В апреле в Москве состоялась научно-практическая конференция «Профессиональные и образовательные стандарты в области ИТ как инструмент подготовки кадров для российской экономики», организованная АП КИТ и Институтом современного развития (бывший РИО-Центр) под эгидой Мининформсвязи и Министерства образования и науки РФ. Решение о разработке профессиональных стандартов (квалификационных требований) в области ИТ было принято в июне 2006 г. на заседании Совета по ИТ Мининформсвязи РФ.

По мнению Бориса Нуралиева, директора компании «1С» и руководителя комитета АП КИТ по образованию, подготовка специалистов в области ИТ должна стать одним из приоритетов российской системы образования на ближайшие годы: только так можно решить проблему с ИТ-кадрами.

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко отметил уникальность сферы ИТ, которая носит «не отраслевой, а надотраслевой характер». Говоря о структуре образовательных стандартов, он подчеркнул: «В этой структуре заложено, что стандарт — это в первую очередь не то, что человек изучает в процессе учебы, а то, что он должен знать на выходе». Важным, на наш взгляд, было и высказывание министра о том, что двухуровневая система высшего образования, о переходе на которую в свое время было столько споров, прежде всего «не дает использовать старые подходы к образованию» и требует кардинальных изменений.

За минувший год при поддержке компаний «1С», «АйТи», Verysell, IBM, IBS, Intel, «Лаборатория Касперского», Microsoft, «Прогноз», R-Style, «ТехноСерв А/С» и «Яндекс» было разработано 9 профстандартов.

По словам Виктора Никитина, проректора ГУ-ВШЭ и руководителя проекта по разработке профстандартов в области ИТ, их должно было быть 14, но пока не все удалось согласовать. Известно, что проект шел очень непросто. Разработанные стандарты касаются следующих профессий: программист, системный архитектор, специалист по ИС, системный аналитик, специалист по системному администрированию, менеджер ИТ, менеджер по продажам решений и сложных технических систем, специалист по информационным ресурсам, администратор баз данных.

Ассоциацией АП КИТ выпущена книга «Профессиональные стандарты в области информационных технологий», предисловие к ней написал министр Леонид Рейман. «Мы сделали то, что никто не делал не только в России, но и в мире. Так, мы предложили новые профессии, которых нет нигде, например специалист по информационным ресурсам», — говорит Василий Буров, руководитель аналитического отдела компании REAL-IT.

В то же время очевидно, что эти стандарты быстро устаревают и не будут работать, если регулярно не заниматься их обновлением.

Весьма любопытным было выступление Ирины Аржановой, заместителя исполнительного директора Национального фонда подготовки кадров, которая рассказала об опыте поддержки инновационных программ по подготовке ИТ-специалистов в рамках приоритетного национального проекта «Образование». По ее словам, бюджет этого проекта распределяется таким образом, что больше всего денег ушло не на зарплату преподавателям, не на повышение их квалификации, не на улучшение подготовки студентов, а на закупку оборудования. Прежде всего на закупку суперкомпьютеров некоторыми центральными и региональными вузами. На вопрос, почему 80% средств ушло на закупку «железа», Ирина Аржанова ответила, что вузам никаких указаний сверху не давали и они сами решали, на что потратить деньги.

Нелли Розина, директор департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки РФ, рассказала о федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) нового поколения. Прослеживая взаимосвязь образовательных стандартов с профессиональными, она отметила: «Профессиональные стандарты очень важны для системы образования. Это гораздо более широкое понятие, описывающее сферу труда. И образовательное учреждение должно четко соотнести, что из заложенного в профессиональных стандартах должно быть взято как оптимум для образовательного стандарта».


Версия для печати (без изображений)