Эффективные решения для управления документооборотом — под таким названием прошел в октябре в Москве первый международный форум производителей копировальной техники EffOS 2007 (Efficient Office Solutions). Его организаторами и одновременно участниками выступили шесть японских фирм, входящих в Ассоциацию производителей копировального оборудования. Это компании Canon, Ricoh, Sharp, Panasonic, Konica Minolta и Brother.

За два дня, в течение которых проходил форум, его посетило около 1 тыс. человек. В рамках мероприятия посетители могли ознакомиться с продукцией вендоров, посетить семинары, прослушать доклады о последних новинках и технических разработках в области печатного оборудования и готовых решений по автоматизации документооборота. Также во время форума производители и специалисты обсуждали тенденции и перспективы развития лизинга в России. По словам представителей Raiffeisen Bank, приобретение техники в лизинг позволяет осуществлять долгосрочное инвестиционное финансирование, планировать денежные потоки и увеличивать оборотный капитал. Кроме того, в рамках форума специалисты крупнейших сервисных центров обсуждали различные аспекты обслуживания МФУ и преимущества сервисных контрактов.

Для быстро развивающегося сегмента устройств печати все более заметна тенденция поставок аппаратов в рамках комплексных решений, способных организовать и контролировать поток документов в пределах офиса, сократить затраты заказчиков на документооборот и увеличить производительность труда в офисе. Эффективное использование копировальных и многофункциональных устройств стало центральной темой, которую на форуме обсуждали все без исключения вендоры. В рамках этой тематики на стендах компаний были представлены готовые решения по автоматизации бизнес-процессов организаций различных размеров и специализации, обещающие существенно сократить совокупные затраты на печать.

В частности, компания Canon представила решения (черно-белые и цветные МФУ, сканеры документов, широкоформатные принтеры и программные пакеты для упрощения работы с документами в офисе), обновленные в соответствии с концепцией, получившей название StreamLine. Она предполагает несколько этапов взаимодействия с заказчиками, включает консалтинг, организацию управления печатью, документооборотом, услуги по обслуживанию техники, а также лизинг оборудования.

Много внимания было уделено и проблеме защиты конфиденциальной информации. Практически все компании-производители оснастили свои новые МФУ специальными средствами, в числе которых шифрование данных, безопасное удаление информации, различные типы контроля доступа, опции внешней защиты. Компания Sharp Electronics, традиционно уделяющая большое внимание информационной безопасности, продемонстрировала специальные комплекты, обеспечивающие конфиденциальность данных. Компания Ricoh также представила решения по безопасности и планированию расходов на печать в офисе. На стенде можно было увидеть новые образцы техники, в том числе несколько моделей на базе гель-технологии, новое цветное МФУ и серию компактных персональных МФУ Aficio.

Многие производители заявляли на форуме, что делают ставку на цвет и скорость печати, и эти тренды сохранят актуальность в обозримом будущем.

Так, демонстрируя новинки, компания Konica Minolta сделала акцент на широкую линейку полноцветных устройств, которые, помимо повышения скорости работы в офисе призваны привнести в рабочий процесс элементы творчества.

Центральной темой экспозиции компании Brother стали цветные лазерные устройства — вендор представил новый модельный ряд принтеров и МФУ. Своим участием в EffOS Brother стремится укрепить позиции и узнаваемость бренда. Кстати, по итогам минувшего года компания заняла первое место в Европе в сегменте лазерных МФУ.

Аналогичной целью — популяризацией бренда — задалась и компания Panasonic, чья продукция в настоящее время не слишком распространена на отечественном рынке. Производитель представил офисное оборудование — две модели цветных МФУ, обновленный ряд монохромных устройств, профессиональное ПО, решения по ИБ.

Текущую ситуацию на рынке устройств печати, специфику и тенденции его развития охарактеризовали эксперты исследовательских компаний. Так, по словам аналитика агентства IDC, отечественный рынок далек от насыщения. Здесь ежегодно продается 30 устройств печати на тысячу человек, тогда как на Западе этот показатель равен 83. В прошлом году объем продаж принтеров и настольных МФУ уменьшился на 3% в штучном исчислении по сравнению с 2005 г., но уже в первом полугодии 2007 г. рост возобновился, число проданных аппаратов составило 2 млн. штук, превысив на 31,6% показатель аналогичного периода 2006 г.

Быстрыми темпами растет сегмент МФУ. В минувшем году, по подсчетам экспертов IDC, рост продаж этих устройств составил 31% в количественном исчислении. В первом полугодии 2007 г. продажи МФУ увеличились на 83% в количественном исчислении по отношению к аналогичному периоду прошедшего года. В результате в денежном выражении сегмент МФУ (250 млн. долл.) превзошел сегмент принтеров (220 млн. долл.). Согласно прогнозам IDC, в 2009 г. МФУ станут доминирующей категорией в штучном выражении.

В отличие от пользователей большинства стран мира, россияне отдают предпочтение лазерной технике, отмечают в IDC. Причем цена устройства перестает играть роль самого важного критерия выбора, наши соотечественники все чаще покупают более сложные и высококачественные аппараты. Так, по результатам 2006 г. поставки лазерных МФУ стоимостью менее 600 долл. (без НДС) в розницу сократились на 3%, а сегмент устройств, цена которых превышает 600 долл., вырос на 30%.

Сегмент полноцветных лазерных аппаратов растет очень высокими темпами. Российский рынок находится в начале пути, который уже прошли западные страны. Доля цветных устройств по итогам первого полугодия 2007 г. увеличилась с 2,5% (конец 2006 г.) в штуках до 3,5%. При этом поставки возросли на 76%. Сегмент цветных лазерных МФУ в денежном выражении занимает примерно 12% рынка полноцветных аппаратов.

Свое видение рынка hardcopy представила и аналитическая компания ITResearch. Согласно ее данным, объем рынка печатающих устройств (принтеры и настольные МФУ) в первом полугодии 2007 г. достиг 2,2 млн. штук. В денежном выражении рост рынка составил 14,5% за счет смещения спроса в сторону лазерных аппаратов. В целом общий объем рынка превысил 480 млн. долл. Максимальное увеличение объемов продаж зарегистрировано в сегменте лазерных МФУ — прирост в I квартале 2007 г. составил 51,3% по отношению к I кварталу 2006 г. Затем следуют струйные МФУ; они показали рост продаж на 49,7%, лазерные принтеры — на 11%, матричные принтеры — на 0,5%. В сегменте струйных принтеров отмечен спад продаж на 27,8%. Эти данные свидетельствуют о том, что струйные принтеры вытесняются многофункциональными устройствами.

Что касается лазерных устройств печати, то в данном сегменте доля МФУ также возросла, превысив 25%. Увеличивался спрос и на лазерные принтеры, но под влиянием экспансии настольных МФУ его структура значительно изменилась — наиболее востребованными оказались принтеры начального уровня и аппараты для рабочих групп, в то время как продажи наиболее массовой категории персональных принтеров для офиса сократились.

Объем продаж оригинальных картриджей для принтеров и настольных МФУ, согласно исследованиям ITResearch, составил 10,4 млн. в количественном выражении и 440 млн. долл. в денежном. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рынок увеличился более чем на четверть в натуральном выражении и на треть в деньгах.

Говоря о будущем отечественного рынка устройств печати, аналитики подчеркивают, что его объем будет увеличиваться. В ближайшие пять лет, прогнозируют в IDC, инсталлированная база оборудования будет расти со скоростью от 8 до 10% в год.


Версия для печати (без изображений)