Практически все знакомы с основными типами темперамента человека: холерик, флегматик сангвиник, меланхолик. Темперамент проявляется в мышлении, речи, манере общения и реакции на жизнь и различные ее проявления. Его можно «измерять» в характеристиках скорости (темпоритмах), интенсивности, выносливости, чувствительности и степени открытости психических (внутренних) и сенсомоторных (поведенческих или внешних) действий.

«Скорость» человека видна в том, как быстро он говорит, отвечает собеседнику, запоминает, воспринимает информацию, получает впечатления, думает и принимает решения. Есть люди быстрые, скоростные, и есть — медленные, «тормозные». И если учитывать эти природные особенности, можно гораздо проще и эффективнее общаться. Выносливость тоже относится к свойствам темперамента человека. Некоторые — «пахари», нуждаются в непродолжительном отдыхе и могут трудиться по двадцать пять часов без перерыва. Есть люди, которые «выдыхаются» достаточно быстро, и им требуется регулярный и продолжительный отдых. Выносливость часто сопряжена с чувствительностью. Люди с высокой чувствительностью, эмоциональные, ранимые, обидчивые и впечатлительные нередко имеют сниженную выносливость, а «толстокожие» и мало чувствительные, как правило, выносливы и работоспособны. Однако эти различия никоим образом не сказываются на качестве работы. Степень открытости и закрытости человека проявляется в его направленности — на себя или внешний мир. Некоторые живут, фокусируясь на собственном внутреннем мире, своих размышлениях и переживаниях. Другие обращены на отношения с людьми, происходящие события, факты и т. п. При этом особенности темперамента человека совершенно не влияют на его успешность, интеллект и деловые качества. Мало того, специалисты подчеркивают: не стоит стремиться к тому, чтобы «подстроить» темперамент под жизнь, напротив, образ жизни должен ему максимально соответствовать. Тогда развитие личности будет происходить гармонично и легко.

Участники канала для нас всегда были и будут интереснейшими, разносторонними и уникальными. Однако их «профессиональные роли», несомненно, обладают некоторыми общими характерными чертами, своим особым темпераментом. А поскольку юбилейный номер предполагает возможность статей с «юморчинкой», предлагаем вашему вниманию «психологические портреты участников канала» с точки зрения теории темпераментов. И, как говорится: «Все имена и события в произведении вымышлены, любые совпадения с реальными людьми и событиями — чистая случайность».

Сангвиники

Итак, первое звено канала, — вендор, производитель. По темпераменту сангвиник. Вендоры — люди шумные и разговорчивые, открытые и эмоциональные, социальные экстраверты. Они обладают высокой работоспособностью и могут без труда переключаться с одной задачи на другую. А также быстро адаптироваться к любой ситуации. У вендора-сангвиника высокий порог чувствительности, поэтому внешние стимулы не выводят его из себя так, как дистрибьютора-холерика. Впрочем, у этого качества есть и другая сторона: он не особо чувствителен и к мнению других людей.

Вендор всегда старается реализовать свои импульсы, желания, идеи. Если ему что-то хочется делать, то он это делает, а не терзается сомнениями, как меланхолик-интегратор, и при этом контролирует свои импульсы в отличие от холерика-дистрибьютора. Данный набор качеств и делает вендора наиболее адаптированным к внешним воздействиям и взаимодействиям, что позволяет ему чувствовать себя в канале максимально комфортно. Способность сдерживать себя предполагает преобладание рационального, обдуманного мышления над иррациональным, импульсивным. Вендор отлично контролирует себя, свои эмоции и чувства, что дает ему неоспоримые преимущества в переговорах. Для такого типа темперамента лучше всего подходит разнообразная работа с людьми. Наука уверяет: лучший продавец выходит именно из сангвиника, так как он наиболее легко адаптируется к другим людям и умеет легко коммуницировать с ними. Зато у такого индивидуума довольно невысокая чувствительность к чужому мнению, он сконцентрирован скорее на проталкивании своих интересов. Вендоры обладают хорошими, но не лучшими лидерскими качествами. Кроме этого, они легко ладят с людьми любого другого типа темперамента, со всеми (практически) звеньями партнерской сети. Происходит это опять же из-за высокой способности к адаптации, так как им легко подстроиться под любого человека. В конфликтах вендор-сангвиник стремится скорее выкрутиться и сгладить ситуацию с помощью слов, нежели с помощью кулаков. Главное качество этого темперамента: способность быстро менять свои планы и адаптироваться к внешним обстоятельствам. Если какая-то деятельность ему интересна, то он способен проявлять очень большую активность

Итак, положительные качества вендора-сангвиника: подвижен, легок на подъем, общительный, радостный и добрый, стремится нести людям и партнерам все новое и интересное.

Отрицательные качества: резок, не усидчив и не настойчив.

Холерики

Второе звено канала — дистрибьютор. По темпераменту холерик. Дистрибьюторы — гордые экстраверты, настоящие «альфа-самцы». Они открытые, прямые и общительные, с активным интересом к людям и к внешнему миру. Обладают высокой работоспособностью и выносливостью, амбициозные и честолюбивые. Часто — максималисты в оценках людей и событий. Дистрибьюторы обладают очень мощной, но порой неуравновешенной нервной системой, бурно реагируют на внешние обстоятельства, при этом бывают излишне резкими в общении с партнерами. Могут принять в штыки обычное замечание или выйти из себя по любому пустяку. При этом долго помнить обиды и разочарования дистрибьюторы не будут. Они могут вспылить, но через минуту успокоиться. Быстро думают и принимают решения, бывает, ошибаются. Тем не менее, движение и динамика для них — важные ценности. Дистрибьюторы импульсивны, их внимание довольно легко привлечь. Такие люди быстро учатся новым конкретным практическим навыкам и становятся высококлассными специалистами. Отношения с партнерами у дистрибьютора всегда эмоционально насыщены, они часто воспринимаются как очень хорошие друзья. Способны сильно привязаться к человеку, «вплоть до дикой ревности и глубокой обиды». Оптимальная пара для дистрибьютора-холерика — это вендор-сангвиник. Причем в большинстве пар сангвиник-холерик лидером чаще всего становится все же сангвиник. Просто потому, что дистрибьютор более эмоционален и из-за этого может пойти на поводу у вендора . Разговаривает дистрибьютор быстро и, как правило, с активной жестикуляцией и мимикой. Умный, сообразительный, быстрый, отходчивый. Любит поражать своих коллег. Склонен не сидеть на одном месте, любит организовывать и сам участвовать в различных мероприятиях. Для дистрибьютора общение и взаимодействие намного важнее, чем его внутреннее состояние, так называемым «самокопанием» он не занимается.

Положительные качества дистрибьютора-холерика: активен, энергичен, общителен и решителен, обладает редкой способностью убеждения.

Отрицательные качества: вспыльчив, резок в отношениях, неустойчив в поведении.

Меланхолики

Следующий участник канала — интегратор. По темпераменту меланхолик. Интеграторы— интроверты, эмоционально чувствительные перфекционисты. Они могут запоминать обиды «на всю оставшуюся жизнь». Эти участники канала наиболее ранимы и чувствительны к внешней среде и лучше других темпераментов различают тонкости, оттенки эмоций и поведение других. Легко расстраиваются даже при мелких неудачах. Иногда любят жаловаться на судьбу, порой уверены, что самая «тяжелая доля» и «самые тяжкие испытания» из всех возможных выпадают именно им.

Порой интегратор кажется неэмоциональным, его даже могут спутать с заказчиком-флегматиком. Однако это ошибочное представление. Эмоции интегратора бурлят внутри. Мыслительные процессы протекают у него стремительно, одна мысль довольно быстро сменяет другую. При этом его мимика и жесты не слишком выразительны, так как он старается не проявлять их вовне. Порой их воспринимают как людей замкнутых и консервативных. При этом интегратор может долго общаться на ту тему, которая ему самому интересна. В такой ситуации он перестает быть молчаливым и застенчивым.

Часто интегратор бывает сверхосторожен, может испытывать страх перед непониманием со стороны окружающих, партнеров и коллег. Однако именно эта черта характера стимулирует развитие у него интуиции и способности к предвидению. Именно интегратор порой первый замечает кризисные явления на рынке и подымает тревогу. Также хорошо он чувствует людей, обладает проницательностью и способен хорошо «прочитывать» партнеров на переговорах. Меланхолик нередко не умеет отказывать в просьбе, а потом долго переживает, что выполнил за другого работу и не успел решить свою задачу.

Темпераменту интегратора лучше всего подходит индивидуальная «точечная» работа без четких сроков исполнения. Они особенно хороши в создании чего-то нового, в разработке. При этом не очень любят менять обстановку и с трудом переносят негативные оценки своей работы.

Интеграторы очень хорошо учатся сами и обучают других. Именно этот тип людей является основным двигателем науки. С партнерами интегратор может сходиться очень долго, зато расстаться может почти мгновенно. Лучше всего люди, принадлежащие к этому типу темперамента, взаимодействуют с заказчиками-флегматиками.

Положительные качества интегратора-меланхолика: тонко чувствует, восприимчив ко всему новому, исполнителен.

Отрицательные качества: раним, мнителен, замкнут, медлителен в работе.

Флегматики

И, наконец, заказчик. По темпераменту флегматик. Заказчики — спокойные и миролюбивые интроверты. Их очень сложно вывести из себя, нарушить внутреннее эмоциональное равновесие. Ученые полагают, что именно с этим связаны низкая адаптация заказчиков к изменениям и сложности в переключении рода деятельности. Со стороны кажется, что заказчики медлительны и очень сдержанны. Действительно у них весьма сильная и инертная нервная система. Они долго усваивают новую информацию, долго думают, когда принимает решение. Но при этом они имеют надежную память, если что-то запомнили, то никогда не забудут. Так же и в решениях. Заказчик весьма рационален и решения принимает только на основе логики. Если после тщательного анализа всех «за» и «против» решение принято, то оно будет продуманным, взвешенным и без риска. От принятого решения они не отступают, проявляя настойчивость и упрямство.

Люди с таким темпераментом отличные работяги, прекрасно разбираются во всех видах научной деятельности. Они не слишком быстро учатся, зато если уже чему-то научились, то никогда не забудут. Они способны долго заниматься монотонной деятельностью, при этом совершенно не уставая. Заказчики порой «залипают» на чем-то надолго, и заставить их изменить свою точку зрения довольно трудно. Они, как правило, мало жестикулируют, медленно двигаются, не особо ловки и быстры. Они прекрасно находят общий язык с коллегами, проблемы могут возникать лишь в понимании чувств и подтекстов. Особенно заказчикам тяжело быстро реагировать на то, что их партнеры пытаются передать на эмоциональном уровне. С людьми они сходятся довольно медленно. При этом способны на долгие отношения. Хотя, расставшись, заказчики не так уж и сильно расстраиваются, поскольку «эмоциональная привязка» к партнеру была не слишком высока. Заказчики хорошо сходятся с интеграторами и вендорами, а вот с дистрибьюторами они не слишком хорошо понимают друг друга, слишком уж разные.

Как уже говорилось, заказчику важнее его мысли, чем какие-то эмоциональные реакции и проявления. Однако это не означает, что заказчики полностью лишены каких-либо переживаний. Заказчики, как правило, стрессоустойчивы, не выказывают эмоций при агрессии, направленной в их сторону Его система склонна к «накоплению аффекта»: в первый раз заказчик сдержится, во второй тоже, а вот в третий раз может разом выплеснуть всю свою накопленную агрессию, и тогда мало никому не покажется.

Положительные качества заказчика-флегматика: общителен и не обидчив, спокоен, ровен в отношениях и настойчив.

Отрицательные качества: инертен, малоподвижен, на налаживания контактов и отношений ему необходимо время.

* * *

В этих зарисовках мы ограничились интеграторами, не рассматривая другие типы ресселерских компаний, поскольку они настолько разнообразны, разносторонни, а сферы их интересов так обширны, что ограничить их (даже условно) рамками какого-то одного темперамента не представляется возможным. Среди них есть и сангвиники, и холерики, и меланхолики, и флегматики. Каждый обладает положительными и отрицательными качествами, с которыми нужно и можно работать, опираясь на одни и сглаживая другие.

Партнеры юбилейного номера


Версия для печати (без изображений)