одном из таких кооперативов, но вскоре понял, что лучше работать самостоятельно и ни от кого не зависеть. «Если руководитель фирмы совершал какую-то ошибку, то проблемы появлялись у всех сотрудников», — вспоминает он. И в 1991 г. Гирдин решает создать свою компанию.

Этой идеей он поделился с тремя товарищами, и те его поддержали. Вчетвером собрали деньги на минимальный уставной капитал — 5 тысяч рублей. Когда дело дошло до выбора названия компании — не мудрствуя лукаво, открыли англо-русский словарь и стали подыскивать красивое и запоминающееся слово. Понравилось marvel, что в переводе на русский язык означает чудо, диво, предмет удивления, нечто неожиданное, достойное восхищения.

По поводу сферы деятельности споров и разногласий не было — все компаньоны хорошо ориентировались в информационных технологиях и уже успели обзавестись кое-какими связями на зарождающемся компьютерном рынке. Поэтому решили заняться поставками техники.

Как рассказал Сергей Гирдин, первый контракт его компания заключила с гостиницей «Дружба». Она находилась в Выборге, неподалеку от финской границы, и в ней постоянно останавливались иностранные гости. Гостиница имела счет в инвалюте и могла расплачиваться инвалютными рублями. «На эти деньги мы и купили одну из первых партий техники», — вспоминает Гирдин. При этом он добавляет, что поначалу компания, как, впрочем, и другие отечественные игроки, не отказывалась от любого дополнительного заработка. Что только не продавали — и крупные партии автомобилей Volvo, и спирт Royal. Но это была вынужденная мера — хотелось заработать денег для развития основного бизнеса, связанного с дистрибуцией компьютерной техники. Забегая вперед, отметим, что на протяжении всей 15-летней истории компания ни разу не отошла от выбранной генеральной линии.

В числе первых, а потому особенно памятных сделок глава «Марвела» называет контракт на поставку копировальных аппаратов Canon формата А3. По словам Сергея Гирдина, партия по тем временам считалась довольно крупной — около 300 штук. «И комиссионные мы получили приличные, по сумме — как 10 аппаратов Canon. В 1991 г. это были колоссальные деньги», — замечает он. Следующая крупная сделка — поставка лазерных принтеров HP. Контракт подписывался в конце года, и вендор предложил для России специальную цену — более чем вдвое ниже обычной. «Конечно, условия и методы работы в начале 90-х годов заметно отличались от нынешних», — говорит Сергей. Официальных отношений с поставщиками не было, почти все держалось на личных знакомствах.

Тем не менее старт был успешным, и компания «Марвел» стала заметным игроком ИТ-рынка Санкт-Петербурга. Это сыграло свою роль в 1992 г., когда в Северную столицу приехал единственный в то время в России представитель компании APC Константин Шляхов. Приехал, чтобы заключить официальный дистрибьюторский контракт с одной из питерских фирм. Знакомство с «Марвелом» состоялось в ноябре на популярной в те времена выставке INVECOM, все формальности были урегулированы довольно быстро. Но не обошлось и без курьеза. По условиям договора дистрибьютор должен был закупить партию устройств на сумму не менее 10 тыс. долл. Сделку оформили, но груз, как водится, пришел под Новый год. «И мы всем офисом на своих автомобилях ездили 31 декабря на таможню, чтобы вовремя вывезти оборудование и оформить документы текущим годом, — рассказывает Гирдин. — Иначе нам грозили какие-то штрафы и дополнительные налоги».

Следующий серьезный дистрибьюторский контракт компания «Марвел» заключила с Intel в 1993 г. В начале дистрибьютор продвигал арифметические сопроцессоры, затем компьютерные платформы, сетевые устройства и, наконец, получил возможность поставлять процессоры.

И тут компании пришлось столкнуться с серьезным конкурентом. В Петербурге был еще один дистрибьютор Intel — фирма «ЭФО». Как и «Марвел», конкурент работал на рынке с 1991 г. и тоже заключил контракт с Intel в 1993 г.
Возглавлял «ЭФО» Сергей Пацкевич. До 1992 г. он преподавал в Военной инженерно-космической академии имени А. Ф. Можайского на кафедре вычислительной техники. «Военные в те годы получали довольно высокую зарплату, но от возможности заработать дополнительные деньги никто не отказывался, — вспоминает Пацкевич. — Я подрабатывал в различных центрах НТТМ, занимался программированием микроконтроллеров для различных встраиваемых устройств. Но в 1991 г. пришел к мысли, что надо иметь свой бизнес, чтобы самому решать, как распорядиться заработанными деньгами — потратить их на себя или вложить в развитие бизнеса». Основав компанию «ЭФО», Пацкевич прослужил в Академии еще около полугода, после чего уволился в запас в звании майора.

Конкурировали «Марвел» и «ЭФО» не долго. Весной 1995 г. руководители компаний договорились об объединении. «Это было взаимное желание, — рассказывает Сергей Гирдин. — Мы просто решили работать вместе, была уверенность, что у нас все получится. Какие-то специальные условия работы в составе объединенной компании мы не обсуждали. Если бы стали все просчитывать, обдумывать, взвешивать, то, наверное, ничего не получилось бы».

Как отмечает Сергей Пацкевич, «ЭФО» не растворилась в «Марвеле». «У нас было два сильных направления — компьютерная техника и сетевое оборудование, а также электронные компоненты и решения на их основе, — рассказывает он. — Этим мы хорошо дополняли бизнес «Марвела». Без преувеличения можно сказать, что благодаря «ЭФО» в «Марвеле» сегодня так хорошо развит сетевой сегмент». В частности, в 1994 г. «ЭФО» заключила соглашение с тогда малоизвестной компанией D-Link и начала поставки сетевого оборудования этого производителя в свою дилерскую сеть. Появились и специалисты, которые учились продавать и настраивать сложное сетевое оборудование. Затем список вендоров пополнили Cisco Systems, Avaya, НР ProCurve, и сетевое направление оформилось в отдельную структуру.

Фирма «ЭФО» и по сей день существует в рамках Группы компаний «Марвел», продолжая работать под своей торговой маркой, а Сергей Пацкевич совмещает должности вице-президента «Марвела» по маркетингу, директора направления «Комплектующие и периферия» и генерального директора «ЭФО». Сегодня в этой фирме трудится более 100 человек.
Надо отметить, что к моменту объединения Сергей Гирдин был полноправным владельцем своей компании. Будучи человеком увлекающимся и ответственным, он хотел, чтобы компаньоны, так же как и он, всецело отдавались работе. Но они не всегда соответствовали высоким требованиям Гирдина. И глава компании, которому с самого начала принадлежало более 60% бизнеса, предложил соучредителям «цивилизованный развод»: покупку их доли. Условия устраивали всех, и в 1992 г. у «Марвела» остался только один владелец.

Очередной важной вехой в развитии бизнеса стало открытие в 1993 г. московского офиса. Санкт-Петербург — крупный портовый город, но по объему рынка и темпам роста ему трудно соперничать со столицей, где сосредоточены практически все транспортные и финансовые потоки, где много крупных платежеспособных клиентов. Претендуя на роль российского дистрибьютора, «Марвел», разумеется, не могла не начать активную работу в Москве. Эффект не заставил себя ждать — выросли обороты компании, появились новые партнеры, преимущественно из числа московских дилеров. После того как этот ресурс роста был освоен и с дистрибьютором на постоянной основе сотрудничало порядка 100 активных фирм, в компании приступили к построению региональной партнерской сети. «Систематически эта работа ведется с 1995 г., — рассказывает Сергей Пацкевич. — Мы участвовали в выставках «Комтек» и NetCom, где в основном и находили новых дилеров. В те времена их искали «по справочникам» предприятий, но было и много командировок в регионы. Тогда же, в 1995 г., мы провели в Москве первое партнерское мероприятие». Пацкевич отмечает, что практически все дилеры на протяжении многих лет остаются лояльными дистрибьютору, а три региональные фирмы — череповецкая «Визави», самарская «Железная Логика» и «Информатика» из Ростова-на-Дону — работают с ним с 1995 г.

Каждый год жизни компании был наполнен важными событиями. Заметным оказался и год 1996-й. Сергей Гирдин принял решение укрепить состав топ-менеджеров и пригласил на должность вице-президента и генерального менеджера департамента дистрибуции компьютерной техники Константина Шляхова, возглавлявшего тогда российское представительство APC. «С коллективом я был хорошо знаком, мне импонировало, что в компании сложилась группа единомышленников, а руководители фирмы ставят амбициозные задачи и добиваются их выполнения, — вспоминает Константин. — Поэтому я долго не раздумывал и дал согласие на переход в «Марвел». Для меня это была отличная возможность не только участвовать в осуществлении чьих-то планов, но и самому разрабатывать стратегию развития компании, добиваться ее реализации. И сейчас с удовлетворением могу сказать, что сегодня «Марвел» выглядит и работает так, как этого мне хотелось 10 лет назад».

В том же 1996 г. было создано еще одно направление бизнеса — дистрибуция сотовых телефонов и аксессуаров, — которое возглавил Олег Рублев. На российский рынок вышла шведская компания Ericsson и предложила «Марвелу» эксклюзивный дистрибьюторский контракт. «Мы приняли это предложение и, понимая перспективность данного сегмента, основательно вложились в его развитие, создав у себя сертифицированный сервисный центр, — подчеркнул Сергей Гирдин. — Вскоре после заключения соглашения мы отправили несколько человек в Швецию, чтобы обучить их ремонту телефонов, а также приобрели дорогое оборудование для сервиса. Трубки тогда были не очень надежные, часто выходили из строя, и на сервисе мы зарабатывали иногда даже больше, чем на продаже аппаратов. Вслед за контрактом с Ericsson последовали соглашения с Alcatel, Benefon, Siemens, Panasonic и Philips. Вот так у нас образовалось это направление, и сегодня его доля в обороте Группы компаний достигает 15%».

Надо отметить, что в деятельности «Марвела» не всегда были только успешные начинания. Некоторые проекты не оправдали возлагаемых на них надежд и из-за нерентабельности были закрыты. Наиболее яркий пример — попытка заняться розничной торговлей.

Этот проект стартовал также в 1996 г. В какой-то степени на решение попробовать себя в новом амплуа повлиял пример конкурентов. «Мы подумали: если все это делают, то почему мы не можем?» — вспоминает Сергей Гирдин. Своих сил для нового проекта явно недоставало, да и опыта в подобных делах у «Марвела» не было. Поэтому пригласили менеджеров со стороны. Первый магазин под названием «Марви» открыли в Санкт-Петербурге. Попробовали торговать, вроде получается, да и по деньгам не очень накладно. Стали открывать магазины в Москве, всего их было три. Но в столице торговля не пошла — затея оказалась убыточной. В итоге в столице магазины просуществовали около года, в Питере дольше. Там магазин закрыли лишь в прошлом году. Правда, в нем продавалась не компьютерная техника, а преимущественно сотовые телефоны. И там же работал сервис-центр, обслуживавший трубки Sony-Ericsson.

Тем не менее в компании этот проект не считают бесполезным. В бизнесе, как и в науке, отрицательный результат — тоже результат. «Мы приобрели ценный опыт, — рассказывает Константин Шляхов. — И теперь четко понимаем, что в каждом деле нужна квалификация. Дистрибуция и розница — это два совершенно разных бизнеса. И для каждого нового проекта надо готовить команду профессионалов, иначе проект обречен на неудачу. Мы неоднократно наблюдали, как в других компаниях игнорировали это правило и что из этого получалось».

Неожиданным на первый взгляд шагом для компьютерной компании стала покупка в 2003 г. банка. По словам Сергея Гирдина, это было сделано для того, чтобы обслуживать потребности холдинга, партнеров и других дружественных структур.

«Любой дистрибьютор работает с большим количеством финансовых потоков, которые нужно оптимизировать, — отмечает Гирдин. — Мы и наши партнеры были клиентами различных банков, но часто сталкивались с проблемами. С крупным банком разговаривать трудно, у него бизнес формализован, и под мелких клиентов он подстраиваться не будет. А работать со средним или небольшим — рискованно. Вот и решили подыскать подходящий банк и купить его».

Отдельно следует сказать о таких направлениях деятельности холдинга, как деревообработка и производство деревянных домов. Этим занимается компания «Тимбер продукт», и сегодня это любимое детище Сергея Гирдина. Впрочем, повышенный интерес к «сосновым теремам» имеет под собой вполне земную основу. Как рассказал Гирдин, доля компании «Тимбер продукт» в обороте холдинга пока невелика, она составляет 1—2%, но растет очень быстро. Норма прибыли и перспектива развития у этого бизнеса отличные — как-никак реальное производство продукции, спрос на которую будет стабильно расти.
Производственные мощности компании расположены в Новгородской области, у трассы Санкт-Петербург — Москва, в 275 км от Северной столицы. Завод оснащен самым современным оборудованием и выпускает большой ассортимент домов и других деревянных построек. Сергей Гирдин говорит, что планы по развитию этого бизнеса у него обширные — в ближайшее время он планирует купить контрольный пакет акций финского предприятия Rantasalmi Oy, четвертого в мире производителя деревянных домов.

Версия для печати (без изображений)