Зарегистрированная в 1993 г., компания «Формоза»* начинала с поставок комплектующих для сборки ПК: тогда этот вид бизнеса бурно развивался. «Но руководители компании сразу поставили задачу создать собственное производство. Развитие производства, его совершенствование было и остается центральной темой все годы существования компании, — подчеркивает Абулферз Абачев, начинавший свою деятельность руководителем дизайн-бюро по проектированию системных, графических и звуковых плат для ПК, а ныне — исполнительный вице-президент группы компаний (ГК) «Формоза».

Руководство фирмы поставило амбициозную цель — вывести «Формозу» в лидеры российского рынка. Поэтому еще в середине 90-х годов на арендуемых площадях НПО «Альтаир» развернулось полноценное конвейерное производство ПК, была запущена линия по сборке мониторов Samsung.

В те годы в России поставщики компонентов предлагали системные платы более чем трех десятков китайских производителей. «Обилие плат no name, стоимость которых была на 40–50 долларов ниже аналогичных продуктов таких известных компаний, как ASUSTeK, Elit Group, GIGABYTE, MSI, открывало «Формозе» перспективы собственного производства системных, звуковых, графических плат. Тогда это было экономически выгодно и создавало хороший имидж нашей компании как производителя», — объясняет Абулферз Абачев. В середине 90-х годов аналогичная ситуация сложилась и на рынке мониторов: везти компоненты и собирать дисплеи в России было экономически целесообразнее.

Так, в «Формозе» начали выпуск плат собственной разработки под маркой Formoza. Для этого закупили технологические линии по монтажу компонентов на платах. Открыли линию по выпуску мониторов. Но уже в начале 2000-х годов произошла консолидация мировых производителей дисплеев, они выстроили эффективные каналы сбыта, и оказалось, что дешевле закупать готовые устройства у наших дистрибьюторов, чем самостоятельно ввозить их из-за рубежа, не говоря уже о компонентах и сборке мониторов.

«Успех проекта создания и развития собственного производства зависит от мировой конъюнктуры. Когда на нашем рынке устанавливают правила крупнейшие мировые производители, у которых объемы выпуска тех или иных устройств исчисляются десятками и сотнями миллионов штук, становится очевидной бесперспективность конкуренции с ними, и такие проекты приходится закрывать», — признает исполнительный вице-президент ГК «Формоза». Словом, производство мониторов закрыли, а две существующие производственные линии по выпуску системных плат в скором времени будут переведены на контрактную основу для выполнения внешних заказов. Прекращен и выпуск ноутбуков под маркой Formoza — даже в условиях очень быстрого роста этого сегмента российского рынка компания не смогла конкурировать с известными международными вендорами. Однако, не желая окончательно уходить с этого рынка, «Формоза» заключила дистрибьюторское соглашение с компанией LG и стала поставлять ее ноутбуки.

Наряду с производственным направлением у «Формозы» существовало и дистрибьюторское подразделение — компания «Сити Трейд Груп». Она завоевала признание дилеров тем, что выполняла их заказы в течение 3–7 дней. В то время как другие дистрибьюторы вынуждены были везти компоненты для сборки ПК из-за рубежа (на это уходило до 30–40 дней), «Сити Трейд Груп» скупала продукты на рынке Москвы и оперативно доставляла их партнерам.

Основные вехи в истории «Формозы»

1997 г. Совместно с Samsung запущена новая линия сборки ПК, а также линия сборки системных плат.

1998 г. Дизайн-бюро «Формозы» начало самостоятельно проектировать платы для ПК.

1999 г. Выпущена первая системная плата собственной разработки на базе набора микросхем Intel i810.

2000 г. Начался выпуск серверов серии «Альтаир».

2001 г. «Формоза» провела первую конференцию для партнеров, занимающихся розничной продажей компьютеров Formoza. Производство компании получило сертификаты качества по стандарту ISO-9001 и ISO-9002, а также право указывать на компьютерах: «Сделано в России».

Начато производство мониторов под маркой Formoza Stargate.

2002 г. «Формоза» анонсировала программу («Розница 2002») создания национальной сети розничных магазинов «Компьютеры Formoza». Вендор создал и сервисную сеть, объединившую 90 центров в разных регионах страны.

2003 г. Объявлено о начале производства новых серий ПК на базе процессоров AMD и VIA. Прекращен выпуск мониторов.

2004 г. Образовано две независимые компании: Научно-производственный центр «Формоза-Альтаир» (разработка, производство, продажа и сервис ПК Formoza) и дистрибьюторская компания Formoza Distribution. В рамках национальной сети розничных магазинов созданы региональные представительства.

2005 г. По данным аналитиков, «Формоза» третий год подряд входит в пятерку лидеров российского рынка ПК. Вендор заявил о «массовом переходе на технологию AMD64».

2006 г. AMD официально объявила о присвоении ГК «Формоза» статуса «Платинового партнера». «Формоза» открыла третью сборочную линию, которая позволила увеличить выпуск компьютеров на 15%. Продолжилось развитие розничной сети «Компьютеры Formoza», в которой к концу 2005 г. насчитывалось около 250 магазинов. Увеличиваются продажи компьютеров фирмам сегмента СМБ.

2007 г. Анонсирована программа «Пожизненной гарантии» на продаваемые в розницу ПК Formoza, которые должны обслуживать уполномоченные сервисные центры в 68 городах страны.

2008 г. «Год стратегических преобразований». Компания реформирует склады и логистику. Намечено увеличить число сервисных центров со 130 до 170–200. «Формоза» получает статус официального дистрибьютора ноутбуков компании LG.

Но уже в начале 2000-х годов такая схема перестала работать, и «Формоза» вынуждена была заново сформировать полноценное дистрибьюторское подразделение ForDis, которое заключило прямые контракты с основными производителями компонентов. К концу 2007 г. в дистрибьюторском бизнесе «Формозы» началась очередная перестройка — компания реорганизовала свою систему логистики и складов, которая перестала справляться с выполнением заказов партнеров.

«Мы уверенно чувствуем себя на рынке настольных ПК, где входим в пятерку ведущих российских производителей, — подчеркивает Абулферз Абачев. — Компания правильно выбрала свою позицию поставщика настольных ПК для домашних пользователей, привлекла для их продажи широкую сеть партнеров и создала сеть сервисных центров. Поэтому сейчас, когда сегмент домашних пользователей демонстрирует высокий рост закупок настольных ПК, компания оказывается в выигрышном положении: в наших розничных магазинах «Компьютеры Formoza» мы предлагаем покупателям широкий ассортимент своих изделий».

Он напомнил, что еще в самом начале планировалось выстроить полный цикл — от закупки компонентов и производства до продажи готовых компьютеров и их обслуживания. Некоторые проекты (выпуск мониторов, системных плат) оказались со временем нерентабельными. Вместе с тем компании удалось развить дистрибуцию, производство ПК, продажи и сервис, что дает ей весомые конкурентные преимущества на рынке настольных систем.

Потому Абулферза Абачева не смущают заявления некоторых зарубежных вендоров, рассчитывающих в ближайшие годы вытеснить российских производителей с отечественного рынка: «Рынок настольных ПК в России продолжает расти, и на нем места хватит всем. Хотя, конечно, под давлением брендов мелкие сборщики будут вынуждены уйти. Но для завоевания лидирующих позиций зарубежным компаниям потребуется не только наладить сбыт своих ПК, но и построить развитые сервисные сети, на что потребуются годы». «Формоза», имеющая действующую в течение 14 лет сервисную сеть, намерена не только ее расширять, но и ставит своим уполномоченным сервисным центрам новую задачу — принимать на обслуживание компьютеры зарубежных производителей.

Абачев отметил, что большинство зарубежных вендоров продает ПК через магазины федеральных розничных сетей, которые, как считают в «Формозе», в большинстве своем не умеют продвигать сложную технику. В результате вложенные в маркетинг и рекламу в этих сетях деньги растрачиваются, а продукты остаются на полках магазинов. Поэтому «Формоза», продает около 80% своих ПК через региональных партнеров (их более 300) и уверена в сохранении своих позиций одного из лидеров российского рынка настольных систем. В текущем году компания планирует увеличить продажи компьютеров, в регионах дополнительно откроется не менее 100 магазинов «Компьютеры Formoza».

В этом ей помогут созданные четыре года назад региональные представительства, которые начали работать как субдистрибьюторы, выстраивая в регионах собственные дилерские сети и консолидируя заказы местных компаний. Кроме того, запущена предложенная производителем схема, по которой при каждом магазине «Компьютеры Formoza» либо создается собственный сервисный центр, либо появляется сервисный инженер, который занимается обслуживанием и модернизацией ПК, что повышает привлекательность этих магазинов в глазах покупателей.

Три года назад «Формоза» вместе со своими партнерами начала освоение нового для себя сегмента рынка — СМБ. Заметный прорыв в этом направлении был достигнут после изменения в 2006 г. российского законодательства: бюджетные организации обязаны объявлять тендеры на закупку компьютерной техники в объеме от 60 до 500 тыс. руб. Это позволило партнерам «Формозы» не только принимать в них участие, но и выигрывать. В результате доля компьютеров Formoza, поставленных клиентам СМБ, в общем объеме продаж производителя возросла до 10%. Правда, как признает Абачев, продавать серверы «Альтаир» не просто. Ведь они конкурируют с устройствами ведущих зарубежных вендоров, которые поставляют свои системы по ценам чуть ли не ниже тех, которые может предложить «Формоза».

В текущем году, когда отмечается 15-летие компании, ее руководители планируют увеличить общий оборот группы не менее чем в 2 раза. Для достижения этой цели разработан план «стратегических преобразований», который предусматривает развитие дистрибуции, производства, сбыта и сервиса.

* Такое название, «Прекрасный», Тайваню дали португальцы, проникшие на остров в конце XVI в.


Версия для печати (без изображений)