Когда моя дочь поступила в институт на специальность «Менеджер ресторанного бизнеса», я очень обрадовалась — прекрасная женская специальность. «Борщ готовить — не ракеты строить! А люди — они всегда будут хотеть есть!», — думала я 3 года назад.

И вот, вспоминая это, не перестаю удивляться, насколько поверхностным тогда было мое отношение к самому понятию «ресторанный бизнес». Казалось, ну что там такого сложного? Приготовил, накрыл, посуду помыл... Даже был момент, когда я подумывала: а не открыть ли свой ресторанчик. Где-нибудь на Лазурном берегу, да с русской кухней.

Но пандемия, карантин и обучение ребенка на удаленке кардинально изменили мое отношение к этому вопросу.

Даже то малое, что могла услышать, «присутствуя» на их онлайн лекциях и семинарах, убедили меня, что быть ресторатором не менее сложно, чем понимать, чем коллойдная химия отличается от органической или неорганической (вот и знания химика-технолога пригодились). Не самые простые предметы, но двигали они нас «в одном направлении». А вот будущие «Новиковы» и «Раппопорты» изучают не только технологические карты блюд, особенности кухонь разных народов, барное дело, правила составления меню, но и ГОСТЫ, и вообще блок юридических и нормативных вопросов, связанных с общественным питанием, финанализ, столовый этикет, диетологию, агрегаты и машины для применения в ресторанах и кафе...

Радует, что кое-что из того, чему их учат сейчас, я тоже знаю. И это настолько прочно вошло в мою жизнь, что и вспомнить-то не могу, когда этих знаний у меня еще не было. Но чтобы это изучить, я потратила немало средств и времени после своего первого высшего...

К чему весь этот рассказ в водной статье к рейтингу лучших российских ИТ-дистрибьюторов? Да к тому, что я вдруг поняла, насколько похожи эти два бизнеса: дистрибьюторский и ресторанный.

Во-первых, потому что сейчас многие смотрят на первый, почти так же, как я три года назад смотрела на второй. Ну а что, он же «снаружи» кажется очень простым: привез, растаможил, продал, получил деньги. Что здесь сложного? Тем более сейчас, когда и вендоры на DDP, таможенные правила прозрачные и в Китае на Али заказать можно... Но если посмотреть чуть глубже... Кругозор дистрибьютора должен быть никак не меньше, чем у именитого ресторатора. Да и «внутренние процессы» дистрибьюторской кухни очень похожи на то, что творится за кулисами мест общественного питания.

Что еще объединяет дистрибуцию и рестораны? Основное: поиск лучших (свежих, качественных, доступных по цене и т. д. — критерии «лучшего» у каждого свои«) продуктов и составление из них самых вкусных блюд для своих посетителей (партнеров). И да, как и в ресторанной отрасли, канал продаж «всегда будет хотеть есть» — ИТ-компании (дилеры, системные интеграторы, корпоративные поставщики, ритейл партнеры и т. п.) не могут без постоянной подпитки организма новыми партиями товара. Кому-то нужно традиционное питание в виде «коробок» и лицензий, а кому-то хочется чего-то из молекулярной кухни (облачные продукты, системы XaaS и т. д), кто-то всеяден (способен переварить и «железо», и софт, и услуги, и прокладку кабеля), а кто-то — вегетарианец (например, специализируется только на продаже ПО или продукции конкретного вендора).

И вот он, второй объединяющий признак: разнообразие предложений на рынке. Вы можете сказать, какой ресторан самый лучший? Не лично для вас. А вообще. Думаю, нет. Потому что и здесь критериев определения «лучший» такое же огромное количество, как и в случае выбора продукта. И у каждого из нас есть место, куда мы готовы приходить (на завтрак, обед, ужин, бранч, бизнес-ланч...) постоянно, в какие-то мы с удовольствием заглядываем по определенным случаям, а есть и те, в которые, посетив единожды, больше не придем никогда. Дистрибьюторы, как и рестораны — бывают очень разного уровня: от премиум-класса до фаст-фудных. И бизнес-модели у них разные, и концепции, и уровень сервиса, да и качество блюд у каждого «ИТ-шеф-повара» свое.

Даже ситуация с локдауном, которая, казалось, имела прямо противоположные последствия для рестораторов и дистрибьюторов, в итоге показала, насколько эти виды бизнеса близки. И те, и другие были в числе первых, кто смог оцифровать свой бизнес и начать обслуживать своих клиентов в новом формате.

Константин Ермаков, директор по дистрибуции «ИМПУЛЬС»

Современный дистрибьютор, помимо очевидных логистических и финансовых сервисов, предоставляет дилерам и вендорам ряд разнообразных услуг, позволяя расширять и масштабировать бизнес всех участников канала продаж. Естественным образом в наши дни дистрибьюторы выступают своеобразным хабом для канальных продаж — здесь и облачные сервисы, и предоставление партнёрам доступа к разнообразным каналам продаж, и стремительное наращивание экспертиз.

Современный дистрибутор, помимо очевидных логистических и финансовых сервисов, предоставляет дилерам и вендорам ряд разнообразных услуг, позволяя расширять и масштабировать бизнес всех участников канала продаж. Естественным образом, в наши дни дистрибуторы выступают своеобразным хабом для канальных продаж — здесь и облачные сервисы, и предоставление партнёрам доступа к разнообразным каналам продаж, и стремительное наращивание экспертиз. Для любого вендора, особенно для нас, компании ИМПУЛЬС, имеющей как зарубежные производственные площадки, так и локальные, очень ценна помощь дистрибутора в организации взаимодействия с широким спектром партнёров по всей стране. Экспертиза дистрибутора, глубокое понимание партнёров и технологий, является неоценимой value в цепочке продаж, а надёжное финансовое плечо позволяет ИМПУЛЬСу, как разработчику и производителю, в первую очередь, сосредоточиться, собственно, на создании технологий и оборудования, наиболее отвечающих требованиям современного рынка.

На правах рекламы.

Ну и, конечно же, не могло быть простым совпадением, что итоги двух самых главных рейтингов этих отраслей — «Лучшие российские ИТ-дистрибьюторы» и российская версия «Красного гида Michelin» были подведены практически в одно и тоже время — в середине осени 2021 г.

Не буду углубляться в историю создания и развития гастрономической премии — в преддверие объявления списка номинантов о ней говорилось очень много. Скажу лишь, что даже «подходы» к выбору победителей у нас схожи.

«Круглый год эксперты „Мишлен“ ездят по миру и посещают различные заведения (разумеется, инкогнито). Под пристальным изучением оказывается все: встреча гостей и обслуживание, сервировка стола, само меню. Для присуждения одной звезды проверки должны повториться минимум четыре раза, в ходе которых разные эксперты оценят работу ресторана по нескольким десяткам критериев», — так описывается процедура выбора финалистов среди ресторанов.

И в рейтинге «Лучшие российские ИТ-дистрибьюторы» опрос партнеров второго уровня проводится практически целый год, мы беседуем с теми, кто регулярно «заходит» к дистрибьюторам и просим оценить более десяти критериев работы поставщика (правда, в отличие от «Мишлена», где критерии оценки засекречены, мы не скрываем, какими параметрами руководствуются репонденты).

А еще, как и в нашем рейтинге, звезды «Мишлен» выдаются не на века. «Если качество блюд снизится, и ресторан не сможет поддерживать высокие стандарты Красного гида, он может лишиться одной или всех звезд. Но бывает так, что рестораны выпадают из рейтинга по другим причинам, с едой не связанным. Например, в 2019 году суши-ресторан Sukiyabashi Jiro Honten исключили из рейтинга, но не потому, что еда в нем испортилась, а потому, что попасть широкой публике туда стало невозможно. Sukiyabashi Jiro Honten сообщил, что больше не бронирует места по телефону. В 2021-м 45 французских заведений, 22 британских и шесть ресторанов из Гонконга и Макао лишились звезд по причине развала бизнеса из-за пандемии», — рассказывает еще один источник.

Качество «блюд», уровень обслуживания клиентов, «доступность» дистрибьютора для них в нашем бизнесе не менее важны, чем в ресторанном. Поэтому респонденты очень чувствительны к любым изменениям в работе поставщика, и как только какой-то из этих параметров «проседает», сразу же «снимают» звезды с тех, кому присваивали их в предыдущих рейтингах. Именно этим и объясняется ротация победителей.

Ну и, конечно же, при выборе темы рейтинга мы, как обычно, обратились к календарю праздников и — о, чудо! (или закономерность) — первым из того, что предложил календарь в ноябре, оказался «День „Приготовьте что-нибудь необычное и пикантное“». Не знаю как вы, но я такие запросы слышу от партнеров второго уровня в сторону дистрибьюторов в кулуарах каждой отраслевой конференции. И поставщики, которые прислушиваются к таким просьбам и находят возможности предложить партнерам что-то вкусное и полезное, как раз получают наши ИТ-шные «Мишленовские звезды».

В этом году список звездных «ИТ-ресторанов» выглядит так (указаны в алфавитном порядке: Auvix, Axoft, Comptek, CTC capital, DIGIS (ГК), diHouse, ELKO, Hi-Tech Media, Landata, MERLION, MONT, Netlab, OCS Distribution, Polymedia, RRC, Treolan, «А1ТИС», «Марвел Дистрибуция», «Ресурс Медиа».

Подробнее о каждом из них читайте в материалах рейтинга. А мы отправляемся на «проверку ресторанов» для следующего «Красного гида ИТ-рынка».

Компания «ИМПУЛЬС» — партнер рейтинга «Лучшие российские ИТ-дистрибьюторы»


Версия для печати (без изображений)