Прошло почти полтора года после серьезных структурных и кадровых изменений в Федеральной таможенной службе (ФТС). Она была выведена из-под контроля Минэкономразвития, все функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, ранее осуществлявшиеся этим министерством, были переданы самой ФТС. Курировать ее работу стал непосредственно председатель правительства. В руководстве ФТС была проведена масштабная кадровая «зачистка». Ее руководителем назначен Андрей Бельянинов, ранее возглавлявший Федеральную службу по оборонному заказу.

Несмотря на серьезные пертурбации, новому руководству ФТС удалось не только «выполнить план» по сбору таможенных платежей, но и достичь заметных успехов в борьбе с нелегальным и «серым» импортом. Контрольное задание по перечислению таможенных платежей в 2006 г. было выполнено на 100,4%, в федеральный бюджет перечислено более 2,86 трлн. руб. (треть их них — платежи за импортные товары, 947,7 млрд. руб.). Это почти на 36% (761 млрд. руб.) больше, чем в 2005 г.

По словам председателя Центробанка Сергея Игнатьева, разница между объемом задекларированных и реально ввезенных товаров в 2006 г. оказалась самой низкой. Для оценки этого показателя Центробанк использует метод «зеркальной статистики», сопоставляя данные ФТС об импорте с информацией из-за рубежа о поставках товаров в нашу страну. Если в 1996 г. доля неучтенного импорта доходила до 44,7% от официального, то в прошлом году она сократилась до 20% (в 2005 г. — 27%). Тем не менее несложно подсчитать, что «недоимка» от нелегального импорта составляет десятки миллиардов рублей.

По данным ФТС, в прошлом году налоговые органы провели более 221 тыс. проверок, используя информацию, полученную от таможенников. Усиливается и борьба с коррупцией в собственных рядах — по материалам подразделений собственной безопасности было возбуждено 733 уголовных дела (в 2005 г. — 530).

Процесс «обеления» в различных товарных сегментах идет с разной скоростью. К примеру, после задержания крупной контрабандной партии мобильных телефонов в 2005 г. ситуация на этом рынке изменилась кардинально. В прошлом году средняя декларируемая стоимость мобильного телефона выросла почти в полтора раза (до 144,7 долл.), а объем платежей за ввезенные аппараты увеличился в 2,9 раза. По оценке ассоциации РАТЭК, «коэффициент легальности» в этом сегменте приближается к 100% (в 2004 г. легально ввозилось менее 10% мобильных телефонов, в 2005 г. — 52%). Объясняется это тем, что рынок в основном поделен крупными розничными сетями, которые не хотят рисковать бизнесом. Подобная ситуация наблюдается и на рынке крупной бытовой техники, который практически «вышел из тени». Заметно увеличилась и доля легально ввозимой электроники — так, по оценке РАТЭК, в 2006 г. «коэффициент легальности» в сегменте ЖК-телевизоров вырос до 70% (в 2005 г. он составлял 52,5%), в сегменте плазменных панелей — до 94% (годом раньше — 53,6%).

В отдельных сегментах, по данным РАТЭК, напротив, в прошлом году наблюдался некоторый рост нелегального импорта. Так, доля легальных поставок ноутбуков оценивается в 48% (в 2005 г. — 55%). Одними из наиболее проблемных «смежных» товаров остаются цифровые фото- и видеокамеры — доля «белого» импорта в прошлом году составила 21% (годом раньше — 30%). Подобные исследования РАТЭК проводит раз в год и более свежей информацией не располагает. В сегменте компьютерных комплектующих, по мнению руководства РАТЭК, в прошлом году наблюдалась и вовсе удручающая ситуация. «Что касается комплектующих к компьютерам, процессоров и флэшек, то их нелегальный ввоз практически стопроцентный», — утверждает президент РАТЭК Александр Онищук в интервью журналу «Таможня». Думается, ведущие ИТ-поставщики вряд ли согласятся с такой точкой зрения...

В борьбе с нелегальным импортом государство активно использует метод «кнута и пряника». В конце июня на очередном заседании Межведомственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике принято решение об отмене сроком на 9 месяцев таможенной пошлины на ввоз цифровых фотоаппаратов (ранее она составляла 10%). Кроме того, временно отменены пошлины на комплектующие к мобильным телефонам и снижены с 20 до 10% пошлины на ввоз игровых приставок. Правда, при этом следует учесть, что основная нагрузка в таможенных сборах приходится не на ввозные пошлины, а на НДС (18%).

Практически одновременно в качестве потенциального «кнута» вступили в действие новые правила оформления грузовых таможенных деклараций на ввоз ноутбуков, цифровых фото- и видеокамер, ЖК-телевизоров, плазменных панелей и крупногабаритных ЭЛТ-телевизоров (с диагональю более 72 см). Теперь импортеры при заполнении деклараций должны указывать серийные номера и год выпуска этих товаров. Предполагается, что таким образом в случае необходимости можно будет не только выявить нелегально ввезенные устройства, но и отследить всю цепочку продаж и выяснить, какой НДС должна заплатить каждая из компаний.

«Наведение порядка» на таможне многие участники рынка связывают с предстоящим вступлением России в ВТО. Можно отметить, что в перспективе ИТ-компании, безусловно, получат от этого определенный выигрыш. Россия будет обязана подписать «Соглашение по информационным технологиям» (ITA), которое предусматривает постепенное обнуление таможенных пошлин на ПО, компьютерное оборудование и комплектующие.

В конце июля на очередном раунде переговоров в Женеве российской делегации удалось согласовать 8 условий вступления в ВТО, касающихся таможенно-тарифной политики. В частности, по наиболее болезненному вопросу — об определении таможенной стоимости товара. После вступления в ВТО по идее она должна основываться исключительно на контрактной цене, и с этим согласилась российская делегация. Сейчас при определении стоимости товара сотрудники ФТС вправе использовать «внутреннюю» справочную информацию («профили риска»), но в том случае, если цену невозможно определить по другим пяти основным методам. Но на практике таможенники нередко корректируют таможенную стоимость (как правило, в сторону увеличения), используя этот «резервный» метод. Пока определение стоимости товара будет оставаться прерогативой таможенных инспекторов, остается лазейка, которой могут воспользоваться недобросовестные игроки.

«Таможенная система применяла и планирует в дальнейшем в рамках системы управления рисками (СУР) применять ценовую информацию по чувствительным товарам», — утверждает заместитель руководителя ФТС Татьяна Голендеева, несмотря на достигнутую в ходе переговоров договоренность об определении таможенной стоимости исключительно на основе контрактной цены. При этом она добавляет: «В рамках СУР таможенные органы будут работать не только исходя из технологии сравнения заявляемой таможенной стоимости и справочной стоимости, находящейся в распоряжении таможенных органов, но и в рамках категорирования участников ВЭД по степени законопослушности. Это означает индивидуальный подход к участникам ВЭД, исходя из истории их работы на рынке, условий заключения контрактов и т. д.». Правда, при этом Татьяна Голендеева утверждает, что «справочные цены никоим образом не будут подменять цену сделки».

Определение таможенной стоимости товаров остается основным предметом споров между таможенными органами и участниками ВЭД. По данным ФТС, в I квартале 2007 г. соотношение выигранных и проигранных судебных дел по корректировке таможенной стоимости составило примерно 50:50, при этом арбитражные суды Северо-Западного федерального округа до 80% споров решают в пользу импортеров.

В решении президиума Высшего арбитражного суда (ВАС), принятом в июне 2007 г. по заявлению компании «Фортресс технологии», обозначен основной принцип, которым арбитражные суды должны руководствоваться при рассмотрении подобных дел, — таможенные органы обязаны четко обосновать причины, по которым не может быть принята таможенная стоимость товара, заявленная декларантом. Президиум ВАС отменил решения трех арбитражных судов низших инстанций, признавших законной корректировку таможенной стоимости партии компакт-дисков Verbatim, ввезенных компанией «Фортресс технологии». Зеленоградская таможня не согласилась с контрактной ценой, указанной в декларации, и определила стоимость товара по резервному методу, доначислив импортеру около 1 млн. руб. таможенных платежей (при этом в качестве источника информации использовались немецкие сайты, где была размещена розничная цена компакт-дисков). По мнению юристов, на решение президиума ВАС могут ссылаться компании, оказавшиеся в подобных ситуациях.

В первом полугодии 2007 г., по данным ФТС, импорт рос более чем в пять раз быстрее экспорта. Объем экспорта достиг 156,3 млрд. долл. (на 8,6% больше, чем за тот же период прошлого года), а импорта — 84,6 млрд. долл. (рост составил 48,7%). Положительное сальдо внешнеторгового баланса уменьшилось по сравнению с первым полугодием 2006 г. почти на 18% — до 70,7 млрд. долл. Быстрому росту импорта способствует инновационный и потребительский спрос.

Укрепление рубля делает все более доступным для российских предприятий современное зарубежное оборудование. Выгодное соотношение валют позволяет провести перевооружение и модернизацию производства. По данным ФТС, более половины объема импорта (52,6%) приходится на товарную группу «машины и оборудование». По сравнению с первым полугодием прошлого года стоимость ввезенных товаров в этом сегменте увеличилась на 59,1%. При этом доля электротехнического оборудования (к этой категории относится и компьютерная техника) в группе «машины и оборудование» составила 21%.


Версия для печати (без изображений)