При всей сложности математического аппарата механику с полным правом можно назвать одной из самых простых и понятных наук. Все дело в наглядности происходящих явлений. Падает ли яблоко на голову сэру Исааку Ньютону, или вы перевернулись на байдарке, — чтобы осознать случившееся, никаких заумных теорий с дифференциальными уравнениями не требуется. Поэтому механические аналогии будут вполне уместны для постижения основ бизнеса.

Итак, перед вами как перед бизнесменом стоит задача: дать толчок своему делу, потом его по возможности ускорять, чтобы в итоге получить прибыль. В простейшем случае, все сводится к классическому закону механики: ускорение прямо пропорционально силе, действующей на тело, и обратно пропорционально массе. В переводе на язык предпринимателя это звучит так: чем больше денег вы инвестируете в ваш бизнес, тем быстрее он будет развиваться. Но есть одна неприятность — силы инерции. Сюда можно отнести как вашу собственную неповоротливость, так и труднообъяснимое нежелание пользователей покупать именно ваш, конечно же, самый лучший продукт. Надо бы как-то уменьшить этот знаменатель. Опытные люди рекомендуют периодически оптимизировать численность сотрудников и бизнес-процессы в компании, а для влияния на умы покупателей пока не придумали ничего лучше рекламы. Ее давайте побольше. Не скупитесь — и обрящете.

Но это идеальный случай, когда успех зависит только от вас и заказчиков. На практике приходится сталкиваться с массой побочных явлений и эффектов. Одна из самых опасных сил для бизнеса — сила трения. Она может не только замедлить ускоренный рост вашего дела, но и вообще остановить работу компании. Как уменьшить эту вредную силу, хорошо известно. Надо смазать движущиеся части вашего бизнес-механизма. Этот нехитрый лайфхак эмпирическим путем установили еще древние, до эпохи классической ньютоновской механики. Формула проста: «Не подмажешь, не поедешь». В качестве смазки хорошо себя зарекомендовали такие средства, как бонусы, премии, скидки, рибейты, кэшбэк, распродажи, промоакции. Иногда в погоне за результатом у предпринимателей возникает соблазн нарушить законы физики, да и не только ее. История знает такие примеры. Сравнительно недавно, по историческим меркам, изобретатели вечных двигателей атаковали Академии наук. Эпоха была либеральная, и вполне себе просвещенная, поэтому никаких жестких мер власти не предпринимали. Другое дело бизнес. Конкуренция всегда острая. Ладно, если вам просто в шестеренки песку насыплют. Но ведь с удовольствием настучат в святую инквизицию, мол, у этого гранда бизнеса механизм работает с КПД более 100%. Не иначе, как вступил в сговор с дьяволом.

Преодолев первые трудности, вы все же стартовали и начали путешествие на чудесной машине по добыванию денег по дорогам сделок и контрактов, доходов и расходов, прибылей и налогов, покупок и продаж. Теперь важно соблюдать баланс дебета и кредита, при этом не потерять равновесие и сохранить устойчивость. Опять же, обратимся к законам механики. Простейшее приспособление, предохраняющее от падения и позволяющее балансировать буквально на пятачке и без посторонней помощи — гироскоп. Если кто забыл — быстровращающееся тело. Или, попросту говоря, волчок. Юла. Конечно же, все мы сразу вспоминаем еще одно золотое правило бизнеса — «Хочешь жить — умей вертеться». Причем, как следует из уравнений Эйлера и Лагранжа, чем быстрее крутишься, тем устойчивее твое положение, тем труднее тебя вывести из равновесия. Главное, чтобы вектор вращения был направлен в нужную сторону. Типичная ошибка — крутить все самому. Да, порой приходится слышать жалобы от некоторых бизнесменов, что они крутятся как белки в колесе. Ни в коем случае так не делайте. Умрете уставшим.

Нередко на пути к успеху и процветанию встречаются тяжелые проблемы. Тяжелые в прямом смысле слова. Неподъемные. Когда собственных сил, как правило, финансовых, не хватает, чтобы с ними справиться. Но отчаиваться мы не будем. Решение предложил Архимед много столетий назад. Это рычаг. Он сказал: «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю». Рычаг в нашем случае — это кредит. А точка опоры — надежный банк и невысокие проценты. Аналогия здесь полная. Проигрывая в расстоянии, вы выигрываете в силе. Выплачивая кредит в течение какого-то времени, вы получаете нужную сумму сейчас.

Качество дорог в наших широтах всегда вызывало справедливые нарекания. Кочки и ямки, камни и колдобины никак не способствуют плавному и ускоренному движению вашего бизнеса. Колебания спроса то вверх, то вниз, скачки курсов валют, резкие повороты и шлагбаумы законодательства не просто разрушают «ходовую часть», но и могут спровоцировать возникновение автоколебаний или даже резонанса, который разрушит вашу машину. Чтобы этого не случилось, нужно позаботиться о плавности хода. Лучше всего себя чувствуют многоколесные экипажи, где каждое колесо — это какая-то отдельная ниша бизнеса. Все вместе они сглаживают неровности рынка, что обеспечивает комфортные условия работы, предсказуемость, и уверенность в завтрашнем дне. Диверсификация бизнеса, короче. Разумеется, необходимы и специальные демпфирующие устройства в виде финансовых пружин или подушек. Понятно, что чем больше их объем, тем лучше.

К сожалению, в бизнесе никто не застрахован и от более серьезных происшествий. Неизвестно, куда вас приведет дорога, не заканчивается ли она обрывом? Свободное падение — штука неприятная, и даже смертельно опасная. Но и тут не все потеряно. Идею парашюта предложил несколько веков назад сам Леонардо да Винчи. Надо сказать, что как раз об этом средстве индивидуального спасения топ-менеджеры никогда не забывают. Говорят о своих парашютах с особой теплотой, называют их золотыми. Хотя на самом деле они долларовые.

На этом мы завершаем наш краткий курс по механике бизнеса. Надеемся, что он убережет читателей от роковых ошибок и сделает путешествие за деньгами приятным и безопасным. Ваш CRN/RE.

Партнеры юбилейного номера


Версия для печати (без изображений)