Итак, консолидация продолжается. В конце сентября Western Digital (WD) за 1 млрд. долл. наличными купила фирму Komag, выпускавшую пластины для жестких дисков (ЖД). Чтобы прояснить цели этого приобретения, надо вернуться почти на 10 лет назад, тем более что отголоски происходивших в то время событий до сих пор ощущаются на российском рынке.

В конце 90-х годов продукцию WD начали активно теснить конкуренты, и чтобы изменить ситуацию, в 1999 г. вендор заключил соглашение с IBM, у которой лицензировал ряд передовых по тому времени технологий, позволивших выпустить новые серии ЖД. Однако в 2000 г. пользователи вернули WD несколько сотен тысяч бракованных накопителей, часть из которых была реализована в России. Практически сразу после этого имидж производителя на российском рынке упал почти до нуля. WD попыталась восстановить репутацию, проведя несколько маркетинговых акций по бесплатной замене накопителей, а также продавая новые диски по минимальным ценам. Однако это не очень-то помогло, и продукты с маркой WD приобрели репутацию «самых дешевых».

«В 2000 г. WD не владела всеми технологиями, необходимыми для выпуска высококлассных ЖД, и ей приходилось использовать другие приемы для продвижения своей продукции на рынке, например снижая цены ниже уровня цен конкурирующих продуктов, — объяснил Андреас Кип, директор по продажам в России и СНГ. — Это было ошибочной политикой, и рынок нас достаточно быстро скорректировал, показав, что конечные пользователи ставят высокое качество продукции значительно выше цен на нее. Поэтому нам пришлось полностью изменить свою стратегию, инвестируя в НИОКР и развивая технологии производства накопителей, а также пересматривая свою ценовую политику».

Уже в 2001 г. WD первой предложила рынку ЖД с буфером емкостью 8 Мбайт, а в 2003 г. начала поставки накопителей Raptor для серверов с интерфейсом SATA. В 2004 г. WD стала пионером в выпуске ЖД, в которых в качестве буфера использована флэш-память, что обеспечило высокую производительность устройств.

Параллельно с разработкой и внедрением новых технологий укреплялась и производственная база. В 2003 г. WD приобрела фирму Read-Rite, производителя головок для ЖД. Поскольку практически все вендоры вынуждены в определенные периоды сезонного всплеска продаж закупать компоненты для производства друг у друга, приобретение Read-Rite в определенной степени снизило зависимость WD от конкурентов и дало возможность совершенствовать технологии.

«Завершившееся недавно приобретение Komag, которая стала нашей дочерней компанией и сменила свое название на WD Media, лежит в русле выбранной нами стратегии. Сейчас компания наладила производство всех компонентов для ЖД, что позволяет ей в будущем бороться за лидерство на рынке, предлагая все более совершенные продукты», — заявил Питер Эдингер, вице-президент по продажам в регионе ЕМЕА. В качестве примера он привел недавнее сообщение WD о повышении плотности записи данных в накопителях для настольных ПК до рекордной величины 520 Гбайт/дюйм2.

Но компания не спешит внедрять технологические достижения в свои продукты и лишь через два года планирует начать производство накопителей емкостью более 3 Тбайт, пока ограничиваясь выпуском ЖД для ПК емкостью 750 Гбайт. Как объясняет Питер Эдингер, выводя на рынок недостаточно отработанные, технологически «сырые» продукты, производитель рискует столкнуться с незапланированным ростом брака и, как следствие, со значительными финансовыми потерями, падением престижа, что негативно сказывается на бизнесе. «Мы имеем отрицательный опыт снижения качества накопителей в 2000 г. После этого нам пришлось долго и упорно бороться за возвращение утерянных позиций. Мы не имеем права на повторение подобных ошибок». Он приводит данные независимого исследования, согласно которым в настоящее время WD тратит лишь около 1% своего оборота на издержки по замене отказавших ЖД, в то время как у Seagate после приобретения фирмы Maxtor аналогичный показатель возрос до 2,5%, а у других производителей он составляет 3–5%», — сказал он.

Стремясь обеспечить высокое качество продукции, WD не спешит выпускать 2,5-дюймовые накопители для ноутбуков (на этом сегменте мирового рынка ей принадлежит только 12,5%), хотя почти одновременно с Samsung она одной из первых анонсировала в 2007 г. новую модель ЖД для мобильных ПК емкостью 250 Гбайт. Питер Эдингер объясняет это тем, что производство таких дисков более сложно и на нем труднее внедрять технологии, которые обеспечивали бы стабильно высокое качество изделий.

Зато он подчеркивает, что компания увидела большие перспективы продаж внешних ЖД, используемых для архивирования и хранения мультимедийного контента. «Рынок настольных ПК уже дошел до уровня насыщения и растет всего на несколько процентов в год. В то же время экспоненциально растут объемы данных, накапливаемых пользователями. Рынок внешних накопителей очень перспективный, и WD активно его осваивает — сейчас доля внешних ЖД MyBook в объеме поставок 3,5-дюймовых дисков компании составляет около 22%, но полагаю, что в ближайший год она возрастет до 30–35% далее будет быстро увеличиваться», — пояснил Эдингер.

По его мнению, именно во внешних накопителях MyBook WD сможет в полной мере использовать современные технологии. В этом году вендор выпустил четыре серии внешних дисков MyBook, предназначенных для использования разными группами клиентов — конечными пользователями, работниками малых офисов, профессионалами в области фотографии, дизайна и конструирования.

Пересмотрев свою стратегию, WD отказалась от участия в «ценовых войнах», которые были особенно острыми в последние два года, предпочитая продавать не самые дешевые, но зато качественные и технологически наиболее современные ЖД. В результате, начиная с 2003 г., WD последовательно восстанавливала свои позиции на рынке. В настоящее время, по данным IDC, она вышла на второе место после Seagate на мировом рынке ЖД для настольных ПК, где ей принадлежит 32%. Объем выручки WD в 2007 финансовом году (завершился 29 июня 2007 г.) по сравнению с предыдущим годом вырос на 26%, а количество проданных ЖД увеличилось с 73,3 до 96,5 млн. шт. Все это укрепило доверие инвесторов к компании, и за последние полгода стоимость акций WD на бирже возросла с 10 до 25,2 долл.

Однако вендор пока не может похвастать значительными успехами в России. «Ни для кого не секрет, что в начале 2000-х годов на российском рынке наша доля была близка к нулю — сказывался массовый возврат бракованных дисков. Но за последние четыре года мы смогли в значительной степени исправить ситуацию, и теперь наша первоочередная задача — довести долю WD на рынке ЖД для настольных ПК до уровня мировой», — заявил Александр Алексеев, глава российского офиса WD. При этом он рассчитывает на помощь со стороны канала. WD не планирует увеличивать число дистрибьюторов, опираясь на четырех поставщиков — ELKO Moscow, «Квазар-Микро», «Мерлион» и Trinity Electronics, как на основное звено в канале продаж, способное обеспечить бесперебойные поставки продуктов производителя и маркетинговую поддержку со стороны вендора большому числу реселлеров и сборщиков.

Возрастающие продажи внешних ЖД потребовали от WD налаживания взаимодействия с крупными российскими розничными сетями, где накопители   MyBook продаются как готовые продукты для конечных пользователей. Но поставки этих устройств по-прежнему осуществляются дистрибьюторами.

Зато московскому офису WD приходится теперь решать проблему сервиса таких внешних ЖД. Александр Алексеев напоминает, что три года назад WD открыла на базе компании «ИнтерРадиоПрибор» собственный сервисный центр, который до последнего времени работал как пункт тестирования и сбора от дистрибьюторов отказавших ЖД. «Для конечных потребителей этот сервисный центр был недоступен. Сейчас в связи с увеличением продаж внешних ЖД как готовых устройств перед нами встает новая задача. В ближайшем будущем мы планируем превратить этот пункт в полноценный сервисный центр, в который смогут обращаться и конечные пользователи», — пояснил Алексеев.


Версия для печати (без изображений)