В середине 90-х годов руководители Acer заявляли о намерении компании стать одним из ведущих производителей на мировом ИТ-рынке. Проведя в 1998–1999 гг. реорганизацию и избавившись от ряда производств, Acer быстро пошла в гору и к настоящему времени вошла в число мировых ИТ-лидеров. Сейчас компания вновь реорганизуется, о чем рассказал ее президент Джанфранко Лянчи, посетивший в мае нашу страну с деловым визитом.

«2007 г. был успешным для нас — доход компании увеличился по сравнению с предыдущим годом на 28% и составил 4,04 млрд. долл., а операционная прибыль возросла на 40%, до 85,6 млн. долл., — сообщил Лянчи. — На мировом рынке компьютеров (настольные и мобильные ПК) Acer вышла на третье место с долей 10%, а в сегменте ноутбуков мы опередили Dell (Acer — 16%, Dell — 15%), став поставщиком номер 2, и намерены в ближайшие годы выйти в абсолютные лидеры мирового рынка мобильных ПК».

При этом Лянчи отметил, что в 2007 г. в мире было продано около 300 млн. ПК, и рынок продолжает расти, прежде всего за счет прироста продаж ноутбуков (25–30% в зависимости от региона). И хотя в сегменте настольных ПК темпы роста меньше (3–4%), в течение ближайших трех лет их доля останется превалирующей. В то же время меняются условия развития рынка компьютеров — основной движущей силой стал спрос со стороны конечных потребителей и компаний СМБ. На первый план в выборе ПК выходят не технологии, а их дизайн, размеры, энергопотребление, возможность обработки новых приложений с использованием доступа в Интернет. А из-за постоянно снижающихся цен на компоненты маржа и прибыль производителей сокращаются, что приводит к ужесточению конкуренции и дальнейшей консолидации.

«Я уверен, что на мировом рынке смогут остаться 3–4 крупнейших производителя. Чтобы оказаться в их числе, в 2007 г. Acer приобрела компании Gateway и Packard Bell. Это имеет для нас стратегическое значение как с коммерческой точки зрения, так и в отношении позиционирования на мировом рынке: Acer превращается в мультивендорный холдинг», — подчеркнул Лянчи. Он отметил, что с начала 2000-х годов компания неуклонно продвигала свой бренд. Если в 2003 г. в обороте компании доля продукции, выпускаемой под другими марками, составляла 24%, то к началу 2008 г. она сократилась до 2%. При этом прибыль от продаж продукции с маркой Acer стабильно поддерживалась на уровне 10% при росте доходов более чем на 35–40%. По словам президента компании, это оказалось возможным благодаря правильному позиционированию продуктов и четкой бизнес-модели, обеспечившей снижение операционных расходов и сокращение объемов складских запасов.

Acer объявила о заключении соглашения о приобретении компании E-Ten, специализирующейся на разработке и производстве карманных устройств, что должно укрепить позиции Acer на быстрорастущем рынке изделий мобильной связи, дополняя спектр ее продуктов. Как отметил Лянчи, приобретение E-Ten соответствует стратегии развития бизнеса Acer в качестве мультивендорного холдинга: «Правда, это потребует от нас очередной перестройки в соответствии со структурой спроса на продукты, которые может предложить рынку каждая из входящих в холдинг компаний».

Сейчас в Acer проходит внутренняя реорганизация, связанная с определением рыночных позиций групп продуктов под марками Acer, Gateway и Packard Bell, выработкой новой стратегии продаж, маркетинговой и ценовой политики по продвижению каждого отдельно взятого бренда на конкретных региональных рынках. Так, ПК eMachines (выпускаются одноименной компанией, купленной в 2004 г. Gateway, а теперь вошедшие в номенклатуру продукции Acer) останутся компьютерами начального уровня для потребителей наиболее простых и дешевых ПК, марка Acer станет синонимом ПК с высокими технологическими показателями, а марки Gateway и Packard Bell закрепляются за системами с наиболее стильным и современным дизайном. Продукты под этими торговыми марками будут поставляться в соответствии с уровнем их известности на локальных рынках. Так, в регион ЕМЕА и Россию будут «направлять» только ПК Acer, eMachines и Packard Bell, а в США и Японию — Acer, eMachines и Gateway. После приобретения E-Ten в структуре холдинга Acer произойдут дополнительные изменения уже в силу заметных различий в уровне проникновения продуктов этой марки на локальные рынки. Так, в Западной Европе коммуникаторы и смартфоны E-Ten продаются в относительно небольшом количестве, а на российском рынке они занимают одну из лидирующих позиций в сегменте мобильных устройств.

«Проводя организационную перестройку и диверсификацию, мы рассчитываем на дальнейшее успешное развитие компании: к 2011 г. ее оборот должен увеличиться до 30 млрд. долл. при сокращении уровня операционных расходов ниже 6%», — заявил Джанфранко Лянчи.

Что касается нашего рынка, то, как отметил Глеб Мишин, главный представитель Acer в России и СНГ, по данным Dataquest, продажи компьютеров компании за 2007 г. увеличились на 72,4%, что в 2,8 раза выше темпов роста рынка. Компания по-прежнему лидирует здесь по продажам ноутбуков, увеличив поставки мобильных ПК на 63,1% и захватив около 27% этого сегмента. В 2007 г. Acer начала кампанию по активному продвижению настольных ПК и в этом сегменте рынка смогла добиться заметных успехов: к началу текущего года ее доля увеличилась более чем в 2 раза (до 4,2%). Хотя, по оценкам аналитиков, российский рынок ЖК-мониторов замедлил рост (за год темпы прироста снизились с 22 до 12%), Acer удерживает на нем долю в 20%.

По словам Глеба Мишина, высокие результаты, достигнутые в России в прошлом году, стали возможными благодаря тесному взаимодействию с партнерским каналом: «Мы никогда не обманывали наших партнеров, они нам доверяют, а мы помогаем им развивать бизнес, что, в свою очередь, благотворно отражается на наших результатах». Он сказал, что среди 3150 зарегистрированных партнеров компании в 2007 г. отличились крупные федеральные и средние региональные розничные сети (в том числе специализированные), имеющие более 2 тыс. розничных точек — на них пришлось 50% продаж ноутбуков. Кроме того, он отметил реселлеров, продающих продукцию клиентам из сегмента СМБ — этот рынок демонстрирует опережающие темпы роста закупок — 61% против 21% у корпоративных заказчиков.

Глеб Мишин добавил, что, по данным Acer, на полках магазинов крупных розничных сетей стало меньше продуктов российских сборщиков, снизились объемы продаж «самосборных» ПК: «Партнеры начали переходить к продажам готовых систем известных вендоров. При этом компьютеры Acer рассматриваются реселлерами как первоочередные кандидаты, так как наша компания предлагает по привлекательным ценам сбалансированный модельный ряд устройств, обладающих высоким качеством и надежностью и выполненных в нестандартном дизайне».

Дополнительным стимулом для перехода партнеров из категории сборщиков в реселлеры станут новые условия сервисного обслуживания техники Acer. Как подчеркнул Глеб Мишин, компания реорганизовала сервисную сеть, в которой логистика отделена от услуг по ремонту. Это позволило сократить сроки таможенного оформления с нескольких недель до 7 дней. Кроме того, Acer создала буферный склад, аккумулирующий запчасти в объеме 40% от ежемесячной потребности сети из 162 сервисных центров на территории России. В результате большинство ремонтов техники Acer теперь производится в течение 10 рабочих дней после обращения в сервисный центр.

Отмечая достигнутое превосходство в сегменте мобильных ПК стоимостью менее 1 тыс. долл., Глеб Мишин заявил, что теперь компания будет добиваться расширения своей доли в сегменте ПК стоимостью свыше 1,5 тыс. долл., где лидирует Sony. Для этого компания начала поставки новых моделей ноутбуков Aspire 6920 и 8920, выполненных в обновленном дизайне Gemstone и использующих самые передовые технологии Acer, а также мощных игровых настольных ПК Predator.

Вендор также будет увеличивать свою долю в сегменте ноутбуков начального уровня, предложив новые мобильные ПК марки eMachines (первый, заметный на нашем рынке результат преобразования компании в мультивендорную), и портативных ПК Extensa и TravelMate для корпоративных пользователей, продаваемых выделенными партнерами со статусом Acer Active. Параллельно расширится предложение ЖК-мониторов с новым дизайном и дополнительной функциональностью для домашних пользователей и компьютерных игроков.

«Наша цель — увеличить в 2008 г. продажи оборудования еще на 65% и довести оборот Acer в России до уровня, заметно превышающего 1 млрд. долл. При этом мы хотим не только сохранить лидерство в сегменте ноутбуков, но и занять передовые позиции в сегментах настольных ПК и ЖК-мониторов», — заявил Глеб Мишин.


Версия для печати (без изображений)